Алексий Петрович (14.03.1854, г. Пошехонье Ярославской губ.- 15.04.1915, г. Кисловодск Терской обл.), прот., церковно-общественный деятель, переводчик, богослов.
Алексий был старшим сыном П. Р. Мальцева (1823-1891), учителя, впосл. помощника смотрителя Пошехонского духовного уч-ща, с 1871 г. иерея, с 1883 г. протоиерея, ключаря Ярославского кафедрального собора, с 1872 г. настоятеля пошехонского Троицкого собора, благочинного собора и 3 монастырей. Мать М. также происходила из духовного сословия.
М. окончил Ярославские ДУ и ДС, в 1874 г. поступил в СПбДА, к-рую окончил в 1878 г. со степенью кандидата с правом на получение степени магистра без нового устного испытания. По собственному желанию прошел курс нравственного богословия у ректора прот. И. Л. Янышева. За соч. «Происхождение нравственного чувства и нравственных понятий по учению Джона Стюарта Милля, Бэна и Герберта Спенсера: (Изложение и разбор)» был признан достойным звания кандидата богословия. В отзыве на работу М. экстраординарный проф. А. Е. Светилин писал, что она «обнаруживает в авторе столь основательное и многостороннее изучение предмета, что не оставляет желать лучшего». Прот. И. Янышев и проф. Светилин назвали этот труд первым «опытом всестороннего исследования целого направления в нравственной науке» (К 30-летию. 1908. С. 2). Работа была удостоена полной премии митр. Литовского Иосифа (Семашко).
По окончании курса М. был утвержден в степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии и 3 авг. 1878 г. определен преподавателем философии, психологии и педагогики в СПбДС. Одновременно он преподавал педагогику и дидактику в 3-м классе епархиального Исидоровского жен. уч-ща, к-рому пожертвовал часть своей б-ки.
В 1879 г. Советом академии М. был утвержден в степени магистра богословия за переработанное курсовое соч. «Нравственная философия утилитаризма» (1879). Критически разбирая это учение, М. показал отличия христианского понимания нравственности от того, как оно представлено в утилитаризме, и все преимущества первого. Исследователь обращает внимание на неопределенность утилитарных идей удовольствия и счастья как суммы удовольствий (принцип непреодолимого стремления к счастью, по Дж. С. Миллю,- единственный принцип нравственности), и на лишь кажущееся применение сторонниками утилитаризма индуктивного метода, на их стремление монополизировать истину. По М., «идея нравственно справедливого, долженствующего быть» отлична от «пользы или удовольствия» (Мальцев. 1879. С. 304). Система утилитаризма фактически игнорирует исконную потребность человека стремиться к совершенствованию, его нравственную природу, поскольку «каждая нравственная система» не может быть «полной и законченной» без участия «Богооткровенной религии» (Там же. С. 317).
Отношнеия нравственности и религии, по мнению М.,- отношения взаимодействия. Будучи всеобъемлющим, «нравственное учение христианства... охватывает своим содержанием всю природу человека» (Там же. С. 327). Но религ. и философская нравственность различны по своим источникам (Откровение и человеческий разум), способам (познание и воспитание сердца) и методам раскрытия нравственных истин. В нравственной системе христианства он выделил 3 отдела: учение о высшем благе, о добродетели и об обязанностях. Они выражают основную идею христ. нравственности - любовь к Богу и ближнему. По утилитарному принципу деятельность человека мотивирована преимущественно эгоизмом. Утилитаризм пытается усвоить все сколь-нибудь возвышенные черты др. нравственных систем, прежде всего христианства, но по природе они чужды ему: «совершенная любовь к ближним, так сказать, поглощает право» (Там же. С. 358).
Обобщив накопившийся опыт, М. опубликовал труд «Основания педагогики» (1885, 1912), в котором последовательно изложил частные доктрины педагогики как науки о воспитании: собственно педагогику, «излагающую основные законы и правила, которыми нужно руководствоваться при воспитании детей, куда входят разделы о воспитании физическом, умственном, нравственном, религиозном и эстетическом»; дидактику, состоящую из правил или приемов изучения, общих для всех наук; методологию, заключающую приложение общих правил преподавания к обучению отдельным наукам; училищеведение (Schulkunde) как учение о правильном и рациональном устройстве и содержании школы; историю педагогики. Среди вспомогательных дисциплин по отношению к педагогике М. называет анатомию, физиологию, гигиену, психологию, социологию, антропологию и эстетику. Автор останавливается на целях и средствах воспитания, наказаниях и наградах, видах домашнего и общественного воспитания (фребелевской системе, яслях, воспитательных домах). Много внимания уделяется душевной жизни человека (отдельно и подробно рассматриваются умственная, или познавательная деятельность души, ее чувствовательная и желательная способность, или воля), мыслительному процессу и логическим построениям, излагается метод воспитания ребенка с первых дней его жизни, включая физическое воспитание (условия проживания, питание, движение и т. д.). «Божественное учение Христа, где чувство любви, добра и сострадания представлено в полном идеальном совершенстве», служит «самым могущественным средством для воспитания нравственного чувства и при том в форме простой и удобопонятной для ребенка... Религия составляет потребность души человека»,- указывает М. (Мальцев. 1912. С. 6, 203-204). Одновременно он совместно с основоположником отечественной педагогической психологии П. Ф. Каптеревым издал кн. «Вопросы матерям о детях» - некую программу, включающую 422 вопроса «для систематического наблюдения над развитием детей».
7 июня 1882 г. М. был рукоположен во иерея и назначен настоятелем Троицкой ц. при дирекции имп. театров и Театральном уч-ще и законоучителем. В 1884 г., отработав обязательные 6 лет по духовно-учебному ведомству, М. был уволен из семинарии и епархиального уч-ща и утвержден в должности штатного преподавателя педагогики в петербургской Александровской жен. гимназии Ведомства учреждений имп. Марии. Также он преподавал педагогику в Мариинской и Екатерининской гимназиях и частных гимназиях М. П. Спешневой и Е. Н. Стеблин-Каменской. Перевел с английского «Психологию» А. Бэна и с французского 5-томные «Беседы» реформатского проповедника Е. Берсье.
23 авг. 1886 г. М. по предложению митр. С.-Петербургского Исидора (Никольского) был определен настоятелем посольской домовой ц. во имя равноап. кн. Владимира в Берлине. До начала первой мировой войны она располагалась в посольском здании, приобретенном в 1837 г. имп. Николаем I Павловичем. М. запомнился митрополиту как знаток новых языков, когда, будучи студентом, выполнил для него по поручению проф. М. О. Кояловича перевод с англ. языка публикаций по случаю трагической кончины благочинного прот. Павла Кедроливанского.
22 сент. 1886 г. ректор СПбДА Ладожский еп. Арсений (Брянцев) за литургией в Князь-Владимирском соборе возвел М. в сан протоиерея и напутствовал его на труды за границей (С.-Петербургский листок. 1886. № 259. С. 2).
Домовая посольская церковь на 150 чел. располагалась в надворном флигеле на Унтер-ден-Линден, 7 и первоначально была рассчитана исключительно на служащих посольства. М. отремонтировал храм, ввел ежедневные богослужения в течение всего года с чтениями на нем. языке, и превратил его в приходский. После богослужения по благословению М. детям преподавали Закон Божий, Свящ. историю, изъяснение богослужения и (по желанию) рус. язык, историю, географию. Когда богослужения стали совершаться и на нем. языке, число прихожан значительно увеличилось и достигало 5 тыс. чел., включая православных сербов, румын, болгар и греков. Мн. немцы благодаря настоятелю серьезно заинтересовались Православием. Антон Фердинанд Гёкен (1845-1915), католик евр. происхождения, отставной офицер, в 1890 г. принял Православие с именем Василий, а затем стал 1-м в Германии нем. правосл. священником и ближайшим помощником М. в деле перевода (хорошо владел древнеевр. и древнегреч. языками).
М. периодически совершал богослужения в приписанных к Берлину правосл. церквах др. городов: Потсдама (в русской колонии Александровка, построенной для рус. военных колонистов в 1822-1823, с храмом во имя св. кн. Александра Невского (1826-1829); архит. В. П. Стасов), Людвигслуста, Шверина, Ремплина, Данцига, Гёрберсдорфа; в канцелярии Императорской миссии при сенатах вольных городов Гамбурга и Любека, в Федорвальде-Петерхайне у единоверцев в Вост. Пруссии, а позже и во вновь построенной церкви в Тегеле.
Зная о тяжелом положении ряда российских подданных, оказавшихся в Берлине и др. германских городах, М. решил организовать благотворительное братство для духовного окормления соотечественников на чужбине и оказания им материальной помощи. 13 нояб. 1886 г. на праздновании в честь дня рождения российского посла в Берлине, генерал-адъютанта гр. П. А. Шувалова, М. нашел в его лице поддержку своим начинаниям. М. стал духовником Шувалова и его семьи, преподавал Закон Божий его детям и внукам. 6 сент. 1888 г. митр. С.-Петербургский Исидор утвердил устав братства, разработанный М. при участии юристов А. Н. Кудрявцева, Н. А. Зверева и М. И. Свешникова. 8 апр. 1890 г. устав был согласован с прусским министром иностранных дел и одобрен им. Учредительное собрание Православного благотворительного об-ва св. равноап. кн. Владимира при церкви рус. имп. посольства в Берлине (Свято-Князь-Владимирского братства) состоялось 29 марта 1890 г. в зале рус. посольства.
Основу «неприкосновенного фонда» об-ва составило пожертвование 5 тыс. р. от имп. Александра III Александровича, внесенное по представлению обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева, одобрившего отчет братства. Покровителем братства с 1890 г. был вел. кн. Владимир Александрович, а после его кончины, в 1909-1920 гг.,- его вдова вел. кнг. Мария Павловна. По уставу, российские послы в Берлине (в 1890-1895 П. А. Шувалов, в 1895-1912 - Н. Д. Остен-Сакен, в 1912-1914 С. Н. Свербеев) считались почетными председателями Общих собраний братства; председателями братства избирались советники посольства: М. Н. Муравьёв (1890), Н. В. Чарыков (1893) и др. Деятельностью братства между проводимыми раз в году Общими собраниями руководил совет, избираемый на 3 года. Делами братства фактически управлял М., занимавший формально должность сначала казначея, с 1908 г.- секретаря. М. был единогласно избран управляющим делами братства. Среди членов и почетных членов братства, к-рых к янв. 1891 г. насчитывалось 388 чел., были свт. Феофан Затворник (Говоров), св. прав. Иоанн Кронштадтский, с которым М. состоял в переписке, равноап. Николай (Касаткин), сщмч. митр. Владимир (Богоявленский), прмц. вел. кнг. Елисавета Феодоровна, вел. князья Михаил Александрович, Алексей Александрович, Сергей Александрович, Павел Александрович, Георгий Михайлович, Михаил Михайлович, вел. кнг. Екатерина Михайловна, принц Максимилиан Баденский, кор. Вюртембергская Ольга Николаевна, принцесса Альтенбургская и герцогиня Мекленбургская Елена Георгиевна, кн. В. П. Палей, гр. Муравьёв-Виленский, гр. А. А. Голенищев-Кутузов, ген.-адъютант И. Л. Татищев, контр-адмирал Ф. В. Дубасов, К. К. Грот, В. А. Дашков. Композитор и дирижер А. Г. Рубинштейн передал в дар братству в пользу бедных 2 тыс. марок из суммы, собранной на концерте в Берлине.
В задачи братства входила «помощь терпящим нужду русским гражданам всех христианских конфессий и верующим греко-православной конфессии всех национальностей». В дальнейшем братство помогало пострадавшим от неурожая (1891-1892) в Центр. России, а также инвалидам и сиротам, отправляло посылки рус. военнопленным в Японии, передало в дар икону для г. Петропавловска-Камчатского. Особенно важной была помощь русским, завербованным недобросовестными агентствами для работы в Германии на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве и оставшимся на чужбине без средств переселенцам-крестьянам, к-рые через Германию направлялись в Бразилию. После открытия возбудителя туберкулеза проф. Р. Кохом (1882) в Германию из России стали приезжать больные, надеясь получить исцеление с помощью новых препаратов; их также окормляло братство.
Прот. Алексий постоянно сталкивался с трудностями при отыскании места для отпевания и погребения русских на инославных кладбищах. По инициативе М. берлинская паства собрала денежные средства (35 тыс. марок) на приобретение 2 участков земли у местного крестьянина Р. Яна между пригородными селениями Райниккендорф и Тегель (ныне оба в черте Берлина). В окт. 1892 г. за 17 тыс. марок был куплен участок площадью 19,988 кв. м., в марте следующего года - еще один, площадью 13,363 кв. м., за 11 тыс. марок. В 1892-1894 гг. было основано правосл. кладбище с ц. во имя святых Константина и Елены (заложена 21 мая 1893 М. в присутствии посла гр. Шувалова; архит. М. Т. Преображенский). На строительство храма, к-рое велось под рук. придворного архитектора А. Бома, по 3 тыс. р. выделили Победоносцев и кнг. Е. П. Демидова-Сан-Донато. Прот. Иоанн Кронштадтский пожертвовал 700 р. и благословил постройку. Крупнейшее пожертвование (3524 р. 90 к.) внес нем. фабрикант Э. Бергманн.
21 мая 1894 г. М. соборно освятил шатровую церковь, построенную в московско-ярославском стиле XVII в. и являющуюся самым старым рус. храмом в Берлине. Над главным входом была возведена звонница с 5 колоколами, отлитыми на гатчинском заводе А. С. Лаврова и подаренными статским советником А. Г. Елисеевым, который также пожертвовал 10 тыс. марок, золоченый иконостас и часть утвари. По распоряжению имп. Александра III из России было доставлено ок. 40 тонн земли, которую рассыпали по кладбищу слоем в 5 см, на территории кладбища посадили растения, привезенные из российских губерний.
26 июня 1895 г. вел. кн. Владимир Александрович на участке напротив кладбища «положил начало» Братскому дому трудолюбия в память имп. Александра III (Kaiser-Alexander-Heim, или Александергейм). Закладка 3-этажного дома состоялась 10 апр. 1896 г., в день рождения августейшего покровителя братства. Имп. св. Николай II Александрович пожертвовал 7 тыс. марок, на к-рые были проложены и вымощены дороги между 2 приобретенными участками. Автором проекта был инженер П. Ф. Горбачёв из Ростова-на-Дону, строительством руководил берлинский архит. А. Вихман. 26 нояб. 1896 г. состоялось освящение Братского дома. В здании разместились типография, мастерские (столярная, слесарная, переплетная; изготавливались свечи для рус. храмов в Германии, Австрии, Дании, Швеции), где работали русские, небольшая бесплатная гостиница для молодых ученых из России, квартиры (на 3-м этаже с сент. 1897 жил М.). Здесь устраивались рождественские елки и др. праздники, чаепития, беседы о трезвости. Бедным безвозмездно предоставляли средства для возвращения на родину (до 50 марок), выплачивали ежемесячные пособия (от 5 до 20 марок), раздавали одежду, обувь, школьные и учебные принадлежности; помогали с оформлением документов, решали спорные вопросы с нем. работодателями, для больных приглашали врачей. Напр., в 1900 г. трудовой помощью братства воспользовались 137 чел. «Всех приютить, успокоить, приискать дело, всячески помочь - вот что ставил своей прямой задачей Алексей Петрович» (Христианская мысль. К., 1916. № 12. С. 65).
В здании находились также исторический музей и Русская бесплатная б-ка с каталогами и читальней для рабочих, занимавшей половину дома в саду. Фонды б-ки насчитывали свыше 3 тыс. томов и ок. 50 рукописей, включали периодические издания, труды отечественных и зарубежных богословов, философов и историков. М. пожертвовал б-ке свое личное собрание книг, была приобретена б-ка богослова Н. П. Аксакова, мн. исторические издания были переданы в дар бароном А. Е. Врангелем, кнг. В. Ю. Трубецкой и российскими дипломатами. Русский исторический музей за границей, занимавший 2 комнаты, состоял из 14 витрин и имел более чем 2 тыс. картин и гравюр, посвященных истории Православия и рус. присутствию в Европе. Предметы правосл. быта в значительной степени были собраны М. у старообрядцев и особенно у единоверцев из Вост. Пруссии. Они передали М. листы Следованной Псалтири, святцы, медные литые кресты, образки и складни, вериги и др. Мн. иконы были приобретены у антикваров в Берлине, Потсдаме, Нюрнберге, Дрездене. Мемориальное значение имели медные кресты, найденные на полях сражений под Лейпцигом (дар пожизненного члена братства баронессы Шотлендер, 1894) и Данцигом. М. отвел целый зал под собрание гравюр, картин, бюстов и различных предметов, относящихся к эпохе имп. Наполеона I. Рядом с Братским домом находились 2 каменных домика для рабочих, сад с оранжереями, огород, 18 оранжерей-теплиц с водяным отоплением и ок. 20 парников без отопления (выращивали цветы на продажу), пасека и лесопитомник, к-рые пришлось ликвидировать из-за увеличения захоронений. Музей считался полностью утраченным, но в 2010 г. выяснилось, что хранящаяся в ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве коллекция из более чем 1 тыс. монет происходит из Братского «Дома императора Александра III». Проданный братством в 1970 г. Берлину дом был снесен по решению местного сената летом 1975 г.
В деятельности братства М. видел возможность для решения «чудесной задачи - знакомства просвещенного общества со служением нашей Церкви, наверняка самым лучшим в мире». Братство организовало 2 приходские школы при храмах для преподавания Закона Божиего как детям, так и взрослым: в Берлине при посольской церкви, где занятия проводил М., и в Потсдаме. До мая 1891 г. М. преподавал Закон Божий румынкам, обучавшимся в жен. ин-те имп. Августы в Шарлоттенбурге.
Имп. Николай II на основании отчета о деятельности братства за 1890-1900 гг. выразил «искреннюю благодарность» М., а цесаревич Михаил Александрович - желание стать почетным членом братства и пожертвовал 1 тыс. р. Деятельность братства была широко известна в Германии и в др. странах Зап. Европы. На Всемирной Парижской выставке 1900 г. Братский дом в Берлине получил почетный отзыв, на международной пожарной выставке в Берлине в 1901 г.- диплом прусского МВД.
С 1899 г. М. активно занимался созданием эмеритальной кассы русского заграничного духовенства, чтобы обеспечить пенсиями и пособиями вышедших за штат священно- и церковнослужителей. Его помощником был второй берлинский свящ. Н. Н. Сахаров. Касса открылась в 1901 г.
Помимо благотворительной и духовно-просветительной деятельности братство организовывало сооружение правосл. храмов (в основном в курортных городах): Всех святых (1896-1899; архит. Л. Н. Бенуа; заложена и освящена М.) в Хомбурге (ныне Бад-Хомбург-фор-дер-Хёэ), прп. Сергия Радонежского (1898-1901; проект акад. В. А. Шрётера) в Бад-Киссингене, арх. Михаила (1899-1901; архит. Д. А. Крыжановский) в Гёрберсдорфе (ныне Соколовско, Польша; заложена и освящена М.), свт. Иннокентия Иркутского и прп. Серафима Саровского (1908) в Бад-Наухайме, а также домовых церквей: свт. Николая Чудотворца (1901) на 2-м этаже дома в Гамбурге, равноап. Марии Магдалины (1908) в Брюккенау (ныне Бад-Брюккенау), богослужебного помещения в приходе вмч. Пантелеимона в гостинице «Kaiserhof» (Императорский двор) (1912-1913) в Бад-Вильдунгене (не сохр.), временной Петропавловской ц. (1912-1913; освящена М.) в Данциге (ныне Гданьск, Польша) и церковного дома (1911) в Хомбурге. Дом в Гамбурге М. приобрел для братства, освятил церковь, в которую был помещен исторический «Мемельский иконостас» (1760). Храм был упразднен после продажи дома братством в 1995 г., иконостас по ходатайству митр. Кирилла (ныне Патриарх Московский и всея Руси) и при участии председателя братства Г. А. Рара возвращен в Россию, где в 2007 г. после реставрации установлен в нижнем храме кафедрального собора Христа Спасителя в Калининграде - храме-памятнике рус. воинам, павшим на землях Пруссии в Семилетнюю войну. В Бад-Наухайме в 1905 г. М. совершил 1-ю правосл. литургию в день памяти св. кнг. Ольги, в 1907-1908 гг. старейший в городе католич. храм был приобретен братством, перестроен; там был установлен иконостас (1805), пожертвованный еп. Тамбовским и Шацким Иннокентием (Беляевым) и привезенный из ц. преподобных Зосимы и Савватия Саровской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни. При храме перед первой мировой войной был открыт дом престарелых. В 1910 г. церковь посещала семья имп. Николая II, покровительницами прихода были имп. св. Александра Феодоровна и прмц. вел. кнг. Елисавета Феодоровна. В 2003 г. переулок рядом с храмом получил имя А. П. Мальцева. Планировалось сооружение собора во имя ап. Андрея Первозванного в самом Берлине. К 1907 г. на его строительство было собрано 250 тыс. марок.
На воскресной службе и на праздник Покрова Пресв. Богородицы в 1889 г. в берлинской церкви молились имп. Александр III и вел. кн. Георгий Александрович. Посещали храм и были знакомы с М. прп. Алексий (Кабалюк) и мч. Константин Минятов, обратившийся к Богу после переезда в Германию в нояб. 1897 г. и регулярно посещавший посольскую церковь до возвращения в Россию в сент. 1900 г. Перед российскими властями М. ходатайствовал о прощении Минятову революционной деятельности в годы студенчества.
По инициативе М. потсдамский храм неоднократно ремонтировали (в 1888 большой ремонт после постройки; 1893, 1895, 1898, 1902, 1907 гг.), установили оборудование для печного отопления (1890). В Потсдаме службы стали регулярными, когда псаломщиком (с 1890), а затем священником (с 1894) был определен В. Гёкен. Церковный хор, как и в Берлине, состоял из немцев. Из-за проповедей М. среди онемечившихся потомков первых колонистов Александровки, чаще всего конфирмованных в лютеран. церкви, и их обращения (напр., семьи Яблоковых) в правосл. веру отношения с полицией были напряженными и протоиерея обвиняли в прозелитизме. Храм посещали в 1861 г. буд. митр. Московский и Коломенский Леонтий (Лебединский), в 1907 г. архиеп. Финляндский и Выборгский Антоний (Вадковский). При храме некоторое время проживала семья Тураевых, в т. ч. будущий востоковед Б. А. Тураев. Жена М., Мария Аполлинариевна (урожд. Крылова; 5 апр. 1861 - 4 мая 1889), была похоронена в ограде потсдамской Александро-Невской ц. В день ее смерти в память о ней М. передал в этот храм Толгский образ Божией Матери.
На рубеже XIX и XX вв. паства РПЦ в Германии составляла уже ок. 5 тыс. чел. На 1 дек. 1900 г. только в Берлине и его окрестностях проживали 873 православных. Накануне первой мировой войны Свято-Владимирское братство насчитывало более тысячи членов по всему миру.
М. стремился сохранить рассеянные по различным инославным кладбищам рус. могилы. С этой целью он описал мн. могильные памятники со стихотворными эпитафиями и поручил членам братства и учащимся обойти берлинские и потсдамские инославные кладбища и зарегистрировать все имеющиеся на них рус. памятники. В результате на Дорофеевском протестант. кладбище в груде др. камней, предназначенных к продаже, был обнаружен и перенесен на территорию Русского кладбища памятник, стоявший над могилой композитора М. И. Глинки.
Известен интерес М. к культуре и искусству. По его инициативе на доме, где с 1 сент. 1856 г. жил и через 5 месяцев скончался Глинка (Franzoеsischestrasse, 8; не сохр.), 1 июня 1899 г. были установлены памятные доски на рус. и нем. языках. В открытии мемориала приняли участие композитор М. А. Балакирев и дирижер Н. И. Казанли. Затем здание получило название «Дом Глинки» (Glinka-Haus), над его входом был поставлен бюст композитора. По инициативе М. были установлены памятные доски на домах, где родились имп. Екатерина II и имп. Мария Феодоровна, супруга имп. Павла I.
М. известен как переводчик, историк и богослов. С 1890 по 1904 г. вышли его переводы на нем. язык богослужебных книг с параллельными церковнослав. текстами.
В кн. «Die heilige Krönung» (Священное коронование), вышедшей в Берлине к торжеству коронования имп. Николая II в Москве 14 мая 1896 г., не только приведен чин коронования всероссийского государя императора и его августейшей супруги, но и содержится подробный исторический обзор этих чинов в их историческом развитии, а так же сравнительный очерк о чинах коронации византийских и рим. императоров и о подобных обрядах в Германии, во Франции, Великобритании, в Венгрии, Италии, Израиле, Египте, Эфиопии. Исторический очерк о короновании в России включает обряды воцарения вел. кн. Димитрия Иоанновича, царей от Иоанна IV Васильевича Грозного до имп. Александра III. В приложении опубликовано поучение митр. Московского и всея Руси Дионисия царю Феодору Иоанновичу. Издание Канонника (1895) М. посвятил имп. св. Александре Феодоровне. М. опубликовал чины присоединения к Православию реформатов и католиков, язычников и мусульман (1897), чины погребения, омовения ног в Великий четверг, мироварения, освящения антиминсов, принятия малой и великой схимы, последование Недели Православия (1898).
Кн. «Menologion der Orthodox-Katholischen Kirche» (Месяцеслов православной кафолической Вост. Церкви; 1900-1901) содержит евангельские и апостольские чтения, тропари, кондаки и др. части праздничных служб на славянском, частично на греч. и нем. языках (нек-рые чинопоследования включены полностью, в т. ч. службы из общей Минеи), подробные описания праздников, жития святых, обширное введение с изложением учения правосл. Церкви о почитании святых, мощей и икон - достояния неразделенной Церкви первых 9 веков. Особый раздел посвящен двунадесятым праздникам. М. также представил в книге обзор памятей святых Восточной Церкви и Римско-католической Церкви, подчеркнув общность святых, к-рые жили в то время, когда Церковь была едина. М. считал, что «каждая страна и каждое время» выбирают для особого почитания лишь нек-рых из множества святых, при этом во всех святых «прославляется единый Бог».
С 1890 по 1914 г. в Берлине, преимущественно в изд-ве «Карл Сигизмунд», вышло 14 томов переводов М., во многих были параллельные церковнославянские и иногда греческие тексты и комментарии. В 1895 г. по поручению и на средства Победоносцева в Берлине было издано переложение НЗ на рус. язык, выполненное В. А. Жуковским в 1844-1846 гг., опубликованы Служебник, а также «Размышления о божественной литургии» Н. В. Гоголя. За свои труды в 1906 г. М. был удостоен полной Макариевской премии.
М. сопровождал переводы статьями о возникновении богослужебных чинов, а также сравнительным анализом богослужебных текстов Вост. и Зап. Церквей (напр., утренних и вечерних богослужений; 1902) и апологетическими комментариями. Он утверждал, что разнообразные литургические чины развивались из одной основы, данной Иисусом Христом и преподанной апостолами в учрежденных ими Церквах. М. опубликовал детальное сравнение литургических молитв, богослужебных действий и возгласов, рассмотрев все литургии на основе последования литургии свт. Иоанна Златоуста. Нек-рые имена и термины он переводил с греческого, ориентируясь прежде всего на их богословский смысл и предлагая уточнения сложившейся литургической терминологии. Учитывался и евр. текст псалмов.
Переводы и издания богослужебных книг М., с одной стороны, продолжали деятельность Российского Библейского общества, протоиереев В. П. Полисадова, опубликовавшего в 1849 г. параллельные тексты литургии свт. Иоанна Златоуста на нем. и слав. языках, М. Ф. Раевского, И. И. Базарова и Г. Е. Остроумова, на к-рых ссылается М., с другой - стали первыми попытками перевода в дискурсе старинной национальной языковой инославной культуры с акцентом на догматической и смысловой точности и с т. зр. правосл. вероучения: ему были хорошо известны и лютеровский перевод Библии, и богослужебные тексты протестантов. Лингвисты достаточно высоко оценивают переводы М., к-рые адекватно передают содержание оригинального текста, язык их понятен, несмотря на неточность употребления нек-рых лексем. Стремясь следовать церковнослав. тексту и тексту оригинала (сам М. указывал, что заботился «о наивозможной точности не только в передаче смысла, но в самой форме конструкции и расположении слов»), он мог не всегда соблюдать законы нем. синтаксиса, однако допустимое изменение порядка слов переводчик использовал в качестве выразительного средства для привлечения внимания читателя к выделенному элементу высказывания. М. считал, «что от такого, строго буквального соблюдения формы оригинала, немецкий текст не только не пострадал, но, напротив, сохранил силу, возвышенность и красоту образов и выражений, коими чрезвычайно богаты молитвы и гимны в их оригинальных текстах» (Andachtsbuch (Каноник). 1895. S. XVII, XIX). Перевод М. богослужебных книг с церковнославянского на нем. язык, к-рый учитывал и греч. оригинал, и частично евр. тексты, до наст. времени остается основой для литургических текстов на нем. языке, которые пригодны для пения.
Как богослов М. много выступал, в частности, на Велеградских конгрессах представителей слав. национальностей для разработки вопросов о взаимообщении верующих Вост. и Зап. Церквей. Символично, что заседания проходили именно в Велеграде, в бывш. столице Вел. Моравии, к-рую М. считал св. землей для славян, своего рода слав. Палестиной. Он допускал возможность единения с теми христ. сообществами, к-рые сохранили преемство от апостольского времени, при условии, если будут устранены все догматические расхождения между ними и Правосл. Церковью. В первую очередь речь шла о Filioque и догмате о вероучительной непогрешимости папы Римского в Римско-католической Церкви. Остальные различия Православной и Римско-католической Церквей (учения о Пресв. Богородице, о загробной участи человека) М. считал несущественными (Керенский. 1915. С. 28). «Примиряющее согласие» евхаристического канона Римско-католической Церкви с вост. литургиями М. находил в молитве «Jube haek prаeferi» - зап. форме вост. эпиклезиса, который католическая Церковь сохранила для униатов и использовала в богослужении 12 февр. 1908 г., в день празднования памяти св. Иоанна Златоуста (Мальцев. 1910). Доклад М. вызвал восторженную реакцию в католич. среде, в частности, у униат. митр. Андрея Шептицкого.
Для англикан и др. протестантов М. видел большие трудности в возможности единения с Православием. Так, он не признавал каноничности англикан. церковной иерархии, называя брит. королей «мирскими папами», указывал, что в англиканстве, как и в протестантизме в целом, искажено учение о Евхаристии. В отличие от ряда православных богословов того времени М., особенно в поздних публикациях, критиковал протестантов и старокатоликов за отсутствие у них почитания святых, мощей и икон и освящение ими алтарей без мощей святых, за что старокатолики называли М. папистом. По свидетельству проф. В. А. Керенского, М. отличался «ригористическим отношением к инославным» и, «кажется, в духе греческой Церкви готов отрицать действительность даже за таинством крещения в протестантстве» (Керенский. 1915. С. 23).
М. подготовил ряд трудов апологетического характера (Dogmatische Eroertungen. 1893; Die russische Kirche. 1893; Старокатоличество и Православие. 1898), что привело к дискуссии, в к-рой участвовали православные, католики и протестанты. В ответ на критические публикации в адрес Правосл. Церкви М. указывал, что выводы инославных авторов, основанные на неполном знании предмета, ошибочны или более свойственны самим инославным исповеданиям. Так, доктор Ф. Кни в издании «Die russisch Schismatische Kirche, ihre Lehre und ihr Kultus» (Graz, 1894) утверждал, что упразднение Патриаршества в России произошло потому, что имп. Петр I считал законным патриархом только папу Римского, и большинство членов РПЦ относятся к Патриаршеству исключительно формально. В кн. «Русская Церковь по изображению римско-католического писателя» (1894) М. доказал, что Кни несправедливо подозревает Русскую Церковь в отступлении от Православия и дает тенденциозный обзор ее истории как схизматической Церкви.
В 1906 г. в С.-Петербурге М. участвовал в деятельности 5-го и 7-го отделов Предсоборного присутствия, к-рое рассматривало вопросы «О преобразовании духовно-учебных заведений» и «О мерах к ограждению православной веры и христианского благочестия от неправых учений и толкований ввиду укрепления начал веротерпимости в империи». На заседаниях Предсоборного присутствия он прочитал реферат «О постановке богословского образования в Германии и отчасти в Англии и Америке» и доклад «Внутренняя миссия» (20 апр. 1906), посвященный европ. благотворительным орг-циям и служению женщин делу спасения ближних. М. считал, что диакониссы в древности не только прислуживали при крещении женщин, но и непосредственно участвовали в делах миссии, обходя дома, оказывая всевозможную помощь и услуги нуждающимся и больным. Намереваясь исправить ситуацию социального неблагополучия средствами христ. служения ближним, он считал необходимым восстановление института диаконисс.
М. собрал сведения, в т. ч. архивные, о распространении христианства в Германии, об истории создания правосл. церквей и рус. учреждений в Зап. Европе и Сев. Америке. В его кн. «Германия в церковно-религиозном отношении» приведены уникальные сведения об истории христианства (с III-V по XIX в.) и 24 храмов на нем. земле, из которых 21 принадлежал Русской Церкви. В 1911 г. вышли иллюстрированный 76 изображениями «Берлинский братский временник» и кн. «Православные церкви и русские учреждения за границею». М. организовал в Берлине и собственное изд-во «Bratstwo», где выходил «Ежегодник Берлинского братства» (СПб., 1906, 1911) с информацией о заграничных православных церквах, об их истории и реликвиях, а также о священнослужителях, храмоздателях, посольствах и миссиях, к к-рым были приписаны храмы. В 1913-1914 гг. в изд-ве «Bratstwo» М. начал выпускать ж. «Церковная правда», выходивший 2 раза в месяц при участии А. А. Папкова и прот. Т. А. Налимова из С.-Петербурга. Кроме того, М. издавал маленькими тиражами на нем. и рус. языках богословский церковный ж. «Вестник». Программа журнала была опубликована в 1-м номере «Церковной правды» в 1913 г. Предполагались разделы: «Рассуждения о предметах богословского знания», «Пастырская и приходская деятельность», «Положение православной Церкви в России, славянских землях и на Востоке», «Положение христианских обществ вне Церкви Православной как в России, так и за границей», «Апологетика», «Библиография». Статьи Н. М. Боголюбова, П. В. Верховского, А. А. Покровского, П. Я. Светлова и др. давали возможность зап. читателям увидеть проблемы эпохи глазами православных, представляя на их суд «правду Православия».
За свои труды М. был награжден митрой, а также орденами св. Анны 1-й степени, св. Владимира 2-й степени (6 мая 1911), золотым, украшенным бриллиантами наперсным крестом из Кабинета Его Императорского Величества, Кавалерским крестом Греческого ордена Спасителя, Сербским орденом св. Саввы 2-й степени со звездой, Прусским орденом короны 2-й степени, болгар. св. Александра командорским крестом «3а гражданские заслуги» 2-й степени со звездой, орденом Мекленбург-Стрелицкой Вендской короны, командорским крестом ордена Белого Сокола Саксен-Веймарского герцогского дома, Черногорским орденом кн. Даниила 2-й степени со звездой и командорским крестом ордена Румынской короны.
М. был почетным членом СПбДА, МДА, КДА и КазДА, действительным членом имп. Русского Палестинского об-ва, Общества правосл. соединенных братств Нью-Йоркского округа, Королевско-греческого христианского археологического об-ва в Афинах, Королевско-сербского дружества св. Саввы, Имп. православного об-ва, Общества ревнителей русско-исторического просвещения и «Общества вспомоществования недостаточным студентам» СПбДА, членом-учредителем родительского кружка в С.-Петербурге, действительным членом философского общества при С.-Петербургском ун-те, членом религиозно-философского общества при Киевском ун-те. 13 мая 1898 г. М. с детьми был возведен в потомственное российское дворянство, после чего добавлял к своей фамилии частицу «von».
В характере М. современники отмечали сочетание внутренней умиротворенности и твердой воли. Три его дочери: Наталья (род. 1881, в замужестве Вилкова), Екатерина (1883-1964, д-р философии Берлинского ун-та, музыковед, психолог, педагог) и Анна (род. 1885, ум. в детстве) - учились в церковноприходской школе. Сын Владимир (род. 1887) по окончании Московского ун-та стал юристом.
Митр. Антоний (Вадковский) предлагал овдовевшему протоиерею стать кандидатом на епископство в Сев. Америке (в 1907, после архиеп. Алеутского свт. Тихона (Беллавина); впосл. Патриарх Московский и всея России). М. мог также занять должность ректора СПбДА, но предпочел остаться в Берлине, считая деятельность братства и службу в Германии главными в своей жизни. Первая мировая война прервала деятельность братства. 21 июля 1914 г. М. вместе со всем рус. духовенством и российскими дипломатами был вынужден покинуть Германию с детьми Екатериной и Владимиром и вернуться в Россию. М. поселился в Москве, на Цветном бульваре, и надеялся продолжить издание братского ж. «Церковная правда», но его здоровье ухудшалось. Скончался в Кисловодске, куда переехал в янв. 1915 г. для лечения и где занялся устройством домового храма. Отпевание состоялось в Никольском соборе Кисловодска. Тело протоиерея было отправлено поездом в Петроград. После панихиды в храме ДА, совершенной 19 апр. ректором еп. Анастасием (Александровым), М. был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской в честь Святой Троицы лавры. Последний выпуск «Церковной правды» был посвящен памяти М., были опубликованы воспоминания прот. сщмч. Александра Хотовицкого, прот. Н. Кузнецова, А. И. Покровского, Тураева и Керенского.
В советский период могила М. считалась утраченной. В 2000 г. по инициативе и при поддержке архиеп. Берлинского и Германского Феофана (Галинского) над местом погребения был установлен памятник - бетонная раковина с крестом и табличкой. К 100-летней годовщине со дня кончины прот. Алексия при помощи членов братства во главе с его председателем Д. Г. Раром (Франкфурт-на-Майне) на Никольском кладбище был установлен и 21 дек. 2014 г. открыт новый памятник - крест из черного гранита. Изучается вопрос о возможности прославления М. как местночтимого святого.