Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КОИМБРА
36, С. 282-292 опубликовано: 12 июля 2019г.


КОИМБРА

Криптопортик Эминия. 2-я пол. II в. до Р. Х. (Национальный музей Машару-ди-Каштру)
Криптопортик Эминия. 2-я пол. II в. до Р. Х. (Национальный музей Машару-ди-Каштру)

Криптопортик Эминия. 2-я пол. II в. до Р. Х. (Национальный музей Машару-ди-Каштру)
[португ. Coimbra], кафедра католич. еп-ства (с VI в.); 1-я столица королевства Португалия (с 1139 по 1255). Древняя история К. связана с 2 рим. поселениями - Конимбригой (в 16 км к югу от совр. города, близ сел. Кондейша-а-Нова) и Эминием (на месте К.). Вероятно, оба поселения были основаны во время похода Децима Юния Брута Каллаика в пров. Дальняя Испания (30-е гг. II в. до Р. Х.); они упоминаются в сочинениях Плиния Старшего (Plin. Sen. Natur. hist. IV 113) и Птолемея (Ptolem. Geogr. II 5-6) и в «Итинерарии провинций императора Антонина» как важные опорные пункты на пути из Олисипона (ныне Лиссабон) в Бракару Августу (ныне Брага). При имп. Веспасиане (69-79) город получил статус муниципия (Flavia Conimbrica). В кон. III - нач. IV в. в Конимбриге были возведены стены. Древнейший археологический памятник Эминия - криптопортик, обнаруженный в нач. XX в. под дворцом епископа (в наст. время часть Национального музея Машаду-ди-Каштру) (Carvalho. 1998). В позднеантичный период Конимбрига была одним из крупнейших городов в центральной части пров. Лузитания. Согласно хронисту еп. Идацию, в 468 г. свевы разорили город и разрушили часть городских стен (Hydat. Chron. 241); долина р. Мондегу вошла в состав королевства свевов. Хотя город не был полностью восстановлен, долгое время он сохранял свое значение (поселение существовало до XI-XII вв.) (De Man. 2006. P. 157-163).

Вероятно, в кон. IV или нач. V в. в Конимбриге была основана епископская кафедра (Cardoso. 1995. P. 10); при раскопках на месте римского города обнаружены остатки христ. базилики (IV в.) и баптистерия (VI в.). Первоначально диоцез Конимбрига скорее всего входил в состав церковной пров. Эмерита Августа (ныне Мерида), однако после присоединения к королевству свевов был включен в состав пров. Бракара Августа. Самые ранние упоминания о епископской кафедре связаны с участием еп. Луценция (Луцетия) в I и II Соборах в Бракаре Августе (561 и 572). Согласно описанию церковного устройства королевства свевов, составленному, вероятно, в 70-х гг. VI в., к диоцезу Конимбрига относились города Эминий, Селий (ныне Томар), Лурбине (ныне Лорван), Инсула, Антунане и «древняя крепость» Портукале (ныне Гая) (Parochiale Sueuum. IV // CCSL. Vol. 175. P. 416; об идентификации этих поселений см.: Alarcão J., de. Os nomes de algumas povoações romanas da parte portuguesa da Lusitânia // Sociedad y Cultura en Lusitania Romana: IV Mesa Redonda Internacional. Mérida, 2000. P. 171-172). В этом источнике описаны также диоцезы Ламек (Ламегу), Визей (Визеу) и Эгитания (Иданья), которые, как считается, выделились из епископства Конимбрига. Между 572 и 589 гг. епископская кафедра была перенесена из Конимбриги в Эминий: среди участников III Толедского Собора (589) еп. Посидоний упоминается как предстоятель Эминийского диоцеза (Eminiensis ecclesiae episcopus). Возвышению Эминия способствовало учреждение в городе монетного двора вестгот. королей, под власть которых регион перешел после падения королевства свевов в 585 г. С ликвидацией гос-ва свевов связано возвращение епископства в состав церковной пров. Эмерита Августа. На IV Толедском Соборе (633) присутствовал архипресвитер Ренат, представлявший еп. Эрмульфа. К этому времени диоцез вновь именовался Конимбригским (ecclesia Conimbriensis), но епископская кафедра находилась в Эминии, который стал называться Конимбрига. В эпоху вестгот. владычества епископы Конимбриги регулярно участвовали в Соборах: Ренат - в VI Толедском (638), Сисиберт - в VIII Толедском (653), Кантабер - в провинциальном в Эмерите Августе (666), Мирон - в XIII и XV Толедских (683 и 688), Эмила - в XVI Толедском (693).

Конимбрига. Археологический парк. II в. до Р. Х.— V в.
Конимбрига. Археологический парк. II в. до Р. Х.— V в.

Конимбрига. Археологический парк. II в. до Р. Х.— V в.
Между 714 и 716 гг. город без боя заняли арабы. Под властью арабов в К. (араб. Кулумрия) сохранялись христ. церковные структуры, но об истории еп-ства в этот период осталось мало сведений. Нек-рые клирики переселялись во владения христ. правителей в сев. части Пиренейского п-ова (об одном из таких переселенцев, диак. Родриго, известно из его завещания, составленного в 787 в Галисии). В 878 г. К. была захвачена галисийским аристократом Эрменехильдо Гутьерресом в ходе успешного похода против арабов. Город вошел в состав Астурийского (Астуро-Леонского) королевства. Кор. Альфонсо III Великий (866-910) даровал Эрменехильдо титул графа К. и поручил ему управление отвоеванными у арабов территориями. После раздела Астурии между сыновьями Альфонсо III графство К. вошло в состав королевства Галисия. В этот период епископская кафедра К. была вновь подчинена митрополии Брага, епископы К. поддерживали тесные связи с епископами Астурии и Галисии, нередко посещали королевский двор. Так, в Альбельдской хронике (ок. 880) еп. Навст (Наусти) († 912) назван на 5-м месте среди епископов Астурии. В 862 (?) г. он освятил ц. св. Иакова в Каштелу-ду-Нейва (близ г. Виана-ду-Каштелу), в 893 г. принял участие в освящении ц. Сан-Сальвадор-де-Вальдедьос (близ Овьедо). Еп. Навст упоминается среди свидетелей в дарственной грамоте кор. Ордоньо II епископской кафедре Луго (911); его надгробие сохранилось в ц. Санто-Андре-де-Тробе близ Ведры (Галисия). Преемниками Навста были епископы Дидак (912-922 или 924), Пелагий (между 928 и 931), Гундисальв (ок. 950-955), Вилиульф (ок. 970-982), Пелагий (упом. в 986) (Morujão. 2010. P. 35-38). Скорее всего к этому времени относится основание монастырей Лорван и Вакариса близ К. Хотя, согласно позднейшему преданию, мон-рь Лорван, названный во имя мч. Маманта, был основан еп. Луценцием (VI в.), достоверные сведения об обители относятся к кон. IX в. (Borges. 2002. Vol. 1. P. 55-57, 68-73). Мон-рь, получал богатые пожертвования, владел крупной земельной собственностью по обоим берегам р. Мондегу. В обители велось строительство, особенно при аббате Приме (966-985), который пригласил мастера Захарию из Кордовы. В ходе успешной военной экспедиции хаджиба аль-Мансура арабы разорили окрестности К. (986) и вскоре разрушили город (987). В 994 г. К., перешедшая под власть Кордовского халифата, была восстановлена. О судьбе христ. общины сведений нет.

Летом 1064 г. после длительной осады К. заняли войска Фернандо I Великого, кор. Леона и Кастилии. Город долго оставался пограничной крепостью, на территории еп-ства велись военные действия. Завоеванием К. руководил мосараб Сижнанду Давидиш († 1091), ранее занимавший высокий пост в Севилье и перешедший на службу кор. Фернандо I. Он был назначен наместником завоеванных земель к югу от р. Дору (его титул в источниках обозначается как алвазил, граф или консул); после взятия Толедо (1085) Сижнанду нек-рое время управлял этим городом. Основную часть христианского населения К. составляли мосарабы; Сижнанду оказывал покровительство мосарабскому духовенству, передал кафедру еп. Патерну (упом. между 1078 и 1088), к-рый прибыл с территории, находившейся под властью мусульман. При поддержке наместника епископ основал при соборной церкви капитул каноников и школу (Cardoso. 1993. P. 61-68). В богослужении сохранялся испано-мосарабский обряд. Впосл. в ходе григорианской реформы и проводимой в ее рамках романизации богослужения положение К. как «бастиона мосарабских традиций» (História Religiosa de Portugal. 2000. Vol. 1. P. 434) стало причиной пристального внимания светской и церковной властей. Вероятно, Петр, присутствовавший в качестве епископа К. на Соборе в Бургосе (1080), был ставленником кор. Альфонсо VI. В 1088 г. король назначил на кафедру К. еп. Крескония из Галисии, однако в источниках упоминается о приоре соборного капитула Мартине, избранном на кафедру К., а также о епископах Иоанне и Юлиане. Лишь в 1092 г. Кресконий был рукоположен Бернардом, архиеп. Толедским (1086-1124) и примасом Испании. Архиеп. Бернард Толедский, последовательный сторонник григорианской реформы, следил за положением дел в К. и назначал на епископскую кафедру своих ставленников. Еп. Мауриций (1099-1109; впосл. антипапа Григорий VIII), бывш. монах бургундского аббатства Клюни, пытался упрочить положение кафедры и подавить сопротивление мосарабского духовенства. Этому способствовал переход графства К. под власть гр. Галисии Раймунда Бургундского, к-рый назначал в К. наместников-французов. Еп. Гонсалу Пайш (1109-1128), ставленник архиеп. Бернарда Толедского, добился от графа Португалии Генриха (Энрике) Бургундского и его жены Терезы передачи в его юрисдикцию крупного мон-ря Лорван (1109), где вскоре вместо устава св. Фруктуоза был введен бенедиктинский устав. Церковные преобразования, сопровождавшиеся искоренением мосарабского богослужения и назначением на важные должности французов и выходцев из Сев. Испании, привели в 1109 или 1110 г. к мятежу населения К. против гр. Генриха и еп. Гонсалу, в к-ром принял участие приор соборного капитула Мартин. По-видимому, только после этого епископу удалось добиться повиновения от соборных каноников. Папа Римский Пасхалий II призвал духовенство и жителей К. прекратить сопротивление епископу и «исправить свои привычки» (ut mores vestros corrigatis; булла от 18 июня 1116). Церковные преобразования в духе григорианской реформы продолжались при еп. Бернарде из Лангедока (1128-1146), также бывш. монахе Клюни.

Крепость Монтемор. XII в.
Крепость Монтемор. XII в.

Крепость Монтемор. XII в.
На рубеже XI и XII вв. графство К. вошло в состав Португальского графства, в город из Гимарайнша была перенесена основная резиденция гр. Генриха Бургундского. В 1139 г. его сын гр. Афонсу Энрикиш (1112-1185) объявил об отделении Португалии от Леоно-Кастильского королевства и о создании независимого гос-ва. В 1111 г. горожане, восставшие против злоупотреблений должностных лиц, добились от графа грамоты (форала) с подтверждением городских привилегий. Нормы, связанные с внутренней жизнью города, зафиксированы в форале кор. Афонсу I Энрикиша (1179) и в городских статутах сер. XII в. («Correctio morum Colimbrie»; см.: Варьяш. 2006. С. 78-86). К., расположенная на границе христ. и мусульм. гос-в, сохраняла важное стратегическое значение. По свидетельству араб. путешественника аль-Идриси (1-я пол. XII в.), город, имевший мощные укрепления, был окружен полями и виноградниками; путь к побережью океана, пролегавший по р. Мондегу, защищала крепость Монтемор (см.: Coelho. 1972. Vol. 1. P. 70-71). При Афонсу Энрикише были возведены городские стены, восстановлен рим. мост, началось строительство кафедрального собора. В верхнем городе (Алмедина) находились дома знати и духовенства, в нижнем (Аррабалде) - селились ремесленники и торговцы, здесь существовала небольшая мусульм. община и евр. квартал. В XIII-XIV вв. К. оставалась политическим центром Португалии, до кон. XV в. здесь собирались кортесы (в 1211, 1283, 1335, 1385, 1387, 1390, 1394-1395, 1397, 1398, 1400, 1472-1473). В 1385 г. в К. королем был избран Жуан I, магистр духовно-рыцарского Авишского ордена, 1-й правитель Авишской династии (1385-1580).

Церковь Сантьяго в Коимбре. XII — нач. XIII в
Церковь Сантьяго в Коимбре. XII — нач. XIII в

Церковь Сантьяго в Коимбре. XII — нач. XIII в
Еп-ство К. входило в состав церковной пров. Брага (восстановлена в 1100). В 1120 г. по распоряжению папы Римского Каллиста II диоцез К. был включен в состав церковной пров. Сантьяго-де-Компостела, к-рая рассматривалась как правопреемница древней пров. Эмерита Августа; в 1199 г. папа Иннокентий III вернул его в юрисдикцию архиепископа Браги (Morujão. 2010. P. 44). Епископы К. были вовлечены в конфликты, связанные с восстановлением системы диоцезов в ходе Реконкисты. К 1064 г. часть территории епископства К., находившаяся под властью христ. правителей, была включена в диоцез Порту; это стало причиной разногласий между епископами К. и Порту, которые обращались за поддержкой к Папскому престолу и к Диего Хельмиресу, еп. Сантьяго-де-Компостела (1110-1140; с 1120 архиепископ). По решению папы Иннокентия IV спорные территории были возвращены епископу К. (булла «Provisionis nostrae» от 12 сент. 1253). После завоевания Лиссабона (1147) были восстановлены епископские кафедры Визеу и Ламегу; ранее территории этих диоцезов временно входили в юрисдикцию епископа К. В нач. XIII в. нек-рые приходы (Орен, Томар, Порту-ди-Мош, Торриш-Новаш) были включены в состав еп-ства Лиссабон (Cardoso. 1995. P. 30-33). Частые изменения границ португ. еп-ств приводили к конфликтам между епископами К., Лиссабона, Порту и др.

В XII-XIII вв. сложились основные институты управления епископством. К 1240 г. относятся сведения о диоцезальном синоде, созванном еп. Тибурцием (1233-1246) для обсуждения вопроса о разделе доходов между неск. мон-рями. Из постановлений синода 1307 г. известно, что к тому времени диоцезальные синоды в К. проводились ежегодно. К нач. XIV в. ок. 240 приходов еп-ства были распределены между 4 архидиаконскими округами (городской округ, Сея, Вога, Пенела). В управлении еп-ством важную роль играли каноники соборного капитула, организация которого оформилась к кон. XII в. (в 1229 папский легат кард. Жан из Абвиля даровал капитулу статуты, составленные в соответствии с решениями Латеранского IV Собора). В XIII-XIV вв. в состав капитула входили 38 каноников, позднее их количество было уменьшено до 25. За совершение богослужений в соборе отвечали каноники, не имевшие пребенд (в 1224 - 6 каноников), при необходимости нанимали капелланов. Важнейшим источником сведений об истории еп-ства К. в средние века является картулярий соборного капитула (изд.: Livro Preto. 1999). С XII в. капитулы каноников существовали при нек-рых других церквах епископства, даже в сельских приходах.

Среди крупнейших обителей в епископстве К. был монастырь Св. Креста (Санта-Круш), принадлежавший регулярным каноникам-августинцам. Монастырь был основан в 1131-1132 гг. канониками соборного капитула во главе с архидиак. Теллоном († 1136), Иоанном (Жуаном Пекульяром; в 1138-1175 архиепископ Браги) и св. Теотонием (1082-1162), советником кор. Афонсу Энрикиша, ставшим 1-м приором обители. Мон-рь, включенный в состав конгрегации регулярных каноников св. Руфа (ее центр находился в мон-ре Сен-Рюф в Авиньоне), в 1135 г. был принят под защиту Папского престола. Кор. Афонсу Энрикиш передал в юрисдикцию каноников замок Лейрия, изъятый из ведения епископа К. В мон-ре были похоронены первые короли Португалии Афонсу Энрикиш и Саншу I (1185-1211). Выходцы из мон-ря Санта-Круш основали ряд значительных обителей, в т. ч. мон-рь Сан-Висенти-ди-Фора в Лиссабоне (1148) и монастырь св. Георгия (Сан-Жоржи) в К. (2-я четв. XII в.). Каноники Санта-Круша поддержали проведение григорианской реформы и искоренение мосарабских традиций в Португалии (Martins. 2003. P. 164-233). В мон-ре существовала крупная школа, многие воспитанники которой заняли епископские кафедры и должности настоятелей мон-рей не только в Португалии, но и в Леоно-Кастильском королевстве. Сохранился ряд рукописей, выполненных в скриптории монастыря Санта-Круш (значительная часть - в муниципальной б-ке г. Порту); хозяйственные и правовые акты мон-ря являются ценным источником сведений по средневек. истории Португалии. С XII в. при мон-ре действовал госпиталь св. Николая. К нач. XIII в. мон-рь Санта-Круш был одним из крупнейших в Португалии: в нем жили более 50 регулярных каноников (Gomes. 2001/2002. P. 480). Впосл. значение мон-ря снизилось (это было связано в т. ч. с увеличением роли др. центров образования - цистерцианского аббатства Алкобаса и соборных школ) (Fleisch. 2007. P. 68), однако он оставался важным центром духовной жизни. Здесь хранились мощи 5 францисканцев, казненных за проповедь христианства в Марокко (1220; канонизированы в 1481).

Мон-рь Санта-Круш. XII–XVI вв.
Мон-рь Санта-Круш. XII–XVI вв.

Мон-рь Санта-Круш. XII–XVI вв.
Во 2-й пол. XII в., при аббате Иоанне, крупный скрипторий действовал также в бенедиктинском мон-ре Лорван, где был создан ряд роскошных иллюминированных рукописей (наиболее известны бестиарий «Книга птиц» (1184), комментарии блж. Августина на псалмы и Лорванский Апокалипсис («Беатус») (1189); см.: Egry. 1972). Положение мон-ря изменилось после возвращения на родину инфанты Терезы († 1250), дочери португ. кор. Саншу I (ее брак с кор. Леона Альфонсо IX был аннулирован в 1196). Приняв решение уйти в мон-рь, инфанта настояла на ликвидации общины бенедиктинцев под предлогом недостойного поведения монахов и в 1205 г. основала в Лорване жен. цистерцианский мон-рь Пресв. Девы Марии (создание обители утверждено буллой папы Иннокентия III «Causam que vertebatur» от 15 нояб. 1210). Как правило, монахини этой обители происходили из самых знатных семей королевства. Монастырь возглавила сестра Терезы Санша Португальская († 1229), которая позднее основала близ К. 2-й жен. цистерцианский мон-рь - Санта-Мария-ди-Селаш. Инфанты Санша и Тереза, похороненные в Лорване, были причислены к лику блаженных Римско-католической Церкви (папская булла «Sollicitudo Pastoralis Officii» от 23 дек. 1705). В еп-стве К. существовал также муж. цистерцианский мон-рь Санта-Мария-ди-Сейса, к-рый в 1195 г. стал дочерней обителью аббатства Алкобаса. С XII в. в юж. части диоцеза находились владения духовно-рыцарского ордена тамплиеров (с 1318 орден Христа).
Миниатюра из «Беатуса» из мон-ря Лорван. 1189 г. (Archivo Nacional de La Torre do Tombo. 160. Fol. 119v)
Миниатюра из «Беатуса» из мон-ря Лорван. 1189 г. (Archivo Nacional de La Torre do Tombo. 160. Fol. 119v)

Миниатюра из «Беатуса» из мон-ря Лорван. 1189 г. (Archivo Nacional de La Torre do Tombo. 160. Fol. 119v)

В 1-й пол. XIII в. в еп-ство К. прибыли монахи нищенствующих орденов. В 1217 или 1218 г. был основан францисканский мон-рь св. Антония (Санту-Антониу-душ-Оливайш); в 1221 г. здесь принес монашеские обеты католич. св. Антоний Падуанский, учившийся в школе мон-ря Санта-Круш. В К. францисканцы основали мон-рь Сан-Франсишку-ди-Понти. В 1227 г. на средства инфант Бланки и Терезы, дочерей кор. Саншу I, в К. был открыт мон-рь доминиканцев. Основательницей мон-ря кларисс была знатная дама Мор Диаш, ранее жившая в обители Сан-Жуан-даш-Донаш при мон-ре Санта-Круш. В 1283 г. она получила разрешение учредить в К. жен. мон-рь во имя католич. святых Клары Ассизской и Елизаветы Тюрингской; в 1286 г. близ обители францисканцев, на левом берегу р. Мондегу, началось строительство мон-ря Санта-Клара. После кончины Мор Диаш в 1302 г. из-за конфликта, связанного с наследованием ее имущества, мон-рь пришел в упадок. На бедственное положение обители обратила внимание католич. св. Изабелла, супруга кор. Диниша I (1279-1325). В апр. 1314 г. королева получила разрешение папы Климента V восстановить мон-рь и впосл. пригласила монахинь из Саморы (Испания). На средства королевы монастырские здания были отстроены заново, в 1330 г. состоялось освящение церкви. После смерти супруга Изабелла поселилась во дворце рядом с мон-рем; в 1336 г. она была похоронена в монастырской церкви. Мон-рь стал центром почитания св. Изабеллы, пользовался покровительством португ. монархов. Так, в 1428 г. здесь был заключен брак наследника престола инфанта Дуарте (в 1433-1438 кор. Дуарте I) с инфантой Элеонорой Арагонской. Монастырские здания затапливались во время разливов р. Мондегу, поэтому в 1649 г. кор. Жуан IV велел перенести обитель на более возвышенное место (переселение монахинь в новый мон-рь (Санта-Клара-а-Нова) состоялось в 1677, здания старого мон-ря (Санта-Клара-а-Велья) пустовали).

Считается, что в XV в. прелаты уделяли мало внимания управлению Церковью и, напротив, активно занимались политической деятельностью. Еп. Жуан Галван (1460-1481) участвовал в походе войска кор. Афонсу V в Марокко; в благодарность за помощь, оказанную королевской армии при взятии Асилы (Арзилы) и Танжера, король даровал ему и его преемникам титул графа Арганила (1472). Положение в диоцезе К. изменилось после назначения еп. Жоржи ди Алмейды (1483-1543), который заботился об укреплении дисциплины духовенства. На созванном в сент. 1521 г. диоцезальном синоде были приняты статуты еп-ства. Указания синода, адресованные гл. обр. духовенству, в основном относились к совершению таинств и богослужений, регулировали вопросы церковной дисциплины. Были сформулированы требования к кандидатам на церковные должности; им было необходимо пройти проверку знаний и способностей. Особое внимание уделялось поведению клириков, их одежде и т. д. Не реже раза в месяц священникам предписывалось проводить беседы с мирянами, объяснять христ. учение, смысл заповедей и молитв, призывать паству к более активному участию в церковной жизни. По указанию еп. Ж. ди Алмейды была введена регистрация совершения таинств рукоположения и конфирмации, установлена формула присяги для лиц, получавших бенефиции. В 1518 г. в Лиссабоне были изданы литургические указания для клириков диоцеза К. (Manuale secundum consuetudinem Colymbriensis ecclesie), а в 1530 г. основана типография в мон-ре Санта-Круш. Т. о., при еп. Ж. ди Алмейде были определены основные направления деятельности епископов К. в XVI-XVII вв.; особое внимание уделялось контролю над поведением духовенства (проводились экзамены, визитации церквей и т. д.) и христ. образованию мирян (катехизации). В 1560 г. в К. был создан инквизиционный трибунал, действовавший до 1821 г. Еп. Афонсу ди Каштелу Бранку (1585-1615) был известен благотворительностью, активно поддерживал образование. В 1589 г. по его указанию был проведен диоцезальный синод, участники которого подготовили новые статуты еп-ства с учетом решений Тридентского Собора.

Перемены коснулись и мон-рей еп-ства К. Реформой мон-ря Санта-Круш руководил Браш ди Барруш (Браш из Браги; приор монастыря в 1527-1544), стремившийся не только обеспечить строгое соблюдение устава, но и упорядочить доходы обители. Упрочились связи мон-ря Санта-Круш с др. августинскими обителями Португалии: в 1539 г. на капитуле при участии приоров монастырей Сан-Висенти-ди-Фора и Сан-Салвадор-ди-Грижо было признано старшинство Санта-Круш. В 1556 г. папа Павел IV утвердил создание конгрегации Св. Креста, в ее состав вошли мн. августинские обители Португалии (в 1573 включена в Латеранскую конгрегацию регулярных каноников). Согласно статутам конгрегации (1607; одобрены папой Павлом V в 1615), насельники монастырей должны были уделять больше внимания монашеской деятельности, чем образованию и духовному окормлению мирян. Жизнь мон-ря Санта-Круш была тесно связана с ун-том, перенесенным в 1537 г. в К.; с 1539 г. приор мон-ря занимал должность канцлера ун-та. Стремление регулярных каноников к более торжественному совершению богослужений повлияло на развитие муз. творчества: среди насельников мон-ря Санта-Круш были известные композиторы, в т. ч. Педру ди Кришту († 1618) - один из ведущих португ. мастеров полифонии (Pinho. 1981).

Размеры диоцеза К. заметно уменьшились после основания еп-ств Лейрия (1545) и Авейру (1774; в 1882 обе кафедры были упразднены, впосл. восстановлены). Дважды на протяжении длительного времени епископская кафедра была вакантной (1646-1668; 1717-1739), в последнем случае избрание епископа состоялось только благодаря давлению, оказанному кор. Жуаном V на каноников соборного капитула. В 1675 г. на территории диоцеза было ок. 200 тыс. католиков и 1016 пресвитеров; они служили в 437 приходах. Церковные власти стремились регулярно проводить визитации, контролировать поведение и уровень подготовки клириков. Большинство приходов были небольшими (в крупнейшем, Помбале, насчитывалось 6 тыс. прихожан), в каждом существовали братства мирян. В области социальной деятельности важную роль играли братства Милосердия (в К. с 1500), помогавшие бедным и больным. Крупнейшим центром образования был ун-т; под его влиянием в К. получили распространение идеи галликанизма и янсенизма, с к-рыми активно боролись церковные власти. Еп. Мигел да Анунсьясан (1739-1779) основал диоцезальную семинарию (статуты утверждены Папским престолом в 1748, занятия начались в 1751); ранее подготовка духовенства проходила гл. обр. на богословском фак-те ун-та. В 1747 г. по инициативе иезуита Мигела ди Азеведу при коллегии августинцев была учреждена Папская литургическая академия - 1-е в Европе публичное учебное заведение, в котором преподавали литургику как науку (в академии существовали кафедры богослужения и истории Церкви; занятия начались в 1756). Выступление еп. Мигела да Анунсьясана против ориентированной на пример галликанизма религ. политики гос. секретаря С. Ж. ди Карвалью-и-Мелу (позднее он получил титул маркиза Помбала) привело к 8-летнему тюремному заключению епископа. В ходе реформ из Португалии были изгнаны иезуиты (1759), капитулы каноников и монастыри лишились части доходов, многие из них оказались на грани закрытия (особенно пострадал монастырь Санта-Круш). На положении еп-ства сказались либеральные реформы (1834), направленные на ограничение деятельности религ. орденов в Португалии: была проведена частичная конфискация церковных доходов, муж. мон-ри закрыли (конгрегация регулярных каноников Св. Креста прекратила существование); жен. обители продолжали действовать, но в них было запрещено принимать новых членов. Так, после кончины последней монахини (1887) был закрыт мон-рь Лорван. Реформы привели к конфронтации португ. правительства и Папского престола, что негативно отразилось на положении епископства. Закрытие университетских коллегий было основной причиной упадка церковного образования. Протестуя против реформ, еп. Жуакин ди Носа Сеньора да Назарет Оливейра-и-Абреу (1824-1851) покинул К., передав управление диоцезом викарию; впосл. генеральные викарии назначались правительством без согласования с Римской курией, это привело к упадку церковной дисциплины. Генеральный викарий Антониу Лопиш ди Морайш восстановил структуры церковного управления; он уделял особое внимание подготовке духовенства. По указанию еп. Мануэла Бенту Родригиша да Силвы (1851-1858) были организованы семинарские богословские курсы. Деятельность еп. Мануэла Корреи ди Баштуша Пины (1872-1913) была направлена на развитие религ. образования и общественного здравоохранения. Во 2-й пол. XIX в. в К. стали выпускать церковные периодические издания; 1-м офиц. печатным органом еп-ства был «Ежемесячный бюллетень церковного управления диоцеза Коимбра» (Boletim Mensal do Governo Eclesiástico da Diocese de Coimbra; с 1893).

После Португальской революции и провозглашения республики (1910) положение католич. Церкви осложнилось из-за антиклерикальной политики властей. Вновь вступили в силу законы маркиза Помбала против иезуитов и декреты 1834 г. о религ. орденах; имущество и доходы религ. учреждений были национализированы, ограничена свобода отправления культа, запрещено преподавание религ. дисциплин и соблюдение церковных праздников. Эти меры вызвали протест церковных иерархов; закон об отделении Церкви от гос-ва (1911) был осужден папой Пием X как противоречащий принципу свободы вероисповедания. Тем не менее антиклерикальная политика властей не привела к ослаблению позиций католич. Церкви. После установления в Португалии режима «Нового государства» (1933) укрепилось влияние Церкви на общественную и политическую жизнь. В этот период церковные власти в основном занимались социальной работой через орг-ции мирян, названные в честь покровителя рабочих св. Иосифа Обручника (Obra de São José), позднее - через отд-ния об-ва «Католического действия». Для укрепления дисциплины была учреждена должность епископа-помощника; его основной обязанностью было проведение визитаций. Епископы К. проявляли заботу о развитии католич. образования: была основана малая семинария (1936), подготовительная семинария в Буаркуше (1957), диоцезальный колледж св. Теотония (1962). В 1971 г. для нужд еп-ств К., Бежа и Лейрия был учрежден Коимбрский высший ин-т богословия (Instituto Superior de Estudos Teológicos de Coimbra), в 1991 г. ассоциированный с богословским фак-том Португальского католич. ун-та. После Ватиканского II Собора в еп-стве были проведены адм. реформы: создан совет пресвитеров (1967), диоцез разделен на 4 пастырских округа под руководством епископских викариев (1977), учреждены приходские советы, в 1987 г. образована диоцезальная комиссия по апостольству мирян. В 1999 г. были опубликованы пересмотренные диоцезальные статуты.

В настоящее время еп-ство К. входит в состав церковной пров. Брага. В еп-стве проживает более 500 тыс. католиков (An. Pont. 2011. P. 183). С 2011 г. кафедру К. занимает еп. Виржилью ду Нашсименту Антуниш.

А. В. Русанов

Церковная архитектура

Церковь св. Петра в Лорозе. X–XII вв.
Церковь св. Петра в Лорозе. X–XII вв.

Церковь св. Петра в Лорозе. X–XII вв.
Древнейшим памятником церковного зодчества на территории еп-ства К. считается ц. Сан-Педру в Лорозе (нач. X в.?). Ранее церковь относили к мосарабским храмам. В наст. время предполагается, что храм был построен колонистами из Астуро-Леонского королевства, отвечавшими за оборону юж. границы графства К. от арабов. Церковь перестраивалась и приобрела совр. вид после реконструкции в 30-х гг. XX в. Это небольшая приземистая базилика с 3 короткими нефами, разделенными колоннадами с подковообразными арками. Центральная прямоугольная апсида открывается подковообразной аркой в главный неф, боковые (также прямоугольные) - в повышенные, перпендикулярно ориентированные боковые объемы, которые разделены аркадами центрального нефа. К зап. фасаду примыкает вытянутый в длину притвор, равный по ширине центральному нефу и, возможно, первоначально имевший 2-й этаж. Предположительно в кон. XII в. стена, отделявшая притвор от нефа, была разобрана; тогда же церковь, видимо, лишилась кубической башни над средокрестием и алтарной преграды между нефом и трансептом. Церковь Сан-Педру рассматривается как провинциальный памятник астуро-леонской архитектуры, выдержанный в архаичных для X в. формах (строители скорее всего ориентировались на храмы, схожие с ц. Сан-Хульян-де-лос-Прадос в Овьедо (после 812); см.: Almeida Fernandes P. A Igreja São Pedro de Lourosa e a sua relação com a arte asturiana // Arqueologia Medieval. Mertola, 2008. Vol. 10. P. 21-40).

Интерьер ц. св. Петра в Лорозе
Интерьер ц. св. Петра в Лорозе

Интерьер ц. св. Петра в Лорозе
Широкое храмовое строительство началось после окончательного перехода К. под контроль христ. правителей (1064). Во 2-й пол. XI в. был реконструирован или построен заново кафедральный собор (не сохр.): в документе из соборного картулярия, датированном 1086 г., упоминается об алтарях Пресв. Девы Марии, св. Петра и св. Мартина, а также о примыкавшей к собору ц. св. Иоанна. Важнейший памятник романской архитектуры на территории еп-ства - собор Вознесения Пресв. Девы Марии («старый собор», Се-Велья), заложенный во 2-й четв. XII в. по указанию гр. Афонсу Энрикиша. В 1185 г. в храме состоялась коронация Саншу I, однако строительные работы, вероятно, продолжались до нач. XIII в., когда был сооружен раннеготический клуатр. Высказывалось мнение, что проект храма принадлежит мастеру Роберту, скорее всего нормандцу, который также руководил строительством собора в Лиссабоне (2-я пол. XII в.) (Vasconselos. 1930. Vol. 1. P. 56-60). Это 3-нефный храм со слабо выступающим трансептом, 3-апсидной алтарной частью и прямоугольной башней над средокрестием. Благодаря узким окнам, толщине и зубчатому завершению стен собор напоминает небольшой замок. Считается, что «крепостной» облик храма связан с тем, что К. была пограничным городом, к-рому угрожало нападение мусульман, однако др. причиной могла быть необходимость укрепить здание, расположенное на склоне холма. Этим объясняется также наличие контрфорсов на углах зап. фасада. Средняя часть зап. фасада сильно выступает вперед, что позволило разместить в ней очень глубокий перспективный портал, а над ним - большое окно в сходном перспективном обрамлении. Пять травей центрального нефа перекрыты цилиндрическим сводом, каждая из боковых травей - крестовыми. Расположение широких двойных окон в башне создает контраст между затемненным нефом и ярко освещенным предалтарным пространством. В интерьере сохранилось ок. 380 резных капителей, в основном с растительным и геометрическим орнаментами (отсутствие изображений человека связывают с араб. и мосарабским влиянием). Крупные работы в интерьере собора были проведены на средства еп. Жоржи ди Алмейды (1483-1543). Огромный резной заалтарный образ в стиле пламенеющей готики, целиком занимающий вост. апсиду (высота 15 м), выполнен фламанд. мастерами Оливье из Гента и Жаном из Ипра (1498-1508); в центральной части композиции помещена сцена «Вознесение Пресв. Девы Марии». Стены боковых нефов и апсид были облицованы полихромной майоликовой плиткой (азулежуш) с геометрическими орнаментами. Под руководством Жана из Руана и Никола де Шантрена был создан скульптурный заалтарный образ сев. апсиды; юж. апсида, перестроенная под капеллу Св. Причастия, превратилась в эффектную ренессансную ротонду с высоким куполом и богатым скульптурным убранством. В 30-х гг. XVI в. теми же мастерами к сев. стене был пристроен монументальный 3-ярусный портал (Порта Эшпесьоза) с арочным обрамлением входа, лоджией над ним и 3-частной эдикулой в завершении (портал считается одним из самых ярких проявлений Ренессанса на португ. почве). Среди надгробий собора выделяется саркофаг Ватацы Ласкарис († 1336), придворной дамы св. Изабеллы Португальской, на передней стенке к-рого помещены рельефные изображения византийского двуглавого орла. В отличие от других средневек. соборов Португалии облик храма в целом не претерпел существенных изменений (реставрирован между 1893 и 1918 по проекту А. А. Гонсалвиша).

Мон-рь Санта-Клара-а-Велья в Коимбре. Арх. Домингуш Домингиш. 1-я пол. XIV в.
Мон-рь Санта-Клара-а-Велья в Коимбре. Арх. Домингуш Домингиш. 1-я пол. XIV в.

Мон-рь Санта-Клара-а-Велья в Коимбре. Арх. Домингуш Домингиш. 1-я пол. XIV в.
Среди готических памятников выделяется церковь мон-ря св. Клары (Санта-Клара-а-Велья), возведенная в 1316-1330 гг. на средства кор. Изабеллы,- сильно вытянутый в длину храм, 3 нефа к-рого завершаются полигональными в интерьере апсидами (снаружи выступает только центральная). Центральный неф перекрыт цилиндрическим сводом, боковые нефы - крестовыми; среди лаконичного оформления выделяются 3 небольших окна-розы (над зап. порталом и в боковых стенах). На планировку и на устройство сводов храма могла повлиять архитектура церкви цистерцианского аббатства Алкобаса (1178-1252): Домингуш Домингиш, разработавший проект церкви в К., ранее построил клуатр в Алкобасе. В монастырской церкви находилась пышная резная гробница св. Изабеллы со скульптурной фигурой королевы в монашеском одеянии (в наст. время в монастыре Санта-Клара-а-Нова). Церковь является единственным сохранившимся зданием мон-ря (из-за ежегодных наводнений в 1677 г. обитель перенесли на новое место). В XX в. монастырские постройки были раскопаны и частично реконструированы. С юж. стороны от храма расположены остатки клуатра. К XIV в. относятся резные готические капители с фигуративными изображениями, использованные в ренессансном клуатре мон-ря Санта-Мария-ди-Селаш (XVI в.).

В 1-й пол. XVI в. в церковном зодчестве Португалии доминировал позднеготический стиль мануэлино, во многом близкий к испан. стилям исабелино и платереско. Самый яркий памятник мануэлино в епископстве К.- церковь мон-ря Санта-Круш (романский храм был перестроен после 1507 на средства кор. Мануэла I (1495-1521); архитекторы Дьогу ди Бойтака, Дьогу ди Каштилью, Никола де Шантрен, Маркуш Пириш и др.). К фасаду, закрытому пышным скульптурным порталом, пристроены парные башни, увенчанные пинаклями. Узкий и высокий неф храма перекрыт сводом на нервюрах; в алтарной части, к-рая существенно ниже и ýже нефа, установлены монументальные гробницы королей Афонсу I и Саншу I. Тогда же были сооружены «Клуатр молчания» и зал капитула с пристроенной позднее ренессансной капеллой св. Теотония (80-е гг. XVI в., архит. Томе Велью); в 1622-1624 гг. возведена сакристия в духе эрререско - позднего испан. Ренессанса (архит. Педру Нуниш Тиноку).

Характерные черты мануэлино (нервюрные своды сложного рисунка, причудливый скульптурный декор и широкое использование геральдических мотивов) получили отражение в оформлении монастырской ц. Санта-Мария-ди-Селаш, возведенной при аббатисе Леоноре ди Вашконселуш (1521-1541): храм состоит из узкого вытянутого нефа, в к-ром размещались монахини, и 8-гранного (в интерьере ротондального) основного объема. В стиле итал. Возрождения выдержана 2-ярусная галерея-лоджия епископского дворца (кон. XVI в., приписывается Филиппо Терци), к-рый венчает городской холм в К.; в ансамбль входит также романская ц. Сан-Жуан-ди-Алмедина (рубеж XII и XIII вв.) и др. здания, реконструированные между 1684 и 1704 гг. в стиле барокко. В наст. время в зданиях дворца находится Национальный музей Машаду-ди-Каштру (основан в 1913), значительная часть коллекций которого сформирована из предметов, поступивших из закрытых в XIX в. мон-рей еп-ства К.

«Новый собор» в Коимбре. 1593–1640 гг.
«Новый собор» в Коимбре. 1593–1640 гг.

«Новый собор» в Коимбре. 1593–1640 гг.
Крупнейший памятник церковного зодчества XVII в.- комплекс иезуитской коллегии Св. Имени Иисуса (основана в 1542). Коллегия в К. была важным центром деятельности Об-ва Иисуса, мн. ее воспитанники стали миссионерами, проповедовали в Индии, Китае, Японии, Бразилии и Конго. Иезуитская ц. 11 тыс. св. дев построена в 1598-1698 гг. (освящена в 1640) по проекту Б. Алвариша, к-рый, как принято считать, ориентировался на монастырскую ц. Сан-Висенти-ди-Фора в Лиссабоне (1582-1629), выдержанную в духе испан. эрререско. Планировка храма в целом соответствует традициям иезуитской архитектуры, идеальным выражением которых была ц. Иль-Джезу в Риме (1568-1575): это базиликальная однонефная церковь с рядами боковых капелл (по 4 с каждой стороны нефа) и куполом над средокрестием. Неф храма и рукава трансепта перекрыты кессонированными цилиндрическими сводами; полусферический в интерьере купол снаружи оформлен как невысокая прямоугольная башня, увенчанная башенкой-фонарем. Простенки между капеллами, к-рые существенно ниже и темнее нефа, оформлены парами строгих тосканских пилястр. Убранство храма (алтари, органы, дверные проемы и др.) выдержано в стиле барокко; в глубине алтарной части и в рукавах трансепта установлены роскошные резные ретабло из позолоченного дерева (рубеж XVII и XVIII вв.). Главный (южный) фасад храма выдержан в стилистике рим. барокко, но имеет специфическое завершение центральной части: ее венчают 3 разорванных фронтона причудливой формы. Нижняя часть фасада, украшенная статуями иезуитов - святых Римско-католической Церкви Игнатия Лойолы, Франциска Ксаверия, Алоизия Гонзаги, Франциска Борджа, выдержана в стиле маньеризма; на массивном карнизе, отделяющем верхнюю часть фасада от нижней, по сторонам от волют поставлены фигуры апостолов Петра и Павла. Невысокие башни-колокольни расположены по сторонам нефа и не возвышаются над главным фасадом. К церкви примыкают 2-3-этажные корпуса коллегии, организованные вокруг 4 внутренних дворов (здесь размещались жилые и учебные помещения, новициат). После изгнания иезуитов из Португалии (1759) храм коллегии, крупнейшая церковь К., был передан епископу. С 1772 г. в нем размещается епископская кафедра, церковь получила наименование «новый собор» (Се-Нова).

А. А. Королёв, Л. К. Масиель Санчес

Университет К.

один из старейших в Европе, первоначально находился в Лиссабоне. На собрании духовенства в г. Монтемор-у-Нову (12 нояб. 1288) с одобрения кор. Диниша I было составлено прошение папе Римскому Николаю IV об основании ун-та в Португальском королевстве; подчеркивалось, что ряд мон-рей, в т. ч. Алкобаса и Санта-Круш в К., готовы выделить для этого средства. Вероятно, проект был одобрен Папским престолом, т. к. в грамоте кор. Диниша от 1 марта 1290 г. упоминается о существовании ун-та в Лиссабоне (Vasconcelos. 1990). Вопросы, связанные с устройством ун-та и привилегиями преподавателей и студентов, были урегулированы буллой папы Николая IV «De statu regni Portugalie» (9 авг. 1290), в которой сообщалось, что в ун-те действовали юридический, медицинский фак-ты и фак-т свободных искусств; канцлером ун-та был епископ Лиссабона. Конфликты университетской корпорации с горожанами могли послужить причиной его перевода в К. (утвержден буллами папы Климента V «Profectibus publicis» и «Porrecta nuper» от 26 февр. 1308). В грамотах кор. Диниша I о привилегиях ун-та его перенесение в К. рассматривалось как повторное основание (о нахождении ун-та в Лиссабоне не упом.; см.: Brandão, Almeida. 1937. P. 50-51; Варьяш, Русанов. 2012). Основные привилегии ун-та изложены в «Великой хартии привилегий» (Carta Magna Privilegiorum, 1309). В отличие от др. европ. ун-тов в К. раздельно существовали фак-ты канонического (Canones) и гражданского (Leges) права. В 1338 г. ун-т был вновь перенесен в Лиссабон; в грамоте кор. Афонсу IV причиной этого названы конфликты между студентами и придворными (королевский двор часто находился в К.). Ок. 1354 г. из-за противостояния с горожанами и, вероятно, из-за эпидемии чумы (черная смерть) ун-т вернулся в К. При королях Педру I (1357-1367) и Фернанду I (1367-1383) ун-ту были подтверждены старые привилегии и дарованы новые (в основном экономические и судебные), что вызвало недовольство горожан. С этим был связан повторный перенос ун-та в Лиссабон в 1377 г. (в королевской грамоте говорилось о желании иностранных профессоров жить в богатом столичном городе - Coelho M. H. Coimbra trecentista - a cidade e o Estudo // A Universidade de Coimbra no seu 7. Centenário. 1993. P. 89-100); в 1380 г. это было одобрено антипапой Климентом VII (ун-т оставался в Лиссабоне до 1537). В 1400 г. в ун-те был создан богословский фак-т (ранее богословие преподавалось в школах при мон-рях францисканцев и доминиканцев, однако в сер. XIV в. могли существовать инкорпорированные в ун-т богословские школы; см.: Antunes J. Teologia // História da universidade em Portugal. 1997. Vol. 1. T. 1. P. 237-242). В это же время был решен вопрос о доходах ун-та: в 1411 г. антипапа Иоанн XXIII одобрил прошение кор. Жуана I о предоставлении ун-ту бенефициев (по 1 приходу в каждом диоцезе); впосл. нек-рым преподавателям назначались специальные выплаты. В 1431 г. были составлены университетские статуты о порядке присуждения степеней, тогда же покровитель (protector) ун-та инфант Энрике Мореплаватель подарил ему здания в Лиссабоне. В 1443 г. регент инфант Педру выдвинул идею создания 2-го ун-та в К. (не реализована). В 1447 г. по завещанию д-ра Дьогу Афонсу ди Манганши была основана коллегия для проживания бедных студентов. В XIII-XV вв. ун-т не пользовался авторитетом даже в Португалии: жители королевства предпочитали получать образование в ун-тах Саламанки, Болоньи, Парижа, Падуи, Монпелье. По-видимому, выпускники ун-та становились гл. обр. сотрудниками королевской канцелярии, но не занимали высоких должностей (Norte A. Lentes, escolares e letrados: Das origens do Estudo Geral ao final do século XIV // Universidade Medieval em Lisboa. 2013. P. 120-122). В XV в. произошло сближение ун-та и королевского двора, увеличилось значение протектора ун-та (как правило, им был король, член правящей династии или высокопоставленный вельможа); университетская корпорация лишилась права самостоятельно разрабатывать статуты (Oliveira A. R., de. A mobilidade dos Universitários // História da universidade em Portugal. 1997. Vol. 1. T. 1. P. 349). Высказывалось мнение, что ун-т фактически утратил автономию (Brandão, Almeida. 1937. P. 118-121).

«Новый собор» в Коимбре. 1593–1640 гг.
«Новый собор» в Коимбре. 1593–1640 гг.

«Новый собор» в Коимбре. 1593–1640 гг.
В 1503 г. кор. Мануэл I даровал ун-ту новые статуты, в к-рых впервые упоминается об отдельных кафедрах естественной и моральной философии в составе фак-та свободных искусств. В связи с географическими открытиями и развитием мореплавания была учреждена кафедра астрологии. Оформилась структура богословского фак-та, состоявшего из 3 кафедр (Первой (Prima), Вечерней (Vespera) и Свящ. Писания). Выдвигались планы реформы ун-та, их результатом стало перенесение его в К. вопреки ходатайствам преподавателей и студентов, желавших остаться в Лиссабоне. С апр. 1537 г. ун-т находился в К.; в город переехали часть преподавателей и студентов, должностные лица ун-та, были перевезены архив и печать. Вскоре после переезда установились связи ун-та с мон-рем Санта-Круш, где существовала школа, реформированная приором Брашом ди Баррушом и фактически ставшая фак-том свободных искусств. В мон-ре проводились занятия богословского и медицинского фак-тов (фак-ты канонического и гражданского права расположились в королевском дворце, т. н Пасу-даш-Эшколаш, подаренном кор. Жуаном III). Это привело к расколу ун-та на 2 корпорации; конфликт ун-та и монастыря Санта-Круш удалось уладить в 1544 г., когда был избран ректор ун-та. Приор мон-ря Санта-Круш стал канцлером ун-та (1539); до 1834 г. основным источником доходов ун-та были монастырские ренты, что определило своеобразие академической жизни в К. (Coelho M. H., Santos M. J. Contenda entre a Universidade e o Mosteiro de Santa Cruz de Coimbra na segunda metade do séc. XVI: Breves notas // Universidade(s). 1991. Vol. 3. P. 40-63). Под рук. Браша ди Барруша были основаны коллегии для преподавания (Санту-Агоштинью, Сан-Жуан-Батишта) и для проживания студентов (Тодуш-уш-Сантуш, Сан-Мигел), впосл. создавались др. коллегии (Сан-Педру, 1545, Сан-Паулу, 1563). Первоначально коллегии управлялись не статутами ун-та, а конституциями ун-тов в Алькала-де-Энарес и Париже. В ходе реформы повысился уровень преподавания в ун-те: возросло число преподавателей-иностранцев, а также португальцев, получивших образование в зарубежных ун-тах. Мн. монашеские ордены создавали свои коллегии: кармелиты (Колежиу-ду-Карму, 1540), августинцы-еремиты (Колежиу-да-Граса, 1548), доминиканцы (Колежиу-ди-Сан-Томаш, 1566), цистерцианцы (Колежиу-ди-Сан-Бернарду, 40-е гг. XVI в.), францисканцы (Колежиу-ди-Сан-Боавентура, сер. XVI в.) и др. Коллегия искусств (Колежиу-даш-Артиш, 1542-1548), в 1555 г. переданная под управление иезуитов, стала одним из крупнейших центров «новой схоластики». Преподаватели коллегии сделали основой т. н. Коимбрского курса (Curso Conimbricense) пересмотр и обновление философской системы католич. св. Фомы Аквинского. Труды, посвященные анализу трактатов Аристотеля (кроме «Метафизики»), собраны в 8-томных «Комментариях Коимбрской коллегии Общества Иисуса» (Commentarii Colegii Conimbricensis Societatis Iesu, 1592-1606) и выдержали не менее 12 изданий. В их составлении приняли участие Мануэл ди Гойш, Себаштиан ду Коту, Кожми ди Магальянш, Балтазар Алвариш. Созданием «Комментариев...» руководил Педру да Фонсека, автор «Философской исагогики» (Isagoge Philosophica, 1581), «Институций диалектики» (Institutiones dialecticarum, 1564) и 4-томного комментария к «Метафизике» Аристотеля (Commentarii in libros Metaphysicorum Aristotelis Stagiritae, 1577); впосл. эти книги неоднократно переиздавались в Лионе, Кёльне, Венеции, Страсбурге. Получили развитие богословские исследования, были учреждены новые кафедры, в т. ч. посвященная изучению наследия Фомы Аквинского (1545). В ун-те преподавали деятели Контрреформации: испанец Франсиско Суарес, португальцы Луиш ди Сотомайор, Афонсу ду Праду и Мартинью ди Ледежма. Свящ. Писание преподавал гуманист еп. Жерониму Озориу, автор трактатов «О Небесной справедливости» (De Justitia Coelesti, 1564), «Об истинной мудрости» (De Vera Sapientia, 1578) и др. Долгое время в К. работал канонист Мартин де Аспилькуэта, здесь впервые было издано его «Пособие для исповедников и кающихся» (Manual de Confesores y Penitentes, 1553), впосл. переведенное на латынь и выдержавшее мн. переизданий (García y García A. Juristas de Salamanca y Coimbra en los siglos XVI-XVII // Universidade(s). 1991. Vol. 3. P. 108-119). Кафедру математики возглавлял Педру Нуниш, специалист в области навигации (De arte adque ratione navigandi, 1573). В коллегии искусств обучался известный нем. математик Кристофор Клавий; преподавателем канонического права был Антониу Феррейра, поэт португ. Возрождения. Возможно, в К. учился и Луис де Камоэнс.

Старый ун-т в Коимбре (Пасу-даш-Эшколаш, бывш. резиденция кор. Жуана III). XIII–XVIII вв.
Старый ун-т в Коимбре (Пасу-даш-Эшколаш, бывш. резиденция кор. Жуана III). XIII–XVIII вв.

Старый ун-т в Коимбре (Пасу-даш-Эшколаш, бывш. резиденция кор. Жуана III). XIII–XVIII вв.
В 1559 г., во время регентства Екатерины Австрийской, ун-ту были дарованы новые статуты, подтверждавшие его церковный характер (утверждены епископами К. в 1565 и 1591; в 1597 заменены статутами кор. Филиппа II Испанского (он же кор. Португалии Филипп I), исправленными в 1612). В 1615 г. создана коллегия ордена Сантьяго и Авишского ордена. После получения Португалией независимости (1640) ун-т пользовался поддержкой короля, получал финансовую помощь. Кор. Жуан IV издал новые статуты (1654), основанные на положениях предшествующего свода (1597); была учреждена постоянная кафедра математики (до этого занятия не были регулярными) в составе фак-та свободных искусств, на которой преподавали бенедиктинцы.

В 1717-1728 гг. по указанию кор. Жуана V было построено здание университетской б-ки в стиле рококо (архитекторы Гашпар Феррейра, Мануэл Морейра; фасад - возможно, Клод де Лапрад). В XVII-XVIII вв. отмечается упадок образования; в ун-те уменьшается количество студентов, особенно богословского факультета (Rodrigues. 2007. P. 708-709). По поручению маркиза Помбала, гос. секретаря и фактического правителя гос-ва при кор. Жозе I, в 1771 г. был подготовлен «Краткий исторический обзор положения университета Коимбры» (Compêndio histórico do estado da Universidade de Coimbra). На его основе в 1772 г. были составлены новые статуты ун-та, отразившие реформы, главным проводником к-рых был Франсишку ди Лемуш ди Фария Перейра Котинью, ректор ун-та (1770-1779, 1799-1821) и епископ К. (с 1779). Вместо фак-та свободных искусств создали фак-ты естественной философии и математики (влияние Просвещения), сильным изменениям подверглись богословский и правоведческие фак-ты. Были организованы студенческий госпиталь, анатомический театр, музей естественной истории, кабинет экспериментальной физики, химическая лаборатория, обсерватория и ботанический сад.

С кон. XVIII в. по 1859 г. в ведении ун-та К. также находилось управление и инспектирование начальных и средних учебных заведений. Преподаватели и студенты активно участвовали в наполеоновских войнах и последующих внутренних конфликтах, создавались «академические батальоны» (подобные формирования возрождались и в периоды кризисов в XIX в.). В то же время часть преподавателей участвовала в разработке проекта наполеоновской конституции Португалии. В 1832 г. в ун-т К. вернулись иезуиты, они вновь возглавили коллегию искусств. Однако уже через 2 года, после окончания гражданской войны, все университетские коллегии, кроме Сан-Педру и Сан-Паулу, были закрыты. Тогда же произошло изгнание из ун-та сторонников абсолютной монархии. В дек. 1836 г. на основе фак-тов канонического и гражданского права был создан юридический фак-т.

Коллегия Сан-Паулу
Коллегия Сан-Паулу

Коллегия Сан-Паулу
После революции 1910 г. и провозглашения республики проводились коренные реформы системы образования, закрепленные в т. н. Университетской конституции 1911 г. и в Статуте 1918 г. Были основаны ун-ты в Лиссабоне и Порту, высшие учебные заведения стали автономными. Изменилась и структура образования: в 1911 г. в К. упразднили богословский фак-т, на основе фак-тов философии и математики организовали фак-ты историко-филологический (Faculdade de Letras; ему предшествовали созданные в сер. XIX в. Высшие историко-филологические курсы) и естественнонаучный (Faculdade de Ciência; с 1972 Faculdade de Ciência е Tecnologia). Официально было закреплено отделение ун-та от Церкви. В 1912 г. в ун-те К. создана 1-я в стране лаборатория экспериментальной психологии, в 1921 г.- фармацевтический фак-т. Ун-т играл важную роль в разработке гос. идеологии после прихода к власти А. ди Оливейры Салазара, бывш. профессора экономики в К., и установления режима «Нового государства» (1933-1974); Оливейра Салазар нередко формировал кадровый состав правительства из числа профессорско-преподавательского состава ун-та. Памятники эпохи «Нового государства» - построенные в 1941-1966 гг. в университетском квартале (Alta Universitária) здания архива и б-ки, историко-филологического и медицинского факультетов и др. (архитекторы Ж. А. Коттинелли Телму (до 1948), К. да Силва). В 50-х гг. XX в. в студенческой среде усилилась борьба с авторитарным режимом. В 1969 г. студенческие волнения после церемонии открытия нового учебного корпуса привели к отставке ректора и министра образования. В наст. время ун-т и структурно, и топографически состоит из 3 частей. В основную часть (Alta Universitária) входят ректорат и адм. структуры, находящиеся в историческом здании ун-та вместе с юридическим, историко-филологическим и психологическим (создан в 1980) фак-тами. В эту часть также включены отделения архитектуры, биохимии, естественных наук, химии, физики, географии, геологии и математики, фак-т естественных наук и технологий (FCTUC), главная б-ка (всего в ун-те 23 б-ки) и университетский архив. Вторую часть составляют инженерные факультеты и отделения: факультеты электротехники и вычислительной техники, химической технологии, инженерно-механический, отд-ния вычислительной техники и строительства. Третья часть - это медицинский и фармацевтический факультеты, связанные с ним научно-исследовательские лаборатории (центр неврологии и клеточной биологии, центр фармацевтических исследований и др.). В 1972 г. был создан экономический факультет, расположенный несколько обособленно. В 1985 г. в честь ун-та названа Коимбрская группа, объединяющая старейшие ун-ты Европы. В 1990 г. торжественно отмечалось 700-летие ун-та. По данным на 2013 г., при общей численности населения города в 143 тыс., студентов насчитывалось ок. 23,5 тыс., преподавателей ок. 1,5 тыс. чел. С 2013 г. здания ун-та включены в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Интерьер б-ки университета. 1717–1728 гг.
Интерьер б-ки университета. 1717–1728 гг.

Интерьер б-ки университета. 1717–1728 гг.

Ист.: Livro Preto: Cartulário de Sé de Coimbra / Ed. A. de J. da Costa, M. A. Rodrigues. Coimbra, 1999; Liber anniversariorum ecclesiae cathedralis Colimbriensis: Livro das kalendas. Coimbra, 1947-1948. 2 vol.; Álvares Nogueira P. Livro das Vidas dos Bispos de Sé de Coimbra / Ed. de A. Rocha Madahil. Coimbra, 1942; Documentos Medievais de Santa Cruz de Coimbra. Porto, 1988. Vol. 1: Arquivo Nacional da Torre do Tombo; Городские установления Коимбры XII в. / Пер., коммент.: О. И. Варьяш, А. П. Черных // Городская жизнь в средневек. Европе. М., 1987. С. 300-311; Chartularium Universitatis Portugalensis, 1288-1537. Lisboa, 1966-2003. 15 vol.; Auctarium Chartularii Universitatis Portugalensis. Lisboa, 1973-1979. 3 vol.; Livro Verde da Universidade de Coimbra: Cartulário de século XV. Coimbra, 1990; Os primeiros estatutos da Universidade de Coimbra. Coimbra, 1991; Documentos para a História da Universidade de Coimbra (1750-1772). Coimbra, 1959-1961. 2 vol.
Лит.: Braga T. História da Universidade de Coimbra nas suas relações com a instrução portuguesa. Lisboa, 1892-1902. 4 vol.; Vasconcelos A., de. A Sé Velha de Coimbra. Coimbra, 1930-1935, 19932. 2 vol.; idem. Escritos vários relativos а Universidade dioniziana. Coimbra, 1987-19882. 2 vol.; idem. O diploma dionisiano da fundação primitiva da Universidade Portuguesa (1 de Março de 1290). Coimbra, 19902; Brandão M., Almeida M. L., de. A Universidade de Coimbra: Esboço da sua história. Coimbra, 1937; David P. Études historiques sur la Galice et le Portugal du VIe au XIIe siècle. Lisboa, 1947; idem. Coïmbre // DHGE. T. 13. Col. 204-212; Cruz A. Santa Cruz de Coimbra na Cultura Portuguesa da Idade Média. Porto, 1964. Vol. 1; Coelho A. B. Portugal na Espanha Árabe. Lisboa, 1972-1975. 4 vol.; Egry A., de. Um estudo de o Apocalipse de Lorvão. Lisboa, 1972; Borges N. C. Mosteiro de Lorvão. Coimbra, 1977; idem. Arte monástica em Lorvão: Sombras e realidade. Lisboa, 2002. 2 vol.; Pinho E. G., de. Santa Cruz de Coimbra: Centro de actividade musical nos séculos XVI e XVII. Lisboa, 1981; Costa A. de J., da. A biblioteca e o tesouro da Sé de Coimbra nos séculos XI a XVI. Coimbra, 1983; Santa Cruz de Coimbra do século XI ao século XX. Coimbra, 1984; Dias P. Coimbra: Arte e história. Lisboa, 19882; Carvalho J., Paiva J. P. A diocese de Coimbra no século XVIII: População, Oragos, Padroados e Títulos dos Párocos. Coimbra, 1989; Universidade(s): História, memória, perspectivas. Coimbra, 1991. 5 vol.; A Universidade de Coimbra no seu 7.o Centenário: Homenagem aos Professores Doutores A. de Vasconcelos, M. Lopes de Almeida, G. Braga de Cruz e M. Brandгo. Lisboa, 1993; Cardoso A. de B. Coimbra após a Segunda Reconquista: A escola da Catedral // Munda. Coimbra, 1993. Vol. 26. P. 59-68; idem. A Diocese de Coimbra: Esboço histórico. Coimbra, 1995; História da Universidade em Portugal. Coimbra; Lisboa, 1997. 2 vol. in 1; Carvalho P. C. O Forum de Aeminium. Lisboa, 1998; Gomes S. A. As ordens mendicantes na Coimbra medieval: Notas e documentos // Lusitania Sacra: Revista do centro de estudos de história ecclesiástica. Ser. 2. Lisboa, 1998. Vol. 10. P. 149-215; idem. Escolares e a Universidade na Coimbra Medieval // Estudos a homenagem a João Francisco Marques. Porto, 2001. Vol. 1. P. 507-531; idem. «In limine conscriptionis»: Documentos, chancelaria e cultura no Mosteiro de Santa Cruz de Coimbra (Séculos XII a XV) // Lusitania Sacra. 2001/2002. Vol. 13/14. P. 477-490; Reis Torgal L. A Universidade e o Estado Novo: O caso de Coimbra (1926-1961). Coimbra, 1999; História Religiosa de Portugal / Ed. C. Moreira Azevedo. Lisboa, 2000-2002. 3 vol.; O Marquês de Pombal e a Universidade. Coimbra, 2000; Ramos A. de J. Coimbra, Diocese de // Dicionario de História Religiosa de Portugal. Lisboa, 2000. Vol. 1. P. 387-399; Morujão M. do R. B. Um mosteiro cisterciense feminino: Santa Maria de Celas (século XIII a XV). Coimbra, 2001; idem. A Sé de Coimbra: A instituição e a Chancelaria (1080-1318). Lisboa, 2010; Paiva J. P. A diocese de Coimbra durante o reinado de D. Manuel: O governo episcopal de D. Jorge de Almeida (1482-1543) // Revista Portuguesa de História. Coimbra, 2002/2003. T. 36. N 1. P. 347-366; Martins A. A. O mosteiro de Santa Cruz de Coimbra na Idade Média. Lisboa, 2003; Aillet C. Entre chrétiens et musulmans: Le monastère de Lorvão et les marges du Mondego (878-1064) // Revue Mabillon. Turnhout, 2004. Vol. 76(15). P. 27-49; Sé Velha de Coimbra. Culto e Cultura: Ciclo de Conferências. Coimbra, 2005; Варьяш О. И. Пиренейские тетради. М., 2006; De Man A. Conimbriga: Do Baixo Império а Idade Média. Lisboa, 2006; Fleisch I. The Portuguese Clergy and the European Universities in the 12th and 13th Centuries // Carreiras eclesiásticas no Ocidente cristão, séc. XII-XIV. Lisboa, 2007. P. 63-75; Rodrigues M. A. A Universidade de Coimbra: Figuras e factos da sua história. Porto, 2007; Alarcão J., de. Coimbra: Montagem do Cenário Urbano. Coimbra, 2008; Craveiro M. de L., Trigueiros A. J. A Sé Nova de Coimbra. Coimbra, 2011; Campos M. A. A., de. Santa Justa de Coimbra na Idade Média: O espaço urbano, religioso e socio-económico. Coimbra, 2012. 2 vol.; Варьяш И. И., Русанов А. В. Новая научная интерпретация грамоты 1338 г., выданной Афонсу IV Португальскому ун-ту // СВ. 2012. Вып. 73(3/4). С. 326-340; A Universidade Medieval em Lisboa (séculos XIII-XVI). Lisboa, 2013; Русанов А. В. Подтверждения привилегий Португальского ун-та в правление кор. Фернанду (1367-1383) // СВ. 2014. Вып. 75(1/2). С. 192-215.
А. В. Русанов
Ключевые слова:
Епископства Римско-католической Церкви Христианство на территории разных стран. Португалия Португалия. История Страноведение. Португалия Коимбра, кафедра католического епископства (с VI в.); 1-я столица королевства Португалия
См.также:
БРАГА город на севере Португалии
ПОРТУГАЛИЯ Португалия [Португальская Республика], гос-во в Юж. Европе, на юго-западе Пиренейского п-ова
АВГУСТОВСКОЕ [СЕЙНЕНСКОЕ] КАТОЛИЧЕСКОЕ ЕПИСКОПСТВО административная единица католической Церкви, созданная на польско-литовском пограничье после включения Царства Польского в состав Российской империи
АВИШСКИЙ ОРДЕН СВЯТОЙ МАРИИ духовно-рыцарский орден католической Церкви Португалии
БАТАЛЬЯ город и мон-рь в Португалии, усыпальница королей Авишской династии
БОББИО аббатство, город, с XI в. еп-ство в Сев. Италии
БОЛОНЬЯ центр еп-ства
ЗАЛЬЦБУРГ город на западе Австрии, на берегу р. Зальцах, столица федеральной земли Зальцбург и резиденция католич. архиепископа
ИЗАБЕЛЛА (1270 - 1336), св. католической Церкви (пам. 4 июля), королева Португалии в 1282-1325 гг.
ИЛИ средневек. бенедиктинский мон-рь, с XII в. кафедра еп-ства и кафедральный приорат в графстве Кембриджшир (Великобритания), с 1541 г. англикан. еп-ство