Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КРАУТХАЙМЕР
38, С. 484-485 опубликовано: 25 ноября 2019г.


КРАУТХАЙМЕР

Рихард [нем. Krautheimer Richard] (6.07.1897, Фюрт, Бавария - 1.11.1994, Рим), историк искусства, исследователь визант. и средневек. архитектуры и искусства барокко; один из основоположников комплексного и иконографического метода в изучении христ. зодчества. Отец - Натан Краутхаймер - крупный благотворитель; двоюродный брат - известный историк визант. искусства Эрнст Китцингер. Во время первой мировой войны К. служил в армии, в 1919-1923 гг. учился в ун-тах Мюнхена, Берлина и Марбурга у Г. Вёльфлина, А. Гольдшмидта, В. Вайсбаха. В 1924 г. женился на Труде Хесс, искусствоведе и коллекционере. Три года работал над реестром памятников церковной архитектуры Эрфурта (Inventarisierung der Erfurter Kirchen für die Preussische Denkmalpflege). Защитил диссертацию по архитектуре нищенствующих монашеских орденов Германии в 1925 г. под рук. П. Франкля, принципов систематизации к-рого К. придерживался всю жизнь; впосл. привнес их в среду искусствоведов США. Окончил докторантуру в 1927 г. в Марбурге под рук. Р. Хамана.

Р. Краутхаймер. Фотография. 90-е гг. ХХ в.
Р. Краутхаймер. Фотография. 90-е гг. ХХ в.

Р. Краутхаймер. Фотография. 90-е гг. ХХ в.

В том же году в нем. б-ке Герциана в Риме К. и его коллега Р. Виттковер составили проект документального свода ранних христ. церквей Рима (Corpus Basilicarum Christianarum Romae) для Папского ин-та христ. археологии (1-й том вышел в 1937; работа над изданием продолжалась с 1937 по 1977). В 1928 г. К. стал приват-доцентом в ун-те Марбурга и преподавал там до 1933 г. (по грантам занимался исследованиями в Герциану в 1930-1933). С 20-х гг. XX в. совместно с Т. Клаузером и К. Леманном К. изучал раннехрист. и визант. архитектуру в Италии, Греции, Турции и слав. странах Балканского п-ова.

В 1933-1935 гг. K. продолжил работу над сводом христ. церквей на частные средства, но усилившиеся гонения на евреев заставили К. эмигрировать в США. К. получил место преподавателя в ун-те Луисвилла (шт. Кентукки), в 1937 г. перешел в гуманитарный Вассар-колледж в Пенсильвании. Во время второй мировой войны К. принял американское гражданство и в 1942-1944 гг. добровольно работал в Управлении стратегических служб США (Office of Strategic Services). Он анализировал аэрофотоснимки Рима, чтобы сохранить исторические памятники от разрушения при бомбардировках. Кроме Вассар-колледжа К. преподавал в ун-те Нью-Йорка (1938-1949), в котором в 1952 г. стал профессором искусствознания. В нач. 50-х гг. XX в. К. совместно с женой работал над монографией о худож. Лоренцо Гиберти (1-й том вышел в 1956, 2-й - в 1971).

В кон. 50-х гг. XX в. K. взялся за самое трудное, по его мнению, дело жизни - обзор раннехрист. архитектуры в серии книг по истории искусства изд-ва «Пеликан» (Pelican). Рукопись была готова в 1963 г., опубликована в 1965 г. Свод позднеантичной и раннесредневек. архитектуры получил широкое признание; он редактировался и переиздавался в 1975, 1979 и в последующие годы сохранял значение базового учебника для ун-тов. В 1971 г. K. прекратил преподавание и в качестве заслуженного професора (emeritus) вернулся в Рим, где поселился при Герциане. Здесь К. завершил работу над сводом памятников архитектуры и написал 2 исследования по архитектуре Рима, которую изучил досконально (Rome: Profile of a City. 1980; The Rome of Alexander VII. 1985). Знание социальной истории, письменных источников и принципов истории архитектуры позволили К. образно развернуть живую картину становления церковного зодчества IV-V вв. и появления христ. города.

Лекции К., прочитанные в мае 1979 г. в Калифорнийском ун-те в Беркли (США), были изданы в 1985 г. (Three Christian Capitals: Topography and Politics). В конце жизни ученый пришел к мысли создать цельную картину сложения христ. города и его архитектуры, выяснить причины и определить этапы преобразования города античного мира в город христ. эпохи. К. думал переработать курс 1965 г., дополнив его разделом о градостроительстве. Однако он успел лишь обрисовать контуры становления церковного зодчества IV-V вв. и появление христ. города на примере крупнейших столиц поздней Римской империи - Рима, К-поля и Медиолана (Милана) - как принципиально нового и цельного историко-культурного явления. Подход К. к анализу архитектуры и градостроительства и его церковно-политическая топография основаны на совокупном анализе исторических, археологических, юридических и ландшафтных данных и учитывают влияние на архитектуру законодательства поздней античности, социальной жизни, состояния финансов и перемен в структуре гражданского и военного управления империей, но в первую очередь - развития богословия и борьбы различных направлений в христианстве. К. привлекает огромное количество новой информации (данные раскопок, обмеры архитектуры, иконографический материал: рисунки, картины, фрески, эпиграфику и нумизматику, картографию и письменные источники). Т. о., К. заложил основу методики и определил направление дальнейшей работы для своих последователей, в т. ч. русских. Он создал своего рода «исследовательский мост», к-рый связал столицы зап. и вост. частей Римской империи, Италию и Византию.

К. умер в Палаццо-Цуккари (одно из зданий б-ки Герциана). Оставил много учеников, особенно в ун-те Нью-Йорка (Г. Салман, Л. Штейнберг, Ф. Хьюмер, М. Трахтенберг, С. Чурчич, Д. Кинни). 100-летие со дня рождения К. отмечено научными конференциями и сборниками, посвященными его памяти (секция College Art Association в Нью-Йорке, 1997; сборник статей: Architectural Studies in Memory of Richard Krauthheimer / Ed. C. L. Striker, J. S. Ackerman. Mainz, 1996; Pratum Romanum: Richard Krauthheimer zum 100. Geburtstag / Hrsg. R. L. Colella u. a. Wiesbaden, 1997). Влияние К. в европейском и американском искусствознании остается значительным. Его подходы к программно-смысловой интерпретации средневекового здания и взаимоотношений архитектуры, политики и сакральной топографии в градостроительстве приобрели известность в т. ч. в России, особенно после выхода в 1969 г. сборника его статей, а также публикации рус. перевода кн. «Три христианские столицы» (2000).

Соч.: Die Kirchen der Bettelorden in Deutschland. Köln, 1925; Mittelalterliche Synagogen. B., 1927; Zur venezianischen Trecentoplastik. Marburg an der Lahn, [1928]; Opicinus de Canistris: Weltbild und Bekenntnisse eines avignonesischen Klerikers des 14. Jh. L., 1936; Corpus Basilicarum Christianarum Romae: The Early Christian Basilicas of Rome (IV-IX Centuries). Vat., 1937-1977. 5 vol.; The Carolingian Revival of Early Christian Architecture // The Art Bull. N. Y., 1942. Vol. 24. 1-38 (Idem // Idem. Studies in Early Christian, Medieval and Renaissance Art. 1969. P. 203-256); Introduction to an «Iconography of Medieval Architecture» // J. of the Warburg and Courtald Institutes. L., 1942. Vol. 5. P. 1-33 (Idem // Idem. Studies in Early Christian, Medieval and Renaissance Art. N. Y., 1969. P. 115-150); Sancta Maria Rotunda // Arte del Primo millennio: Atti del II convegno per lo studio dell'arte dell'alto medio evo tenuto presso l'Università di Pavia nel settembre 1950 / Ed. E. Arslan. Torino, 1950. P. 21-27; Mensa-coemeterium-martyium // Cah. Arch. 1960. Vol. 11. P. 15-40; Early Christian and Byzantine Architecture. Harmondsworth, 1965; Riflessioni sull'architettura paleocristiana // Atti del VI Congresso Internazionale di Archeologia Cristiana (Ravenna, 23-30 settembre 1962). Vat., 1965. P. 567-579; Ghiberti's Bronze Doors. Princeton (NJ), 1971; Rome: Profile of a City, 312-1308. Princeton, 1980; Three Christian Capitals: Topography and Politics. Berkeley, 1983 (рус. пер.: Три христианские столицы. М.; СПб., 2000); The Rome of Alexander VII, 1655-1667. Princeton, 1985.
Лит.: Kleinbauer W. E. Modern Perspectives in Western Art History: An Anthology of 20th-Century Writings on the Visual Arts. N. Y., 1971. P. 18, 66, 70, 81, 87, 92 [о методе изучения искусства Каролингов]; idem. Research Guide to the History of Western Art. Chicago, 1982. P. 69-70; Bazin G. Histoire de l'histoire de l'art: De Vasari à nos jours. P., 1986. P. 435, 542; Sauerländer W. Richard Krautheimer // The Burlington Magazine. L., 1995. Vol. 137. N. 1103. P. 119-120; Betthausen P. u. a. Metzler Kunsthistoriker Lexikon: 200 Porträts deutschsprachiger Autoren aus vier Jahrhunderten. Stuttg., 1999. P. 225-228; Wendland U. Biographisches Handbuch deutschsprachiger Kunsthistoriker im Exil: Leben und Werk der unter dem Nationalsozialismus verfolgten und vertriebenen Wissenschaftler. Münch, 1999. Bd. 1. S. 377-386; www.lib.duke.edu/lilly/artlilly/dah/kraytheimerr.htm [Электр. ресурс].
Л. А. Беляев
Ключевые слова:
Историки искусства зарубежные Краутхаймер Рихард (1897-1994), историк искусства, исследователь византийской и средневековой архитектуры и искусства барокко; один из основоположников комплексного и иконографического метода в изучении христианского зодчества
См.также:
ДЕМУС Отто (1902 - 1990), австр. историк средневек. искусства (Византия и Зап. Европа)
ДЖУРИЧ Воислав (1925 - 1996), серб. историк визант. искусства
ЗЕДЛЬМАЙР Ханс (1896 - 1984), австр. религ. философ, историк искусства, представитель т. н. венской школы искусствознания
ЛАФОНТЕН-ДОЗОНЬ Жаклин (1928 - 1995), исследователь визант. и восточнохрист. искусства, представитель иконографического метода исследования