Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МИЛЛЕТ
45, С. 224-225 опубликовано: 23 июня 2021г.


МИЛЛЕТ

[тюркизированная форма араб. слова   - религия, религ. группа], в османской традиции термин, обозначавший объединенную по религ. признаку общину, признанную имперской администрацией и получившую право на внутреннее самоуправление. Слово   неоднократно упоминается в Коране в значении «религия». Чаще всего оно встречается применительно к вере Ибрахима (библ. Авраам) как проповедника единобожия, но употребляется и в отношении язычников и зиммиев (иудеев и христиан). В средние века понятие   широко использовалось в ислам. богословско-правовых, историко-дидактических и художественных сочинениях наряду с близкими по смыслу терминами   и   (община).

Классическая исламская схема сосуществования мусульман и зиммиев не предусматривала сегрегацию по религ. принципу. Тем более неординарным было решение османского султана Мехмеда II Фатиха (1444-1446, 1451-1481) институционализировать эту систему. Еще до завоевания К-поля (1453) христиане составляли значительную часть жителей быстрорастущей державы османов. Демонстрируемая турецкими правителями XIII-XV вв. толерантность была обусловлена не только их прагматизмом, но и влиянием концепций суфийских мистиков Анатолии, проповедовавших «надрелигиозные» пути самосовершенствования и соединения с Богом. Однако именно крушение Византии, наследником историко-политических и отчасти культурно-идеологических традиций которой ощущал себя Мехмед II, заставило его искать новые формы сосуществования и взаимодействия различных религ. групп. Решение было найдено в объединении иноверных подданных в самоуправляемые конгломераты, получившие название «миллеты».

6 янв. 1454 г. в честь возведения в патриаршее достоинство противника унии Геннадия II Схолария Мехмед II даровал ряд важных прав и свобод греко-православным подданным, объединив их в визант. М. (рум миллети). В 1461 г. был учрежден арм. М. (эрмени миллети). Иудеи не были формально выделены в отдельный евр. М. (яхуди миллети) вплоть до 1835 г. Однако ряд прав и обязанностей к-польского великого раввина (хахам-баши) был аналогичен полномочиям греко-правосл. и арм. патриархов. При этом немусульмане в целом считались «подчиненной общиной» (миллет-и махкюме) по отношению к мусульманской «господствующей общине» (миллет-и хакиме). Вскоре территориальная экспансия поставила под власть глав М. группы, отличавшиеся по своему этноконфессиональному составу от анатолийских и румелийских христиан. Однако почитание памяти Мехмеда II долго не позволяло османским правителям и законоведам корректировать систему М. в соответствии с требованиями времени.

Первым из глав М. считался правосл. К-польский патриарх. Его адм. власть после падения Мамлюкского султаната формально распространилась на Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский Патриархаты, хотя 2 последних до кон. XVII в. существовали вполне автономно. Под непосредственную юрисдикцию К-польского патриарха перешла паства упраздненных Печского Патриархата (1766) и Охридской архиепископии (1767). Процессы эллинизации, сопротивления ей и обратной национализации Поместных Православных Церквей стали основной парадигмой их истории в османский период.

Гораздо более гетерогенным образованием являлся арм. М., в к-рый были включены все христиане, не признававшие греко-правосл. традицию: монофизиты, несториане, католики и др. Поскольку резиденция Эчмиадзинского католикоса располагалась во владениях враждебной османам Сефевидской державы, был создан арм. К-польский Патриархат, к-рому административно подчинялись Киликийский (Сисский), Ахтамарский и Иерусалимский престолы Армянской Апостольской Церкви.

За состояние дел в каждом из М. официально отвечал его глава (миллет-баши), статус которого приравнивался к статусу трехбунчужного паши. Он был членом имперского совета (диван-и хумаюн) и утверждался самим султаном. Обладая правом с согласия мусульманских властей назначать и смещать церковных иерархов, миллет-баши в свою очередь не мог править, игнорируя волю и интересы духовных и светских лидеров своей общины. Соответственно продолжительность пребывания главы М. на посту зависела от того, как долго ему удавалось пользоваться поддержкой влиятельной части паствы и не давать оснований османам усомниться в своей лояльности. Из 159 К-польских патриархов времен османского правления 6 были казнены, 27 отреклись от престола, 105 были смещены и только 21 мирно скончался в патриаршем сане.

Система М. позволяла гос-ву контролировать иноверные общины через их религ. институты. Церковные иерархи наделялись существенными адм., фискальными и судебными прерогативами, позволявшими им применять практически любые меры принуждения и наказания своих «духовных чад». В то же время они несли перед Высокой Портой ответственность за лояльность единоверцев, а также за бесперебойную выплату ими налогов. Административные и судебные полномочия наряду с духовным авторитетом религиозных лидеров общин служили основой функционирования своеобразной, не имевшей территориальных границ «теократической автономии», обеспечивавшей османским властям эффективное управление иноверными подданными, в какой бы части империи те ни проживали.

Термин «миллет» в значении «религиозная группа» встречается в отдельных документах центрального адм. аппарата применительно к армянам и православным уже в кон. XVII в., однако прочно он вошел в общеупотребительный османский лексикон только в XIX в. До этого времени при обозначении этноконфессиональных групп, равно как и любого самоуправляемого сообщества, объединенного по социально-экономическому, этническому либо территориальному признаку, преимущественно употреблялось слово «таифа» (община). По крайней мере с XVII в. понятие «миллет» использовалось и для обозначения этнической принадлежности. Терминологическая путаница между словами «миллет» и «таифа» долгое время сохранялась даже в офиц. циркулярах стамбульской администрации.

Очевидно, что спецификация термина «миллет» была связана с происходившими в XIX в. процессами модернизации османского общества, включавшими изменения в статусе этноконфессиональных меньшинств. Греческое восстание 1821-1829 гг. подорвало веру Высокой Порты в способность иерархов правосл. М. обеспечивать лояльность своей паствы по отношению к представителям власти. Усилилось и давление на Высокую Порту европейских держав, требовавших юридического обособления униат. Церквей.

Модернизационные реформы Танзимата (1839-1876) и рост национально-освободительного движения в Османской империи разрушили систему М. в той форме, в которой она сложилась при Мехмеде II. В этот период османские власти официально признали существование большинства независимых Церквей в качестве отдельных М., наделив их предстоятелей соответствующими правами и обязанностями. Провозглашенное в Гюльханейском хатт-и шерифе (1839) равенство всех османских подданных нанесло 1-й удар по иерархической системе М. В 1844 г. за христианами было официально признано право смены конфессии. Высочайший указ (хатт-и хумаюн) 1856 г. провозглашал полное равенство в правах мусульман и немусульман независимо от того, к какой религ. общине они принадлежали, и реорганизацию системы М., предполагавшую участие светских лидеров в их самоуправлении. Религ. общины одна за другой стали получать признание властей и интегрироваться в общеимперскую систему. Еще в 1830 г. был признан М. армяно-католиков, включавший всех униатов. В 1848 г. аналогичный султанский фирман был издан относительно греко-католич. М., в 1850 г.- протестант. М. Развал единого греко-правосл. М. ускорило официальное признание Православных Поместных Церквей: в 1850 г.- Элладской, в 1870 г.- Болгарской, в 1879 г.- Сербской, в 1885 г.- Румынской. К началу первой мировой войны в Османской империи насчитывалось 17 М.

С крушением Османской империи система М. прекратила свое существование. В наст. время термин «миллет» используется как в кораническом значении, так и в совр. интерпретации применительно к различным сообществам: этническим, религиозным, профессиональным и др.

Лит.: Gibb H. A. R., Bowen H. Islamic Society and West: A Study of the Impact of Western Civilization on Muslim Culture in the Near East. L.; N. Y., 1950-1957. 2 pt.; Christians and Jews in the Ottoman Empire: The Functioning of a Plural Society / Ed. B. Braude, B. Lewis. N. Y.; L., 1982. 2 vol.; Иванов Н. А. Система миллетов в арабских странах XVI-XVII вв. // Восток. М., 1992. № 6. С. 29-41; Ursinus M. O. H. Millet // EI. Vol. 7. P. 61-64; Кобищанов Т. Ю. Христианские общины в арабо-османском мире: XVIII - 1-я треть XIX в. М., 2003; Çolak H. The Orthodox Church in the Early Modern Middle East: Relations between the Ottoman Central Administration and the Patriarchates of Antioch, Jerusalem and Alexandria. Ankara, 2015.
Т. Ю. Кобищанов