[Франц. École de Notre Dame de Paris], название, данное современными исследователями группе церковных музыкантов, деятельность которых была связана с собором Нотр-Дам в Париже в период ок. 1150 - ок. 1250 гг. (закладка 1-го камня в основание собора на месте первой христианской церкви Парижа - базилики св. Стефана, состоялась в 1163).
Важнейшим достижением Н.-Д. ш. было превращение полифонии из импровизационной исполнительской практики в искусство муз. композиции, к-рое предполагает письменную фиксацию музыки до процесса ее исполнения (см. также в ст. Многоголосие). Репертуар, созданный представителями Н.-Д. ш., знаменует начало европ. полифонического языка как такового: утверждается система консонансов и диссонансов, устанавливается самая ранняя форма муз. метра, вырабатывается сложный контрапункт. Эти явления были впервые описаны Иоанном де Гарландиа в трактате «О мензуральной музыке» (2-я четв.- сер. XIII в.). Сохранились имена 2 представителей школы Н.-Д. ш.- Леонин и Перотин.
Основным источником сведений о Н.-Д. ш. является анонимный трактат «De mensuris et discantu» (О мензурах и дисканте; написан ок. 1272-1280 гг. (см. ст. Анонимы)). Предполагается, что автор трактата, условно называемый Аноним IV Кусмакера, был родом из Англии, в 70-80-х гг. XIII в. учился и работал в Париже, после чего вернулся на родину.
Согласно Анониму IV, «магистр Леонин... был лучшим сочинителем органумов, который составил большую книгу органума [на песнопения] из Градуала и Антифонария для украшения (multiplicando, букв.- «расширение» - М. Г.) богослужения» (Anonymous IV. 1967. S. 46). К. Райт отождествил Леонина с магистром Леониусом, к-рый жил во 2-й пол. XII в. и был связан с собором Нотр-Дам в Париже: о Леониусе сохранилось 14 упоминаний в финансовых документах собора (Wright. 1986). В документе 1179 г. Леониус назван магистром искусств и каноником парижской ц. Сен-Бенуа,- одной из 4 коллегиальных церквей Парижа, подчиненных собору (Description historique. 1763. P. 335); на тот момент он занимал эту должность уже довольно длительное время. К 1187 г. Леонин стал также каноником августинского аббатства Сен-Виктор в Париже. С 1192 г. он фигурировал в документах собора Нотр-Дам как пресвитер; место, где стоит подпись Леонина, свидетельствует о достаточно высоком положении, занимаемом им в должностной иерархии собора. В 2 документах 1193 г. используется уменьшительная форма имени - Leoninus, к-рая в тот период указывала на близкое знакомство с человеком, а также на его почтенный возраст. Наименование «магистр Леонин» встречается только в 2 вышеназванных документах и у Анонима IV (у последнего - наряду с Leo). Имя Леонин последний раз появляется в документах 1201 г.: вероятно, он умер в этом году или немногим позже. В некрологах собора Нотр-Дам и аббатства Сен-Виктор указаны разные даты смерти: 24 марта и 26 дек. соответственно (без года). Леонин был известен и как автор неск. поэтических сочинений, в т. ч. обширной поэмы «Священная история от сотворения мира» и 4 писем в стихах, адресованных Римским папам Адриану IV и Александру III.
Аноним IV замечает, что «Большая книга органума» «использовалась вплоть до времени великого Перотина, который ее сократил и сочинил множество прекрасных клаузул или puncta, будучи самым лучшим дискантистом (т. е. сочинителем многоголосной мензуральной музыки.- М. Г.), лучшим, чем Леонин» (Anonymous IV. 1967. S. 46; понятие punctum, букв.- «точка», «кусочек», в подобном значении нигде, кроме как у Анонима IV, не встречается). Аноним IV утверждал, что Перотин - автор многочисленных муз. сочинений, и назвал 7 из них: «Сам же магистр Перотин сочинил лучшие четырехголосные органумы, как то: «Viderunt», «Sederunt» с изобилием украшений музыкального рода. И сходным образом превосходные трехголосные оргунумы, как то: «Alleluia, Posui adiutorium», «[Alleluia,] Nativitas» и другие. Он также сочинил кондукты - трехголосные, как то «Salvatoris hodie», и двухголосные, как то «Dum sigillum summi Patris», и простые [одноголосные] помимо многих прочих, как то: «Beata viscera», и другие» (Ibidem). Перотин упоминается как магистр, т. е. он имел степень магистра искусств. Аноним IV использовал в отношении Перотина (как и в отношении Леонина) уменьшительную форму имени (Иоанн де Гарландиа также называл его «magister Perrotinus») и эпитет «великий».
Как историческая личность Перотин точно не идентифицирован. Наиболее вероятно то, что им является магистр Петр, который к 1198 г. был каноником собора Нотр-Дам, а в 1207 г. или незадолго до этого стал помощником (succentor) главного певчего (praecentor или cantor) и занимал этот пост приблизительно до 1238 г. (Wright. 1989. Р. 288-294).
Датировка атрибутированных сочинений Перотина позволяет уточнить период его творческой активности: примерно 1190-1230/40 гг. Четырехголосные органумы «Viderunt omnes» на Рождество и Обрезание Господне и «Sederunt principes» на день св. Стефана часто датируются на основании указов еп. Парижа Эда (Одо) де Сюлли от 1198 и 1199 гг. о реформировании праздника Обрезания Господня (1 янв.) и дня памяти св. Стефана (26 дек.) в соборе Нотр-Дам. В указе о празднике Обрезания Господня, в частности, рекомендуется исполнять респонсорий вечерни, 3-й и 6-й респонсории утренней службы matutinum, «Benedicamus Domino», а также градуал и аллилуиарий мессы «в виде трехголосного, или четырехголосного, или [двухголосного] органума» (in triplo, vel quadruplo, vel organo) (Collection des cartulaires. 1850. P. 74). Кондукт «Salvatoris hodie» предназначен для мессы на Обрезание Господне и, возможно, также связан с реформой Эда де Сюлли. Вероятно, Перотин был знаком с Филиппом Канцлером, занимавшим пост канцлера собора Нотр-Дам с 1218 по 1236 г. Кондукт «Beata viscera» написан на поэтический текст Филиппа Канцлера, два 4-голосных органума Перотина найдены в мотетных версиях с поэтическими текстами, которые приписываются тому же автору.
Аноним IV утверждает, что «Большая книга органума» создавалась для собора Нотр-Дам и в переработанном Перотином виде продолжала использоваться в богослужении вплоть до времени написания им трактата: «Книга или, вернее, книги магистра Перотина были в употреблении вплоть до времени магистра Роберта де Сабилоне (более нигде не упом.- М. Г.) в хоре большого парижского собора Блаженной Девы и с его времени вплоть до сегодняшнего дня» (Anonymous IV. 1967. S. 46).
Репертуар Н.-Д. ш. сохранился в рукописях, появившихся спустя значительное время после того, как начала создаваться самая ранняя его часть, составившая, согласно Анониму IV, «Большую книгу органума» Леонина. Эти рукописи датируются 30-ми гг. XIII - нач. XIV в. Известно 4 основных источника «Большой книги органума». Самым ранним из них считается сб. Guelf. 628 Helmst. (содержит 328 сочинений), скопированный для августинианского кафедрального собора Сент-Андрус в Шотландии. Рукопись Laurent. Plut. 29. 1 (886 сочинений; листы 48-64, 94, 185-200, 255-256 утеряны) имеет франц. происхождение и относится к сер. XIII в. Мадридская рукопись Matrit. 20486 (100 сочинений) была скопирована несколько позже в Испании, скорее всего для Толедского собора. Самая поздняя рукопись - Guelf. 1099 Helmst. (312 сочинений) - почти наверняка была создана во Франции.
Аноним IV трактует понятие «органум» в названии «Большая книга органума», по всей видимости, расширительно, относя его не к жанру органума, а скорее к мензуральной музыке (musica mensurabilis), полифонии вообще (подобная трактовка присутствует у Иоанна де Гарландиа, труд которого послужил одним из источников для трактата Анонима IV). Это не мешало включать в рукописные копии и одноголосные образцы.
О составе «Большой книги органума» можно судить по самому обширному сборнику Laurent. Plut. 29. 1, наиболее тесно связанному с собором Нотр-Дам. В начале его помещены образцы музыки sine littera (букв.- «без букв», т. е. без текста) - органумы и клаузулы, написанные на григорианский первоисточник. В примере 1 приведено начало 3-голосного органума «Descendit de caelis». В нижнем голосе, теноре, помещен литургический напев. Два сочиненных голоса, дуплум и триплум, располагаются в партитуре выше. Начальный раздел содержит выдержанные, силлабически подтекстованные тоны в теноре (так, на 1-й слог «Des-» в каждом из верхних голосов приходится почти 50 нот). В примере 2 представлен другой раздел органума. В теноре распевается слог «Tan-», этот голос подчиняется модальной ритмике и идет в 5-м модусе. Из чередования разделов на выдержанных, силлабически подтекстованных тонах и разделов на мелизматическом распеве в теноре (последние получили название дискантовых) складывается композиция органума. В примере 3 приводится 2-голосная клаузула, также написанная на мелизматический распев слога «Tan-». В какой-то момент дискантовый раздел отделился от органума и стал самостоятельным жанром, получившим название «клаузула».
Далее в сборнике помещены образцы музыки cum littera («с буквами», т. е. с текстом) - кондукты и мотеты. В примере 4 приведено начало 3-голосного кондукта «Trine vocis tripudio». От др. многоголосных жанров Н.-Д. ш. кондукт отличался прежде всего тем, что его тенор основывался на свободном мелодическом материале. Поэтический текст подписан под партией тенора (с силлабической подтекстовкой) и синхронно пропевается во всех голосах. Кондукт открывается каудой (cauda, букв.- «хвост») - мелизматическим распевом 1-го слога текста. Мотет являлся самым поздним многоголосным жанром Н.-Д. ш., он возник в результате добавления поэтических текстов в верхние голоса клаузулы. Сначала выписана партия верхнего голоса, мотетуса, затем - партия тенора с григорианским напевом.
Завершает сборник подборка песенных рефренов, к-рые имеют наиболее тесную связь со светским репертуаром.
Внутри жанровых групп сочинения расположены в порядке убывания количества голосов. В начале манускрипта помещены 4-голосные композиции, собранные независимо от их жанра: это 2 органума Перотина - «Viderunt omnes» и «Sederunt principes», клаузула «Mors» (ее приписывают Перотину на основании стилистической общности с атрибутированными ему сочинениями) и 3 кондукта. За ними следуют органумы и клаузулы для 3 голосов, для 2 голосов, кондукты для 3 голосов, для 2 голосов, кондукт-мотеты для 3 голосов (2 верхних голоса в них записаны так, как если бы это были 2-голосные кондукты), мотеты для 2 голосов, а также неск. мотетов для 3 голосов (записанных в виде отдельных партий), одноголосные кондукты и песенные рефрены.
Внутри групп с григорианским первоисточником песнопения записаны в порядке церковного календаря.
Другие крупные сборники «Большой книги органума» обнаруживают сходные принципы организации, но имеют несколько иные репертуарные акценты. Так, Guelf. 628 Helmst. содержит совсем немного мотетов, исключительно с лат. текстами, в то время как в Guelf. 1099 Helmst. мотеты составляют примерно 2/3 сочинений, в конце сборника представлена большая подборка мотетов с франц. текстами.
Репертуар Н.-Д. ш. распространялся по Европе существенно варьируясь. Дуплум одного и того же 2-голосного органума мог отличаться в разных источниках, сохраняя при этом общий мелодический каркас. Таковы мелодические версии дуплума органумов «Non conturbentur» и «Dum complerentur» (их первоисточники звуковысотно идентичны) в рукописях Guelf. 628 Helmst. Fol. 15-16, Laurent. Plut. 29. 1. Fol. 71v - 72v, Guelf. 1099 Helmst. Fol. 49v - 51. Некоторые органумы возникали как контрафактуры других органумов. Трехголосый органум Перотина «Alleluia, Nativitas» в Laurent. Plut. 29. 1. Fol. 31-32v был использован для органумов «Alleluia, Iudicabunt sanctis» и «Alleluia, Sanctissime Iacobe» в Guelf. 1099 Helmst. Fol. 17v - 19v, 19v - 21. Дискантовый раздел органума мог заменяться др. дискантовым разделом. Двухголосный органум «Viderunt omnes» имеет разные дискантовые разделы на мелизматическом распеве слога «Do-» в Laurent. Plut. 29. 1. Fol. 99-99v и Guelf. 1099 Helmst. Fol. 63-64 и т. д. В то же время сочинение может не содержать к.-л. явных различий в разных источниках.
Все это указывает на непрекращающееся обновление репертуара «Большой книги органума», к-рое описано Анонимом IV как «сокращение и сочинение множества прекрасных клаузул», осуществленное Перотином. В действительности в этот процесс было вовлечено гораздо больше музыкантов - певцов-солистов (главных певчих и их помощников), сочинителей («органистов»), переписчиков.
До 2-й пол. XII в. полифония как средство украшения григорианского пения создавалась непосредственно в процессе исполнения. Большинство сохранившихся образцов полифонического двухголосия того времени являются не композициями в строгом смысле слова, но в большей степени дидактическими примерами, демонстрирующими как подстроить еще один голос к литургическому напеву. Практика импровизации продолжала играть важную роль в самой Н.-Д. ш. Присутствие в рукописях «Большой книги органума» различающихся мелодических версий дуплума в одном и том же 2-голосном органуме имеет сходство с разными мелодическими его реализациями певцами-солистами в рамках устной певч. традиции. Композиция и импровизация здесь нераздельны.
Трех- и 4-голосные сочинения Перотина, наряду с 3-голосным кондуктом «Congaudeant catholici», авторство которого в Кодексе Каликста приписывается кантору собора Нотр-Дам Альберту Парижскому,- первые известные композиции для более чем 2 голосов. Сочинения Перотина стали вехой в истории западноевроп. музыки. Они демонстрируют принципиально новый подход (уже не «органиста», но «дискантиста») к организации муз. текста.
Спонтанная координация голосов в процессе исполнения-импровизации уступила место строгому контролю над многоголосием посредством приведения всех голосов к единой мере, что положило начало становлению муз. метра.
Вертикальная координация голосов подчиняется определенной, установленной системе консонансов и диссонансов. Верхние голоса звучат примерно в одном диапазоне, каждый из них координируется с тенором без особого учета того гармонического эффекта, к-рый верхние голоса произведут при их соединении. Подобная техника (согласования каждого контрапунктирующего голоса прежде всего с тенором, а не друг с другом) сохранится и позднее, вплоть до XVI в., в широко распространенной практике импровизации контрапункта, известной как «пение над книгой» (cantus supra librum).
В сочинениях Перотина утверждается система ритмических модусов. Аноним IV указывает на то, что Перотин применял более развитую нотацию ритма, чем Леонин: «Эти правила [нотации ритма] используются во многих книгах древних, и это со времени и во время великого Перотина... и сходным образом со времени Леонина в какой-то мере» (Anonymous IV. 1967. S. 46).
В отличие от дуплумов более ранних 2-голосных органумов с их прихотливой, ритмически свободной мелизматикой в органумах Перотина голоса над тенором организованы при помощи рядов модусов (т. н. ordines) во фразы различной протяженности, как правило, с разделением их паузами. Возможность передавать подобные фразы из голоса в голос (точно или с варьированием) способствовала образованию в сочинениях Перотина сложного контрапункта и таких основанных на нем форм, как вертикально-подвижной контрапункт, бесконечный канон, каноническая секвенция и др. Когда Аноним IV указывал на «изобилие украшений музыкального рода» в 4-голосных органумах Перотина, он, несомненно, имел в виду в т. ч. «украшения» средствами контрапункта.
Новая, более сложная организация музыкального текста предполагала письменную его фиксацию и передачу.
Репертуар «Большой книги органума» получил широкое распространение по всей Зап. Европе. Помимо рукописей Guelf. 628 Helmst. и Matrit. 20486, копии «Большой книги органума» сохранились в бенедиктинском соборе в Вустере, в бенедиктинском мон-ре в Санто-Доминго-де-Силос, в цистерцианском жен. мон-ре Санта-Мария-ла-Реаль-де-лас-Уэльгас в Бургосе, в соборе св. Петра в Бове. Из библиотечных каталогов и архивов известно, что «Большая книга органума» использовалась в соборе св. Павла в Лондоне, в капеллах англ. королей Генриха III и Эдуарда I и, вероятно, в капелле франц. кор. Карла V; экземпляр, к-рый имел нек-рое сходство с Laurent. Plut. 29. 1, находился в сокровищнице рим. папы Бонифация VIII; есть также свидетельства присутствия репертуара Н.-Д. ш. в итал. францисканских монастырях того времени. Как «классический» репертуар периода Ars antiqua, «Большая книга органума» была отправной точкой для многочисленных локальных репертуаров и возникающих новых стилей не только во Франции, но и в Англии и Италии.