[Куарт; греч. Κούαρτος; лат. Quartus] (I в.), ап. от 70 (пам. 10 нояб., 4 янв.- в Соборе апостолов от 70, пам. визант. 10 нояб., 3 авг. и 30 июня; пам. зап. 3 нояб.). Упоминается в заключительной части Послания ап. Павла к Римлянам (Рим 16. 23) вместе с ап. Ерастом, к-рый был городским казнохранителем Коринфа. Ап. Павел называет К. «братом», из чего обычно делают заключение, он был рядовым членом коринфской христ. общины (Gillman. 1992). Однако нек-рые исследователи в значении слова «брат» видят указание на кровное родство, поскольку этот эпитет не прилагался к др. христианам, чьи приветствия ап. Павел передавал римлянам. Т. к. имя христианина Тертия, упомянутого в Послании перед Ерастом и К., означает «третий», а имя К. переводится как «четвертый», то высказывалось предположение, что К. был младшим братом Тертия (напр.: Bruce. 1985). Хотя отдельные совр. комментаторы колеблются относительно того, считать ли К. братом Тертия или Ераста или просто христианином (напр.: Mounce. 1995), большинство из них убеждены, что слово «брат» следует трактовать как «брат по вере», «брат-христианин» (Murray. 1968; Cranfield. 1979; Dunn. 1988; Byrne. 1996; Schreiner. 1998; Cottrell. 2005; Lenski. 2008). Дж. Данн (Dunn. 1988) критиковал мнение Э. Эллиса (Ellis. 2001), к-рый считал, что в посланиях ап. Павла «братьями» назывались выдающиеся члены христ. общин.
Архиеп. Димитрий (Самбикин) и М. Ж. Лагранж считали, что лат. имя Кварт указывает на его рим. происхождение и что этот апостол был известен в Риме, поскольку передавал приветствия членам христ. общины этого города (Димитрий (Самбикин). 1907. C. 138; Lagrange. 1916). Данн, Дж. Фицмайер, Р. Маунс, Т. Шрайнер и другие согласны с тем, что лат. имя может указывать на то, что К. имел «некий персональный контакт с церковью в Риме» (Dunn. 1988; Fitzmyer. 1993; Mounce. 1995; Schreiner. 1998). Но, по мнению др. комментаторов, приветствия у ранних христиан не подразумевали факта личного знакомства (Allworthy. 1918). Совр. исследователи отмечают, что имя Кварт часто встречалось среди рабов и вольноотпущенников (Dunn. 1988; Stuhlmacher. 1994; Lohse. 2003). Высказывалось предположение, что К. была поручена забота об ап. Павле в доме Гаия (Stuhlmacher. 1994).
Церковная традиция относит К. к числу 70 апостолов. В каталогах учеников Псевдо-Епифания (V-VI вв.), Псевдо-Дорофея (VII-VIII вв.) и Псевдо-Ипполита (VII-VIII вв.) К. назван епископом Берита (ныне Бейрут) (PG. 10. Col. 956; Schermann. 1907. S. 123, 140; Écrits apocryphes chrétiens. 2005. Vol. 2. P. 479). В каталоге апостолов и учеников в сир. рукописи Lond. Brit. Lib. Add. 17193 (874 г.) говорится о смерти К. на о-ве Кос (Esbroeck. 1994. Р. 146), а в списке 70 апостолов в конце сир. Евангелия Lond. Brit. Lib. Or. 2695 (ХII - нач. ХIII в.) сообщается, что он проповедовал «на центральном острове», где умер и был погребен (Esbroeck. 1994. P. 158).
В визант. Синаксарях краткое сказание о К. и др. святых, упомянутых в последней главе Послания к Римлянам,- апостолах Олимпе, Родионе, Сосипатре, Тертии и Ерасте - помещено под 10 нояб. По сведениям синаксарных сказаний, К. перенес много страданий за свое благочестие, обратил значительное число язычников к вере во Христа и мирно скончался в сане епископа Берита (PG. 117. Col. 153; SynCP. Col. 209). Память К., еп. Беритского, также приводится в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.) под 30 июня в числе 70 апостолов (SynCP. Col. 786). Кроме того, в визант. стишных Синаксарях и вслед за ними в слав. стишных Прологах и греч. печатной Минее (Венеция, 1591) память К. и посвященное ему двустишие приведены под 3 авг. (SynCP. Col. 865-866).
В лат. Мартирологах, начиная с Мартиролога Адона Вьеннского, память К. отмечается 3 нояб.