[нем. Clemens] Франц Якоб (4.10.1815, Кобленц - 24.02.1862, Рим), нем. католич. философ неосхоластического направления. Происходил из знатной семьи торговцев и финансистов. Получил католич. воспитание. В 15-летнем возрасте поступил в иезуитский коллегиум в швейцар. Фрибуре (Фрайбурге). В 1832 г. прослушал различные курсы в ун-те Бонна, в т. ч. догматику у Г. Клее. С 1835 г. учился в Берлинском ун-те, специализировался по философии. В 1839 г. защитил там докторскую диссертацию об учении Анаксагора (De philosophia Anaxagorae Clazomenii). Следующие неск. лет провел в Мюнхене, часто бывал в Италии, общался с представителями интеллектуальной элиты, в т. ч. с Ф. В. Й. Шеллингом. В 1843 г. получил должность приват-доцента философии в Боннском ун-те.
В 1848 г. академическая деятельность К. была на нек-рое время прервана в связи с его избранием депутатом Немецкого национального собрания во Франкфурте.
Защитив хабилитационную диссертацию о соотношении философии и богословия в схоластике (De scholasticorum sententia philosophiam esse theologiae ancillam commentatio), в 1856 г. К. получил должность профессора философии в Королевской богословско-философской академии в Мюнстере. В эти годы он пользовался большим успехом у студенчества и католической общественности, много печатался в майнцском ж. «Katholik» (Католик): освещал схоластическое наследие, писал о новых изданиях, обращался к вопросам совр. философии и богословия. В 1861 г. из-за прогрессирующего туберкулеза К. пришлось оставить профессорскую кафедру; по совету врачей он отправился на лечение в Италию. Скончался в Риме.
Центральное место в учебных курсах К. занимали метафизика и история философии. В собственных философских построениях он опирался на принципы христ. схоластов, в особенности Фомы Аквинского и Франсиско Суареса. Основной научной проблемой для К. был вопрос о связи веры и разума. Признавая относительную свободу философского творчества, он отстаивал приоритет божественного откровения и учительной власти Церкви. При этом он оговаривал, что такая установка оправдана лишь для религ. мышления, в рамках христ. мировоззрения, изначально полагающего наряду с естественным сверхъестественный порядок вещей как источник познания и допускающего понятие «верующий разум» (Clemens. 1860. S. 61-65). В результате обеспечивается гармоничное, свободное от противоречий знание, охватывающее все сферы бытия и человеческого духа.
Провозглашаемые К. гносеологические и методологические принципы были восприняты современниками как манифест неосхоластики. В бытность К. профессором Боннского ун-та они стали причиной острого конфликта с А. Гюнтером и его последователями (в частности, с И. Б. Бальцером): в течение 1853 г. К. опубликовал неск. сочинений с критикой богословской системы Гюнтера и демонстрацией отклонений от католич. учения. Критические высказывания К. повлияли на мнение папы Римского Пия IX и легли в основу бреве «Eximiam tuam», осудившего в 1857 г. «гюнтерианство».