Дя́лу [румын. Dealu], жен. общежительный мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца в Тырговиштской архиепископии Митрополии Мунтении и Добруджи Румынской Православной Церкви. Второй престол монастырской церкви - в честь Покрова Пресв. Богородицы. Д. расположен близ с. Вифорыта, в 5 км к северу от г. Тырговиште, в жудеце Дымбовица, на вершине холма (Д. в переводе с румынского языка означает «холм»). Считается, что в нач. XV в. монастырь был учрежден как мужской валашским господарем Мирчей Старым (1386-1418), храм первоначально был деревянным. 17 нояб. 1431 г. правитель Валахии Александру I Алдя даровал монастырю села Алексени и Рэзвад в вечное поминовение отца - господаря Мирчи. 28 марта 1453 г. господарь Владислав II, впосл. погребенный в мон-ре, подтвердил дарение обители неким Раду неск. сел и виноградников. В 1500 г. валашский господарь Раду IV Великий приступил к строительству нового, величественного монастырского храма, освящение к-рого состоялось 4 дек. 1501 г. Постройка келий и колокольни, о чем сообщает имеющаяся на ней надпись, началась 26 авг. 1499 г. Раду Великий избрал Д. местом своего вечного упокоения, его могила находится в нартексе храма.
Монастырь рос и благоустраивался и при последующих правителях: Владе Молодом (Влэдуце) (1510-1512) и Нягое Басарабе (1512-1521). В дек. 1610 г. Д. был разграблен войсками трансильванского кн. Габора Батори. В 1614 г. господарь Раду Михня посетил пришедший в запустение Д. и приписал к нему с. Сату-Ноу для возрождения обители за счет получаемых от села доходов (100 золотых в год). После землетрясений 1802 и 1838 гг. Д. был восстановлен в 1844-1854 гг. господарем Георге Бибеску. В 1863 г. монастырь упразднили. С 1879 г. Д. начал использоваться для нужд военного ведомства. В 1912 г. при организации военного лицея здания древних келий сменили новые строения. Большой урон мон-рю нанесло землетрясение в нояб. 1940 г. Обвалились главы храма и верхняя часть колокольни. Реставрация 1955-1958 гг., проведенная стараниями Патриарха Румынского Иустиниана (Марина; 1948-1977), вернула храму и всему монастырскому комплексу первоначальный облик.
Церковь в Д.- триконх. Этот тип плана появился в Валахии в кон. XIV в. (церковь мон-ря Козия, 1387-1388, и др.) и был широко распространен на протяжении XV в. В целом церковь Д. относится к этому типу строений, но имеет ряд существенных отличий. Пропорции наоса, увенчанного высоким 8-гранным барабаном, сильно вытянуты по вертикали. Нартекс, близкий в плане к квадрату, сохраняя вертикальность,- его своды находятся на уровне сводов наоса - получил развитие в глубину. По продольной оси он перекрыт полуциркульным сводом. В вост. части выделен компартимент для захоронений, отделенный от основного пространства нартекса аркой. Пространство между наосом и нартексом того же назначения - грóпница - существовало в молдав. храмах этого периода, однако в Д. оно получило иную трактовку. В Молдавии оно перекрывалось поперечным полуциркульным сводом; здесь же компартимент, растянутый в ширину, получил 2 световые главы с вытянутыми 8-гранными барабанами, указывающими снаружи на место княжеских погребений.
Церковь в Д. 1-я в Валахии, стены к-рой сложены не из кирпича, а из тесаного камня. Нартекс и наос имеют единый объем, служащий своего рода пьедесталом для 3 глав. Декорация изысканна и сдержанна. Горизонтальный карниз разделяет стены на 2 регистра, каждый из к-рых украшен ложными аркадами. Окна нижнего яруса имеют прямоугольные рамочные наличники, небольшие круглые окна верхнего - резные каменные решетки. Барабаны глав покрыты плетеным геометрическим орнаментом, в к-ром прослеживаются вост. влияния (можно предположить участие мастеров из Стамбула).
Храм Д. во многом определил направление композиционных и декоративных поисков, приведшее к появлению шедевра позднесредневек. валашской архитектуры - церкви мон-ря Куртя-де-Арджеш (1512-1517). Композиция церкви в Д. послужила образцом для нек-рых валашских храмов XVI в. (церквей в мон-рях Менедик (1532), Горгота (1554-1557), Тутана (1582); княжеской церкви в Тырговиште, 1583) и ряда храмов, построенных господарем Матеем Басарабом, в т. ч. в мон-рях Бребу (1650) и Гура-Мотрулуй (1653). Декоративное решение получило широкое распространение в XVI-XVIII вв., но исключительно в кирпиче.
Первоначальная живопись 1515 г., принадлежавшая мастеру Добромиру из Тырговиште, работавшему вместе с Житианом и Станчу, не сохранилась. В 1713 г., в правление св. господаря Константина Брынковяну, храм был расписан повторно, иконы для нового иконостаса были выполнены мастерами Константином, Предой, Николае и Раду. В 1985 г. храм был расписан вновь архим. Софианом (Богю).
Храм является некрополем валашских господарей. Здесь захоронены Раду Великий, его брат Влэдуц (1512), Пэтрашку Добрый (1567), Михай Мовилэ (1608) и др. Святыня мон-ря - глава Михая Храброго, положенная в храме в 1603 г. В 1912-1913 гг. скульптор Ф. Сторк изготовил мраморные саркофаги над гробницами Раду Великого и Михая Храброго.
Нек-рые исследователи предполагают, что в Д. под патронатом господаря Раду Великого и при участии мон.-книжника Макария, работавшего в 1508-1512 гг., была устроена 1-я в Валахии печатная мастерская с кириллическим шрифтом. В ней были отпечатаны Служебник (1508), Октоих (1510), Четвероевангелие (1512). В 1643 г. господарь Матей Басараб перевел сюда типографию из мон-ря Говора. В 1644 г. «Иван Кунотович, печатник русский, с учениками» напечатал Учительное Евангелие. Работа типографии продолжалась до 1648 г., когда была переведена в Тырговиште.
В мон-ре находятся хранилище старопечатных книг и богатая коллекция церковных предметов (среди к-рых - кипарисовый крест, окованный серебром, подаренный мон-рю Матеем Басарабом).