[Экумений; греч. Οἰκουμένιος] (IV или X в.?), свт. (пам. греч. 3 мая), еп. Триккский (Трикальский). Согласно Похвальному слову (BHG, N 2317), составленному в честь И. Антонием, митр. Ларисским († ок. 1363), И. род. в Кесарии Каппадокийской и жил в IV в. Его родственником был сщмч. Ригин, еп. Скопельский (пам. греч. 25 февр.), а духовным наставником - свт. Ахиллий, еп. Ларисский († ок. 330). И. с юных лет вел строгую подвижническую жизнь; он был избран епископом г. Трикка (ныне Трикала, Фессалия) и служил в храме во имя Пресв. Богородицы, построенном при имп. равноап. Константине I Великом (306-337). Из Похвального слова известно, что И. во время Вселенского I Собора, участником к-рого он был, совершил чудо: видя непреклонность Ария, он ударил по камню, откуда тотчас в знак неправоты Ария забил источник воды; последний т. о. был посрамлен, а правосл. участники Собора во главе с императором поблагодарили И. за помощь в борьбе с ересью арианства. После окончания Собора И. вернулся в Трикку и управлял вверенной ему паствой. Затем он скрылся в густом лесу и устроил там аскитирий, впосл. получивший название «Убежище» (Καταφύγιον) (вероятно, аскитирий находился на холме на месте совр. сел. Хайдемени (близ Трикалы). И. умер в преклонном возрасте. В 80-х гг. X в., во время одной из болгаро-визант. войн, болг. царь Самуил захватил Трикку и перенес мощи И. в г. Преспу. По пути часть останков И. выпала на землю. Спустя нек-рое время пастух обнаружил мощи И., источавшие воду; они были перенесены в Трикку, где каждый год чудо истечения воды повторялось в день памяти святого. Достоверность сведений, содержащихся в Похвальном слове, вызывает сомнения у большинства исследователей, к-рые датируют время жизни И. X в. (Bees N. A. Zur Schriftstellerei des Antonios von Larissa // BNJ. 1935/1936. Bd. 12. S. 300-319).
Почитание И. в поздневизантийский период помимо Похвального слова имеет др. подтверждения: Антоний, митр. Ларисский, составил мегалинарии в честь И.; в мон-ре Като-Панагия (близ Арты) находится фреска с изображением святого, датируемая сер. XIV в. (᾿Αρχεῖον τῶν Βυζαντινῶν μνημείων τῆς ῾Ελλάδος. ᾿Αθήναι, 1930. Τ. 2. Σ. 84-85). В 1683 г. по просьбе Константина, архиеп. Трикальского, иером. Анастасий (С. Петридис считает, что речь идет об Анастасии Гордиосе) написал службу И. и свт. Ахиллию Ларисскому, к-рая сохранилась в рукописи 1712 г. (Ath. Iver. 619). Стихиры этой службы с указанием дней памяти И. (3 мая) и Ахиллия (15 мая) были добавлены в начало Стихирария XIV в. (Athen. Bibl. Nat. 888).
В 1532 г. Донат Веронский опубликовал 3 анонимных комментария X - нач. XI в. на Деяния св. апостолов, Соборные Послания и Послания ап. Павла, необоснованно атрибутировав их И. Этот корпус, иногда называемый «Псевдо-Икумений» и в значительной мере послуживший основой для экзегетических трудов блж. Феофилакта Болгарского, был переиздан Ж. П. Минем (PG. 118-119) с присоединением краткого обозрения (σύνοψις) комментария на Откровение. В заглавии синопсиса, датируемого X - нач. XI в., автором комментария назван И., хотя очевидно, что речь идет об Икумении, экзегете VI в. Впосл. это отождествление получило широкое распространение, однако в наст. время признано ошибочным (Schmid. 1937/1938).