Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КАЗАНЦЕВЫ
29, С. 335-339 опубликовано: 13 февраля 2017г.


КАЗАНЦЕВЫ

династия муромских иконописцев кон. XVII - 1-й пол. XVIII в. Фамилия К. известна по документам XVII-XVIII вв., а также по надписям на иконах работы основателя династии и самого значительного из ее иконописцев Александра Иванова сына Казанцева.

Александр Иванов

(ок. 1658 - после 1730 ?). В списках писцовой книги Мурома 1636/1637 г. и переписных книгах 1646 и 1678 гг. содержатся упоминания о предках иконописца и о нем самом. При их сопоставлении В. Я. Чернышёвым был определен год рождения А. И. (Чернышёв. 2001. С. 200, 201). Однако в указанных источниках фамилия или прозвище Казанцев не встречается. Так, из переписных книг 1646 г. известно, что при муромском Благовещенском мон-ре жили иконописцы, работавшие на обитель: «Да около монастыря по загороде, слободка монастырская, а в ней дворы поповы и церковных и торговых и ремесленных и работных людей и бобылей… Да з дворов же своих и з земли они дают оброк в монастырь игумену з братьею… во дворе Ивашка Саввин иконник, у него сын Ивашка десяти лет; во дворе Володимерко Панфилов иконник, у него дети Степашко да Офонька да Ивашка девяти лет. А за оброк пишут образы чюдотворцевы и те образы возят ко государю, как ездят игумен с святынею…» (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 11834. Л. 88 об.). Оба иконописца, но еще без детей, упомянуты в писцовой книге 1636/1637 г. как живущие на этом же месте.

Царь царем. Икона. 1690 г. (МИХМ)
Царь царем. Икона. 1690 г. (МИХМ)

Царь царем. Икона. 1690 г. (МИХМ)
В одной из этих семей - Ивашки Савина или Володимерки Панфилова - и мог родиться А. И. Его год рождения установлен по сообщению переписной книги 1678 г., где говорится, что в одном из дворов слободки Благовещенского мон-ря проживали «Александрько двадцети лет, Федька шестнадцати лет Ивановы дети иконники» (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 11835. Л. 27). О том, что у А. И. действительно был младший брат Федор, известно по челобитной от 8 марта 1688 г. на имя Авраамия, митр. Рязанского и Муромского, с жалобой муромского соборного протопопа Григория (1682-1696) с братией на иконописцев Александра и Федора Казанцевых, писавших иконы для иконостаса собора Рождества Пресв. Богородицы в Муроме (Древности: Тр. МАО. М., 1881. Т. 9. Вып. 1. Протоколы. № 154. С. 2 - местонахождение документа неизвестно, см. также: Епанчин А. А. «Господь поставил меня собирателем». Муром, 2002. С. 80; Синодик рукописный Муромского Богородицкого собора: Кон. XVII в.- МИХМ. Науч. арх. № М-2232. Л. 66). Несмотря на молодость А. И., Переписная книга 1678 г. называет его иконником. Эти сведения вполне согласуются с датами сохранившихся подписных произведений, а также с упоминаниями о др. иконах мастера.

А. И. жил и работал в «очень важный для всего русского искусства переходный период - от искусства Древней Руси к искусству Нового времени, хронологически условно определяемый второй половиной XVII столетия и датой смерти Петра I, т. е. 1725 годом» (Бочаров Г. О некоторых направлениях в иконописи XVIII-XIX вв. // Рус. поздняя икона от XVII до нач. XX ст. М., 2001. С. 7). Он являлся в течение длительного времени ведущим изографом иконописной мастерской Благовещенского мон-ря в Муроме, к-рая возникла в 20-е гг. XVII в. и существовала как минимум до посл. четв. XVIII в. (Чернышёв. 2001. С. 203). Подписи на иконах и документы свидетельствуют о том, что мастерская работала не только для Благовещенского мон-ря, но и для др. церквей и мон-рей Мурома, а также «на вывоз». Существует ряд произведений, к-рые приписывают А. И., а также иконописцам руководимой им мастерской.

В наст. время известно 6 подписных икон А. И., из них сохранились 4. На нижнем поле иконы «Спас Вседержитель» (1679, Пюхтицкий монастырь), созданной иконописцем в 21 год, сохранилась надпись: «Лета 7187-го майя писалъ образъ ХВЪ изографъ Александр Ивановъ Казанцевъ» (Данченко Е. А., Красилин М. М. Материалы к словарю иконописцев XVII-XX вв. М., 1994. С. 18. № 57). В 1683 г. А. И. написал икону Спасителя для ц. прор. Илии в Муроме. Этот, видимо, несохранившийся образ зафиксирован в описаниях кон. XIX в. Николо-Зарядской ц. Мурома, куда он поступил после упразднения древнего храма. На иконе была авторская подпись: «Писанъ сей образъ Христовъ в лето 7191 въ церковь св. прор. Илии, что въ Муроме на посаде, тоя церкви при попе Михаиле Иванове, а писалъ сей образъ многогрешный рабъ Божий изографъ Александръ Ивановъ по рождению Казанцевъ» (размер иконы 134,9×86,5 см; Историко-стат. описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1897. С. 167). К 1690 г. относится образ «Царь царем», написанный А. И. для местного ряда иконостаса муромского собора Рождества Богородицы (МИХМ). Композиция основана на Откр 19, этот текст частично воспроизведен на иконе, представляющей величественное поясное изображение Спасителя в красных с золотом одеждах и царской короне, правая рука поднята в благословляющем жесте, в левой Он держит скипетр, от левого плеча спускается меч. Наряду с эсхатологическим содержанием иконы «Царь царем» символически осмыслена власть государя, передана т. н. иконизация гос. идеологии (об этом явлении см. подробнее: Красилин М. М. «Иконизация» государственности // Рус. поздняя икона от XVII до нач. XX ст. М., 2001. С. 45). На нижнем поле иконы сохранилась надпись: «Писана сия новыя Господня икона местную в сию соборную церковь в лето 7198 писал сей Спасителя образ города Мурома изуграф Александр Иванов сын Казанцев». Заказ А. И. иконы для местного ряда главного собора Мурома свидетельствует, что в это время его считали одним из наиболее квалифицированных иконописцев города. Наиболее точной аналогией, а возможно и прототипом иконы, является образ той же иконографии из местного ряда иконостаса Архангельского собора Московского Кремля, написанный на древней доске мастерами Оружейной палаты в 1678-1680 гг. Художественные приемы («живоподобное» личное письмо, объемная трактовка фигуры и складок далматики, богатый орнамент одежд и др.), а также высокий уровень живописи муромской иконы свидетельствуют о том, что А. И. мог учиться в Москве у мастера Оружейной палаты.

Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная». 1691 г. (ГРМ)
Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная». 1691 г. (ГРМ)

Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная». 1691 г. (ГРМ)
В 1691 г. А. И. создал 2-стороннюю выносную икону «Богоматерь Камень горы нерукосечный. Евхаристия» для Казанской ц. Мурома, упраздненной в 1811 г. Икона находилась в собрании Н. П. Лихачёва, откуда в 1913 г. поступила в ГРМ. Как и икона «Царь царем», это сложное символическое произведение. На лицевой стороне иконы изображена Богоматерь с Младенцем Христом, сидящая на роскошном троне. В руках Она держит гору и лестницу, которые, согласно христ. толкованию ветхозаветных текстов, являются прообразами Богоматери и воплощения Бога Слова. На оборотной стороне фигура Христа-Младенца в чаше. Эта композиция, символизирующая евхаристическую Жертву, в надписи названа «Образ Таинство Божия». На нижнем поле иконы находится пространная надпись: «Писанъ сей обра(з) вдомъ Прес(вя)тыя Б(д)цы Казанъския влето 7199 го(ду) м(с)ца июля исия Б(о)жия ц(е)рковь свещена того же меся(ца) июля в 7 де(нь). Писалъ сей обра(з) муроме(ц) изуграфъ Алекса(н)дръ Ивано(в) с(ы)нъ Казанцавъ».

Икона Божией Матери «Звезда Пресветлая». 1690 г. (МИХМ)
Икона Божией Матери «Звезда Пресветлая». 1690 г. (МИХМ)

Икона Божией Матери «Звезда Пресветлая». 1690 г. (МИХМ)
Для муромского Благовещенского монастыря была написана огромных размеров (2×2,5 м, на 3 досках) икона «Святые князья Константин, Михаил, Феодор, с житием» (1714, МИХМ) - единственный житийный образ этих святых. Внизу иконы имеется надпись, указывающая, что икона написана А. И. с сыном Петром: «Лета 7223 году от Рож(д)ества же Ии(су)съ Хр(и)ста 1714 год писал сий образ чудотворцев муромец изуграф Александръ Иванов с(ы)нъ Казанцевъ с сыном своимъ Петромъ». В центре изображены святые Константин, Михаил и Феодор, предстоящие Св. Троице, а в 87 клеймах представлена «история града Мурома». Каждая сцена индивидуальна, информативно насыщена. Здесь и ангел-хранитель града Мурома, припадающий к Господу, и чудеса от Муромской иконы Богоматери, и царь Иоанн Грозный у мощей святых. По сравнению с др. произведениями мастера этот памятник выглядит более традиционным. Иконописец сознательно обратился к древнерус. образцам, стараясь передать легендарный «первообраз» святых и их историю. Он стремился не только сделать список чудотворного образа, но, имея набор образцов, обеспечивающих необходимую свободу выбора, создать произведение, соответствующее, по его представлению, древнему. Немаловажно, что единственная известная работа А. И., посвященная местной церковной истории, создана для Благовещенского мон-ря и в мастерской этой обители, к-рая являлась центром почитания крестителей Мурома, здесь находились все связанные с ними святыни. В мон-ре иконописец мог также пользоваться рукописями Жития святых Константина, Михаила и Феодора, слышать бытовавшие в мон-ре и городе устные предания о них.

Страшный Суд. Икона. Кон. XVII — нач. XVIII в. (1714–?) (МИХМ)
Страшный Суд. Икона. Кон. XVII — нач. XVIII в. (1714–?) (МИХМ)

Страшный Суд. Икона. Кон. XVII — нач. XVIII в. (1714–?) (МИХМ)
Согласно «Описи древних церквей города Мурома и древних предметов в них находящихся» кон. XIX в., в Христорождественской ц. находилась несохранившаяся икона «Муромския Божия Матери, шириною в 1 арш., вышиною в 1 арш. и 7 вершков (71,1×101,9 см.- О. С.). Писана по зеленому полю. Доска деревянная, гладкая, риза сребропозлащенная, 84 пробы, обронная. Венцы на Божией Матери и Предвечном Младенце украшены стразами… на иконе имеется следущая надпись: «Я писалъ сий образъ Пречистыя Богородицы града Мурома изуграфъ Александръ Ивановъ сынъ Казанцевъ по реклу Остафьевъ»». На полях рукописи указана дата иконы «1730 года» и помета карандашом - «на лицо» (МИХМ. Науч. арх. № 29. Л. 26). В этом документе появилось неизвестное по др. источникам прозвище муромского иконописца - «Остафьев», и неясно, была ли зафиксированная в рукописи дата написана на самой иконе. Если она верна, то к моменту создания Муромской иконы Божией Матери А. И. было 72 года. Местный «хроникер» А. А. Титов в 1840 г. отметил эту икону и упомянул иконописца: «Образ Муромския Божия Матери, пожертвован в прошедшем столетии, писанный здешним посадским человеком Казанцевым» (Титов А. А. Статистическое обозрение г. Мурома // Памятная книжка Владимирской губ. Владимир, 1900. С. 32 (2-я пол.)).

С именем А. И. связывают редкую по иконографии и по художественному достоинству икону «Богоматерь Звезда Пресветлая» (см. ст. «Звезда Пресветлая» икона Божией Матери) из местного ряда иконостаса собора Рождества Пресв. Богородицы в Муроме (МИХМ). Ее датировали кон. XVII в. или ок. 1700 г. (Масленицын. 1971. С. 31; 1000-летие рус. худож. культуры. 1988. С. 142); позже датировка была уточнена (Иконы Мурома. 2004. C. 284-287. Кат. 53 (автор описания О. А. Сухова)). Скорее всего образ Богоматери, парный к подписной иконе А. И. «Царь царем», был создан одновременно с последним, т. е. в 1690 г. Иконография этого образа восходит к сб. «Звезда Пресветлая», известному в рус. списках со 2-й пол. XVII в. Сборник состоял из 15 глав, к-рые содержали рассказы зап. происхождения, посвященные чудесам от молитвословия «Розарий Блаженной Девы Марии» (Вольф Й.-М., де. Лучезарная Звезда Мурома // Уваровские чт. Муром, 2003. Вып. 5. С. 97). Рус. иконописцу удалось гармонично «вписать» в зап. иконографию местных чудотворцев. На иконе Богоматерь представлена в рост, с распущенными волосами, в богатых одеждах и короне. На Ее руках Младенец Христос, держащий четки, состоящие из 15 бусин, соответствующих циклу 15 молитв «Розария Богоматери». Вокруг представлены 15 сцен из жизни Девы Марии и Христа. К ногам Богородицы припадают коленопреклоненные блгв. князья Константин, Михаил, Феодор - с одной стороны, благоверные кн. Петр, кнг. Феврония и прав. Иулиания Лазаревская - с другой. Единственной аналогией муромскому памятнику является близкая по композиции икона «Богоматерь Корень девства» (70-80-е гг. XVII в.) из Балахны (ЦМиАР).

В мастерской Благовещенского мон-ря написаны монументальная икона «Страшный Суд» (ошибочно отнесена к несохранившимся произведениям в кн.: Кочетков. Словарь иконописцев. С. 310), а также парные иконы «Ангел со свитком» и «Ангел с мечом» из муромского Благовещенского монастыря (все в МИХМ), датируемые кон. XVII - нач. XVIII в. (1714?). Икона «Страшный Суд», вероятно, была написана А. И. примерно в то же время, что и его подписная икона 1714 г. «Святые Константин, Михаил и Феодор, с житием». Они воспринимались как парные и висели друг напротив друга на крытой паперти собора Благовещенского монастыря. Иконографическая схема иконы «Страшный Суд» в основных чертах восходит к искусству XVI в. От мн. известных икон на этот сюжет, написанных на вертикальных досках, она отличается большим размером и почти квадратной формой, что делает композицию более свободной и отчасти напоминающей настенную роспись. Икона состоит из 2 разных по ширине досок, соединенных дверными петлями. Видимо, ее правая часть «отворялась», т. к. за ней была скрыта «тайная лестница в стене, ведущая под крышу храма» (Травчетов. 1903. С. 90). Нет сомнений, что икона «Страшный Суд» принадлежит кисти ведущего мастера. Это особенно заметно при ее сравнении с образом той же иконографии из муромского Троицкого мон-ря (нач. XVIII в. ?, собор Благовещенского мон-ря, Муром), приписываемой А. И. (Сухова. 2004. С. 38. Ил. на с. 31). Икона музейного собрания представляет собой строгую, цельную и вместе с тем монументальную картину. Икона из мон-ря повторяет музейную. Она также написана на доске почти квадратной формы, но меньшего размера, в ее основе та же иконографическая схема, в построении к-рой ощущается скованность, характер письма неуверенный. Вероятно, 2-я икона была написана позднее по заказу соседнего жен. мон-ря учеником иконописной мастерской Благовещенского мон-ря.

Сивиллы Агриппа и Дельфика. Икона. 1715 г. (МИХМ)
Сивиллы Агриппа и Дельфика. Икона. 1715 г. (МИХМ)

Сивиллы Агриппа и Дельфика. Икона. 1715 г. (МИХМ)
Возможно, в мастерской Благовещенского мон-ря А. И. или его учеником была создана монументальная икона «Святые равноапостольные Константин и Елена» (МИХМ), что косвенно подтверждается происхождением иконы из муромского Благовещенского мон-ря, где она находилась на паперти Благовещенского храма, и указанием даты на ней: «Году 1718 писа(л) сии образ месеца апрелия». Создание иконы, очевидно, связано с почитанием блгв. кн. Константина Муромского и его небесного покровителя равноап. имп. Константина Великого. Икона стилистически близка др. работам А. И. и его учеников.

Господь Вседержитель. Икона. 1799 г. (собор Благовещенского мон-ря, Муром)
Господь Вседержитель. Икона. 1799 г. (собор Благовещенского мон-ря, Муром)

Господь Вседержитель. Икона. 1799 г. (собор Благовещенского мон-ря, Муром)
По документам известно, что иконописцы Благовещенского мон-ря работали для каменной ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Набережного), которую строили в 1700-1717 гг. и украшали иконами в 1715 г. (дата создания икон была указана в храмозданной надписи, см.: Историко-стат. описание церквей и приходов. 1897. С. 170). В это время в Муроме существовала только возглавляемая А. И. мастерская при Благовещенском мон-ре, поэтому иконы Никольской ц. могли быть написаны в этой мастерской. Внутреннее убранство храма 1-й пол. XVIII в. известно по описаниям. Нек-рое представление о нем дают 6 икон, располагавшихся на клиросах (на каждом по 3 иконы), с попарными изображениями 12 сивилл (Персика и Тибуртина, Агриппа и Дельфика, Европия и Самия, Еритрея и Фригия, Демофила и Елиспонтика, Либика и Хивика; все в МИХМ). Иконы сивилл были созданы по замыслу о. Димитрия (Христофорова). Произведения написаны в характерной для икон А. И. «живоподобной» манере, образы древних пророчиц торжественны, но в написании их имен допущены многочисленные ошибки. По мнению реставратора-исследователя Т. М. Мосуновой, в этих произведениях «переход к живописи еще не завершен, но шаги уже сделаны» (Мосунова Т. М. Техника личного письма в иконах XVI-XVIII вв. из собр. Муромского музея // Уваровские чт. Муром, 2003. Вып. 5. С. 93).

В мастерской Благовещенского мон-ря была написана икона кон. XVII - нач. XVIII в. «Плоды страданий Христовых» (МИХМ) - одно из самых ранних произведений на этот аллегорический сюжет. По свидетельству дореволюционных исследователей, икона была найдена «на папертях» муромского Смоленского храма, куда, по их предположению, она попала из городской ц. Космы и Дамиана, разрушенной в 1868 г. (Добрынкин Н. Г. Священная картина «Плоды страданий Христовых» // Памятная книжка Владимирской губернии. Владимир, 1895. С. 70-72; Историко-стат. описание церквей и приходов. 1897. С. 160-161. Примеч. 1). В «Описи древних предметов» Смоленского храма кон. XIX в. икона «Плоды страданий Христовых» упомянута перед несохранившимся образом «Да молчит всякая плоть человеча», или «Агнец Мира» (Опись древних церквей г. Мурома и древних предметов в них находящихся: Ркп. кон. XIX - нач. XX в.- МИХМ. Науч. арх. № 29. Л. 35-38). Очевидно, обе иконы, объединенные сюжетной линией, размещались в храме рядом и были близки по стилю и времени создания. Икона «Плоды страданий Христовых» по сложности композиции, манере письма и колориту с преобладанием красных, розовых и зеленых тонов близка ряду произведений А. И. Наибольшее сходство она обнаруживает с приписываемой А. И. иконой «Богоматерь Звезда Пресветлая», где представлена сцена Распятия, сопоставимая с такой же сценой на иконе «Плоды страданий Христовых».

На рубеже XVII и XVIII вв. для муромского собора Рождества Пресв. Богородицы был создан комплекс икон с развернутым циклом житийных сцен благоверных кн. Петра и кнг. Февронии Муромских (10 или 11 досок). Комплекс не сохранился, о нем можно судить по упоминаниям в дореволюционной лит-ре (Травчетов. 1903. С. 80; Белоцветов. 1907. С. 31; Ушаков. 1913. С. 321), а также по рисованным копиям кон. XIX в. Н. П. Андрина. Это 40 миниатюр, сделанных в натуральную величину с клейм утраченных икон (РНБ. F. I. 832; ГИМ. Муз. № 3789). Размеры миниатюр, их формат, близкий к квадрату, особенности композиционных решений, характер изображений, количество и размещение персонажей чрезвычайно близки к подписной иконе А. И. «Святые князья Константин, Михаил и Феодор, с житием» (1714). Автор иконы (А. И. ?), обращаясь к житийным иконам святых Петра и Февронии (кон. XVI - нач. XVII в., 1618, 1669), создал оригинальное произведение и предложил свое прочтение Жития Муромских святых. Как и на иконе «Святые князья Константин, Михаил и Феодор, с житием», в его работе заметно стремление возвеличить Муром, подчеркнуть его историческую древность и духовную значимость. Р. П. Дмитриева и О. А. Белоброва высказывали мнение, что «на основании копий нельзя судить о времени их возникновения» (Дмитриева Р. П., Белоброва О. А. Петр и Феврония муромские в лит-ре и искусстве Др. Руси // ТОДРЛ. 1985. Т. 38. С. 175-176). Можно предположить, что данная икона могла быть написана А. И. в 90-х гг. XVII в. или на рубеже XVII и XVIII вв.: в этот период в Богородицком соборе велись работы по замене иконостаса, появились новые образа, а древние поменяли местонахождение в храме. Эта версия подкрепляется записью 1948 г. на экземпляре копии Андрина (ГИМ. Муз. № 3789. Тит. л.): «Со слов Подобедовой. Икона в 10 (или 11) досок в Муроме, с которой рисованы эти миниатюры, более не существует в Муроме. По-видимому, писаны местным иконописцем XVII в. Казанцевым. Сообщила Подобедова, кот. работает над иконой… 28/I 48».

По мнению нек-рых исследователей и реставраторов ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря (в частности, Т. М. Мосуновой), А. И. может быть атрибутирована икона «Спас Вседержитель» кон. XVII в., находящаяся в московской ц. Богоматери «Всех скорбящих Радость» на Б. Ордынке. По ряду признаков (черные поля, зеленый цвет фона, форма облаков, холодный тон личного письма) икона «Собор муромских чудотворцев» кон. XVII в. из собрания И. С. Куликова (МИХМ) представляет типичное произведение провинциального иконописца рубежа XVII и XVIII вв., подражающего манере мастеров Оружейной палаты. В этом отношении образ муромских чудотворцев близок иконам, вышедшим из мастерской местного изографа А. И. (МИХМ).

Федор Иванов

(ок. 1662 - после 1688), муромский иконописец и младший брат Александра Иванова, упоминается в переписной книге Мурома 1678 г. (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1 Кн. 11835. Л. 27). Известен по челобитной с жалобой муромского соборного протопопа Григория Авраамию, митр. Рязанскому и Муромскому (Древности: Тр. МАО. М., 1881. Т. 9. Вып. 1. Протоколы. № 154. С. 2). Вероятно, был 2-м иконописцем в работах по созданию иконостаса собора Рождества Пресв. Богородицы в Муроме.

Петр Александров

(упом. в 1714), сын Александра Иванова, назван 2-м иконописцем в авторской подписи на иконе «Святые Константин, Михаил, Феодор, с житием» (1714, МИХМ).

Федор

муромский иконописец (упом. в 1770), потомок одного из братьев - Александра или Федора Ивановых. Его деятельность связана с иконописной мастерской муромского Благовещенского монастыря, которая активно функционировала в XVIII в. Возможно, он принимал участие в работах, о которых упомянуто в приходно-расходной книге Спасского монастыря от 24 мая 1765 г.: «Выдано муромскому Благовещенскому монастыря архимандриту Алимпию за починку Спасо-Преображенской, Покровской, Кирилловской церквей святых икон 26 рублей; ученикам его, архимандрита, выдано на пищу 1 рубль 20 копеек» (РГАДА. Ф. 280. Оп. 6. Д. 1997. Л.15 об.; Чернышёв. 2001. С. 203). Уже через 5 лет его имя фигурирует 1-м в перечне работ мастерской, выполненных в 1770 г.: «Выдано иконописцам муромского Благовещенского монастыря служителю Федору Казанцеву с товарищи за написание двух святых икон к столпам трех святителей да святых чудотворцев муромских и за написание на тумбах и в приделех страстей Христовых и за позолоту в настоящей Преображенской церкви около столпов шести киотех своим золотом - 10 рублев» (РГАДА. Ф. 280. Оп. 7. Д. 308. Л. 17; Чернышёв. 2001. С. 203). Данная запись интересна также сведениями о том, что монастырские иконописцы не только писали иконы, но и занимались росписями в храме. В настоящее время это 1-е по времени документальное свидетельство о существовании церковных росписей в Муроме.

Стефан

муромский иконописец, «купец» (упом. в 1799), потомок одного из братьев - Александра или Федора Ивановых. Вероятно, работал в мастерской Благовещенского монастыря. Его имя указано в авторской подписи на иконе «Господь Вседержитель», находящейся в местном ряду Благовещенского собора муромского Благовещенского монастыря справа от Царских врат: «1799 года октября 29 дня написал Муромский купец Стефан Казанцев» (Сухова. 2004. С. 41. Ил. на с. 38). Звание «купец», присвоенное иконописцу, объясняется тем, что население городов, согласно регламенту 1721 г., делилось на 2 категории (к 1-й наряду с банкирами, докторами, богатыми купцами относились и иконописцы). На иконе Иисус Христос представлен стоящим на сфере, в Его левой руке держава. Икона была создана после завершения работ над новым иконостасом собора в 1797 г. Это единственный полностью сохранившийся в Муроме иконостас с образами XVII в., 1797 и 1799 гг., представляющими иконописное мастерство муромских изографов этого периода.

Лит.: Ист.-стат. описание церквей и приходов Владимирской епархии / Сост.: В. Г. Добронравов. Владимир, 1897. Вып. 4. С. 141, 167; Травчетов Н. П. Город Муром, его достопримечательности: Очерк истории и совр. состояния города. Владимир, 1903. С. 90; Косаткин В. В. Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии. Владимир, 1906. Ч. 1: Мон-ри. С. 55-56; Мисаил [Смирнов], архим. Св. блгв. кн. Константин Муромский и Благовещенский мон-рь, где почивают мощи князя и чад его Михаила и Феодора // Тр. Владимирской УАК. Владимир, 1906. Кн. 8. С. 123; Белоцветов Л. Муромский Богородицкий собор. Муром, 1907. С. 9; Ушаков Н. Н., сост. Спутник по древнему Владимиру и городам Владимирской губернии. Владимир, 1913. С. 324; Добрынкин В. Н. Муромский Богородицкий собор: Ист.-археол. описание. Владимир, 1915. С. 20; Каргер М. К. Мат-лы для словаря рус. иконописцев // Мат-лы по рус. искусству. Л., 1928. Т. 1. С. 112-136; Масленицын С. И. Муром. М., 1971. С. 29-31. Ил. 68; 1000-летие рус. худож. культуры: [Кат. выст.]. М., 1988. С. 360. Кат. 169; Сухова О. А. Шитый покров муромских князей // ПКНО, 1990. М., 1992. С. 396-397; она же. «Града Мурома святые» // Муромский сб. М., 1993. Вып. 1. С. 56; она же. Икона из Мурома «Плоды Креста» // II Науч. чт. памяти И. П. Болотцевой. Ярославль, 1998. С. 64-69; она же. Иконопись Мурома XVII - нач. XX в. // Иконы Мурома. М., 2004, 2006. С. 37, 38, 41. Ил. 12, 20, 21, 24; она же. Житийная икона святых благоверных князей Константина, Михаила и Федора Муромских: Александр Казанцев, 1714 г. М., 2006; она же. Сивиллы в Муромском музее: Произведения изографа и картинки примитива // Уваровские чт., 6-е. Муром, 2006. Ч. 3. С. 186-219; она же. «Икона Муромская - насколько муромская» // Уваровские чт., 8-е. Муром, 2011 (в печ.); Из коллекций акад. Н. П. Лихачева: Кат. выст. СПб., 1993. Прил. 1. С. 260; «Пречистому образу Твоему поклоняемся…»: Образ Богоматери в произв. из собр. ГРМ. СПб., 1995. Кат. 61; Сазонов С. В., Сазонова Е. И. Иконография Ульянии Лазаревской // Русские ист. деятели в иконе: Тез. докл. науч. конф., 1989 / ЦМиАР. М., 1995. С. 51-53; София Премудрость Божия: Кат. выставки рус. иконописи XIII-XIX вв. из собр. музеев России. М., 2000. Кат. 81; Бахарева Н. Н. Икона «Богоматерь Корень девства» из ц. Рождества Христова г. Балахны в культурно-ист. контексте кон. XVII в. // Памятники христ. культуры Нижегородского края: Мат-лы науч. конф., 29-30 марта 2001 г. Н. Новг., 2001. С. 58-71; Мареева О. В. Казанская Шапка: Уточнение атрибуции // Художественный металл России: Мат-лы конф. памяти Г. Н. Бочарова. М., 2001. С. 52-60. Ил. 2; Чернышёв В. Я. Муромские иконописцы XVII-XVIII вв. // Уваровские чт., 3-и. Муром, 2001. С. 200-205; Кочетков. Словарь иконописцев. 2003. С. 310-311; Иконы Мурома. М., 2004, 2006. Кат. 51, 52, 54-56, 58-63, 64, 65; Тарасенко Л. П. К вопросу об истоках иконографии «Богоматерь Звезда Пресветлая» // Русское церк. искусство Нового времени / Отв. ред.: А. В. Рындина. М., 2004. С. 73-80; Gerasimova J. The Iconostasis of Peter the Great in the Peter and Paul Cathedral in St. Petersburg, 1722-1729. Leiden, 2004. P. 120. Il. 103; Сухова О. А., Смирнов Ю. М. Петр и Феврония Муромские. М., 2008. С. 78, 82, 88-91.
О. А. Сухова
Ключевые слова:
Иконописцы русские Иконопись. Россия Казанцевы, династия муромских иконописцев кон. XVII - 1-й пол. XVIII в.
См.также:
АНДРЕЙ РУБЛЁВ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых)
ДИКАРЁВ Михаил Иванович (? - после 1917), иконописец, реставратор, один из основоположников нового стилистического направления в рус. иконописи посл. четв. XIX - нач. XX в.
ДИОНИСИЙ (ок. 1430/40 - между 1503 и 1508), рус. художник, работал в области монументальной живописи, иконописи, книжной миниатюры
АБРАМОВЫ Михей Иванович (1830-1912?) и Иван Михеевич (1869-30-е гг. ХХ в.), иконописцы
АВРААМОВ Егорий, иконописец 1-й пол. XVIII в.
АГНИЯ (Стародубцева Александра Васильевна; 1884–1976), схимонахиня