[лат. chartularia, cartularia, ед. ч. chartularium, cartularium; от лат. charta - письменный документ], в средневек. Зап. Европе сборник копий документов (в форме кодекса или реже свитка), связанных с к.-л. лицом, родом или институтом (аббатство, капитул, епископская кафедра и проч.). В раннее средневековье термин chartularium использовался редко, им обозначалось любое собрание письменных документов, архив. Позднее К. могли называть инвентарь, список - так, согласно 19-му канону синода в Арле (1275), всем приходским священникам предписывалось иметь К. (chartularia) и заносить в них (особенно в Великий пост) имена прихожан, приходивших исповедаться (Mansi. T. 24. Col. 152). Совр. значение термин приобрел уже в Новое время, однако исследователи (особенно во Франции) вплоть до 1-й пол. XX в. часто называли К. не только средневек. сборники копий грамот, но и вообще любые комплексы документов, относящиеся к определенной местности или ин-ту. Сохранившиеся образцы К. демонстрируют разнообразие манеры копирования документов, отбора и организации материала.
Первые известные в Зап. Европе К. датируются 1-й пол. IX в. Как правило, они создавались в крупных мон-рях и городах, центрах еп-ств. В Фульдском картулярии (изд.: Urkundenbuch des Klosters Fulda / Hrsg. E. E. Stengel. Marburg, 1956-1958. 2 Bde), составленном ок. 828 г. при аббате Рабане Мавре (822-842), первоначально были собраны копии ок. 2000 документов (гл. обр. акты дарения мон-рю Фульда и передачи земли в прекарий) и организованы в 15 брошюр (libelli). В каждой из брошюр содержались документы, относившиеся к тому или иному региону (гау) и расположенные в основном по хронологическому принципу. К XII в. Фульдский картулярий был переплетен в 8 кодексов, из к-рых сохранился лишь один, однако примерное содержание остальных кодексов можно восстановить по сделанной тогда же описи (Geary. 1994. P. 88-90). Сходный комбинированный (географическо-хронологический) принцип организации материала характерен и для др. К., созданных в IX в. на территории Восточнофранкского королевства,- К. аббатств Мондзее (изд.: Das älteste Traditionsbuch des Klosters Mondsee / Bearb. G. Rath, E. Reiter. Linz, 1989), Вайсенбург (изд.: Traditiones Wizenburgenses: Die Urkunden des Klosters Weissenburg 661-864 / Hrsg. K. Glöckner, L. A. Doll. Darmstadt, 1979) и Верден (все датируются 2-й пол. 50-х гг. IX в.), а также К. епископских капитулов Регенсбурга (822-847, дополнен в кон. IX в.; изд.: Die Traditionen des Hochstifts Regensburg und des Klosters St. Emmeram / Hrsg. J. Widemann. Münch., 1943) и Пассау (ок. 840; изд.: Die Traditionen des Hochstifts Passau / Hrsg. M. Heuwieser. Münch., 1930). Однако все они по количеству включенных документов значительно уступают Фульдскому капитулярию.
Распространение в Восточнофранкском королевстве практики составления К., по-видимому, было связано с постепенным изменением форм фиксации сделок по передаче имущества. Примерно до VIII в. на этой территории преобладали частные грамоты (восходящие к позднеантичным аналогам), заверенные собственноручными подписями того, кто издал грамоту, и свидетелей, а также пометой писца или нотария. Постепенно подписи стали уступать место особым значкам (signa), к-рые ставили уже не сами свидетели, а писец. В дальнейшем довольно быстро сошла на нет и эта форма публичной фиксации сделок. Тогда же исчез и ин-т публичных писцов, грамоты стали составлять сами представители церковных учреждений, выступавших бенефициариями сделки, т. е. монахи, каноники кафедрального капитула или клирики из окружения епископа. В результате снизился юридический статус грамот по сравнению с др. формами подтверждения владельческих прав (прежде всего показаниями свидетелей). Соответственно у монахов и каноников не было оснований непременно сохранять оригиналы грамот, нередко более удобным представлялось переписать необходимую информацию в систематизированном виде в особые кодексы. С кон. IX-X в. формальные грамоты часто вообще не составлялись, а сделка фиксировалась только записью в т. н. книге дарений.
В аббатстве Санкт-Галлен, где сохранилось рекордное для заальпийской Европы количество оригиналов частных грамот (839 документов, которые датируются до 920 г.- Declercq. 2000. P. 148), в средние века, насколько известно, К. составлен не был. Санкт-галленские монахи пошли по пути упорядочивания архивного хранения грамот: ок. 840 г. монастырское собрание частных грамот было организовано по географическому принципу, документы снабжены пояснительными надписаниями. Пример Санкт-Галлена представляет собой исключение, поскольку в др. случаях после копирования в К. или в книги дарений подлинники частных грамот в отличие от королевских дипломов и папских булл, вероятно, не считали нужным сохранять.
Отношение к королевским дипломам и папским буллам было принципиально иным. Они имели особые удостоверяющие признаки (подписи, монограммы, печати) и как наиболее авторитетные свидетельства сохранялись в оригинале. В ранних К., составленных на территории Восточнофранкского королевства, практически нет копий королевских дипломов и папских булл.
В Западнофранкском королевстве в силу большей романизации намного дольше бытовали документы позднеантичного типа, заверявшиеся личными подписями. В каролингскую эпоху (до кон. IX в.) существовали, по-видимому, и публичные писцы, часто приходские священники. Частноправовые документы нередко использовались как свидетельства в судебных тяжбах, поэтому необходимо было сохранять их в виде оригиналов. Иногда составлялись сборники копий документов, но в них было представлено лишь сравнительно небольшое число наиболее важных грамот (королевские дипломы, папские буллы), призванных подкрепить права мон-ря или капитула в тяжбе, напр., с др. церковной общиной или со светским магнатом. Известны подобные сборники IX-X вв. из Зальцбурга (изд.: Lošek F. Notitia Arnonis und Breves Notitiae: Die Salzburger Güterverzeichnisse aus der Zeit um 800: Sprachlich-historische Einleitung: Text und Übersetzung. W., 1990), а также из Ареццо, Утрехта, аббатств Анизола (на месте совр. Сен-Кале), Корби, Прюм, Ставло, Фульда (Declercq. 2000. P. 153). Как правило, в таких сборниках вместе с грамотами (не всегда подлинными) были собраны исторические и юридические материалы (перечни церковных иерархов, нарративные меморандумы, постановления Соборов). Положение дел изменилось в X-XI вв., когда в условиях монашеской реформы составлением грамот стали заниматься (так же как и в Восточнофранкском королевстве) представители церковных общин, бенефициариев сделки. В результате во 2-й пол. XI в. произошло увеличение объема и многообразия письменных документов. В историографии это явление известно как «документальный переход» (mutation documentaire) (см.: Barthélemy D. La mutation féodale a-t-elle eu lieu? // Annales: Histoire, sciences sociales. P., 1992. Vol. 47. N 3. P. 767-777). На смену прежним грамотам, отличавшимся достаточно жестким формуляром, пришли гораздо более свободные по форме документы, которые составлялись не только от 1-го, но и от 3-го лица, напр. заметки нарративного характера, подчас довольно пространные. Такие документы могли использоваться для подтверждения самых разных актов: дарения, передачи имений в прекарий, отчетов о тяжбах, соглашений, актов коммендации и др.
В условиях кризиса во франк. государствах и фрагментации политической власти влиятельные местные правители, а на локальном уровне даже бароны и кастеляны нередко становились более значимыми фигурами, чем монарх. Это обстоятельство способствовало стиранию границ между королевскими дипломами и др. разновидностями документов. После распространения печатей со 2-й пол. XI в. принципиальным стало новое разделение документов в зависимости от наличия или отсутствия печатей.
Одной из форм организации разнородного и быстро растущего в объеме документального материала стали панкарты - сводные грамоты в виде больших кусков пергамена или свитков, где приводились сведения о сделках, совершавшихся, как правило, не единовременно, а в течение определенного периода (Chibnall. 1988; Pancartes monastiques. 1998). Др. разновидностью документов стали К. нового типа, в к-рых документальный материал объединялся с текстами иного характера. Ок. 945 г. в мон-ре св. Петра в Генте была составлена «Древняя книга дарений» (Liber Traditionum Antiquus; см.: Declercq. 2000. P. 157-158; Габдрахманов. 2012. С. 15-17). Она включает рассказ об основании мон-ря, опирающийся частично на историческое сочинение каролингской эпохи - «Деяния Фонтенельских аббатов» (Gesta abbatum Fontanellensium / Ed. S. Loewenfeld. Hannover, 1886. (MGH. Script. rer. Germ.; 28)), а также содержит хозяйственную опись (полиптик), полные копии 2 наиболее важных грамот (имп. Людовика Благочестивого и аббата Эгинхарда), а также неск. десятков заметок, пересказывающих содержание частных грамот о передаче мон-рю земельных владений и юридических прав. Заметки представлены в приблизительном хронологическом порядке и документируют историю мон-ря, что позволило насельникам оспорить у соседнего аббатства св. Бавона права на некоторые утраченные ранее владения. Более масштабным примером «картулярия-хроники» являются «Деяния аббатов монастыря св. Бертина» (Gesta abbatum S. Bertini Sithiensium; изд.: Cartulaire de l'abbaye de Saint-Bertin / Publ. B. Guérard. P., 1841), созданные в нач. 60-х гг. Х в. мон. Фольквином из аббатства Сен-Бертен (на территории совр. г. Сент-Омер). «Деяния...» были составлены по примеру каролингских «деяний епископов» и «деяний аббатов» (об этом жанре подробнее см. ст. Житийная литература), но в отличие от них включали в себя также полные копии документов (в хронологическом порядке): 17 королевских дипломов и 29 частных грамот (см.: Ugé. 2005). Вероятно, и гентский, и сен-бертенский К. создавались с двоякой целью: упорядочить и архивы мон-ря, и сведения о его истории. Помимо хозяйственно-правовой и историографической такие К. имели и мемориальную функцию: сохранение имен основателя мон-ря и дарителей было необходимо для принятого в монашеских общинах их обязательного литургического поминовения. В прологе к К. фрайзингского капитула поминовение упомянутых в нем персон названо целью составления сборника. Записи о дарениях монастырю нередко вносились и в поминальные списки (некрологи); между такими списками и К. существовал своего рода симбиоз, что осложняет четкое разграничение этих видов текстов (Гири П. Память // Словарь средневек. культуры / Ред.: А. Я. Гуревич. М., 2003. С. 343-344).
В XI в., особенно во 2-й половине столетия К., в т. ч. «мемориальные», получили распространение во Франции. Составлялись и К. смешанных типов. Напр., в «Книге о восстановлении грамот» (Liber de reparatione chartarum) мон-ря Сен-Шафр (на территории совр. Ле-Монастье-сюр-Газей, деп. В. Луара), составленной при аббате Вильгельме IV (1086-1136), документы были расположены по географическому принципу, но снабжены параллельными заметками исторического содержания (изд.: Cartulaire de l'abbaye de Saint-Chaffre du Monastier, ordre de Saint-Benoît, suivi de la chronique de Saint-Pierre du Puy et d'un appendice de chartes (570-1370) / Publ. U. Chevalier. P., 1884). Ок. 1065-1096 гг. в аббатстве Клюни был создан крупнейший франц. К. (в наст. время разделен на 3 кодекса - см.: Atsma, Vézin. 2000); его 1-я часть состояла из копий королевских дипломов и папских булл, во 2-й части собраны ок. 3000 частных грамот. Весь материал хронологически упорядочен по правлениям аббатов Клюни. Общий характер Клюнийского картулярия как документа по истории мон-ря подчеркивают нарративные заметки к отдельным грамотам и серия записей анналистического характера за 910-1088 гг. (Iogna-Prat D. La geste des origines dans l'historiographie clunisienne des XIe-XIIe siècles // RBen. 1992. Vol. 102. P. 135-191). Эти записи играли роль своеобразного хронологического указателя к собранию документов, в к-рых в большинстве случаев содержались лишь относительные датировки (по году правления монарха и т. д.). Для Большого картулярия аббатства Сен-Виктор в Марселе характерен смешанный принцип организации материала: сначала в хронологическом порядке даны наиболее важные документы, затем другие акты, распределенные по географическому принципу (Zerner. 2009). Аналогичная схема использовалась при составлении К. мон-ря Сент-Обен в Анже (изд.: Cartulaire de l'abbaye de Saint-Aubin d'Angers / Publ. B. de Broussillon. P., 1903. 3 vol.), где впервые была сделана попытка передать визуальные особенности копируемых грамот, приведены рисунки печатей (Chassel J.-L. Dessins et mentions de sceaux dans les cartulaires médiévaux // Les cartulaires. 1993. P. 153-170).
В Италии в IX-XI вв. сохранилась и получила развитие позднеантичная система нотариата, оригиналы грамот и их заверенные копии широко применялись в судопроизводстве. Первые итальянские К. появились лишь в кон. XI - нач. XII в. под прямым влиянием клюнийской реформы. Приблизительно 1069-1085 гг. датируется К. мон-ря Субиако (Kölzer. 1983). В 90-х гг. XI в. в аббатстве Фарфа мон. Григорий Катинский составил К., куда вошли копии ок. 1500 документов; помимо актового материала это были перечень аббатов, краткие заметки об их смене и анналы за 661-1099 гг. (изд.: Il Regesto di Farfa / A cura di I. Giorgi, U. Balzani. R., 1879-1914. 5 t.). Позднее Григорий составил еще «Книгу жертвователей» (изд.: Liber largitorius, vel notarius monasterii Pharphensis / Ed. G. Zucchetti. R., 1913-1932. 2 t.), свод документов о передаче в держание владений аббатства. Архивный материал был обильно использован Григорием и в написанной им между 1107 и 1119 гг. «Фарфской хронике». В XII в., возможно отчасти под влиянием примера Фарфы, «картулярии-хроники» были созданы и в др. мон-рях Центр. и Юж. Италии: Сан-Винченцо-аль-Вольтурно, Новалеза, Монте-Кассино, где работал Петр Диакон, Сан-Клементе-а-Казаурия (Martin. 2009).
Вероятно, с клюнийским влиянием связано составление К. на Пиренейском п-ове в кон. XI - нач. XII в. К. из мон-ря Сан-Педро-де-Карденья близ Бургоса (кон. 80-х гг. XI в.) включает ок. 270 документов (Becerro gótico de Cárdeña / Publ. L. Serrano. Madrid, 1910. (Fuentes para la historia de Castilla; 3)). 1-й пол. XII в. датируются К. из Овьедо, из Сантьяго-де-Компостела и др. Особенностью пиренейских К. является большое число богато иллюминированных рукописей (Sáez Sánchez. 2005).
Дискуссионным остается вопрос о появлении К. в Англии. Единственный известный К. англосакс. времени, «Вустерская книга» (Liber Wigornensis), был составлен в нач. XI в. в Вустере при еп. Вульфстане I (1002-1016; в 1002-1023 - архиеп. Йоркский). В К. собраны более 200 копий документов (дарения и акты о передаче земли в держание), упорядоченных по географическому принципу. Неактовый материал в «Вустерской книге» отсутствует. По-видимому, К. предназначался для управления владениями вустерского капитула, свод не имеет признаков хроники или мемориального документа. По форме «Вустерская книга» довольно близка к нек-рым восточнофранк. К., датируемым IX в., однако связь между ними неясна. Возможно, составление «Вустерской книги» было связано с ростом континентального влияния на англосакс. Церковь в условиях монашеской реформы 2-й пол. X в. Вместе с тем существует гипотеза о самостоятельной традиции составления документальных сборников на Британских о-вах. Практика копирования документов и включение их в состав почитаемых литургических кодексов (копия грамоты могла приводиться на полях литургического текста) засвидетельствована в Англии и Уэльсе с IX-X вв. (Davies. 2003. P. 143-144).
К кельт. традиции копирования документов восходит небольшая группа ранних бретонских К. XI - нач. XII в. Самый ранний из них был создан ок. 1050 г. в мон-ре Ландевеннек (совр. деп. Финистер, Франция) (изд.: Cartulaire de l'abbaye de Landévenec / Publ. A. de la Borderie. Rennes, 1888). В начале кодекса собран агиографический материал о бретонских святых Винвалоэ (Гвеноле) и Этбине (Идиунете), приводится перечень аббатов мон-ря. Далее идут копии 57 документов о дарениях мон-рю, гл. обр. за IX-X вв. Часть из них написана от 1-го лица, часть - от 3-го. Вопрос о подлинности наиболее древней части актов остается дискуссионным. Вероятно, под влиянием Ландевеннекского картулярия в аббатстве Редон (совр. деп. Иль и Вилен) также был составлен К. (изд.: Cartulaire de l'abbaye Saint-Sauveur de Redon / Publ. H. Guillotel e. a. Rennes, 1998-2004. 2 vol.). Он намного больше по объему (включает копии 391 документа, часть листов утрачена), но содержит лишь актовый материал. Основная часть документов составлена от 3-го лица и относится к каролингскому времени (30-80-е гг. IX в.). Более разнородные сведения представлены в К. аббатства Сент-Круа в Кемперле (совр. деп. Финистер) (изд.: Cartulaire de l'abbaye de Sainte-Croix de Quimperlé / Publ. L. Maître, P. de Berthou. P., 1896). Помимо копий 135 грамот в этот К. включены краткий рассказ об основании мон-ря, неск. перечней (пап Римских и др. церковных иерархов, а также сеньоров Корнуая), анналы от сотворения мира до 1128 г. и агиографический материал (Жития святых Гуртеирна и Нинноки). Анналы и часть грамот (до 1128) составлены мон. Гурхеденом, дополнения в рукопись вносились до нач. XIV в. Вероятно, поводом для создания этого К. стал имущественный спор с монастырем Редон.
В Англии К. получили более широкое распространение уже после нормандского завоевания 1066 г. В кон. XI-XII в. преобладали К. «мемориального» типа, сходные с текстами того же времени из Сев. Франции и Фландрии. В 70-80-х гг. XI в. в кафедральном приорате Св. Троицы в Кентербери был составлен большой К., к-рый должен был не только собрать воедино сведения о земельных владениях, подвергавшихся посягательствам со стороны завоевателей нормандцев, но и служить своего рода «историческим приложением» к поминальным спискам благодетелей и мартирологу мон-ря (Fleming. 1997). В состав К. был также включен небольшой исторический трактат, объяснявший перенос традиц. места погребения архиепископов Кентербери из аббатства св. Августина в кафедральный собор Св. Троицы.
В 90-х гг. XI в. в Вустере мон. Хеминг по поручению еп. св. Вульфстана (II) (1062-1095) составил новый К. (изд.: Hemingi Chartularium Ecclesiæ Wigorniensis / Ed. T. Hearne. Oxonii, 1723. 2 vol.). Монах использовал материал из «Вустерской книги» (нач. XI в.), но добавил к нему новые грамоты и тексты др. характера, в т. ч. краткое жизнеописание еп. Вульфстана и рассказ о владениях, утраченных монахами в разное время, в особенности из-за притеснений нормандцев (Ker. 1948; Tinti. 2002).
Большая часть сохранившихся К. относится к XIII-XV вв. К. по-прежнему создавались в значительном количестве в мон-рях и при кафедральных капитулах (к позднему средневековью нек-рые крупные мон-ри и соборы могли иметь до неск. десятков К.). Большое число К. сохранилось в цистерцианских мон-рях, с к-рыми, в частности, связано появление К. на периферии Европы: в Польше (Горецкий. 2003), в Скандинавии (напр.: Necrologium Ripense e codice coll. Reg. vetust. 849 fol. Bibl. Reg. Haun. phototypice expressum necnon et Avia Ripensis i. e. Ribe Oldemoder e codice Arch. Reg. Haun. eodem more reddita / Ed. E. Buus. Hafniae, 1967). С кон. XII-XIII в. известны К. светских аристократических семейств (см., напр.: Kosto. 2001), городских коммун (Bourlet. 2008), ун-тов и т. д. Форма и организация материала в К. в целом мало изменялись. Распространение получили оглавления, индексы и др. инструменты, облегчавшие работу с входившими в состав К. документами. Происходила и дифференциация К. по содержанию; составлялись своды, в к-рых были собраны документы, относившиеся к отдельным должностным лицам, к тем или иным категориям держаний и проч. Вместе с тем в повседневной хозяйственной деятельности большее значение стали приобретать другие виды документации (описи, регистры и др.), тогда как К. нередко выполняли роль парадных кодексов.
Актовые сборники, сходные по форме с западноевроп. К., были достаточно широко распространены (в форме свитков или кодексов) в Византии (Медведев. 1974); с XV-XVI вв. аналогичные копийные книги известны в России.