[Экумений], визант. экзегет (VI в.), автор древнейшего полностью сохранившегося греческого комментария на Откровение Иоанна Богослова. Фрагменты комментария сохранились также в сир. переводе в рукописи VII в. (Lond. Brit. Mus. Syr. 855. Fol. 72v). И. упоминает в толковании о том, что он работал над сочинением спустя более чем 500 лет после создания Откровения. Согласно мнению большинства исследователей (гипотеза выдвинута в ст.: Pétridès. 1903), И. был комитом визант. пров. Исаврия (юго-восток М. Азии), сторонником монофизитского Антиохийского патриарха Севира († 538) и адресатом ряда его писем (PLRE. Vol. 2. P. 794; A Collection of Letters of Severus of Antioch [Ep. 1-3, 64] / Ed., transl. E. W. Brooks // PO. 1916. T. 12. Fasc. 2. P. 175-194; 1919. T. 14. Fasc. 1. P. 5-6; Mansi. T. 10. Col. 1116; T. 11. Col. 444; упом. также Либератом Карфагенским: Liberatus Carthaginensis. Breviarium causae Nestorianorum et Eutychianorum // PL. 68. Col. 1033-1034). Если это отождествление верно, время жизни И. должно быть отнесено к 1-й пол. VI в., а его датировка написания Откровения - не позднее чем ко 2-й трети I в. (подобная датировка встречается в совр. зап. науке, но совершенно нехарактерна для святоотеческой традиции). Иногда И. ошибочно отождествляется со св. Икумением, еп. Триккским.
В комментарии И. пользовался сочинениями святителей Ипполита Римского, Мефодия Олимпийского, Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Богослова, Кирилла Александрийского, но не обращался к толкованию на Свящ. Писание Оригена. Наиболее оригинальна трактовка И. 1000-летнего царства Христова, к-рое связывается не с грядущим, а с первым пришествием Иисуса Христа и трактуется символически, а не как действительная историческая эпоха. В соответствии с общими тенденциями развития христ. богословской мысли своего времени И. видел наступление христ. мира и обновление в эпохе имп. равноап. Константина Великого. В противоположность Константину И. упомянул римских императоров, которых, с его т. зр., может символизировать семиглавый зверь (Откр 17. 9-10): Нерон, Домициан, Траян, Север, Деций, Валериан и Диоклетиан.
Из др. сочинений И. сохранились фрагменты комментариев на Послания ап. Павла (в катенах; Staab. 1933). Катена, изданная Дж. Крамером под именем И., представляет собой извлечения из толкования на Откровение свт. Андрея Кесарийского (Cramer J. A. Catenae graecorum Patrum in Novum Testamentum. Oxf., 1840. P. 487-582).