[евр. греч. φυλα ᾿Ισραήλ; лат. tribus Israhel], евр. племена, происходившие от 12 сыновей Иакова (Израиля).
В древнеевр. языке оба слова, обозначающие племена Израиля ( и ), несмотря на разную этимологию, обладают примерно одинаковым спектром значений: «палка, жезл, племя». Оба эти термина в переводе Семидесяти передаются через слово φυλή - фила, «округ», «племя». Омонимия с названием части тела («колено») возникает совершенно случайно лишь на слав. яыке, где, впрочем, чаще всего используется выражение реже - (см.: Быт 28. 14; 1 Пар 6. 57-81, а также в НЗ: Лк 2. 36, Деян 13. 21 и др.). В синодальном переводе выражение «колена Израилевы» преобладает, хотя встречается и выражение «племена сынов Израилевых» (Числ 32. 28).
Старшие дети Лии - это Рувим, Симеон, Левий и Иуда. За ними по порядку рождения следуют: сыновья Валлы, служанки Рахили,- Дан и Неффалим; сыновья Зелфы, служанки Лии,- Гад и Асир; младшие сыновья Лии - Иссахар и Завулон и, наконец, сыновья Рахили - Иосиф и Вениамин. Каждый из 12 сыновей Иакова (Израиля) становится прародителем одного из К. И., а Иосиф - прародителем 2 колен, т. к. 2 его старших сына - Ефрем и Манассия усыновлены Иаковом (Быт 48. 5).
В Пятикнижии и Книге Иисуса Навина израильский народ предстает как совокупность 12 К. И. (Быт 49. 28; Исх 24. 4; Числ 1. 44; Втор 1. 23; Нав 3. 12; 4. 2; 4. 4). Первосвященник должен носить на груди 12 драгоценных камней, на которых вырезаны имена 12 К. И. (Исх 28. 21; 39. 14). Моисей кладет перед ковчегом завета 12 жезлов, на которых также написаны имена 12 К. И. (Числ 17. 2, 6).
В последующих книгах ВЗ число 12 применительно к К. И. тоже используется, хотя и реже. В Книге Судей Израилевых возможным намеком на 12 К. И. является Суд 19. 29. В 3 Цар 11. 30-32 рассказывается, как прор. Ахия предсказал Иеровоаму распад Соломонова царства: Ахия разрывает свою одежду на 12 частей и 10 из них дает Иеровоаму в знак того, что 10 из 12 К. И. отпадут от династии Соломона и подпадут под власть Иеровоама (т. е. войдут в сев. Израильское царство). В 3 Цар 18. 31 Илия для сооружения жертвенника берет «двенадцать камней, по числу колен сынов Иакова». В пророческих книгах представление о 12 К. И. встречается лишь в Иез 47-48, где описывается грядущий раздел земли обетованной между К. И. (см.: Иез 47. 13).
В лит-ре эллинистическо-рим. эпохи (напр., в «Письме Аристея» - Epistula pseudo-Aristeae. 46-50 // OTP. 1985. Vol. 2. P. 16), в позднейшей евр. традиции, в НЗ (Мф 19. 28; Лк 22. 30; Деян 26. 7; Иак 1. 1; Откр 21. 12) народ Израиля мыслится как единение 12 К. И., несмотря на то что в реальности большая часть К. И. к этому времени уже прекратила свое существование. Следует отметить, что мотив разделения народа (или страны) на 12 племен (или областей) встречается в Библии не только по отношению к народу Израиля: 12 сыновей Измаила становятся родоначальниками 12 племен измаильтян (Быт 17. 20, 25. 13-16); 12 сыновей Нахора становятся прародителями арамеев (Быт 22. 20-24). Соломон делит Израиль на 12 округов и ставит над ними 12 «приставников» (3 Цар 4. 7-19). В Нав 15 города Иудеи распределены по 12 спискам (в МТ - 11, т. к. один из списков случайно пропущен); каждому списку соответствует один из 12 районов Иудеи. Уже со времен Филона Александрийского (Philo. De spec. leg. 1. 87) и Иосифа Флавия (Ios. Flav. Antiq. III 186) 12 камней на нагруднике первосвященника (а тем самым и 12 К. И.) сопоставлялись с 12 месяцами и 12 знаками зодиака. Это соотнесение получает широкое распространение в позднейшей еврейской мистике. В библеистике XIX-XX вв. высказывалось мнение, что соотнесение К. И. со знаками зодиака не является домыслом позднейших интерпретаторов, оно реально существовало уже в глубокой древности и, в частности, повлияло на образность Быт 49 (Zimmern. 1892; Jeremias. 1906. S. 395-400). Эта гипотеза не получила поддержки в совр. библейской науке.
Ф. Кросс и Д. Фридман (Cross, Freedman. 1975. P. 81-82, not. 26) указывают, в частности, на анахронистичность такого предположения, поскольку развитая концепция зодиака с его 12 знаками появляется на Ближ. Востоке не ранее персид. периода.
В ветхозаветных исторических повествованиях часто фигурируют 13 К. И. (11 - восходящих непосредственно к сыновьям Иакова и 2 - к сыновьям Иосифа). Однако при перечислении К. И. их количество тем или иным образом сводится к 12. Списки К. И. в Библии подразделяются на 2 основных типа. В списках 1-го типа число К. И. сводится к 12 за счет того, что Ефрем и Манассия считаются одним коленом (коленом Иосифа). Это имеет место прежде всего в генеалогических контекстах (Быт 46. 8-27; Исх 1. 1-5; 1 Пар 2. 1; см. также Быт 49. 1-28; Втор 27.12-13; Иез 48. 31-34). В списках 2-го типа Ефрем и Манассия считаются 2 разными коленами, зато племя Левия стоит особняком (ввиду особого предназначения левитов) и не входит в число колен. Так, в Числ 2 названо 12 колен, к-рые 4 станами (по 3 колена в стане) окружают скинию - но левиты дежурят непосредственно при скинии и поэтому «не вошли в исчисление вместе с сынами Израиля, как повелел Господь Моисею» (Числ 2. 33). В Числ 26. 1-51 приводятся одно за другим 12 стереотипных описаний того, как были исчислены (т. е. переписаны) 12 К. И., но без левитов, которые проходили перепись отдельно и «не были исчислены вместе с сынами Израилевыми, потому что не дано им удела среди сынов Израилевых» (Числ 26. 62). Ср. также: Нав 15-19 (раздел земли между 12 К. И., при котором племя Левия не получает «удела», т. к. «Господь, Бог Израилев, Сам есть удел их» - Нав 13. 33); Числ 34. 19-28 (назначаются представители 12 К. И., которые будут делить завоеванную землю на 12 племенных «уделов», но левиты не имеют своего представителя, потому что им не положено своего «удела»); Нав 21 (12 К. И., получивших свои 12 «уделов», выделяют города и пастбища для левитов).
Порядок перечисления К. И. в Библии неодинаков: иногда он отражает генеалогию, в этом случае К. И., как правило, сгруппированы «по матерям» (т. е. по т. н. матриологическому принципу), начиная со старших детей старшей жены (1 Пар 2. 1-2 и др.), или же в обратном порядке (Быт 46. 8-27). Иногда порядок упоминания К. И. отражает, как кажется, порядок их расселения в Палестине, с юга на север (Числ 34. 19-28; Втор 33). В остальных книгах порядок упоминания К. И. в тексте труднообъясним (напр., Втор 27. 12-13).
Неоднократно высказывалось предположение, будто состав списков К. И. и порядок упоминания колен в этих списках могут быть использованы для относительной датировки самих списков. Так, М. Нот (Нот. 2014. С. 104) считает, что тексты, в к-рых левиты упоминаются как одно из К. И. (а Ефрем и Манассия соответственно представляют собой единое колено), являются более ранними, чем тексты, в к-рых левиты не включены в число К. И. (а Ефрем и Манассия соответственно предстают как 2 колена). Однако справедливость такого предположения не очевидна (см. ниже в разд. «Критика гипотезы древнеизраильской амфиктионии»). Скорее всего в каждом случае решающую роль играет контекст: в генеалогии нельзя было исключить колено Левия, а в географическом описании невозможно было объединить такие обширные по занимаемой территории племена, как Ефрема и Манассии.
Существует определенная зависимость между перечислением имен сыновей Иакова по матриологическому принципу и местоположением территории, к-рую Библия отводит потомкам этих сыновей. Старшие дети Лии - Рувим, Симеон, Левий и Иуда. Племена Рувима, Симеона и Иуды, согласно Книге Иисуса Навина, должны населять Юж. Палестину. В эпоху израильской и иудейской монархий (первые столетия I тыс. до Р. Х.) племя Иуды образует юж. Иудейское царство со столицей в Иерусалиме. Хотя племени Левиину, согласно Книге Иисуса Навина, отводятся города в самых разных частях Палестины, исторически левиты также связаны больше всего с Иерусалимом и иерусалимским культом. Племена родных детей Рахили - 2 Иосифова племени (Ефрем и Манассия) и племя Вениаминово населяют Центр. Палестину и образуют костяк сев. Израильского царства. Племена младших детей Лии - Иссахара и Завулона - населяют Юж. Галилею. Племена детей Валлы, служанки Рахили,- Дан и Неффалим - живут в Сев. Галилее. Племена детей Зелфы, служанки Лии,- Гад и Асир - заняли периферийные территории Заиорданья и средиземноморского побережья. В первые столетия I тыс. до Р. Х. земли Гада являются спорными между Моавом и Израилем, а территория, отведенная в Книге Иисуса Навина племени Асира, находится под контролем Финикии.
Такая связь между генеалогией и географией не случайна. Следует помнить, что в архаическом мировосприятии, отразившемся в ВЗ, «генеалогии» играют роль своего рода кода для описания дружественных и враждебных отношений между племенами и народами (это особенно хорошо видно в генеалогиях первых глав книг Паралипоменон). Поэтому, по мнению ряда историков (в частности, Нота), группировка племен по матриологическому принципу может отражать существование между ними неких локальных союзов. Не исключено также, что соперничество Лии и Рахили отражает соперничество между Южным (Иуда) и Северным царствами (Ефрем, Манассия).
Однако нередко попытки библеистов прочесть повествования о предках К. И. как прямое отражение истории соответствующих племен выглядят натянуто и игнорируют природу библейского повествования. Так, согласно кн. Бытие, из всех сыновей Иакова лишь один - Вениамин родился в Палестине (остальные - в Сев. Месопотамии). Г. Гункель предполагает, что этот рассказ «может отражать тот факт, что племя Вениамина возникло лишь после поселения Израиля в Ханаане» (Gunkel. 1997. P. 323). Столь прямолинейное «декодирование семейной саги» вызывает справедливую критику Нота (Нот. 2014. C. 93. Примеч. 140). Впрочем, следует сказать, что спорные интерпретации такого рода можно встретить и у самого Нота.
В 1930 г. Нот предложил модель древнеизраильского общества, согласно к-рой союз 12 К. И. следует рассматривать как прямой аналог амфиктиониям Др. Греции (Noth. 1930). Гипотеза о «древнеизраильской амфиктионии» оказала огромное влияние на библеистику сер. XX в. и легла в основу итоговой «Истории древнего Израиля» Нота. Греч. амфиктиония представляла собой союз городов или племен, объединившихся вокруг общего святилища. Ее классическим примером служит Дельфийская амфиктиония - союз 12 греч. племен для поддержания и защиты храма Деметры в Фермопилах и храма Аполлона в Дельфах. Состав Дельфийской амфиктионии менялся, но неизменным оставалось число членов - 12. Известна также лига 12 ионийских городов на греч. побережье М. Азии, культовым центром ионийской лиги было святилище Посейдона на мысе Микале.
По мнению Нота, как в случае греч. амфиктионий, так и в случае К. И., число 12 связано с числом месяцев в году и с необходимостью попеременно (каждый член союза - по месяцу) заботиться о центральном святилище. В обоих случаях состав союза может меняться, но сохраняется его численность - ровно 12 членов. Нот отвергает буквальное понимание библейского рассказа о происхождении К. и. от 12 сыновей одного человека - Иакова. Он считает, что ветхозаветная традиция права в том, что рассматривает К. И. как пришедшие в Палестину извне. Однако повествования Книги Иисуса Навина о завоевании Палестины в результате скоординированного действия всех К. И. под руководством единого лидера Нот считает позднейшей легендой. Согласно Ноту, союз 12 К. и. возникает уже на палестинской почве, более того - сами «колена» консолидировались в крепкие и сплоченные единства только в ходе заселения ими Палестины (Нот. 2014. С. 70). История израильского народа как союза 12 К. И. начинается, по мнению Нота, с того периода, который обычно принято называть эпохой Судей.
Наиболее древней частью израильского союза племен, ядром буд. амфиктионии, Нот считал 6-членный союз Лииных племен: Рувима, Симеона, Левия, Иуды, Иссахара и Завулона. Впосл. в Палестину переселяются племена Вениамина и Иосифа, разделив территорию Лииных племен на 2 не соприкасающиеся друг с другом области. Амфиктиония образовалась из Лииных и Рахилиных племен с присоединением 4 периферийных племен, к-рые вошли в амфиктионию, возведя свой род к сыновьям не Лии и не Рахили, а их служанок (Там же. С. 108-109).
Как и греч. амфиктионии, союз 12 К. И., по Ноту, объединен вокруг общего святилища ковчега завета, к-рый «странствовал» по Палестине, останавливаясь на более или менее продолжительное время то в одном, то в др. городе (Сихем, Вефиль, Галгал, Силом). Разные К. И. имели разные циклы преданий, которые в конце концов были объединены авторами Библии в одну Свящ. историю.
В сер. XX в. гипотеза о древнеизраильской амфиктионии была принята (почти что стала аксиомой) не только в нем. библейской науке, но даже в амер. школе У. Ф. Олбрайта и его учеников, к-рые в целом относились к немецкой школе Альта - Нота достаточно критически. Так, концепция древнеизраильской амфиктионии подробно излагается как исторический факт в «Истории Израиля» Дж. Брайта; правда, в отличие от Нота консервативный Брайт возводит начало амфиктионии к Синайскому завету (Bright. 1967. P. 145).
Однако постепенно стала звучать все более громкая и аргументированная критика концепции Нота. Беспристрастный анализ греч. материала показал, что главной чертой «священных союзов» Греции было наличие центрального святилища, между тем как число членов было не столь важно. Проводя аналогию между Др. Израилем и греч. амфиктиониями, Нот придал числу 12 слишком большое значение. Списки К. И., на которые опирается Нот, дошли до нас в составе тех книг Библии (Пятикнижие, Книга Иисуса Навина), позднее происхождение к-рых признавал и Нот. Э. Мейс и Н. П. Лемке, критикуя Нота (Mayes А. D. Н. Israel in the Period of the Judges. L., 1974; Idem. 1985; Idem. 1992; Lemche. 1977; Idem. 1988), сомневаются в том, что хоть к.-н. из этих списков восходит к домонархическому периоду истории Израиля. Для Нота было принципиально важно деление списков К. И. на более ранние (где фигурирует колено Левия и колено Иосифа) и более поздние (где колено Левия отсутствует, а Ефрем и Манассия выступают как отдельные колена). Но Мейс полагает, что объединение колен Ефрема и Манассии в «дом Иосифа» относится лишь к эпохе израильской монархии, когда юг Израиля стал именоваться «домом Иуды», а север - «домом Иосифа». Если это верно и все списки К. И. в Библии относятся к эпохе израильской монархии или к более позднему периоду, то нет оснований делить их на более ранние и более поздние.
Критики Нота подчеркивают также, что аргументы в пользу существования единого общеизраильского святилища в домонархический период крайне сомнительны. О «культовом центре амфиктионии» ничего не говорится в древнейших законодательных текстах. Гипотеза Нота о том, что таким культовым центром был «странствующий», т. е. переносимый из города в город ковчег, не имеет аналогии в том самом греч. мире, параллель с к-рым искал Нот. Предполагаемая Нотом смена центральных святилищ амфиктионии - перемещение ковчега завета из Сихема в Вефиль, из Вефиля в Галгал, из Галгала в Силом - не документирована в Библии и по сути представляет собой попытку свести в единую «псевдохронологическую» последовательность разные, не связанные друг с другом местные традиции, дошедшие до нас в составе Библии.
Поскольку Нот предлагает начать историю Израиля с эпохи Судей, его концепция должна быть проверена, прежде всего на материале Книги Судей Израилевых. Но в этой книге (в частности, в Суд 1 описания завоеваний Палестины отдельными К. И. во многом отличаются от описанной в Книге Иисуса Навина) перед нами скорее рассказы о разрозненных действиях отдельных племен и их локальных непостоянных объединений, а не единого постоянного 12-членного союза.
В одном из древнейших текстов Библии - песне Деворы (Суд 5) упоминаются 10 племен: Ефрем, Вениамин, Махир, Завулон, Иссахар, Рувим, Галаад, Дан, Асир, Неффалим. В этом списке по сравнению со стандартными перечнями отсутствуют Иуда, Симеон, Левий, Манассия и Гад. Напротив, Махир и Галаад, упоминаемые в песне Деворы, не входят в стандартные перечни К. И. Махир встречается в библейских генеалогиях как сын Манассии и отец Галаада (возможно, в песне Деворы он занимает место Манассии). Слово «Галаад» встречается в Библии кроме песни Деворы в 2 значениях: (1) территория Заиорданья, где обитают колена Манассии и Гада; (2) сын Махира, прародитель одного из родов, населявших землю Галаад. Очевидно, на момент написания песни Деворы система К. И. в том виде, в каком мы ее видим в др. текстах Библии, еще не сложилась.
Самым серьезным аргументом против концепции Нота является то, что в Книге Судей Израилевых отсутствуют упоминания о каком бы то ни было едином культовом центре «амфиктионии». Единственный раздел, где израильтяне выступают все вместе (мн. считают этот текст поздним, девтерономическим, см. выше мнение Лемке),- это рассказ о войне сынов израилевых против Гивы Вениаминовой (Суд 20). Но и в этом рассказе в качестве места, куда сыны израилевы собираются для совместного предстояния «пред лицом Господа», фигурирует не один центр гипотетической амфиктионии, а сразу 2 города: Массифа (Суд 20. 1; 21. 1) и Вефиль (Суд 20. 26 сл.; в синодальном переводе см. Суд 21. 2 (вместо Вефиля - ошибочно «дом Божий»).
Для библеистики кон. XX - нач. XXI в. (в отличие от школы Нота) характерна трактовка 12 К. И. как исторического конструкта, возникшего в девтерономистской историографии в позднемонархическую или даже послепленную эпоху (уже после того, как значительная часть К. И., в т. ч. все племена Сев. Израиля, сошли со сцены истории). Признается, что имена К. И., равно как и основные данные об их расселении и истории, восходят к реальным историческим фактам железного века (кон. II тыс.- 1-я пол. I тыс. до Р. Х.). Однако представление о союзе 12 К. И. не считается отражением какой бы то ни было исторической реальности - ни времен становления евр. народа, ни даже эпохи Судей. Тексты, в к-рых говорится не об отдельных коленах, а о совокупности 12 К. И., считаются поздними (см., напр., Lemche. 1988. P. 104-109; Soggin A. An Introd. to the History of Israel and Judah. L., 1993. P. 169-176; Miller J. M., Hayes J. H. A History of Ancient Israel and Judah. L., 20062. P. 84-86).
упоминания о 12 К. И. свидетельствуют об особой их роли в эсхатологической перспективе: они выступают собирательным образом всего Израиля в контексте восстановления народа Божия в конце времен.
В Евангелии от Матфея на вопрос ап. Петра о будущей награде, которая ожидает последовавших за Господом, Спаситель дает обетование: «...истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною,- в пакибытии (παλιγγενεσία; вариант перевода: «новом творении»), когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф 19. 28; ср.: Лк 22. 30). В этом стихе, содержащем отчетливое символическое сопоставление 12 К. И. с 12 апостолами, может идти речь об обращении народа Израиля в последние времена и об апостольском управлении над ним, особенно если рассмотреть этот отрывок в контексте слов Мф 21. 43: «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его». Эта интерпретация может быть основана на переводе греч. глагола κρίνω - «судить» как «управлять» (см., напр.: Gundry R. H. Matthew, 8-20. Grand Rapids (Mich.), 1982. P. 392-394). Однако большая часть исследователей не принимают этого варианта перевода, считая его ошибочным (Luz U., Koester H. Matthew, 8-20: A Comment. Minneapolis, 2001. P. 517; Bruner F. D. Matthew: A Comment. Grand Rapids (Mich.), 2004. Vol. 2: The Churchbook: Matthew 13-28. P. 312). 12 учеников Христа, представляющие истинный Израиль, окажутся праведными перед неверными сынами Израилевыми, представленными 12 К. И. При этом 12 апостолам право вершить суд над 12 К. И. делегируется Самим Сыном Божиим (Hagner D. A. Matthew 14-28. Dallas, 2002. P. 565. (WBC; 33B)). Cхожий по структуре изложения отрывок Мф 25. 31-32 позволяет рассмотреть обетование Спасителя в более универсальной перспективе: роль учеников соответствует роли ангелов, а на месте 12 К. И. выступают уже «все народы» (Luz U., Koester H. 2001. P. 517). Тем самым упоминание 12 К. И. в этих стихах можно понимать в качестве выражения центральной роли Израиля в Божественном замысле (Nolland J. Luke 18. 35-24. 53. Dallas, 1993. P. 1067).
В словах ап. Иакова, брата Господня, призывавшего радоваться «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии» (Иак 1. 1), упоминание о 12 К. И. можно понять как обращение к т. н. диаспоре - т. е. к евреям, находившимся за пределами Палестины. Однако против такого истолкования свидетельствует содержание Послания, к-рое посвящено пониманию учения ап. Павла об оправдании (Иак 2. 14, 24), с которым его автор обращается прежде всего к христианам (Maurer. 1973. P. 251). Т. о., упоминание 12 К. И. можно понять в метафорическом смысле как указание на истинный Израиль, для к-рого лишь Царствие Небесное является настоящим домом, а земная жизнь - чужбиной, т. е. жизнью в «рассеянии» (Dibelius M., Greeven H. James: A Comment. on the Epistle of James. Phil., 1976. P. 66).
В Откр 7. 4-8 сказано о том, что в контексте грозных событий последних времен Бог изберет и сохранит 12 тыс. «запечатленных» из каждого К. И. Нек-рые авторы считают, что эта картина в своей основе является традиционным для евр. апокалиптики изображением воинов из числа народа Божия, приготовленных к мессианской войне (ср.: Числ 1. 16 сл.- Bauckham. 2008. P. 166; др. авторы считают это предположение сомнительным, полагая, что здесь речь идет об эсхатологическом восстановлении всего Израиля - Aune D. E. Revelation 6-16. Nashville, 1998. P. 436. (WBC; 52B)). В Откр 7. 9-15 ап. Иоанн в контексте изображения множества мучеников из всех народов придает этой картине «запечатленных» из 12 К. И. христ. интерпретацию, переосмысляя ее как видение нового народа Божия, составленного как из язычников, так и из евреев (ап. Павел, когда говорит о спасении всего Израиля (Рим 11. 7, 26-27), не использует образ 12 К. И., предпочитая говорить о спасении остатка из его числа) (Maurer. 1973. P. 250). Возможно, что упоминание о 140 тыс. праведников из евр. народа имеет отношение к новой общине апокалиптических времен, состоящей как из евреев, так и из всех народов, тем более что дальше, в Откр 7. 9, отмечается «великое множество людей… из всех племен и колен, и народов и языков», прославляющих Божественного Агнца перед престолом (в близком по смыслу стихе из Откр 5. 9 речь идет об искупленных Кровию Агнца избранных «из всякого колена, и языка, и народа, и племени»). В любом случае среди авторов совр. комментариев не наблюдается консенсуса относительно истолкования образа 140 тыс. «запечатленных» из К. И. (подробный обзор всех т. зр. и аргументацию см.: Aune D. E. Revelation 6-16. P. 440-443).
Порядок перечисления 12 К. И. в Откр 7. 4-8 является уникальным и имеет ряд существенных отличий от др. вариантов, представленных в Библии: колено Иуды стоит на 1-м месте, это, по всей видимости, отражает его мессианскую значимость как в еврейской, так и в христианской традиции (Bauckham. 2008. P. 171; Smith Ch. R. The Tribes of Revelation 7 and the Literary Competence of John the Seer // The Evangelical Theol. Society. June 1995. Vol. 38/2. P. 215). С одной стороны, отсутствие в этом списке Дана может указывать на то, что представление о происхождении антихриста из этого колена существовало достаточно рано (Ibid. P. 217; см., напр.: Iren. Adv. haer. V 30. 2). Кроме того, отрицательные коннотации с образом колена Дана в последние времена обнаруживаются и в межзаветной лит-ре (Test. XII Patr. VII 5. 4-6). С др. стороны, эта концепция не совсем убедительно соотносится с образом антихриста как воплощения имперской власти Рима, представленного в Откровении (Bauckham. 2008. P. 162). По мнению Р. Бокема, колено Дана здесь замещено коленом Манассии (обычно представленное через одно колено - Ефремово), чтобы достичь символического числа 12. При этом уникальность этого списка состоит в том, что вместо колена Ефрема рядом с Манассией упоминается колено Иосифа, и это противоречит всей нормативной иудейской традиции (Ibid. P. 171). Предположительно такие параллели основываются не столько на близости названных двух К. И. только в одном ветхозаветном списке (Числ 1. 32), сколько на свидетельстве Иез 37. 16, 19, где имя Ефрема толкуется пророком через имя Иосифа (Bauckham. 2008. P. 172).
Большая часть этих источников говорит об особой роли К. И. в перспективе Божественного замысла, подразумевающего будущее восстановление 12 К. И. в последние времена. Список К. И. в Библии, организованный по ярко выраженному матриологическому принципу (т. е. в порядке рождения сыновей Иакова от матерей), по-разному воспроизводится в апокрифических текстах. В Быт 35. 23-26 вначале идут сыновья Лии, потом - Рахили, далее - их служанок, Валлы и Зелфы. Этот список, отдающий первенство сыновьям жен перед сыновьями служанок, воспроизводится в «Книге Юбилеев» (Liber Jubilaeorum. 32. 22) и в приписываемой Филону Александрийскому «Книге библейских древностей» (Ps.-Philo. Bibl. Antiq. 8. 6). В Быт 46. 8-27 К. И. расположены по хронологии рождения: вначале идут сыновья Лии, затем Зелфы, Рахили и ее служанки Валлы. Этот порядок представлен в кн. «Иудейские древности» Иосифа Флавия (Ios. Flav. Antiq. II 7. 4 [177-183]) и в «Библейских древностях, Псевдо-Филона (Ps.-Philo. Bibl. Antiq. 8. 11-14). Существуют и модифицированные списки: в кумран. тексте 11 QT 24. 10-16 колена по линии служанок (Зелфы и Валлы) меняются местами, а на 1-м месте стоят колена Левия и Иуды. Др. вариант списка, не имеющий параллели в Библии, обнаруживается также у этих авторов (Bibl. Antiq. (25. 4; 25. 9-13) и в «Книге Юбилеев» (34. 30)), этому же порядку следует список 12 К. И. в «Завещании двенадцати патриархов». У Псевдо-Филона присутствуют 5 вариантов списков К. И. и только в одном из них не упоминаются колена Дана и Неффалима (Ps.-Philo. Bibl. Antiq. 25. 4-5), а в др. варианте - Симеона (Ibid. 25. 9-13).
В ветхозаветном апокрифе «Завещание 12 патриархов» символами К. И. являются олени: 9 из них «были рассеяны по всей земле, трое же спаслись, но на следующий день и они были рассеяны» (Test. XII Patr. XI 19. 1). Деление К. И. на 9 и 3 не свойственно библейскому преданию, где обычно К. И. делят на 10 и 2 (см., напр.: 3 Цар 12. 21). В др. апокрифических текстах это деление иногда приобретает форму 9,5 и 2,5 колена. Далее в «Завещании 12 патриархов» со ссылкой на слова прав. Еноха дается мессианское обетование о том, что все колена впадут в блуд и только в одном уделе возникнет храм Божий, где соберутся 12 колен и все народы до той поры, когда пошлет Всевышний спасение через Своего единородного пророка (Test. XII Patr. 9. 2 // OTP. Vol. 1. P. 827).
В апокалиптическом видении «Завещание Авраама» (Testamentum Abrahae - CAVT, N 88) речь идет о 3-этапном характере всеобщего суда и говорится о том, что во Втором пришествии 12 К. И. будут судить «всякое дыхание» (13. 6 -Allison D. C., Jr. Testament of Abraham. B., 2003. P. 274). Мн. исследователи полагают, что это представление, как и вся 13-я глава «Завещание Авраама» в целом, имеют христ. происхождение (Ibid. P. 276-279).
В сир. «Апокалипсисе Варуха» (кон. I в. по Р. Х.; Apoc. Bar.- CAVT, N 233) особым образом отмечается преступление двух К. И.: зло, совершенное представителями этих колен, превосходит совершенное 10 коленами, «ибо те первые колена были вовлечены в грех своими царями, эти же два увлекли и вынудили ко греху своих царей» (Apoc. Bar. 1. 2-3 - Stone M. E., Henze M. 4 Ezra and 2 Baruch. Minneapolis, 2013. P. 83). Из дальнейшего повествования становится ясно, что под 10 К. И. подразумеваются 9,5 колена (Ibid. 62. 5; 77. 19; 78. 1), а под 2,5 коленами имеются в виду колена Рувима, Гада и половине представителей из колена Манассии (OTP. Vol. 1. P. 621). Упоминание о 9,5 колена содержится в отдельных рукописях «Апокалипсиса Ездры» (3 Ездр (4 Ездры в зап. традиции) 13. 42 - Stone M. E., Henze M. 4 Ezra and 2 Baruch. Minneapolis, 2013. P. 75) близкого по содержанию к этому источнику.
В «Сивиллиных книгах» присутствует апокалиптическое описание некоего страшного народа, состоявшего из представителей 10 колен; этот народ уготовит смерть язычникам в последние времена (Sib. II 170). В 3 Ездр 13. 40 в описании апокалиптической войны упоминается «мирное» сообщество из 10 (или 9,5) оставшихся колен, которое собрано Самим Божественным Сыном (3 Ездр 13. 33 сл.); входившие в это сообщество противопоставляются остальным народам, которые будут истреблены. Ожидание того, что 10 К. И. специально вернутся, чтобы принять участие в мессианской войне, находит отражение в гимнах христ. латинского поэта III в. Коммодиана (Commod. Carmen apol. 941-986).
Образ народа Израиля, организованного в военном лагере в пустыне в соответствии с предводителями 12 К. И. для захвата земли обетованной, становится моделью для апокалиптической картины в текстах кумран. общины, в соответствии с к-рой он должен вернуться из пустыни, чтобы вновь захватить обетованную землю в мессианском сражении (1QM 1. 2-3 - The Dead Sea Scrolls: Study ed. / Ed. F. G. Martínez, E. J. C. Tigchelaar. Leiden etc., 1999. P. 114-118).
В «Протоевангелии Иакова» встречается упоминание «Сказания о 12 коленах Израилевых», к к-рому обращается прав. Иоаким, чтобы прояснить свое родословие (Protev. Jac. I 1, 3). Учитывая не совсем нормативный синтаксис этого отрывка в оригинальном тексте, нек-рые авторы считают упоминание этой книги позднейшей глоссой (Gli Apocrifi del Nuovo Testamento / Ed. M. Erbetta. Torino, 1975. Vol. 1. Pt. 2. P. 28).
Тема эсхатологического суда над 12 К. И. возникает в апокрифе «Молитва Пилата и учение», который является дополнением к «Актам Пилата» (Anaphora Pilati et Paradosis - CANT, N 66), где говорится о том, что Пилат, после того как совершил молитву Господу, услышал ответ с небес: «И ты сам будешь моим свидетелем в Мое Второе пришествие, когда я буду судить двенадцать колен Израилевых и тех, кто не исповедал имени Моего» (Anaphora Pilati et Paradosis. 10 // Gli Apocrifi del Nuovo Testamento. 1975. Vol. 3. P. 122). В апокрифе «Послание апостолов» II в. (Ep. apost.- CANT, N 22) Господь повелевает апостолам «идти и проповедовать двенадцати коленам Израиля» (Ep. apost. 30 // New Testament Apocrypha / Ed. W. Schneemelcher. Louisville, 1992. Vol. 2. P. 267).
Различного рода аллюзии на слова Мф 19. 28 встречаются также и в др. новозаветных апокрифах, напр., в «Повествование Иосифа Аримафейского» (Narratio Iosephi de Arimathaea. 3 - CANT, N 76; Gli Apocrifi del Nuovo Testamento. 1975. Vol. 1. Pt. 2. P. 398) и в «Актах ап. Фомы» (Acta Thomae. 80 - CANT, N 245; New Testament Apocrypha / Ed. W. Schneemelcher. Louisville, 1992. Vol. 2. P. 371).
В Послании св. Климента Римского поставление апостолов и др. служителей Церкви Христовой сравнивается с поставлением Моисеем на служение начальников 12 К. И. для предотвращения распрей в народе (Числ 12. 7 - Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 42-43). Сопоставление 12 К. И. с благовестниками, которым Господь дал власть проповедовать Евангелие, встречается и в Послании ап. Варнавы при истолковании Числ 19. 2-9 (Barnaba. Ep. 8. 2-3). Более пространные аллюзии на число 12 К. И., свидетельствующие об их метафорическом понимании, встречаются в «Пастыре» Ермы в видении 12 гор, к-рые указывают на 12 племен, населяющих весь мир; среди них был проповедан Сын Божий через апостолов (Herm. Pastor. III 9. 1 [92. 2]). Мн. отцы Церкви специально отмечают разделение колена Иосифа на 2, в результате К. И. стало 13. В этом событии они видели промыслительное указание на последующее избрание ап. Павла 13-м апостолом (Hipp. De bened. Is. et Jac. 48. 9-50. 4; Ambros. Mediol. De patriarch. 1.2.125.11). Представленные в Откр 7. 5 - 8 12. К. И. символически истолковываются свт. Андреем Кесарийским в качестве указания на прославившихся различными добродетелями христ. праведников, при этом число 12 указывает на поставленных 12 апостолов, с чьей помощью спасаются находящиеся в земном рассеянии иудеи (Andr. Caes. Apoc. 7. 19 (7. 5-8)).