[лат. conductus от conducere - «вести, собирать, стягивать»], вокальный жанр периода Ars antiquа на лат. рифмованный стих, чаще всего духовного содержания, как правило, в строфической форме. К. мог быть одноголосным или многоголосным (во 2-м случае - чаще всего с сочиненным заново тенором). Расцвет жанра приходится на 2-ю пол. XII - 1-ю пол. XIII в. Возник на юге Франции (ок. 100 сохранившихся композиций происходит из Аквитании), получил развитие в школе Нотр-Дам, к кон. XIII в. был вытеснен мотетом; в др. странах, в частности в Германии, бытовал и в XIV в., однако новых К. в этот период создавалось мало.
Первоначально этим термином могли обозначать вступительные песнопения перед литургическими чтениями (напр., в ркп. Matrit. 289, ок. 1140 г.). Так, К. «Resonet, intonet» (Да откликнется, да отзовется), вероятно, исполнялся во время перенесения Лекционария к месту, предназначенному для чтений (см. пример 1).
Одна из версий происхождения термина связана с тем, что К. могли исполнять во время церковных и светских шествий (в частности, в составе литургических драм). Так, в «Действе об антихристе» (ок. 1160) упоминается К. «Alto consilio», который исполнялся, когда персонаж, олицетворявший Церковь, шел к трону. В «Действе о Данииле», записанном студентами ун-та Бове, К. сопровождает появление на сцене действующих лиц и их уход за кулисы. Другая версия (см.: Gillingham. 1991) основана на том, что поэтическая форма К.- более краткая в отличие от близких по форме гимна и секвенции, получивших развитие в более ранний период. В то же время считается, что К. 1-й пол. XII в. представляют собой 2-голосные обработки гимнов и секвенций (см.: Евдокимова. 1983. С. 45, прил. 4, 5, 5а).
Этот термин, впосл. появившийся в нотных рукописях (в качестве рубрики), стал использоваться в музыкально-теоретических трактатах периода Ars antiqua, впервые - в кратком анониме «Discantus positio vulgaris» (ок. 1240), где К. определен как сочинение на стихотворный текст (Coussemaker C. E. H., de. Scriptorum de musica medii aevi: N. S. P., 1864. Mil., 1931r. Vol. 1. P. 96). Позже муз. теоретики называют важнейшим признаком жанра свободно сочиненный (т. е. независимый от литургического или народно-песенного репертуара) тенор: «Тот, кто хочет сочинять кондукт, сначала придумывает такую прекрасную мелодию, какая только возможна, а потом, используя ее как тенор, добавляет дискант» («Искусство мензурального пения» Франко Кёльнского (2-я пол. XIII в.); цит. по изд.: Евдокимова 1983. С. 59). В отличие от мотета, в котором возможна политекстовость, для К. характерно использование одного текста (латинского) во всех голосах.
Несмотря на то что К.- это свободная композиция, а не хоральная обработка, ее тенор могли сочинять в центонной технике (из отрывков григорианских и светских мелодий). Встречаются и светские мелодии с лат. подтекстовкой, что объясняет присутствие песенных структур в теноре К. (симметричное строение часто равновеликих строк с четкими клаузулами; см. пример 2).
преимущественно духовная, связана с различными церковными праздниками, чаще всего с Рождеством Христовым, а также с почитанием Девы Марии. Напр., известен К. Перотина «Beata Viscera Marie virginis» (Святое Лоно Девы Марии; ок. 1220), многострофный текст которого написан Филиппом Канцлером, главой кафедральной школы собора Нотр-Дам.
Светские К. писали на важные политические события (коронация монарха, военные победы), в виде сатирических памфлетов (как и нек-рые мотеты); К. могли быть морализаторскими, погребальными (даже в ХХ в. 1-я часть Пятой симфонии Г. Малера, написанная в стилистике траурного марша, имеет подзаголовок «Wie ein Kondukt» (нем.- как кондукт)).
В качестве процессиональных использовались, вероятно, несложные для исполнения К., прежде всего одноголосные; для исполнения многоголосных К., очевидно, требовались ансамбли искусных певцов-солистов. Возможно, что от процессиональной функции жанра происходит маршеобразный характер его музыки, иногда с оттенком танцевальности.
К. делятся на простые (силлабические) и усложненные (мелизматические), с чередованием силлабических и мелизматических разделов. Различие К. «с хвостами («cum caudis»; имеются в виду заключительные мелизмы в конце строк /строф) и без» описано в музыкально-теоретическом трактате, известном как «Аноним IV Кусмакера» (изд.: Reckow. 1967. S. 82), где автор отдает предпочтение мелизматическим К. и указывает их образцы, напр. 3-голосный «Relegentur ab area» (см.: Евдокимова. 1983. С. 299-303).
Простые К.- моноритмические по складу («нота против ноты»). Пример 3-голосного простого К.- «Quid tu vides, Jeremia?» (Что ты видишь, Иеремия?) (см.: Евдокимова. 1983. С. 297. Прил. 10 (анализ на с. 61)). Теноровая мелодия 1-й строфы этого К. похожа на период повторного строения. Хотя этот склад письма напоминает хорально-аккордовую фактуру, из-за перекрещивания голосов в узкой тесситуре вертикаль прослушивается слабо, преобладает линейный эффект, на слух воспринимается суммарная мелодия, «выплывающая» из разных голосов.
Образец 3-голосного мелизматического К.- «Ave maris stella» (Радуйся, звезда морей) (cм.: Евдокимова. 1983. С. 291-296. Прил. 9 (ноты), анализ на с. 62). Такой тип К. содержит протяженные распевы одного слога во всех голосах (от 5 до 50 тактов в совр. записи), к-рые чередуются с силлабическими участками. Обычно распеваются 1-й и предпоследний (иногда также последний) слоги строфы (строки).
Большинство К. входят в т. н. Magnus liber organi (Большая книга органума) - репертуар школы Нотр-Дам, сохранившийся, в частности, в сборнике сер. XIII в. Laurent. Plut. 29. 1 (80 - одноголосных, 129 - 2-голосных, 55 - 3-голосных, 3 - 4-голосных).
Многоголосные, особенно поздние, К. сочинялись в технике дисканта, т. е. в модально-мензуральном ритме (подобно клаузуле и мотету, а также дискантовым разделам органума). Однако, если клаузула и мотет производны от органума, К. независим от него, хотя в технике письма имеет много общего с дискантовыми частями органумов (остинатно-вариационное развитие с опорой на модальную ритмику).
Ритмическая интерпретация нотации К. (как одноголосных, так и многоголосных) является предметом споров среди исследователей. В совр. транскрипциях преобладает модальная (ритмизованная) трактовка, однако встречается и ритмически индифферентная нотация (черными нотами без штилей, как это принято в транскрипциях григорианского пения; см. пример 1).
Форма К. в целом определяется строением тенора. Обычно она строфическая, по типу секвенций или гимнов (см. форму типа аа1, bb1, cc1 в К. «Quid tu vides...»).
В мелизматических К., особенно принадлежащих Перотину и его окружению (см. анализ 2-голосного К. «Pater noster commiserans» (Отец наш, сострадающий): Евдокимова. 1983. С. 72), широко используются полифонические приемы развития (имитации, канонические секвенции, техника «обмена голосов» - Stimmtausch). Образец 2-голосного мелизма с затейливой полифонией см. в К. «Rex eterne glorie» (Царь вечной славы). В рефренном К. (К.-ронделе, напр.: «Luto carens et latere» (Отринув грязь пленения) Филиппа Канцлера) повторяются рефренные строки (строка) в конце каждой строфы.
Совр. исполнительские версии (реконструкции) известных К. (гл. обр. французских) весьма разнообразны: преобладают вокальные, вокально-инструментальные, но встречаются и чисто инструментальные аранжировки (напр., для портативного органа). Кроме того, в К. нередки инструментальные каденции (вступительные и связующие между строфами). Как и прочие нелитургические вокальные жанры средневековья, К. предназначен для ансамбля солистов с поддержкой инструментов ad libitum (по желанию). В наст. время исполнители в основном придерживаются модально-мензуральной интерпретации, что представляется обоснованным с исторической т. зр.; на совр. слушателя ритмически ровное исполнение производит впечатление монотонности и плохо согласуется с прикладной функцией К., сопровождавших шествия. Нек-рые К. в совр. расшифровке имеют явно выраженную модальную ритмику (распространен 1-й модус), напр. «Verbum Patris humanatur» (Слово Отчее вочеловечилось). По муз. стилю К. часто похожи на светские многоголосные формы того же периода (рондо, виреле и др.).