[нем. Döllinger] Иоганн Йозеф Игнац фон (28.02.1799, Бамберг - 10.01.1890, Мюнхен), историк Церкви, богослов, один из инициаторов и духовный лидер старокатолич. движения в Германии (см. ст. Старокатолики).
Род. в семье физиолога и профессора медицины. После 1803 г. вместе с семьей переехал в Вюрцбург, где в 1816 г. поступил в ун-т, в к-ром изучал историю, филологию и естественные науки. С 1817 г. проявлял интерес к изучению истории Церкви и теологии, в 1820 г. продолжил учебу в ДС Бамберга, по окончании к-рой 22 апр. 1822 г. рукоположен во пресвитера и назначен капелланом в Шайнфельде (Ср. Франкония). С 1823 по 1826 г. преподавал церковную историю, теологию и каноническое право в лицее Ашаффенбурга. В 1826 г. защитил докт. дис. «Die Lehre von der Eucharistie in den drei ersten Jahrhunderten» (Учение о Евхаристии в первых 3 веках). В том же году Д. был приглашен в Мюнхенский ун-т в качестве преподавателя канонического права и церковной истории.
С кон. 20-х гг. XIX в. активно участвовал в общественно-политических движениях, впосл. стал одним из лидеров «Католического движения», выступавшего против стремления нем. властей подчинить религию и католич. Церковь политическим целям. Принадлежал к кружку Й. Гёрреса и Ф. К. Баадера, отстаивавших независимость католической Церкви от государства и ее приоритет по отношению к протестантизму. В 1845-1847 и 1849-1851 гг. являлся членом баварского парламента, а также членом католической фракции избранного в ходе революции 1848-1849 гг. Франкфуртского национального собрания, где представлял Н. Баварию.
Общественно-политическая деятельность Д. и его борьба за права католич. Церкви по отношению к протестант. общинам отражались в антипротестантских полемических и апологетических сочинениях. В трехтомнике «Die Reformation: Ihre innere Entwicklung und ihre Wirkungen im Umfange des Lutherischen Bekenntnisses» (Реформация: Ее внутреннее развитие и воздействие в рамках лютеровского вероисповедания, 1846-1848), а также в трактате «Luther» (Лютер, 1851) Д. отмечал разрыв между историческим и догматическим содержанием протестант. теологии, приводящим к 2 крайностям: углублению в историко-филологические, археологические и др. исследования и пренебрежению историческим содержанием библейского послания ради отвлеченной метафизики. Д. отстаивал истинность католицизма и в публицистике, особенно в статьях для журналов «Historisch-Politischen Blättern» (Историко-политические листки; Д. был одним из основателей журнала) и «Eos» (Эос).
Отход Д. от позиций папского абсолютизма проявился в 1848 г. на конференции нем. епископов в Вюрцбурге, где он предложил создать постоянную епископскую конференцию. На съездах католич. союзов в 1849 г. в Регенсбурге и в 1850 г. в Линце, где Д. присутствовал в качестве советника по теологии еп. Лимбурга П. Й. Блума, он выступал за созыв нем. поместного Собора из клириков и мирян для создания национальной католич. Церкви во главе с примасом. На собрании Католического союза Германии в Регенсбурге (1849) он произнес речь «Die Freiheit der Kirche» (Свобода Церкви), в к-рой изложил идею автономии нем. католич. епископата от Рима в той степени, в какой она не будет препятствовать католич. единству.
В 1857 г. Д. совершил путешествие в Италию, где был поражен состоянием адм. и хозяйственных дел в Папской области, что повлияло на его полный отход от ультрамонтанства. В ряде анонимных публикаций Д. подверг критике само существование церковного гос-ва и наличие у Римского папы светской власти, отметив, что она не является необходимым атрибутом для главы Римско-католической Церкви. В 1861 г. Д. выступил с 2 лекциями в концертном зале Мюнхена, во время к-рых открыто заявил о возможности ликвидации Папской области и упразднения светской власти папы. В том же году им было опубликовано соч. «Kirche und Kirchen: Papstum und Kirchenstaat» (Церковь и церкви: Папство и церковное государство), где отрицалась необходимость сохранения светской власти папы и критиковалась адм. система Папского гос-ва. Проведенные Д. исследования средневек. документов, направленные на выявление подделок и фальсификаций, способствовавших укреплению власти Римских пап, нашли отражение в его соч. «Papstfabeln des Mittelalters» (Средневековые легенды о папах, 1863).
В 1863 г. Д. был избран в Историческую комиссию Баварской АН, членом к-рой он являлся с 1835 г. 28 сент. того же года Д. открыл конгресс католич. богословов в Мюнхене, произнес речь «Die Vergangenheit und Gegenwart der katholischen Theologie» (Прошлое и настоящее католической теологии), в к-рой критиковал попытки совр. ему рим. богословской школы возродить схоластическое богословие, и призвал нем. теологов основываться на источниковедческом и историческом методе, а не на схоластике Фомы Аквинского.
Д. негативно оценивал усиление в католицизме в 60-х гг. XIX в. позиций рим. централизма, выразившихся в издании папой Пием IX энциклики «Quanta cura» (1864) и прилагавшегося к ней «Перечня главнейших заблуждений нашего времени» (Syllabus errorum), а также в намерении папы провозгласить догмат о папской безошибочности (непогрешимости) и догматически закрепить учение о папском примате. Еще до созыва Ватиканского I Собора Д. включился в теологическую полемику по вопросу о папской безошибочности. Критике этого постулата были посвящены статьи Д., написанные совместно с И. Губером под псевдонимом Янус и публиковавшиеся в газ. «Augsburger Allgemeinen Zeitung».
В 1869 г., накануне открытия Собора, Д. издал под тем же псевдонимом кн. «Der Papst und das Concil» (Папа и Собор), в к-рой учения о безошибочности папы и его примате отрицались как не находящие аргументов ни в Свящ. Писании, ни в церковной истории. Книга Януса вызвала широкий резонанс в католич. среде и, несмотря на занесение в Индекс запрещенных книг, широко использовалась участниками Собора, выступавшими против нового догмата. В 1870 г. под псевдонимом Квиринус Д. выпустил новую кн. «Die Römischen Briefe vom Concil» (Римские послания о Соборе), где излагалась критика каноничности созыва и проведения I Ватиканского Собора, приводились свидетельства об оказанном на Соборе давлении на противников нового догмата, а факт его провозглашения объявлялся разрывом с традицией католич. Церкви.
В марте 1871 г. Д. открыто отказался подписать решения Собора. 17 апр. 1871 г. Мюнхенский архиеп. Г. фон Шерр объявил об отлучении Д. от католич. Церкви. Д. отказался признать отлучение, но прекратил совершение богослужений, хотя и посещал мессы в католич. приходах. После отлучения Д. продолжал работать на теологическом фак-те Мюнхенского ун-та и в 1871 г. был избран его ректором, в 1873 г. назначен кор. Людвигом II президентом Баварской АН.
Несмотря на тесную связь Д. с буд. лидерами старокатолич. движения И. Ф. фон Шульте, Ф. Г. Рейшем и И. Г. Рейнкенсом и его ведущую роль в организации этого движения, он долгое время выступал против окончательного разрыва с Римом. Впосл. Д. вошел в состав основанного в 1871 г. в Мюнхене Центрального комитета старокатолич. Церкви, одобрил выборы ее епископа и организацию 1-го синода, однако сам он никогда не принадлежал к к.-л. общине старокатолич. Церкви и выступал против радикальных, с его т. зр., реформ в старокатоличестве, в т. ч. против отмены целибата священнослужителей.
В последние годы жизни Д. занимался проблемой христ. единства и призывал к воссоединению всех христ. Церквей и конфессий. По поручению старокатолич. комиссии, к-рая в 1872 г. избрала Д. председателем, в 1874 и 1875 гг. он руководил Боннскими конференциями, в к-рых участвовали богословы большинства христ. конфессий.
Перед смертью Д. принял причастие от старокатолич. пресвитера. Похороны Д. организовал его друг Й. Фридрих, ставший впосл. его биографом. Похоронен на Южном кладбище Мюнхена.