Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МОПСУЕСТИЯ
46, С. 749-750 опубликовано: 24 декабря 2021г.


МОПСУЕСТИЯ

[Греч. Μοψουεστία; Мисис; Мамистра; ныне Якапынар], античный и средневек. город в Киликии (ныне Юго-Вост. Турция), на р. Пирам (ныне Джейхан), древняя епархия Антиохийской Православной Церкви. Греч. название города («очаг Мопса») восходит к античной традиции, согласно к-рой он был основан неким Мопсом, жившим до Троянской войны. Первые монеты здесь начали чеканить во II в. до Р. Х., однако город редко упоминается в источниках до рубежа эр. При этом известно, что поселение было преобразовано в полис под названием Селевкия-на-Пираме (греч. Σελεύκεια Πύραμος) в 95 г. до Р. Х., после того как здесь был убит царь Селевк VI Эпифан Никатор из греко-восточной династии Селевкидов. В 78-75 гг. до Р. Х. М., как и значительная часть региона равнинной Киликии, был завоеван римлянами и вошел в состав римской пров. Киликия. Городское летоисчисление, «Мопсуестийская эра», было начато с 68 г. до Р. Х. После адм. реформы нач. V в. по Р. Х. М. стала частью пров. Киликия Вторая с центром в Аназарве.

В раннехрист. эпоху в М. была образована епископская кафедра, которая подчинялась митрополии Аназарва. Уже во 2-й пол. III в. она занимала значительное положение в Антиохийской Церкви. Первый известный епископ М. принимал участие в Антиохийских Соборах, на которых было осуждено учение Павла Самосатского († 275), еп. Антиохийского (Euseb. Hist. eccl. VII 30). В 20-40-х гг. IV в. кафедру занимал Македоний, который известен гл. обр. по трудам свт. Афанасия I Великого как один из сторонников арианства. В 325 г. Македоний принял участие во Вселенском I Соборе в Никее, однако позднее уклонился в ересь. Участвовал в Тирском Соборе 335 г., осудившем свт. Афанасия. Позднее с др. участниками Собора подписал послания к еп. (папе) Римскому Юлию I (337-352) и имп. Константу I. Ок. 343 г. Македоний присутствовал на Сардикийско-Филиппопольском Соборе и вновь поддержал антиникейскую партию. В кон. 50-х или в 60-х гг. IV в. стараниями еп. Авксентия в М. была построена кафедральная базилика. В нее были помещены мощи мучеников Тараха, Прова и Андроника, перенесенные еп. Авксентием в М. из Аназарва. Впосл. эти мученики почитались как защитники христиан Киликии. Среди древних епископов М. наиболее известен в истории вост. христианства Феодор, родом из Антиохии, знаменитый ритор и богослов Антиохийской школы (см. также статьи Богословские школы древней Церкви, Несторианство), ученик Ливания и близкий друг свт. Иоанна Златоуста и блж. Феодорита, архиеп. Кирского. Феодор занимал кафедру с 392 по 428 г. и был учителем Нестория († ок. 451), архиеп. К-польского (428-431). Преемник Феодора еп. Мелетий участвовал во Вселенском III Соборе в Эфесе 431 г. и проявил себя как твердый сторонник Нестория. Из-за осуждения последнего Мелетий даже вступил в конфликт с архиеп. Иоанном I († 441/2) и большинством иерархов Антиохийской Церкви. В 433 г. был низложен и заменен еп. Фомой (Хоматием). С этого времени община М. в основном придерживалась Православия, однако архиеп. Иоанн Антиохийский в письме к свт. Проклу, архиеп. Константинопольскому (434-447), в нач. 40-х гг. V в. отмечал, что в Киликии сохраняют большое влияние сторонники Нестория. В 490 г. по приказу имп. Зинона (474-475, 476-491) был низложен епископ М. Иулиан как сторонник антихалкидонита Петра Гнафевса, патриарха Антиохийского, отказавшийся подписывать «Энотикон».

Важную информацию по истории епархии М. дает редкий сохранившийся источник - акты церковного Собора в М., проходившего 17 июня 550 г., к-рые дошли до нас в составе корпуса документов Вселенского V Собора 553 г. (ACO. T. 4. Vol. 1. P. 115-130; ДВС. Т. 3. С. 382-393). Собор был созван по требованию имп. Юстиниана I (527-565) и посвящен разбору и осуждению еретических мнений в сочинениях Феодора Мопсуестийского. В Соборе принимали участие 9 епископов из митрополии Киликии Второй, в т. ч. еп. Косма из М.; председательствовал митр. Иоанн Аназарвский. На Соборе присутствовали имп. комит Марфаний, а также несколько др. придворных, которые, по-видимому, строго контролировали весь ход заседаний. Кроме того, в соборных документах представлен диптих для поминовения имен епископов, живших в М. IV - 1-й пол. VI в. В диптихе названы епископы Протоген, Зосим, Олимпий, Кирилл, Фома, Вассиан, Иоанн, Авксентий, Палатин, Иаков, Зосим, Феодор, Симеон. Их именами участники Собора клялись в своей верности правосл. вероучению, но о большинстве из этих иерархов ничего более не известно. Из диптиха предварительно были исключены имена епископов, ранее осужденных или низложенных за ереси либо подозревавшихся в них (АСО. Т. 4. Vol. 1. Р. 121-122; ДВС. Т. 3. С. 385).

О церковной истории М. последующих столетий средневековья и Нового времени сведения крайне отрывочны. В визант. источниках имена правосл. епископов М. после VI в. почти не известны. Во 2-й пол. X в. церковная кафедра М. получила статус митрополии.

С началом арабских завоеваний в 637 г. М. была впервые разграблена арабами, после чего имп. Ираклий приказал срыть стены города, чтобы не дать завоевателям возможность использовать его как базу в Киликии. В течение неск. десятилетий во 2-й пол. VII в. М. была почти полностью покинута жителями. Новые городские стены были выстроены арабами в 703 г. В 965 г. М. и Тарс захватила визант. армия под командованием имп. Иоанна I Цимисхия; по его приказу городские ворота были отвезены в К-поль и показаны народу во время триумфа. Восстановленное визант. правление в М. продержалось чуть более столетия.

Тюрк. завоевания и крестовые походы в кон. XI в. вновь принесли М. нестабильность. В 1085 г. город был захвачен тюрками-сельджуками и с этого времени стал одним из пунктов Киликии, за к-рый шла длительная борьба между неск. силами: византийцами, мусульманами, крестоносцами и киликийскими армянами. После 1097 г. на владение М. претендовали крестоносцы, Танкред и кн. Антиохии Боэмунд Тарентский, которые соперничали друг с другом и одновременно вели борьбу как против мусульман, так и против византийцев. С 1099 г. крестоносцы создали в М. лат. еп-ство. В 1104 г. М., как и вся Киликия, была возвращена византийцами, но в 1107 г. они вновь отступили под натиском свежих сил крестоносцев, пришедших из Сицилии к Боэмунду в Антиохию. В 1108 г. в Киликию вновь вторгся Танкред и поставил вост. часть страны до р. Пирам, в т. ч. М., под свой контроль. В 1114 и 1115 гг. М. сильно пострадала от землетрясений. В 1132 г. М. вместе со всей равнинной Киликией была захвачена князем Киликийской Армении Левоном Рубенидом. В 1136 г. Левон был пленен Боэмундом Антиохийским и в обмен на свое освобождение выплатил 60 тыс. солидов и вернул крестоносцам М., Адану и крепость Сервандикар. Спустя неск. месяцев в Киликию вторглось визант. войско имп. Иоанна II Комнина, и на 15 лет в М. было восстановлено визант. адм. управление. В 1151 г. Торос II, сын Левона Рубенида, умершего в плену, вновь смог занять М. Византийцы неоднократно пытались отвоевать М., а в 1159 г. имп. Мануил I Комнин (1143-1180) вернул город империи еще на 15 лет. Однако в 1173 г. М. была отвоевана кн. Млехом Рубенидом и с этого времени прочно, почти на 200 лет, вошла в состав Киликийского княжества (позднее королевства). В Киликийской Армении М. постепенно стала одним из важнейших городов; в XIII в. здесь действовали торговые фактории венецианцев, генуэзцев и пизанцев. В городе имелась одна из важных кафедр Армянской Апостольской Церкви, но в нем неизменно сохранялась и кафедра православного Антиохийского Патриархата. В 1268 г. в М. состоялся Собор Армянской Апостольской Церкви. Община армян существовала здесь до нач. XX в.

После неск. нападений на М. и грабежей со стороны мамлюков, в 1375 г. М. перешла под контроль Египетского мамлюкского султаната. С этого времени город начал приходить в упадок, а его христ. общины вскоре превратились в меньшинства среди турок-мусульман. В 1432 г. франц. паломник Бертрандон де ла Брокьер, посещавший М., писал, что значительная часть города находится в руинах. В 1515 г. М. была включена в состав Османской империи. В последующие столетия упадок города продолжался. К XIX в. он превратился в небольшую деревушку Мисис, к-рая занимала менее четверти площади древней М. В 60-х гг. XX в. Мисис была переименована в Якапынар.

Значительные археологические исследования М. проводились в 1955-1961 гг. Среди памятников древности на месте выделяются рим. мост через р. Пирам (со средневек. перестройками), бо́льшая часть остатков средневек. городских стен, кладбища за пределами города. Отдельной стеной вне городской территории была обнесена исследованная археологами большая христ. церковь, построенная во 2-й четв. V в. Она представляла собой 3-нефную базилику с нартексами, примыкавшими к ней с запада и севера. До наст. времени сохранились напольные мозаики высокого качества, украшавшие базилику. На них представлены циклы сюжетов из ВЗ, в т. ч. история Ноя, подвиги Самсона и др. (Biddle. 1969; Kitzinger. 1973). Предположительно это сооружение было посвящено мученикам Тараху, Прову и Андронику. На городской территории обнаружены также фундаменты церкви XII в. Ее посвящение неизвестно; к тому же неясно, принадлежал ли храм общине православных или Армянской Церкви. В совр. Якапынаре действует археологический музей.

Известные епископы М.

Феодор (упом. в 266-268), Македоний (325-342/343, арианин), Авксентий (359-360), Протоген, Зосим, Олимпий (381), Кирилл, Феодор (392-428), Мелетий (428-433, сторонник Нестория, низложен), Фома (Хоматий; 433-448), Вассиан (451), Иулиан (484, антихалкидонит, низложен), Иоанн (518/9, антихалкидонит, низложен), Авксентий, Палатин, Иаков, Зосим, Феодор, Симеон (все 1-я пол. VI в.), Косма (550-553), Антоний (560), Бенигн (597), Иов (798-808, иерарх Сирийской яковитской Церкви), Софроний (1365).

Лит.: Le Quien. OC. Vol. 2. Col. 889-894; Pauly, Wissowa. Hbd. 31. Col. 243-250; Honigmann E. Mopsuestia // EncIsl. Vol. 3. P. 521-527; Budde L. Antike Mosaiken in Kilikien. Recklinghausen, 1969. Bd. 1; Kitzinger E. // DOP. 1973. Vol. 27. P. 133-144; Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 770-772; ODB. Vol. 2. P. 1408; Hild F., Hellenkemper H. Kilikien und Isaurien. W., 1990. S. 351-359. (TIB; 5).
И. Н. Попов
Ключевые слова:
Епархии Антиохийской Православной Церкви Страноведение. Турция Города древние. Турция Мопсуестия [Мисис; Мамистра; ныне Якапынар], античный и средневек. город в Киликии (ныне Юго-Вост. Турция), на р. Пирам (ныне Джейхан), древняя епархия Антиохийской Православной Церкви
См.также:
АДРИАНОПОЛЬ (совр. Эдирне), город в Восточной Фракии
АНИ столица арм. гос-ва Багратидов, в X-XII вв. кафедра арм. католикоса
АПАМЕЯ Вифинская, древний город в Вифинии
ACC портовый город в М. Азии, осн. в VII в. до Р.Х.
ГАНГРЫ город в бассейне р. Галис в Анатолии (Турция), историческая обл. Пафлагония
ИКОНИЙ [Икония] (ныне Конья), г. в М. Азии (совр. пров. Конья, Турция), место проповеди св. ап. Павла и образования одной из древнейших христ. общин
ИРАКЛИЯ ПОНТИЙСКАЯ [Гераклея; Понтираклия], античный греч., визант. и совр. тур. город в Сев. Анатолии, на юго-зап. побережье Чёрного м., митрополия К-польской Православной Церкви
ИРАКЛИЯ ФРАКИЙСКАЯ [Гераклея; тур. Мармара-Эреглиси], город на сев. берегу Мраморного м. (Пропонтиды), центр митрополии К-польской Православной Церкви