[нем. Ketteler] Вильгельм Эммануэль фон (25.12.1811, Мюнстер, совр. земля Сев. Рейн-Вестфалия, Германия - 13.07.1877, Бургхаузен, Бавария), католич. еп. Майнцский. Род. в семье, принадлежавшей к старинному дворянскому роду. Получил домашнее образование в родовом замке Харкоттен (совр. земля Сев. Рейн-Вестфалия), в 1824-1828 гг. обучался в иезуитской коллегии в Бриге (кантон Вале, Швейцария). Прослушав курс права в ун-тах Гёттингена, Берлина, Гейдельберга и Мюнхена, в 1835 г. поступил на должность референдария в суде г. Мюнстер. В 1838 г. покинул пост в знак протеста против притеснения католиков прусским правительством и ареста Кёльнского архиеп. Клеменса Августа фон Дросте-Вишеринга, который выступил против закона о смешанных браках между католиками и протестантами, запрещавшего воспитывать детей в католич. вере, если их отцом являлся протестант. Оставив гос. службу, сблизился с католич. еп. Айхштеттским Карлом Августом фон Райзахом, который одобрил решение К. заняться изучением теологии. С 1840 г. входил в мюнхенский религиозно-философский кружок Ф. Кс. фон Баадера и Й. Гёрреса, в 1841-1844 гг. учился на теологическом фак-те Мюнхенского ун-та и находился под сильным влиянием И. А. Мёлера и И. Й. И. фон Дёллингера. После окончания теологического фак-та 1 июня 1844 г. К. был рукоположен во пресвитера и направлен викарием ц. св. Стефана в Беккуме (совр. земля Сев. Рейн-Вестфалия). 1 нояб. 1846 г. назначен настоятелем ц. св. Георгия в Хопстене (совр. земля Сев. Рейн-Вестфалия), где он впервые столкнулся с необходимостью заниматься пастырским окормлением рабочих и социальной помощью бедным. С началом политических реформ в Пруссии в 1848 г. К. был избран депутатом Франкфуртского Национального собрания, выступал за предоставление католикам социальных и политических прав и свобод, а также за провозглашение Пруссии светским государством с равными правами для всех религиозных сообществ. В авг. 1849 г. назначен настоятелем собора св. Ядвиги в Берлине, при котором стараниями К. была открыта больница для малоимущих.
15 марта 1850 г. папа Римский Пий IX выбрал К. из кандидатов на кафедру Майнца, предложенных канониками майнцского капитула, и 20 мая того же года назначил его епископом Майнца. 25 июля рукоположение К. совершил Фрайбургский архиеп. Герман фон Викари. Вступив в управление еп-ством, К. осуществил ряд мер, направленных на ослабление контроля над церковной жизнью со стороны правительства герцогства Гессен, католические приходы которого входили в состав епископства Майнц. В 1851 г. он восстановил ДС в Майнце, упраздненную в 1830 г. правительством Гессена (вместо нее в Гиссенском ун-те был создан теологический фак-т, где клирики получали подготовку по гос. программам в духе иозефинизма). К. перестал согласовывать с гос. властями кандидатуры настоятелей приходов и в 1851 г., не дожидаясь разрешения правительства, учредил в Майнцском еп-стве монашеские конгрегации братьев св. Иосифа и сестер Божественного Провидения. Для развития в епископстве образовательной и социально-благотворительной деятельности К. пригласил в Майнц неск. католических монашеских орденов и конгрегаций, в т. ч. капуцинов (с 1854) и иезуитов (с 1859), поддерживал издание католической литературы и прессы, открыл диоцезальную школу Пресв. Девы Марии (ныне лицей св. Виллигиза). Установив дружеские отношения с премьер-министром герц-ства Гессен Р. К. Ф. фон Дальвиком, в 1854 г. К. заключил с правительством соглашение, согласно которому католич. Церкви в герц-стве предоставлялась значительная автономия.
Успехи К. в урегулировании государственно-церковных отношений и его социальная деятельность в Гессене способствовали росту его авторитета на общенемецком уровне. Защита церковных интересов и социально-политические выступления Майнцского епископа против либеральных и социалистических идей сближали его со сторонниками ультрамонтанства и интегризма. В 1864 г. К. поддержал выпуск папой Пием IX энциклики «Quanta cura» и ее приложения «Syllabus errorum», где среди «заблуждений нашего времени» перечислялись различные социально-политические концепции (социализм, коммунизм, масонство, либерализм), однако не согласился с папской критикой либеральных принципов свободы совести. Выступая за национальное объединение Германии под эгидой протестант. Прусского королевства, К. полагал необходимым активное участие немецких католиков в социально-политической жизни единого гос-ва, что было возможно лишь в условиях религ. свободы и невмешательства герм. гос-ва в дела католической Церкви. Важную роль в процессе объединения Германии сыграло проведение по инициативе К. общенем. епископской конференции в 1867 г. в Фульде при гробнице св. Бонифация (с 1869 по наст. время проводится ежегодно).
Участвуя в работе Ватиканского I Собора, К. примкнул к группе меньшинства, выступавшей против готовившегося провозглашения догмата о папской безошибочности (непогрешимости) в вопросах веры и морали. В сент. 1869 г. на конференции епископов в Фульде К. сделал доклад, где выразил теологические сомнения относительно формулировок учения о папской безошибочности, предложенных в проекте соборной конституции «Pastor aeternus» (напр., недостаточное обоснование необходимости провозглашения данного догмата, отсутствие разграничения между пониманием непогрешимости соборных определений и суждений всякого епископа в вопросах веры и морали от «особенной» непогрешимости Римского епископа). Позиция К. была поддержана всеми немецкими епископами, подписавшими послание папе Пию IX, в котором просили не выносить на обсуждение Собора догмат о папской безошибочности. 23 мая и 25 июня 1870 г. К. выступал на Соборе с критикой проекта конституции «Pastor aeternus», подчеркивая, что принимает учение о папской безошибочности в целом, но настаивает на необходимости более ясного определения этого понятия, подкрепленного убедительной богословской аргументацией. 17 июля, накануне финального голосования по принятию догматической конституции «Pastor aeternus», К. вместе с несогласным меньшинством покинул заседания Собора и уехал из Рима, чтобы не участвовать в провозглашении догмата о папской безошибочности, но сделал специальное заявление о подчинении любым решениям Собора. В Германии К. вступил в публичную полемику с И. Губером и Дёллингером, которые полностью отрицали учение о папской безошибочности и впосл. стали лидерами старокатолического движения (см. Старокатолики), а также выпустил апологетическое соч. «Безошибочность папского учительства согласно решениям Ватиканского Собора» (Das unfehlbare Lehramt des Papstes nach der Entscheidung des vaticanischen Concils). На конференции герм. епископов в Фульде в сент. 1870 г. К. вместе с др. участниками подписал заявление о полном принятии догмата о папской безошибочности в том виде, в каком его провозгласил I Ватиканский Собор.
После объединения Германии на выборах в рейхстаг Германской империи (март 1871) К. был избран депутатом от г. Таубербишофсхайма; в рейхстаге участвовал в создании партии католического центра (Zentrum), целью которой была защита интересов католической Церкви и немецких католиков. Во время разработки конституции Германской империи К. выступал в рейхстаге и участвовал в переговорах с канцлером О. фон Бисмарком о внесении в конституцию положения о правах и свободах католиков, к-рое действовало в законодательстве королевства Пруссия. При поддержке либеральной партии в рейхстаге Бисмарк, видевший в автономии католической Церкви от гос. власти угрозу для имперского централизованного управления, начал проводить антикатолическую политику «Культуркампф». 14 марта 1872 г., после принятия первых антикатолических законов, К. сложил депутатские полномочия и покинул рейхстаг, но сохранил связь с политиками партии католического центра. Он открыто выступал против т. н. майских законов 1873 г., устанавливавших гос. контроль над католическими духовными школами и назначениями на церковные должности. Стараниями К. политика «Культуркампф» в герц-стве Гессен проводилась в менее жесткой форме, чем в других частях Германской империи, что позволило К. продолжать активную социально-благотворительную деятельность в Майнцском епископстве.
К. является одним из основоположников совр. социального учения Римско-католической Церкви, систематическое изложение к-рого началось с энциклики «Rerum novarum» (1891) папы Римского Льва XIII. Уже в 1848 г. в речи на Всегерманском католическом конгрессе (Katholikentag) в Майнце К. обратил внимание на социальные изменения, связанные с промышленной революцией, переходом к индустриализации и зарождением рабочего класса, отметив взаимосвязь между совр. социальными и духовными проблемами. В 1864 г. К. выпустил соч. «Рабочий вопрос и христианство» (Die Arbeiterfrage und das Christentum), в котором изложил принципы христианской солидарности и корпоративизма. Опираясь на идею производственных кооперативов социалиста Ф. Лассаля, К. предложил создать организацию христианских рабочих ассоциаций, где прибыль распределялась бы между всеми участниками производства, а также основать христианские профсоюзы, которые могли бы защищать интересы рабочих, и различные социально-благотворительные рабочие объединения, чтобы помогать больным и престарелым рабочим и их семьям. 25 июля 1869 г. в проповеди в рабочем приходе близ г. Оффенбах-ам-Майн К. изложил программу социальных реформ, необходимую для улучшения жизни рабочих (сокращение продолжительности рабочего дня, право на обязательные выходные дни, запрещение труда детей, беременных и женщин с малолетними детьми). В сент. того же года на конференции католических епископов в Фульде он призвал к участию католич. Церкви в создании христ. рабочих союзов. Предложенные К. социальные преобразования стали основой политической программы партии католического центра в герм. рейхстаге, которая впосл. добилась их включения в закон о труде 1891 г.
К. похоронен в часовне Пресв. Девы Марии в кафедральном соборе св. Мартина в Майнце. В 1911-1913 гг. в районе Майнца Момбах была сооружена церковь-мемориал Святейшего Сердца Иисуса, посвященная К.