Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КИЗИК
33, С. 401-404 опубликовано: 12 июня 2018г.


КИЗИК

[греч. Κύζικος], город на юж. берегу Пропонтиды (Мраморного м.), кафедра епархии К-польской Православной Церкви, совр. локализация - Балкыз (или Белкис), близ Эрдека, Турция. П-ов Арктонес (ныне Капыдагы), на перешейке к-рого находится К., в древности был островом. К. основан во II тыс. до Р. Х. пеласгами. По преданию, город назван в честь царя Кизика, к-рый оказал гостеприимство аргонавтам, а затем, не узнав их ночью, вступил с ними в бой и был убит (Apollonii Rhodii Argonautica / Ed. H. Fraenkel. Oxonii, 1961. I 949). В сер. VII в. до Р. Х. (по др. версии, ок. 775) жители Милета основали здесь колонию. Начался расцвет К. как центра торговли, мореходства и рыбной ловли. Город имел 2 гавани (Strabo. Geogr. XII 8. 11), и через него шли пути из Европы в М. Азию. Кизический статир из электра (сплав, состоящий из 80% золота и 20% серебра) играл важную роль в торговле античного мира. «Этот город соперничает с первыми городами Азии величиной, красотой и прекрасным устройством как своих гражданских, так и военных дел» (Ibidem).

Возничий. Рельеф. VI в. до Р. Х. (Археологический музей, Стамбул)
Возничий. Рельеф. VI в. до Р. Х. (Археологический музей, Стамбул)

Возничий. Рельеф. VI в. до Р. Х. (Археологический музей, Стамбул)

Уроженец К. Пифарх, друг Кира II Великого (558-530 гг. до Р. Х.), предпринял попытку стать тираном в родном городе, к-рая окончилась неудачей. В 514/3 г. до Р. Х. в К. правил проперсид. тиран Аристагор (Herod. Hist. IV 138). Во время Пелопоннесской войны (431-404) жители К. воевали на стороне афинян, т. к. город входил в Делосский союз (478/7-404). В 387 г. до Р. Х. по Анталкидову миру К. отошел персам. В 334 г. до Р. Х. он был освобожден Александром Македонским, к-рый соединил остров с материком 2 мостами. После смерти Александра К. сначала достался Селевкидам, а затем в качестве свободного города был союзником Пергамского царства Атталидов.

В рим. период К. находился в привилегированном положении: он сохранил автономию и распространил свою власть до озер Даскилитида, Милитополитида и Аполлониатида. Имп. Тиберий включил К. в пров. Асия. Имп. Адриан посетил К. в 123 г. и помог жителям в сооружении храма Зевса, который считался одним из 7 чудес света (в 1433 сохр. 33 колонны, но в XVIII в. храм разобрали для строительства зданий в Стамбуле). Развитие К. достигло апогея при имп. Каракалле (211-217). В 267 г. город был разрушен готами, но быстро восстановлен.

Имп. Диоклетиан сделал К. главным из 33 городов, входивших в пров. Геллеспонт. Этот статус К. сохранял до VII в. (Hieroclis Synecdemus et Notitiae Graecae episcopatuum / Ed. G. Parthey. Berolini, 1866. P. 20). Здесь размещался штаб легиона и монетный двор.

Девять мучеников Кизических. Икона. Кон. XVIII — нач. XIX в. (ГРМ)
Девять мучеников Кизических. Икона. Кон. XVIII — нач. XIX в. (ГРМ)

Девять мучеников Кизических. Икона. Кон. XVIII — нач. XIX в. (ГРМ)

Время образования первых христ. общин неизвестно. Вполне вероятно, через К. пролегали маршруты апостолов Павла и Андрея Первозванного (Janin. 1956. P. 1192; Laurent. 1965. Σ. 1084). Сведения о первых Кизических епископах, основаны на предположениях или известны из малодостоверных источников. По мнению М. Лекьена, поддерживавший догмат о телесном воскресении мертвых «святой Афродисий, епископ Геллеспонта» (III в.), о к-ром упоминает анонимный автор соч. «Praedestinatus» (2-я четв. V в.) (Primasius. Praedestinatus sive praedestinatorum. I 47 // PL. 53. Col. 605), являлся епископом К. (Le Quien. OC. T. 1. Р. 748-749). Из легендарного Жития прмч. Никона известно, что во время гонений на христиан еп. Феодосий Кизический скрывался со своей паствой на горе Ганос. Он крестил воина Никона, а затем рукоположил его во епископа, сделав своим преемником и велев переселиться вместе с христианами в Сицилию. Там они пострадали в 251 г., в правление имп. Деция (249-251) (ActaSS. Mart. T. 3. P. 444). При Деции в К. был обезглавлен пресв. Мирон из Ахайи, при имп. Диоклетиане в К. по приказу правителя города Александра был казнен сщмч. Сисиний. Нек-рые источники называют его епископом (PG. 117. Col. 176). В кон. III - нач. IV в. (ранее 313) в К. пострадали мц. Трифена, дочь синклитика Анастасия (при игемоне Кесарии), и 9 Кизических мучеников (при не названном по имени наместнике). К правлению Максимиана Галерия (305-311) относится мученический подвиг уроженки К. девы Фавсты и уверовавших благодаря ей жреца Евиласия и епарха Максима (см. в ст. Фавста, Евиласий и Максим, мученики Кизические).

В Житии прп. Парфения, еп. Лампсакийского, говорится, что его поставил на Кизическую кафедру еп. Асхолий в правление равноап. имп. Константина I Великого, после издания Миланского эдикта (Vita et conversatio Parthenii episcopi Lampsaci // PG. 114. Col. 1349). В числе правосл. участников I Вселенского Собора (325) был Кизический еп. Феона (ДВС. Т. 1. С. 78; Gelasii Cyziceni Historia concilii Niceni. II 27 // PG. 85. Col. 1309-1312). Первоначально К. входил в диоцез Асия со столицей в Эфесе. Видимо, К. был в то время первопрестольной кафедрой (πρωτόθρονος) в этом диоцезе: Феона Кизический именуется епископом Асии, Геллеспонта, Лидии и Карии, а в числе подчиненных ему епископов упоминаются Евтихий Смирнский и Марин Троадский (Ibidem). Во 2-й пол. IV в. Кизическая епископия была подчинена К-полю и в кон. IV в. возведена в ранг митрополии.

Во 2-й пол. IV в. Кизическую кафедру занимали епископы, отклонившиеся от Никейского Символа веры: сторонник омийства Герминий (с 351 епископ Сирмийский), омиусианин Елевсий (358-360; 362 - после 383) и аномей Евномий (360-362). Елевсий, рукоположенный К-польским еп. Македонием и разделявший его взгляды, подверг преследованиям православных и новациан, чью церковь в К. он разрушил до основания (Socr. Schol. Hist. eccl. II 38). Впосл. имп. Юлиан Отступник заставил Елевсия восстановить ее на собственные средства. В 359 г. на Соборе в Селевкии Исаврийской Елевсий активно противостоял арианину Акакию Кесарийскому и его сторонникам. За это он был низложен, формальным предлогом послужило рукоположение им недостойных клириков. Вместо него К-польский епископ-арианин Евдоксий поставил на Кизическую кафедру аномея Евномия, к-рого жители города не приняли, сохраняя верность Елевсию. Хотя имп. Юлиан вновь изгнал Елевсия из города, тот впосл. занял епископскую кафедру К. Имп. Валент II вызвал Елевсия в К-поль и принудил его согласиться с арианским вероучением, однако, вернувшись в К., тот отказался от своих заявлений и остался верен македонианству. В дальнейшем Елевсий был лидером македониан, к-рые имели храм в К. вплоть до патриаршества Нестория (428-431) (Ibid. VII 31). В посл. четв. IV в. в К. мц. Гаафой или ее дочерью Дуклидой были перенесены мощи Готских мучеников († ок. 375). В 426 г. ученик свт. Иоанна Златоуста свт. Прокл (впосл. патриарх К-польский) был рукоположен К-польским еп. Сисинием во епископа Кизического. «Но между тем как Прокл собирался ехать туда, кизикцы, предупредив его, рукоположили одного подвижника, по имени Далматий. И это сделали они, не обратив внимания на закон, запрещавший рукополагать епископа против воли епископа Константинопольского, а не обратили внимания на этот закон потому, что он давал права одному Аттику (епископ К-польский в 406-425.- Авт.)» (Ibid. VII 28). Свт. Прокл выступал против ереси Нестория. В 431 г. Далматий присутствовал на III Вселенском Соборе (ACO. T. 1. Vol. 1. Pt. 2. P. 62; Pt. 7. P. 85, 112). О Далматии также известно, что ему принадлежала рукопись актов I Вселенского Собора, к-рую впосл. использовал для написания «Церковной истории» сын кизического пресвитера Геласий Кизический (2-я пол. V в.).

На IV Вселенском Соборе в Халкидоне (451), на к-ром присутствовал еп. К. Диоген, участник «разбойничьего» Эфесского Собора (449), Кизическая митрополия была помещена на 5-е место среди епархий К-польского Патриархата. В 1855 г. она была перемещена на 4-е место. Митрополит Кизический носил титул «ипертим и экзарх всего Геллеспонта». Кизической митрополии было подчинено 12 епископий: Герма, Пиманин, Ока, Варис (Сасаварис), Адрианофиры, Лампсак, Авидос, Дардан, Илион (Троя), Троада, Пионии, Мелитополь (иногда в качестве 13-й епископии назывались Адрания, Скамандр или Скипсис) (Darrouzès. Notitiae. P. 207, 220, 234, 253, 267, 276, 290, 297, 312, 355. N 1-4, 6-10, 13). Некоторые Кизические митрополиты упоминаются в источниках с титулом архиепископа (напр., Иоанн во 2-й четв. VII в. и Амфилохий в 3-й четв. IX в.).

В 539 г. половина города была разрушена землетрясением. В 610 г. в ц. Пресв. Богородицы в Артаке (предместье К., ныне Эрдек) Кизический митр. Стефан короновал Ираклия еще до взятия им К-поля (Theoph. Chron. P. 299). В мон-ре вмч. Георгия в К. с 615 г. (Thunberg L. Man and the Cosmos: The Vision of St. Maximos the Confessor. N. Y., 1985. P. 18) или немного позже до 626 г. подвизался прп. Максим Исповедник. К архиепископу Кизическому обращены его «Амбигвы к Иоанну» (628-630).

С созданием в VII в. фем К. вошел в фему Опсикий. В 671-678 гг., во время осады К-поля, К. был захвачен арабами. В 691 г. (в нек-рых источниках - в 688) имп. Юстиниан II поселил в окрестностях К. беженцев-киприотов во главе с архиеп. Иоанном I (Theoph. Chron. P. 365). Кафедра Кипрского архиепископа находилась в Нов. Юстиниане (или Артаке). Пято-Шестой (Трулльский) Собор в К-поле (691-692) на короткий период подчинил митрополита Кизического Кипрскому архиепископу: «...и епископ града Кизического да подчиняется предстоятелю реченного Юстинианополя, по примеру всех прочих епископов, подвластных вышереченному боголюбезнейшему предстоятелю Иоанну; от которого, когда потребно будет, и самого Кизика града епископ да поставляется» (Mansi. T. 11. Col. 961-962).

Свт. Герман I, перед тем как стать патриархом К-польским, ок. 705/6-715 гг. занимал Кизическую кафедру. В работе VII Вселенского Собора (787), восстановившего иконопочитание, принимал участие Кизический митр. Николай (Mansi. T. 13. Col. 381). Его преемником был защитник иконопочитания свт. Емилиан (точная дата его рукоположения неизв.). В 814 г., на праздник Рождества Христова, он в числе наиболее выдающихся деятелей К-польской Церкви принял участие в аудиенции у императора-иконоборца Льва V Армянина и вместе с другими противодействовал его претензиям на роль арбитра в церковных делах. В 815 г. Емилиан был отправлен императором в ссылку, где и скончался.

На территории Кизической митрополии находилось неск. мон-рей, самым известным из к-рых был Мегас-Агрос (близ Скипсиса, ныне Куршунлутепе), где подвизался прп. Феофан Исповедник († 818). Высказывались предположения, что находящийся недалеко от Мегас-Агроса мон-рь Полихний можно отождествить с мон-рем Полихроний, игуменом которого до начала миссионерской деятельности был равноап. Мефодий.

Кизический архиеп. Амфилохий был любимым учеником свт. Фотия, патриарха К-польского, к-рому тот посвятил трактат «Амфилохии» (скорее всего написан в 867-877).

В 902 г. К. разграбил араб. флот Льва Триполийского.

Кизические митрополиты Игнатий и Димитрий известны как адресаты писем К-польского патриарха Николая I Мистика, написанных в его 2-е Патриаршество (912-925) (Nikolaos I, Mystikos, Patriarch of Constantinople. Letters / Ed. R. J. H. Jenkins, L. G. Westerink. Wash., 1973. P. 278, 428, 444-446, 478). Митр. Феодор Кизический был другом имп. Константина VII Багрянородного (913-959) (Theodori metropolitae Cyzici Epistulae: Accedunt epistulae mutuae Constantini Porphyrogeniti. B.; N. Y., 2012). Сохранились его письма и Похвала сщмч. Власию, еп. Севастийскому (BHG, N 277k). Известный как строгий аскет К-польский патриарх Василий I Скамандрин (970-974) основал мон-рь на р. Скамандр близ Кизика.

Димитрий, митр. Кизический (1-я пол. XI в.), визант. канонист и церковный писатель, упоминается в источниках в связи с деятельностью К-польского Патриархата, направленной против яковитов (участник Собора в Мелитине в 1030 г. и патриаршего Синода 1039 г., автор трактата о догматических заблуждениях яковитов и армян). Димитрий присоединился к митрополитам, предпринявшим попытку низложить К-польского патриарха Алексия Студита, к-рая окончилась неудачей. Кизический митр. Феофан принял участие в работе патриаршего Синода 1054 г. (RegPatr, N 869).

В 1063 г. землетрясение разрушило почти весь город. В 1081 г. К. разорили турки-сельджуки, в 1092 г. они опять захватили город, но его вскоре освободило войско имп. Алексея I Комнина. В 1113 г. сельджуки снова разграбили К.

Ок. 1204 г. митрополитом Кизическим с именем Кирилл стал писатель и дидаскал патриаршей школы Константин Стилвис. Пострадавший в 1204 г. от крестоносцев К. был восстановлен ими в 1206 г.; в городе была учреждена лат. архиепископия. Ок. 1225 г. К. был отвоеван Никейским имп. Иоанном III Дукой Ватацем.

Во внутрицерковной жизни 3-й четв. XIII в. активно участвовали Кизические митрополиты Феодор Скутариот (до 1270-1283), поддерживавший Лионскую унию и написавший «Обзорную хронику», и Даниил (1283-1289) - антиуниат, сторонник, а впоследствии противник патриарха Григория II Кипрского (1283-1289).

В 1303-1304 гг. К. стал пристанищем для пиратов-каталонцев. Вскоре после 1335 г. город захватил султан Орхан. Митр. Афанасий Кизический (1324-1347), хотя и не сразу подписал томос Собора 1341 г., впосл. стал одним из последователей свт. Григория Паламы. Сторонником Паламы был и митр. Арсений Кизический (1350-1369) (подписал томосы 1351 и 1368 гг., автор сочинения против Прохора Кидониса).

В связи с тем, что Кизические митрополиты в иерархии К-польского Патриархата были на одном из высоких мест, многие из них впосл. занимали К-польскую кафедру. Если в поздневизант. период известны только 3 Кизических митрополита, ставшие К-польскими патриархами (Нифонт I, Матфей I и приверженец Ферраро-Флорентийской унии Митрофан II), то в поствизантийский период - 7 (Паисий I (между 2 Патриаршествами), Кирилл IV, Анфим V, Мелетий III, Иоаким II, Григорий VII, Константин VI). Кроме того, Кизический митр. Иаков был избран Александрийским патриархом с именем Иаков II.

В период османского владычества большинство епископий Кизической митрополии были упразднены, а после запустения К. кафедра митрополии была перенесена в Артаку. Точное время этого события неизвестно; впервые об Артаке как о центре митрополии говорится в 1725 г. (Р. Жанен предположил, что это произошло уже после землетрясения 1063 г.- Janin. 1956. P. 1193; Idem. 1975. P. 194).

Кизический митр. Дионисий Палеолог, изгнанный турками с кафедры, уехал на Запад, но продолжал носить титул «архиепископ Кизический» (упом. в 1562-1584). Дионисий состоял на службе у герц. Козимо Медичи, а затем у Св. престола, посетил с дипломатическими миссиями Францию, Каталонию и Волынь. Недавно была доказана неправомерность отождествления Дионисия Палеолога, митр. Кизического, с Дионисием Ралли-Палеологом, митр. Тырновским (Χασιώτης. 2010. Σ. 664-670). В 1557 г. митр. Иоасаф Кизический привез Иоанну IV Грозному от К-польского патриарха Дионисия II частицы мощей вмч. Георгия Победоносца, вмч. Пантелеимона и ап. Варнавы (ПСРЛ. Т. 13. С. 275). В 1645 г. Кизический митрополит, названный в источниках Анемподистом (вместо Анфима), подарил царю Михаилу Феодоровичу частицы мощей Кизических мучеников (Никанор (Каменский), еп. Чебоксарский. Кизический Казанский монастырь: Ист. очерк его 200-летнего существования. Каз., 1893. С. 169). Кизический митр. Кирилл во время пребывания в К-поле на 2 года поручил управление митрополией русскому по происхождению митр. Лаодикийскому Парфению (Небозе) († 1704).

В нач. ХХ в. на территории Кизической митрополии проживало 70 тыс. правосл. христиан, существовало 65 общин, в 71 церкви служили 98 священников. Кафедральный собор в Артаке был посвящен свт. Николаю Чудотворцу. В марте 1913 г. зап. часть Кизической митрополии была выделена в Дарданелльскую и Лампсакийскую митрополию. В 1920 г. в К. вошла греч. армия. В 1922 г., после поражения в греко-тур. войне, греч. население было вынуждено покинуть территорию Кизической митрополии. Последним митрополитом Кизическим был церковный историк Каллиник (Деликанис).

Епископы Кизические

Афродисий (III в.?), Феодосий (?) († незадолго до 251), прмч. Никон (?) († 251), сщмч. Сисиний († нач. IV в.), Феона (упом. в 325), Асхолий (2-я четв. IV в.), Герминий (до 351, впосл. епископ Сирмийский), Елевсий (358-360; 362 - после 383), Евномий (360-362).

Митрополиты Кизические

свт. Прокл (426, впосл. патриарх К-польский), Далматий (426 - после 431), Диоген (упом. в 449, 451), Евифий (упом. в 458), Василиск (упом. в 494, 518), Евсевий (упом. в 536), Евпрепий (упом. в 553), Стефан (упом. в 610), Иоанн (упом. в 628-630), Георгий (упом. в 681, 689), свт. Герман (ок. 705/6-715, впосл. патриарх К-польский Герман I), Николай (упом. в 787), свт. Емилиан (после 787-815), Иоанн (упом. в 825), Иаков (1-я пол. IX в.), аноним († 846), Антоний (после 846-859), Амфилохий (не позднее 861- ранее 878, впосл. митрополит Никейский; † 878), Варнава (упом. в 869/70), Григорий (упом. в 879), Даниил (IX-X вв.), аноним (упом. в 906), Игнатий (между 912 и 925), Димитрий (упом. в 920-925), Феодор (925 - после 959), аноним (упом. в 1019), Димитрий (ранее 1028 - после 1043), Феофан (упом. в 1054), аноним (упом. в 1063), аноним (упом. в 1066), Роман (упом. в 1072), Симеон (ранее 1079 - после 1107), Константин (упом. в 1116), Михаил (XII в.), аноним (упом. в 1140), Феофил (упом. в 1143, 1147), Иоанн (упом. в 1156), Василий (упом. в 1166), Иоанн (упом. в 1170-1186), Георгий (упом. в 1191), Кирилл Стилвис (примерно с 1204), Стефан (XIII в.), Георгий (упом. в 1254-1261), Феодор Скутариот (до 1270-1283), Даниил (1283-1289), Мефодий (с 1289/90), Никон (?), Халамас (XIII в.), Никита Каппадокиец (ок. 1300), Нифонт (до 1303-1310, в 1310-1314 продолжал управлять епархией, став К-польским патриархом с именем Нифонт I), Афанасий (1315-1350), Арсений (1351-1369), Феодорит (упом. в 1370), Севастиан (упом. в 1381-1386, бывш. митрополит Янинский), Матфей (1387-1397, впосл. патриарх К-польский Матфей I), Феогност (упом. в 1399-1405), Макарий (?) (упом. в 1409), Митрофан (до 1437-1440, впосл. патриарх К-польский Митрофан II), Парфений (40-е гг. XV в.), Феодосий (упом. в 1528), Дионисий Палеолог (сер. XVI в.), Иоасаф (упом. в 1560-1576), Ахиллий (упом. в 1580-1586), Дамаскин (упом. в 1593), Гавриил (упом. в кон. XVI в., 1606), Парфений (1620-1633), Анфим (1633-1653), Паисий (1653-1654, бывш. патриарх К-польский Паисий I), Митрофан (1656-1675), Кирилл (1686-1711, впосл. патриарх К-польский Кирилл IV), Авксентий (1712-1724), Анания (1725 - после 1755), Герасим Хрисоскулеос (1769-1778), Агапий Грипарис (1778-1794), Иоанн (упом. в 1800), Иоаким (после 1800-1806), Макарий (1806-1811), Константин (Константий) (1811-1822), Захария (1823, впосл. митрополит Халкидонский), Матфей (1823-1831), Анфим (Хрисафидис) (1831-1841, впосл. патриарх К-польский Анфим V), Мелетий (Пангалос) (1841-1845, впосл. патриарх К-польский Мелетий III), Иоаким (Коккодис) (1845-1860, впосл. патриарх К-польский Иоаким II), Иаков (Панкостас) (1860-1861, впосл. патриарх Александрийский Иаков II), Никодим (Константинидис) (1861-1900), Константин (Хадзимарку-Александридис или Алексиадис) (1901-1903), Афанасий (Мегаклис) (1903-1909), Григорий (Зервудакис или Папаставрианос) (1909-1913, впосл. патриарх К-польский Григорий VII), Константин (Арабоглу или Карадзопулос) (1913-1922, впосл. патриарх К-польский Константин VI), Каллиник (Деликанис) (1922-1932).

Лит.: Hasluck F. W. Cyzicus: Being some account of the History and Antiquities of that city, and of the district adjacent to it, with the towns of Apollonia ad Rhyndacum, Miletupolis, Hadrianutherae, Priapus, Zeleia, etc. Camb., 1910. P. 192-205; Μακρῆς ῾Ι. Κ. ᾿Εκκλησιαστικὴ ῾Ιστορία τῆς Κυζίκου μέχρι τῶν καθ᾿ ἡμᾶς χρόνων // Μικρασιατικὰ Χρονικά. 1955. Τ. 6. Σ. 283-301; Janin R. Cyzique // DHGE. 1956. T. 13. P. 1191-1196; idem. Grands centres. 1975. P. 192-214; Le Quien. OC. 1958. T. 1. Р. 747-768; Laurent V. Κύζικος // ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Σ. 1083-1085; Mango C., Ševčenko I. Some Churches and Monasteries on the Southern Shore of the Sea of Marmara // DOP. 1973. T. 27. P. 235-277; Fedalto. Hierarchia. 1988. Vol. 1. P. 138-141; C[live F. W.] F[oss]. Kyzikos // ODB. 1991. Vol. 2. Col. 1164-1165; Σταυρίδης Β. Θ. ᾿Επισκοπικὴ ἱστορία τοῦ Οἱκουμενικοῦ Πατριαρχείου: Αἱ ἐντὸς τῆς Τουρκίας μητροπόλεις κατὰ τὸν 20ὸν αἰῶνα. Θεσσαλονίκη, 1996. Σ. 91-101; T. D.-B. Cyzicus // Brill's New Pauly: Encyclopaedia on Ancient World. Leiden, Boston, 2004. Vol. 4. Col. 26-28; Kiminas D. The Ecumenical Patriarchate: A History of Its Metropolitans with Annotated Hierarch Catalogs. S. l., 2009. P. 76-77, 182; Χασιώτης Ι. Κ. Ο μητροπολίτης Κυζίκου Διονύσιος Παλαιολόγος και η δράση του στη Δυτική και την Ανατολική Ευρώπη κατά τον 16ο αιώνα // Ηπειρωτικά Χρονικά. Ιωάννινα, 2010. Τ. 44. Σ. 575-676.
О. В. Л.
Ключевые слова:
Страноведение. Турция Города древние. Турция Евиласий, мученик Кизический (пам. 6 февр.) - см. Фавста, Евиласий и Максим, мученики Кизические Кизические мученики († ранее 313) (пам. 29 апр.; пам. греч. 28 апр.; пам. визант. 4 апр.) Кизик, город на юж. берегу Пропонтиды (Мраморного м.), кафедра епархии К-польской Православной Церкви, совр. локализация - Балкыз (или Белкис), близ Эрдека, Турция
См.также:
АДРИАНОПОЛЬ (совр. Эдирне), город в Восточной Фракии
АНИ столица арм. гос-ва Багратидов, в X-XII вв. кафедра арм. католикоса
АПАМЕЯ Вифинская, древний город в Вифинии
ACC портовый город в М. Азии, осн. в VII в. до Р.Х.
ГАНГРЫ город в бассейне р. Галис в Анатолии (Турция), историческая обл. Пафлагония
ИКОНИЙ [Икония] (ныне Конья), г. в М. Азии (совр. пров. Конья, Турция), место проповеди св. ап. Павла и образования одной из древнейших христ. общин
ИРАКЛИЯ ПОНТИЙСКАЯ [Гераклея; Понтираклия], античный греч., визант. и совр. тур. город в Сев. Анатолии, на юго-зап. побережье Чёрного м., митрополия К-польской Православной Церкви
ИРАКЛИЯ ФРАКИЙСКАЯ [Гераклея; тур. Мармара-Эреглиси], город на сев. берегу Мраморного м. (Пропонтиды), центр митрополии К-польской Православной Церкви
МЕЛИТИНА [Мелитена], ныне Малатья (Юго-Вост. Турция); древний и средневек. город в М. Азии, на границе Каппадокии и Армении, древняя митрополия Константинопольской Православной Церкви
МОПСУЕСТИЯ [Мисис; Мамистра; ныне Якапынар], античный и средневек. город в Киликии (ныне Юго-Вост. Турция), на р. Пирам (ныне Джейхан), древняя епархия Антиохийской Православной Церкви