богослужебная книга правосл. Церкви, в которой собраны различные каноны с добавлениями (келейных молитв, служб суточного круга и др.). К. считается книгой для келейной молитвы (мн. песнопения и молитвы, содержащиеся в К., повторяются в др. книгах, предназначенных для келейного чтения,- Псалтири следованной, Часослове, Акафистнике). В южнославянской традиции книги, идентичные по составу К., известны с XIV в. (см.: Baar A. H., van den. A Russian Church Slavonic Kanonnik (1331-1332): A Comparative Textual and Structural Study Including an Analysis of the Russian Computus (Scaliger 38B, Leyden Univ. Library). The Haug, 1968).
К. не был известен на Руси до принятия Иерусалимского устава. Название книги «Канонник» (или «Канунник») появилось только в рукописях XV-XVI вв. (в колофонах, полистных записях и пометах на пустых листах). Книга также могла называться «Каноны».
Состав К. в списках и изданиях XIV-XX вв. неустойчив, в книгу могли входить отдельные каноны и целые службы (со стихирами, с седальнами и со светильнами). Каноны, как правило, имеют тропарь и кондак празднику или святому, которым посвящен канон.
Каноны в К. обычно выстроены в соответствии с последовательностью литургических тем седмичного круга богослужения: воспоминание Воскресения Христова в неделю (воскресенье), Небесных сил - в понедельник, св. Иоанна Предтечи - во вторник, Пресв. Богородицы - в среду, апостолов и свт. Николая, еп. Мирликийского,- в четверг, Креста - в пятницу, всех святых - в субботу. Рубрики могут содержать предписание петь канон в соответствующий день седмицы (или накануне этого дня). Посвящение среды прославлению Пресв. Богородицы, а не Креста связано с традицией древнеслав. Октоиха и Параклита (см., напр., южнослав. списки и печатные издания XV-XVII вв.). К субботе в К. относится и последование канона с Акафистом Пресв. Богородице, связанное с субботой Акафиста. Особой разновидностью К., включающего каноны для келейного чтения на 4 недели, является рукопись ГИМ. Син. № 470, XVI в. (Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 276-282). Однако цикл седмичных канонов присутствует далеко не во всех списках К., что обусловлено неустойчивостью его состава.
Уже в нач. XV в. в К. традиционно включались акафисты. Так, в Каноннике прп. Кирилла Белозерского (ГРМ. Др. М. 16, 1407 г.) помещены акафисты авторства патриарха К-польского Исидора I Вухира (XIV в.) арх. Михаилу, св. Иоанну Предтече и свт. Николаю Чудотворцу. К. седмичного круга был напечатан в составе «Малой подорожной книжицы» Франциска Скорины (Вильно, 1522).
Др. принцип формирования К. может быть условно назван энциклопедическим, поскольку связан с собиранием различных канонов в одну книгу. Мн. списки К. содержат избор из Миней (или из праздничной Минеи) канонов праздникам и святым, как правило в порядке дней церковного года (РГБ. Ф. 173.3. № 95; избор из Миней и Триодей (печатное изд.: Большой Канонник. М.: тип. при Преображенском богадельном доме, 7420 [1912])).
В большинстве случаев эти принципы составления К. (седмичного круга и энциклопедический) совмещались, поэтому в составе К. можно найти как каноны седмичного круга, так и каноны праздникам и святым. Каноны седмичного круга могут помещаться среди изборных праздничных канонов или даже перемежаться др. канонами. Цикл канонов седмичных памятей может быть представлен частично. Каноны из Миней и Триодей могут располагаться хаотично или систематически - в порядке дней церковного года или по степени торжественности (иногда они являются дополнениями: так, в послесловии к старообрядческому К. (Вильно, 1798) указано, что это - «святая и богодуховеная книга канонник с дополнением дванадесятым праздникам и богородичным и святым нарочитым» (см.: Вознесенский. 1996. С. 71), хотя данное издание не содержит канонов на темы дней седмичного круга).
Возможно, на формирование состава К. оказывали воздействие ежедневные молебны и молебны в связи с разными нуждами. В XVI-XVII вв. во время совершения ежедневных молебнов пелись каноны в зависимости от дня недели и памяти рядового святого. Эти правила отражены во мн. слав. памятниках, включая списки К., напр. в рукописи РГБ. Ф. 304.1. № 286. Однако репертуар канонов для молебнов был шире, чем для келейного правила на повечерии. Это обусловило расширение состава мн. К. за счет канонов в честь праздников и святых, а также канонов на различные нужды (о болящем, на бездождие и др.) и молебные действа (на Новое лето, о Страшном Суде, см.: РГБ. Ф. 304.I. № 284. Канонник XVII в.). Значительное число канонов на различные нужды вместе со священническими молитвами включено в рукопись ГИМ. Син. № 468 (Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 264-275), к-рая определена как К., хотя по содержанию более близка к Требнику.
Еще одним фактором, повлиявшим на структуру К., было формирование практики чтения т. н. трехканонника на повечерии (в рамках келейной молитвы), состоящего из канонов Спасителю, Пресв. Богородице и ангелу-хранителю. Эта структура из 3 канонов стала восприниматься как основа келейного правила, к к-рой могут прибавляться седмичные каноны. Стремление выделить эти 3 канона в отдельный блок можно видеть в структуре ряда списков и изданий К. (СПб., 1900; М., 1993р).
Состав К. может сужаться до нескольких последований. Примером тому служат нек-рые старообрядческие и синодальные издания К. Так, К., опубликованный в 1790 г. в Гродно (см.: Вознесенский. 1996. № 145), включает скитское покаяние, каноны на исход души, «за единоумершего», за умерших, за болящих, Богородице Одигитрии, свт. Николаю и чин 12 псалмов. В К. на якут. языке (напр., в изданиях: М., 1858; Каз., 1883) число канонов сведено до 3 - Спасителю, Пресв. Богородице и ангелу-хранителю, а от седмичного цикла оставлен лишь воскресный канон в 1-й части книги.
В состав К. часто входят различные дополнения. Некоторые включаются регулярно и могут считаться одной из его частей, т. к. имеют прямое отношение к келейной молитве: это службы суточного круга (повечерие и полунощница), указ о келейном правиле («Подобает ведати, како начати правило свое в келии»), келейные молитвенные последования (от осквернения, вечерние (т. н. спальные), к причащению и благодарственные молитвы после причащения, молитвы утренние).
К. может носить названия «Большой Канонник» (М., 7420 [1912]; см. также: Вознесенский. 1996. № 91), «Канонник малый» (напр., изданный в Почаеве (без указания года издания), содержащий каноны Спасителю, Кресту, Богородице Одигитрии, свт. Николаю и Пасхи). Названия не влияют на состав книги, а подчеркивают ее особенности, большой и малый К. в др. изданиях с тем же набором канонов могут быть названы «Канонник». Синодальное издание «Правило молитвенное готовящимся ко Святому Причащению» (М., 1893) является стандартным К., поскольку имеет обычный для этой книги состав канонов с прибавлениями. Совр. издания К. обычно зависят от тех дореволюционных изданий, которые использовались для репринтного или наборного воспроизведения этой книги. Новым опытом издания является К., выпущенный в 2012 г. Издательством Московской Патриархии РПЦ. Его состав был упорядочен и значительно расширен с привлечением рукописных К.