Зи́ммии [зимми, ахл аз-зимма; араб. - покровительствуемые], в мусульм. законодательстве и богословии иноверные подданные исламского гос-ва. Араб. слово «зимма» ( - защита, ответственность, покровительство, оказываемое сильной стороной) встречается в раннемединских сурах Корана (IX 8, 10) и в посланиях Мухаммада к араб. племенам (629-630). Изначально оно не имело религ. окраски, однако уже в договоре с христианами Награна (Наджрана) (632) термин приобретает значение «покровительство иноверцам при условии выполнения ими определенных обязательств». Данное «покровительство» первоначально распространялось исключительно на «людей Писания» (иудеев, христиан и сабиев), однако по мере расширения границ исламского гос-ва в категорию З. начали входить самаритяне, мандеи, зороастрийцы, сикхи, в нек-рых случаях индуисты, буддисты и др. Мусульм. община и гос-во брали на себя гарантии защиты жизни и имущества З., а также предоставляли им свободу вероисповедания и отправления культа. В ответ З. должны были сохранять лояльность к мусульм. гос-ву и выплачивать подушную подать - джизью. Договоры I в. хиджры, заключавшиеся араб. завоевателями с жителями покорившихся им городов, предусматривали сохранение городских стен и церквей при условии предоставления мусульманам помещений для постоя и отправления богослужений. Впосл. список обязательств З. стал расширяться, все более подчеркивая приниженное и неполноправное положение иноверцев по отношению к мусульманам. Вероятно, в качестве образца были взяты ограничения, налагавшиеся Византийским гос-вом на евреев. Мусульм. традиция возводит установление перечня дискриминационных обязательств и ограничений З. к апокрифическому «Договору [халифа] Умара» с христианами Иерусалима.
В XI в. шафиитский правовед аль-Маварди сформулировал условия для оказания З. «покровительства». К числу обязательных он отнес запрет порицать ислам, Коран и прор. Мухаммада, вступать в интимную связь с мусульманками или жениться на них, склонять мусульман к смене веры и помогать врагам ислама. Нарушение любого из данных условий ставило З. вне закона. Им предписывалось носить отличительную одежду, запрещалось демонстрировать религ. символику, громко молиться и читать священные книги при мусульманах, звонить в колокола или дуть в шофары, устраивать шумные похоронные процессии и ездить на лошадях и верблюдах, публично пить вино и открыто разводить свиней. Нарушение данных условий хотя и влекло наказание, но не лишало З. «покровительства». Последующие ограничения могли вводиться и отменяться на отдельных территориях и в различные периоды. Они касались запрета З. изучать Коран и сунну, строить новые и восстанавливать разрушившиеся храмы и молельные дома, заниматься определенными профессиями, посещать бани в одни дни с мусульманами, предписывали спешиваться близ мечетей и проч. В некоторых местах существовал запрет З. состоять на гос. службе и давать показания в шариатских судах, если дело затрагивало интересы адептов ислама. З. могли носить оружие, только находясь в составе вспомогательных войск мусульман. Если такие видные мусульм. богословы VIII в., как Абу Убайд и Абу Юсуф, требовали мягкости и гуманности при взимании джизьи, то аз-Замахшари в XII в. настаивал, чтобы процедура проводилась т. о., чтобы З. чувствовали себя униженными. Так или иначе, все вышеперечисленные ограничения подчеркивали превосходство «правоверных» над немусульманами и подталкивали З. к переходу в ислам.
При условии утверждения избранной кандидатуры правителем-мусульманином за З. оставалось право избирать собственных религ. лидеров. Духовные главы общин З. наделялись адм., фискальными и судебными прерогативами по отношению к своим единоверцам. Общинное самоуправление З. достигло вершины в османской системе миллетов. За немногими исключениями, для З. не существовало ограничений на выбор места проживания.
Оказание «покровительства» З. рассматривалось мусульм. богословием и правом как священный долг, что подтверждалось рядом хадисов. В силу этого религ. гонения и насильственные обращения в ислам З. были достаточно редки, что не исключало всплесков религ. фанатизма у мусульм. населения. Анализ этих гонений позволяет сделать вывод о цикличности периодов ужесточения и смягчения гос. и общественного контроля за соблюдением З. налагаемых на них ограничений. Относительная толерантность исламского мира контрастировала с религ. нетерпимостью, господствовавшей в Европе в средние века и большую часть Нового времени. Враждебное отношение мусульман к З. стало нарастать лишь в период колониальной экспансии Запада, когда местные христиане часто воспринимались как пособники захватчиков. Массовые расправы над христианами в Новое время имели место в 40-60-х гг. XIX в. в Сирии и Ливане (см. статьи Дамасская резня, Друзско-маронитский конфликт) и были связаны с реакцией мусульман на эмансипацию З. в период реформ Танзимата в Турции.
В наст. время понятие «З.» в политико-правовом лексиконе большинства мусульм. гос-в не применяется, граждане вне зависимости от вероисповедания подчиняются общему закону, имеют равные обязанности и права (кроме закрепления нек-рых высших гос. постов за мусульманами). Исключением является особая система распределения властных полномочий в Ливане.