[Англ. Carroll] Льюис [наст. имя Чарлз Латвидж Доджсон; англ. Charles Lutwidge Dodgson] (27.01.1832, Дарсбери, графство Чешир, Англия - 14.01.1898, Гилфорд, графство Суррей, Англия), англ. писатель, математик, логик, фотограф, диак. Церкви Англии. Род. в семье англикан. священника. Прадед К., Чарлз Доджсон, был англиканским епископом. Отец К., также Чарлз Доджсон, принадлежал к «Высокой Церкви» Англии, к ее наиболее консервативному крылу, т. н. англо-католикам, тесно общался с их лидерами Э. Б. Пьюзи и Дж. Г. Ньюменом (впосл. перешел в католицизм и стал кардиналом) и иными представителями «Трактарианского» или Оксфордского движения, Отца К., как и др. трактарианцев, интересовали причины разделения христиан, они пытались преодолеть конфессиональные разногласия, создав «теорию ветвей», к-рая предполагала существование 3 полноценных земных воплощений Церкви Христовой - Православия, рим. католицизма, англиканства, разделенных на земле в силу исторических причин, но равнозначно обладающих апостольским преемством. До 12-летнего возраста образованием К. занимались родители, возможно, по причине заикания, которым он страдал. По достижении 12 лет К. поступил в грамматическую школу Ричмонда, в 1846 г. был переведен в школу Рагби, где ему не нравилось, но именно там впервые ярко проявилось его математическое дарование. В 1851 г. он поступил в Оксфордский ун-т, став членом аристократического и наиболее престижного в то время Крайст-Черч-колледжа, в котором учился и его отец (протекцию колледжу оказывала сама кор. Виктория). По окончании бакалавриата (1854) К. стал преподавать в ун-те. По свидетельству К., это событие состоялось скорее вопреки его действиям, поскольку он не проявлял в учебе должного усердия. Тем не менее, начав преподавать в Крайст-Черч-колледже в 1855 г., К. читал там лекции по математике до 1881 г. Согласно уставу колледжа, его преподаватели должны были иметь священный сан, однако К. откладывал рукоположение. 22 дек. 1861 г. он был вынужден уступить требованиям руководства колледжа и стал диаконом, но от рукоположения во священники отказался. Это решение не соответствовало уставу колледжа, и для К. существовала угроза отстранения от работы. По невыясненным причинам декан колледжа Генри Лидделл, вначале намеревавшийся уволить К., изменил свое решение. Случай К. стал уникальным прецедентом для того времени, он был единственным преподавателем колледжа, не имевшим сана священника. До сих пор неизвестно, почему К. отказался от священства. По одним сведениям, он не согласился на рукоположение из-за дефекта речи и боязни проповедовать, по другим - из-за запрета для англикан. священников участвовать в культурной жизни страны и, в частности, посещать театр. В дневниках К. встречаются рассуждения о том, что священство требует от человека безгрешной жизни, на к-рую, как считал К., сам он не был способен (цит. по: Woolf. 2010. P. 185). Возможно, именно это и послужило основной причиной отказа К. от священства. Преподавательская и приходская деятельность интересовали его меньше, чем литературная. Писать стихотворения и короткие рассказы К. начал еще в Оксфорде. По совету друзей он стал публиковать их не под настоящим именем, а под псевдонимом Льюис Кэрролл. К. составил псевдоним на основе лат. вариантов своего настоящего имени: 1-е имя Чарлз на латыни - Carolus или Карл; отсюда - Кэрролл, 2-е имя Латуидж, происходящее от лат. Ludovicus или Людовик, было переделано в Льюис. Т. о., К. выбрал производные от лат. вариантов своего имени и поменял их местами. Первым произведением, изданным под псевдонимом Льиюс Кэрролл, была романтическая поэма «Одиночество» (Solitude) (1856, ж. The Train). Успехом для К. стала публикация в 1865 г. кн. «Алиса в Стране чудес» (Alice's Adventures in Wonderland). Прототипом главной героини стала дочь декана Крайст-Черч-колледжа Лидделла Алиса. К. неоднократно сопровождал детей Лидделла во время прогулок по реке. Во время одной из них (4 июля 1862) К. и придумал историю об Алисе. «Алиса в Стране чудес» написана в жанре нонсенса и впосл. послужила основой для появления жанра фэнтези. Среди множества образов и аллюзий, к-рыми наполнена сказка, есть и «автопортрет» К.: писателю соответствовала птица Додо (когда писатель заикался, он произносил свою фамилию как До-До-Доджсон - Fens. 1994. P. 77), к-рую Алиса встретила на берегу Моря слёз. Успех «Алисы в стране чудес» был для К. неожиданным и в корне изменил его жизнь. Ходили легенды, что книга понравилась кор. Виктории и якобы она просила написать ее продолжение. К. данный факт опровергал, вместо нового повествования об Алисе он опубликовал 2 книги о методе вычисления определителей, или детерминатов (понятия из линейной алгебры), который впосл. получил название «конденсация Доджсона».
Желая избежать усиленного внимания публики, в 1867 г. К. вместе с Г. Лиддоном отправился в Россию. Офиц. причиной поездки было стремление представителей «Оксфордского движения» упрочить связи с РПЦ. Неофициальным поводом покинуть Британию был обычай отправлять на континент выпускников Оксфорда, чтобы они могли отдохнуть после длительного периода учебы. В поездке Лиддону и К. удалось посетить не только С.-Петербург и Москву, но также Н. Новгород и Варшаву (в то время входила в состав Российской империи). Ключевым событием поездки стало посещение Троице-Сергиевой лавры 12 авг. 1867 г., во время которого Лиддон и К. с разрешения еп. Леонида (Краснопевкова) присутствовали на Божественной литургии. В лавре состоялась встреча Лиддона и К. с митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым). По возвращении из России К. начал писать продолжение истории об Алисе, в 1871 г. была закончена кн. «Алиса в Зазеркалье» (Through the Looking-Glass and What Alice Found There). Вторая книга об Алисе была написана более пессимистично, чем первая. Причиной тому послужила смерть отца К., к-рая повергла писателя в долгую депрессию. Действие книги происходит также в выдуманной стране - Зазеркалье, куда Алиса попадает, пройдя сквозь зеркало. Если Страна чудес из 1-й книги представляет собой колоду игральных карт, то Зазеркалье является символическим отображением шахматных доски и фигур. В историю о путешествии Алисы по Зазеркалью К. вставил стихотворение о Бармаглоте (Jabberwocky, выдуманное существо), его 1-е четверостишие полностью состоит из придуманных слов, к-рые тем не менее подчиняются всем законам языка (Nida, Taber. 2004. P. 34): «Варкалось. Хливкие шорьки / Пырялись по наве, / И хрюкотали зелюки, / Как мюмзики в мове» (пер.: Д. Орловская). 6 февр. 1888 г. в письме ученицам Бостонской классической гимназии К. объяснил, как он составил название этого выдуманного существа из 2 слов: «Англосаксонское слово «wycer» или «wycor» означает потомок или плод. Если принять во внимание обычный смысл слова jabber, означающего «исступленный и многоречивый спор», то мы получим значение «результат исступленного спора»» (Галинская. 2007. С. 92).
Обе аллегорические истории об Алисе неоднократно подвергались различным толкованиям и дешифровкам. Среди них были попытки найти в книгах К. религ. подтекст. Шейн Лесли предположил, что «Алиса в Стране чудес» стала попыткой К. описать религ. обстановку в Англии в 40-70-х гг. XIX в: «При таком прочтении Алиса - наивный первокурсник, оказавшийся в гуще богословских споров той поры; Белый Кролик - скромный англиканский священник, пуще всего боящийся своего епископа (Герцогиня). Двери в зале символизируют английскую Высокую и Низкую церковь; золотой ключик - ключ Свящ. Писания; пирожок, от которого откусывает Алиса,- святую догму. Кошка Дина, которой так боится церковная Мышь,- конечно, католичка, а Алисин скотч-терьер, будучи шотландцем,- пресвитерианец, что также весьма неприятно Мыши» (цит. по: Демурова. 1979. С. 58). Различные проблематичные ситуации, связанные с желанием Алисы подрасти или уменьшиться в росте, для Лесли являются символом колебаний англ. верующего между «Высокой» и «Низкой» Церквами. История о Зазеркалье представляется несколько более сложной для религ. толкования. Однако и здесь есть аллюзии на события из истории Церкви Англии XIX в., напр., герои Зазеркалья: Труляля - «Высокая Церковь», Траляля - «Низкая Церковь», Белая Королева - Ньюмен, Овца - Пьюзи (Науменков. 2004. С. 96). Следующей работой К. в жанре нонсенс стала поэма «Охота на Снарка» (The Hunting of the Snark. 1876), описывающая охоту команды из 9 чел. и бобра за неким Снарком, напоминающим Бармаглота из повести об Алисе. К. пытается показать, как, преследуя свою мечту, человек может обрести нечто совершенно противоположное. Так, охотники, найдя Снарка, незаметно для себя вместо него поймали Буджума, его антипода. «В 1940-х годах появилась такая теория, что Снарк - это атомная энергия (и вообще научный прогресс), а Буджум - ужасная атомная бомба (и вообще все, чем мы за прогресс расплачиваемся)» (Кружков. 2001. С. 6).
После публикации поэмы «Охота на Снарка» К. более чем 10 лет не писал художественных произведений, занимаясь математикой и логикой («Словесные звенья», 1878; «Евклид и его современные соперники», 1879, 1881; «История с узелками», 1885; «Логическая игра», 1887; «Математические курьезы» в 2 частях, 1888, 1893). «Повествование о Сильви и Бруно» (1-я ч. издана в 1889; 2-я ч. «Заключение «Сильви и Бруно» - в 1893) выдержано в духе классических романов викторианской эпохи и впервые содержит христ. мораль. К написанию романа К. подошел с научной т. зр. и разработал теорию 3 видов, или степеней состояния человека: «а) обычное состояние, когда присутствие фей не осознается; б) состояние «жути», когда, осознавая все происходящее, человек одновременно осознает присутствие фей; в) состояние своего рода транса, когда человек, вернее, его нематериальная сущность, не осознавая окружающего и будучи погружена в сон, перемещается в действительном мире или в Волшебной стране и осознает присутствие фей» (Галинская. 2007. С. 105). Несмотря на рекламную кампанию и отличные иллюстрации, роман не имел популярности у читателей.
Размышляя над религ. взглядами К., нек-рые исследователи утверждали, что консервативность К., его принадлежность к высокоцерковной традиции англиканства являлись чем-то внешним, тем, что скорее тяготило писателя. В мире своих произведений он освобождался от законов и условностей общественной жизни. «Нонсенс создает особый, разительно непохожий на реальную действительность мир… В этом мире… не помышляют о спасении души, не ходят в церковь, не благотворительствуют, не лицемерят... Нонсенс подчеркнуто антидидактичен и внерелигиозен…» (Демурова. 1979. С. 89-90). Тем не менее Д. Хадсон, один из основных биографов К., характеризовал его как викторианского консерватора, убежденного тори, ничем не выделяющегося из университетской среды (Hudson. 1976 (цит. по: Tufail J. Understanding Carroll's Theological and Philosophical Views). Трудность с определением религ. взглядов К. заключается в том, что он никогда открыто о них не заявлял и не писал. Племянник К., Стюарт Доджсон Коллингвуд, отмечал, что классический консерватизм К. в культурных и религ. вопросах был скорее следствием его нежелания сопротивляться университетской среде, в частности влиянию главы «Оксфордского движения» Пьюзи. В доказательство Коллингвуд приводит случай, происшедший в 1861 г. и связанный с делом профессора греч. языка Б. Джоуэтта. Филолог Джоуэтт решил заняться библеистикой и принял участие в создании сб. «Эссе и обзоры» (1860), ставшего манифестом «Широкой Церкви». Сборник, состоявший из 7 статей, был выдержан в модернистском ключе (напр., в нем поддерживались историко-критический метод и дарвинизм) и вызвал острую критику со стороны англикан-высокоцерковников, гл. обр. со стороны «Оксфордского движения». В 1861 г. Джоуэтт попросил руководство Оксфордского ун-та поднять ему жалованье, которое было существенно меньше жалованья др. профессоров. Пьюзи, желая наказать Джоуэтта, решил использовать сложившуюся ситуацию и стал всячески препятствовать положительному решению вопроса. Во время публичного обсуждения К. осудил авторов «Эссе и обзоров». Однако, наблюдая за гонениями на Джоуэтта и его единомышленников, к-рые продолжались до 1865 г., К. на свои средства опубликовал сатирическое произведение «Динамика частицы» (The Dynamics of a Particle, 1865), описывая конфликт между Джоуэттом и Пьюзи. К. счел важным донести свою позицию до коллег по ун-ту. Он пришел к выводу, что богословские споры нельзя решать при помощи насилия и что позиция Пьюзи слишком агрессивна (в «Охоте на Снарка» К. выбрал для Пьюзи иной образ - теперь он более не Овца, как в повествовании об Алисе, а Капитан (Bellman), не имеющий компаса и приводящий команду к неправильной цели). Следствием публикации «Динамики частицы» стал отход К. от лагеря высокоцерковников. Вернее, богословские взгляды К. оставались по-прежнему в традиции «Высокой церкви» (в частности, он ратовал за сближение с Православием), но при этом не одобрял методов, к-рые использовали высокоцерковники для подавления инакомыслящих. После публикации «Динамики частицы» закончилась дружба К. с Пьюзи, изменился круг общения К. В сер. 60-х гг. XIX в. он познакомился с «широкоцерковным» англикан. священником-социалистом Ф. Морисом. Англ. «социализм» сер. XIX в. был одним из компонентов идеологии консерватизма и подразумевал превосходство общего над индивидуальным, национальных интересов - над личными. Эти положения, в частности, были характерны для политики премьер-министра Великобритании Б. Дизраэли (Науменков. С. 96). К. симпатизировал социализму Мориса, поскольку считал его идеологию довольно близкой к раннехрист. модели существования (Tufail. Электр. ресурс). Параллельно с лит-рой и математикой К. занимался фотоискусством. Он создал более 3 тыс. фотографий, в т. ч. Алисы Лидделл, своих друзей и коллег - профессоров и преподавателей Оксфордского ун-та.