[Мелитена; греч. Μελιτήνη; лат. Melitene; арм. Մալաթիա; сир. ; араб. ; тур. Malatya; курд. Meledî], ныне Малатья (Юго-Вост. Турция); центр поселения, до XIX в. находился в совр. Батталгази (Эскималатья), в 9 км к северо-востоку от совр. Малатьи. Древний и средневек. город в М. Азии, на границе Каппадокии и Армении, древняя митрополия Константинопольской Православной Церкви (КПЦ), кафедра Сирийской яковитской Церкви и Армянской Апостольской Церкви (ААЦ).
Древнейшее поселение находилось на городище Арслантепе, где с V тыс. до Р. Х. развивался центр неолитической культуры. В бронзовом веке (III-II тыс. до Р. Х.) в источниках на разных языках называлось Мелид, Малидия, Миддува (по-хеттски), Мелидду (по-аккадски), Мелитея (по-урартски). Возможно, название связано со словом «мед» («мелид» или «милит» - по-хеттски). Город входил во владения Хеттского царства; после его распада в XII в. до Р. Х. стал столицей царства Камману (Комана), к-рое было данником Ассирийской державы. В 712 г. ассир. царь Саргон II разорил Малидию, после чего город на месте Арслантепе пришел в упадок. Поселение возродилось в эллинистическую эпоху (III-II вв. до Р. Х.) и вошло в состав царства Каппадокия, к-рое с 63 г. до Р. Х. попало в зависимость от Рима, а в 18 или 19 г. по Р. Х. было присоединено к Римской империи. В рим. и визант. эпохи, а также в средневековье большинство населения М. составляли армяне, наряду с ними здесь жили рим. колонисты, греки, сирийцы, в средние века - также арабы и тюрки. В 70 г. поселение было преобразовано в рим. колонию Мелитена, к-рая стала базовым лагерем рим. XII молниеносного легиона на границе Рима с царством Армения. В I-III вв. М. оставалась в составе пров. Каппадокия. В ходе адм. реформ при имп. Константине I (кон. 20-х - 30-е гг. IV в.) М. стала центром пров. М. Армения. В 386 г. провинция была разделена на Армению Первую (центр - Севастия, ныне Сивас, Турция) и Армению Вторую (центр - М.). В 536 г. Армения Вторая была переименована в Армению Третью, с 591 г.- в Армению Первую. При императорах Анастасии и Юстиниане I, в 1-й пол. VI в., были перестроены городские стены; М. стала одной из крупнейших крепостей вост. провинций Византии. В 575 г. город подвергся разграблению и был сожжен персид. армией шаха Хосрова I, но вскоре его восстановили.
Сведения о начале христ. общины в М. немногочисленны. Первым достоверно известным епископом М. следует считать исп. Акакия, который пострадал в гонение имп. Деция (249-251). С М. визант и др. правосл. традиции связывают историю Мелитинских мучеников, 33. Стабильная христ. община окончательно сформировалась, видимо, к сер. IV в. Ок. 358 г. в М. состоялся Собор, в котором участвовали епископы из Каппадокии, из арм. провинций и некоторых др. областей востока М. Азии. Собор постановил низложить еп. Евстафия Севастийского и возвести на кафедру Севастии свт. Мелетия I (см. Мелетий I, архиеп. Антиохийский), уроженца М. (Basil. Magn. Ep. 79(163)). Кто занимал кафедру в самой М. в это время - неизвестно. Осенью 363 г. еп. Ураний из М. участвовал в Антиохийском Соборе, на к-ром значительная часть вост. епископата подтвердила свою приверженность к Никейскому Символу веры. В 70-х гг. IV в. кафедру М. занимал свт. Отрий, который состоял в переписке со свт. Василием Великим (Basil. Magn. Ep. 316), а также участвовал во II Вселенском Соборе в К-поле в 381 г. Ок. 377 г. в М. род. прп. Евфимий Великий, один из основателей палестинского монашества. Здесь же он был рукоположен во священника и провел первые 30 лет жизни. Наставниками Евфимия были свт. Акакий и Синодий, оба ставшие впосл. епископами М. (Cyr. Scyth. Vita Euthym.). Преемником еп. Отрия был еп. Летоий, к-рый известен по одному из посланий, отправленных ему свт. Григорием Богословом.
Свт. Акакий из М. сыграл значительную роль в жизни вост. Церквей в 30-х гг. V в. Он одним из первых обличил ересь Нестория, участвовал в III Вселенском Соборе в Эфесе в 431 г., состоял в переписке со свт. Кириллом Александрийским. Еп. Константин из М. в 448 г. участвовал в К-польском Соборе, на к-ром под председательством архиеп. Флавиана К-польского было впервые осуждено евтихианство (монофизитство). В 449 г. на Эфесском Соборе еп. Константин отсутствовал по неизвестной причине, и вместо него делегацию из пров. Армения Вторая возглавляли епископы Иоанн Никопольский и Акакий Ариаратийский. В 451 г., однако, еп. Константин участвовал в IV Вселенском Соборе в Халкидоне и подписал его акты. Еп. Отрий (II) в 458 г. подписал «Энкиклион» визант. имп. Льва I, в к-ром осуждал убийство монофизитами патриарха Протерия Александрийского. Среди епископов М. в кон. VI в. особую роль в политической жизни Византии сыграл свт. Дометиан, двоюродный брат визант. имп. Маврикия (582-602). Еп. Дометиан жил в основном в К-поле и, вероятно, выполнял роль духовного наставника имп. семьи арм. происхождения. Он также выполнял ответственные поручения императора; в 591 г. сопровождал из Сирии в Ктесифон персид. шаха Хосрова II, который был возвращен на персид. престол визант. войском. Остальные епископы М. позднеантичной и средневековой эпох известны в основном лишь по их подписям под актами различных Соборов КПЦ.
В период завершения формирования иерархии КПЦ, в V-VI вв., в списках кафедр Патриархата митрополия М. заняла 13-е место. В состав этой митрополии на территории пров. Армения Вторая (затем Третья) входили епископские кафедры Арависс, Ариаратия, Арка, Комана, Барид, Губос, Калудия, Хесн-Патрик, Аромана, Созопетра (Тела-Кастра). После начала араб. завоеваний и разорений М. Азии в VII в. большинство этих кафедр были лишь титулярными.
В 635 г. арабы-мусульмане впервые попытались захватить М., но были вскоре изгнаны визант. войском имп. Ираклия. В 656 г. город был впервые взят арабами и в нем был размещен их гарнизон. М. начала играть роль одного из передовых укреплений мусульман, опираясь на которое они могли вести нападения как на Византию, так и на Армению и Закавказье. В кон. VII-VIII в. византийцам удалось неск. раз на краткое время вернуть М., но эти события сопровождались разрушением оборонительных стен и выводом оставшегося населения в более безопасные области империи. Городская жизнь в М. к этому времени фактически прекратилась; город превратился в пограничную крепость, к-рая неоднократно переходила из рук в руки в многовековой войне между христианами и мусульманами на Ближ. Востоке. Наибольшего политического значения М. достигла в 30-60-х гг. IX в., когда здесь образовался полунезависимый мусульм. эмират, глава которого Умар аль-Акта неоднократно совершал нападения на Византию, но в 863 г. был убит в битве при Лалакаоне (область Понт, север М. Азии), в к-рой визант. имп. Феофил почти полностью уничтожил араб. войско. В кон. IX - нач. X в. в ходе начавшейся визант. реконкисты на Ближ. Востоке византийцы неоднократно пытались осаждать М., но терпели неудачи; город и его предместья страдали от разграблений и пожаров. В 934 г. М. была захвачена войском визант. доместика Иоанна Куркуаса и стратига фемы Ликанд Мелия. С этого времени до нач. XII в. продолжалось христ. правление. Мусульмане были изгнаны из М. либо принуждены принять крещение; в городе расселились греки и армяне. М. и ее регион, как и большинство других захваченных у мусульман областей, были поставлены под прямое имп. управление в качестве куратории, части имп. домена, в к-рой собственность на землю принадлежала лично императору. Военное командование в городе осуществлял стратиг, подчинявшийся начальнику фемы Месопотамия. В М. постоянно находились значительные визант. военные силы, и в периоды обострения политической борьбы в империи М. была в нее втянута. В 976 и 987 гг. именно в М. мятежные войска провозгласили византийским императором полководца Варду Склира.
Визант. реконкиста сопровождалась нек-рым оживлением церковной жизни в М.: возродилась митрополия (митр. Дионисий упом. в 997), объединившая правосл. население, как греков, так и армян-халкидонитов; существовала епископская кафедра ААЦ; визант. имп. Никифор II Фока (963-969) убедил сиро-яковитского патриарха устроить в регионе М. свою резиденцию; яковитский патриарх Иоанн VII поселился в крепости Барид близ М. До кон. XII в. здесь действовала одна из резиденций яковитских патриархов, и в связи с этим митрополичья кафедра М. приобрела большое значение в иерархии Сирийской яковитской Церкви. В хронике Михаила Сирийца (XII в.) упомянуты неск. церковных зданий и монастырей в М. Кафедральная яковитская церковь была построена в сер. X в. еп. Игнатием Раххатой. Ок. 1003 г. она была конфискована у яковитов и передана правосл. митрополии, однако, видимо, к кон. XI в. вновь была занята яковитами. В визант. источниках упомянуты также правосл. ц. св. Георгия и мон-рь Вознесения (SynCP. Col. 883).
В 3-й четв. XI в. с приходом на Ближ. Восток тюрок-сельджуков византийское правление пошатнулось. В 1058 г. М. была захвачена и разграблена сельджуками в числе первых городов, подвергшихся нападению. После разгрома визант. армии имп. Романа IV Диогена в битве при Манцикерте в 1071 г. наступил коллапс византийской власти в М. Азии. М. перешла под власть Гавриила Мелитинского, армянина-халкидонита, к-рый сформировал здесь свое княжество и управлял городом до 1101 г., признавая себя вассалом сельджукского малоазийского бейлика Данишмандидов, но в то же время сохраняя связи с византийцами, киликийскими арм. княжествами и поддерживая крестоносцев. В 1101 г. в сражениях под Амасией и М. были разгромлены соединения крестоносцев гр. Раймунда IV Тулузского, кн. Боэмунда I Антиохийского и гр. Балдуина Эдесского, неск. вождей крестоносцев, в т. ч. кн. Боэмунд, попали в плен к эмиру Гази Данишманду. Но в следующем году владение Гавриила было уничтожено крестоносцами и М. перешла под прямое управление эмирата Данишмандидов. С этого времени город начинает постепенно исламизироваться. В кон. XII в. М. вошла в состав Сельджукского (Румского) султаната, с нач. XIV в. до 1515 г. находилась в составе гос-ва Мамлюков, затем перешла под управление Османской империи, с XX в.- в составе Турции.
Единственный значительный памятник древности в М.- обширные городские стены, которые возникли при римлянах, в кон. I в. по Р. Х., и с тех пор неоднократно перестраивались. Как военная крепость М. использовалась турками до XIX в.
Исп. Акакий (I) (250-251), Ураний (363), свт. Отрий (374-382), Летоий (кон. IV в.), свт. Акакий (II) (431-438), Синодий (40-е гг. V в.), Константин (448-451), Отрий (458), Евлогий (520), Мамант (монофизит; 518-536), Палладий (553), свт. Дометиан (ок. 579 - 11 янв. 602), Феодор (681), Епифаний (787), Дионисий (Феодор; 997), Иоанн (1027-1039), неизвестный (1066), неизвестный (1164), Никита (1166-1172), Иоанн (1193), Мануил (1223-1226), Иоанн (1247/48), Ставракий (1294), Феодосий (1317-1330).
Неизвестный (630), Севир (752), Даниил (епископ; 818-845), Фома (митрополит; 818-845), Фома (869), Иезекеиль (889), Илия (897-909), Иоанн (910-922), Григорий (923-935), Иоанн (митрополит; 936-953), Илия (митрополит; 957/8), Иезекииль (митрополит; 958-961), Игнатий Раххата (969), Игнатий (митрополит; 1004-1030), Иоанн (митрополит; ок. 1031-1042), Игнатий (митрополит; 1058-1063, 1080), Иоанн Сеид Бар Кабуни (митрополит; 1096), Дионисий (1101), Иоанн (Елисей; 1090-1129), Игнатий (1139-1166), Дионисий Грифас Бар Самка (митрополит; 1166-1199), Иоанн Бар Канун (1166-1199), Бар Белас (1257), Феодосий (митрополит; 1579/80-1581).