[евр. , греч. ᾿Ηλά], 4-й израильский царь, сын и преемник царя Ваасы (ок. 886-885 или 900-877 гг. до Р. Х.). И. правил всего неск. месяцев до и после начала нового года в Израиле. Даты правления И. приводятся в связи с хронологией царей Южного царства: его восшествие на престол и гибель произошли в 26-й и 27-й годы правления иудейского царя Асы (3 Цар 16. 8; ср.: 3 Цар 15. 33). И., будучи нечестивым царем, был жестоко убит в столице Фирца, когда находился в состоянии алкогольного опьянения, своим полководцем Замврием, начальником боевых колесниц (3 Цар 16. 9-10). Убийство И. было совершено во исполнение пророчества об уничтожении дома Ваасы (3 Цар 16. 12) и связано с недовольством части армии бездействием царя в возобновленной военной кампании против филистимлян в районе г. Гиввефона.
Повествование об И. построено по модели рассказа о сыне Иеровоама I Навате, который также был вероломно убит Ваасой (3 Цар 15. 25-31). В богословскую оценку деятельности И. и его отца в отличие от предыдущих царей, чьи преступления возводились к Иеровоаму I (см., напр.: 3 Цар 15. 30), вводится новая характеристика, согласно к-рой они раздражали «Господа, Бога Израилева, своими идолами [ ]» (3 Цар 16. 13; ср.: 3 Цар 16. 26). С помощью термина который также может означать «суета, ничтожность», осмеивается служение И. языческим богам. Династия Ваасы началась и закончилась убийством; т. о., нестабильный период правления И. и его отца служит лучшей иллюстрацией евангельских слов: «...все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф 26. 52) (DeVries S. J. 1 Kings. Nashville, 2003. P. 197. (WBC; 12)).