Ду́нстан [лат. Dunstanus; древнеангл. Dunstan] (ок. 909 - 19.05.988), свт. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 19 мая), архиеп. Кентерберийский (960-988), деятель реформаторского движения в англосакс. Церкви в сер. Х в., гос. деятель.
Сохранились адресованные Д. письма Римских пап Иоанна XII и Иоанна XIII, Видона, настоятеля мон-ря св. Петра в Генте (совр. Бельгия), и др. лиц. (Д. свидетельствовал более 200 грамот англосакс. королей - от Эадмунда (939-946) до Этельреда (978-1016).) Отдельные упоминания о святителе содержатся также в Англосаксонской хронике. Самое раннее из Житий Д. (S. Dunstani Vita auctore B) было составлено ок. 1000 г. клириком, вероятно лично знавшим святителя и обозначившим себя как «прелат B., сакс по рождению». Эпизоды с участием Д. содержатся в Житиях его сподвижников по реформаторской деятельности - св. Освальда, архиеп. Йоркского (составлено Бюрхтфертом), и св. Этельвольда, еп. Уинчестерского (составлено Эльфриком). В Житии свт. Освальда приведен адресованный Д. акростих, сочиненный еще при жизни последнего ученым и агиографом Аббоном из Флёри. Аббон ссылался на Д. и обращался к нему в предисловии к Житию св. Эадмунда. 2-е Житие Д. было создано предположительно в 1010-1012 гг. Аделардом, мон. из мон-ря св. Петра в Генте. Оно послужило основой для следующего по времени Жития (Vita et Miracula S. Dunstani), составленного агиографом, регентом хора кафедрального собора в Кентербери Осберном (кон. XI в.). Сочинение Осберна изобиловало историческими неточностями и в 10-х гг. XII в. было переработано его преемником на посту регента, другом Ансельма Кентерберийского Эадмером. В 20-х гг. XII в. англ. хронист и историк Уильям из Малмсбери создал свой вариант Жития на основе Жития, составленного «прелатом В.», и сведений, собранных в процессе работы над соч. «О древностях Гластонберийской Церкви». Д. неоднократно упоминается в др. сочинении Уильяма - «Деяниях английских королей». Сокращенная версия Жития святителя на среднеанглийском языке включена в собрание Житий и чтений на церковные праздники, составленное в 1270-1280 гг. предположительно в Вустере (т. н. Южноанглийский легендарий). В XIV в. в Исландии мон. Арни, сын Лаврентия, написал на исл. языке «Сагу о Дунстане». Самое позднее из лат. Житий Д. было создано на основе сочинения Осберна богословом и историком мон.-августинцем Джоном Капгрейвом († 1464).
Родители Д., Хеорстан и Кюнетрит, принадлежали к англосакс. знати, вероятно состояли в родстве с королевской династией. Их владения находились на территории совр. графства Сомерсет и граничили с землями мон-ря Гластонбери. Согласно Осберну и поздним (рубеж XI и XII вв.) вставкам в Англосаксонскую хронику, Д. род. «в первый год правления короля Этельстана» (924). Учитывая, что Д. был назначен настоятелем Гластонбери в 940 г., а также др. факты, сообщаемые агиографами, можно полагать, что святитель скорее всего родился раньше. В наст. время на основании косвенных свидетельств датой рождения Д. условно считается 909 г. Д. провел детство и раннюю юность в Гластонбери. В то время мон-рь находился в упадке, монахов там не было, но жила небольшая община белого духовенства. При мон-ре действовала школа, где мальчики имели возможность учиться не только у местных клириков, но также у ирл. монахов и др. паломников, посещавших Гластонбери ради поклонения святыням. В Житиях сообщается, что Д. ревностно постигал книжную ученость и отличался выдающимися способностями к различным ремеслам и игре на арфе.
В сер. 20-х гг. X в. дядя Д., Кентерберийский архиеп. Этельхельм (923-926), пригласил буд. святителя в Кентербери и представил кор. Этельстану. Нек-рое время Д. жил при дворе, но, видимо, не смог найти общий язык с др. юношами из королевского окружения. Согласно Житию В, недоброжелатели обвинили Д. в изучении языческой премудрости и колдовстве. Возможно, поводом к обвинениям послужил интерес Д. к книгам, в т. ч. к трудам античных авторов. Первоначально Д. колебался в выборе жизненного пути и даже собирался жениться, однако со временем последовал советам родственника св. Эльфхеаха, еп. Уинчестерского († 951), принес монашеские обеты и был рукоположен во пресвитера.
До 940 г. Д. оставался при королевском дворе. В Житии В сообщается, что кор. Эадмунд, преемник Этельстана, поверил клеветникам и отправил Д. в изгнание, но он попросил убежища и заступничества у прибывших к королю франк. послов. Через неск. дней после этого, во время охоты, королевский конь понес и выскочил на край отвесного утеса. Готовясь к неминуемой смерти, Эадмунд понял, что обошелся с Д. несправедливо, и решил, что, если останется жив, исправит ошибку. После этого конь немедленно остановился. По возвращении король призвал к себе Д. и отправился с ним в Гластонбери. Эадмунд повелел возродить опустевший мон-рь, назначил Д. настоятелем и даровал обители обширные земельные владения. Сохранилась дарственная грамота кор. Эадмунда «Дунстану, аббату Гластонбери», датированная 940 г.
Д. немедленно приступил к восстановлению мон-ря: возвел новый храм во имя ап. Петра, обновил кельи и др. постройки. За 15 лет настоятельства Д. создал хорошо организованную и дисциплинированную монашескую общину, жившую в строгом соответствии с Уставом прп. Венедикта Нурсийского. Эта община стала примером для монахов-реформаторов др. реформированных мон-рей, созданных единомышленниками Д., среди к-рых были Этельвольд, мон. из Гластонбери, впосл. настоятель мон-ря Абингдон и еп. Уинчестерский (963-984), и Освальд, мон. из Флёри, впосл. еп. Вустерский (962-972) и основатель мон-ря Рамси. Д. принимал участие в гос. делах, был советником кор. Эадмунда и его преемника кор. Эадреда (946-955), передавшего на хранение Д. большую часть личных сокровищ. Сохранилось завещание кор. Эадреда, засвидетельствованное Д. Отношения Д. с сыном Эадмунда, кор. Эадви (955-959), были сложными из-за взаимной неприязни. Д. подписал неск. грамот кор. Эадви, датированных 956 г., но в том же году, согласно Англосаксонской хронике, был лишен должности настоятеля и всех владений и изгнан из страны. Д. отправился на континент и провел ок. года в Генте, в мон-ре св. Петра, где имел возможность познакомиться с опытом реформаторов из мон-ря Клюни. В 957 г. Д. вернулся в Англию по приглашению младшего брата Эадви, Эадгара (959-975), избранного королем Мерсии и Нортумбрии, 2 крупнейших провинций, отвергших власть Эадви. Эадгар передал святителю епископскую кафедру в Вустере, а затем и в Лондоне. После смерти Эадви в 959 г. Эадгар стал королем всей Англии. Он находился под сильным влиянием Д. и др. церковных реформаторов. В 960 г. Д. занял Кентерберийскую архиепископскую кафедру. В годы правления Эадгара святитель оставался советником и наставником короля, к-рый за усердное покровительство Церкви и мон-рям был прозван «отцом монахов».
В Житиях Д. приписывается непосредственное участие в реформе монашеской жизни в обителях Малмсбери, Бат и др., хотя святитель чаще выступал вдохновителем преобразований. Целью реформы было освобождение мон-рей от власти светских магнатов, на землях к-рых они располагались, и создание церковной иерархии, к-рая будет существовать и действовать независимо от светской власти. Исключительное право контроля над мон-рями передавалось в руки короля, представители местной светской знати лишались возможности назначать настоятелей и вмешиваться в дела обителей. В кафедральных соборах вместо «секулярных каноников», клириков из белого духовенства, часто женатых и проживавших в собственных домах, стали служить жившие общиной монахи. Во вновь основанных и реформированных мон-рях вводился Устав прп. Венедикта, было унифицировано богослужение. Эти преобразования отражены в документе, принятом в 966 г. на Соборе в Уинчестере и получившем название «Уставное соглашение» (Regularis concordia). Д. нередко приписывается авторство этого текста и ряда законов, изданных в правление кор. Эадгара, но в действительности эти документы создавались коллективно. Вероятно, Д. принимал участие в разработке специальной церемонии для коронации Эадгара в Бате (973).
В годы правления преемников Эадгара, св. Эадвеарда Мученика (975-978) и Этельреда Нерешительного, Д. оставался главным королевским советником, хотя его влияние постепенно падало. По преданию, святитель предсказал обрушившуюся на Англию после его смерти трагедию дат. и нормандского завоеваний, объявив ее возмездием за кровь кор. Эадвеарда, убитого, как считается, по повелению его мачехи, матери Этельреда. В последнее 10-летие жизни Д. проводил большую часть времени в Кентербери, занимаясь благотворительностью и делами организованной им школы. Согласно Житиям, Д. был очень мягок и терпелив в обращении с учениками. По более поздней легенде, школяры, страдавшие от жестокости наставников, обращались за помощью к святителю и их просьбы никогда не оставались без ответа. В мон-ре свт. Августина в Кентербери Д. построил новый храм и освятил его во имя апостолов Петра и Павла и св. Августина, архиеп. Кентерберийского. Д. часто молился в мон-ре у гробниц свт. Августина и кор. св. Этельберта. Святитель заботился о строительстве церквей, об исправлении ошибок в книгах соборной б-ки и отливке новых колоколов для кафедрального собора. Согласно Житиям, в 988 г., во время всенощного бдения на праздник Вознесения Господня, Д. получил откровение о скорой смерти и через 3 дня скончался.
Похоронен в кафедральном соборе Кентербери. В 1074 г. архиеп. Ланфранк (1070-1089), восстановивший собор, уничтоженный пожаром в 1067 г., велел положить мощи Д. справа от главного алтаря. В 1084 г. для них была изготовлена драгоценная рака. В XII-XIII вв. монахи Гластонбери утверждали, что после разорения Кентербери датчанами в 1002 г. мощи Д. были перенесены в их мон-рь. В 1508 г. архиеп. Уильям Уорем приказал вскрыть раку Д. в Кентербери и доказал безосновательность притязаний монахов Гластонбери. В 1538 г. алтарь и рака святителя в кафедральном соборе Кентербери были разорены.
Почитание Д. возникло вскоре после смерти святителя и со 2-й пол. XI в. получило повсеместное распространение в Англии. Д. считался покровителем музыкантов, ювелиров, оружейников, а также слепых. С именем святителя связаны предания и легенды, часть к-рых изложена в Житиях. В Житии, составленном «прелатом В.», сообщается о чудесном знамении, сопровождавшем рождение Д. Во время беременности Кюнетрит молилась в церкви на праздник Сретения Господня. Внезапно в храме погасли все светильники. Через мгновение свеча в руке Кюнетрит сама собой загорелась, и все присутствующие зажгли свечи от чудесного огня. Это чудо показало, что ребенок, к-рого Кюнетрит носила во чреве, станет «светочем святости» для Церкви в Англии. Большую известность получил эпизод из Жития о борьбе Д. с диаволом: святитель схватил противника за нос кузнечными клещами. Отзвук легенды сохранился в англ. народной песенке:
Святой Дунстан был славным малым,
Он за нос дьявола водил,
А тот вертелся, упирался
И оглушительно вопил.
В посмертных чудесах, описанных Осберном и Эадмером, Д. часто выступал в качестве заступника правой стороны на судебных разбирательствах. По преданию, Д. помог архиеп. Ланфранку выиграть тяжбу у Одона, еп. Байё, гр. Кента и сводного брата кор. Вильгельма Завоевателя, который покушался на земли, принадлежавшие кафедральному собору в Кентербери.
В Житиях Д. приписывается изготовление колоколов и органов, а также авторство гимна «Господи, Царь сияющий» (Kyrie Rex splendens; Kyrie VII в Ватиканском градуале). Сохранилась рукопись из Гластонбери (Bodl. MS. Auct. F. IV. 32), содержащая отрывки из Свящ. Писания на латыни и греч. языке, гомилию о Кресте на древнеангл. языке, ряд древних валлийских глосс, а также миниатюру с изображением Д., припадающего к стопам Христа. Согласно надписи XIII в., рукопись была создана святителем.
В Англии в XVII-XVIII вв. и особенно в XIX в. Д. нередко представляли зловещей фигурой, «серым кардиналом» и «некоронованным королем Англии», презревшим исконные англ. традиции и отдавшим страну в руки алчных и невежественных монахов. Подобное отношение проявилось в полной мере в таких известных произведениях, как изданная в Оксфорде в 80-х гг. XIX в. многотомная «История нормандского завоевания Англии» Э. О. Фримана (Freeman E. A. The History of the Norman Conquest of England: Its Causes and Its Results. Vol. 1: Preliminary History to the Election of Edward the Confessor) и опубликованная в 1867 г. «История Англии для детей» Ч. Диккенса (Dickens Ch. A Child's History of England). Эта тенденция была связана с характерным для данного периода негативным отношением к монашеству и к Церкви вообще, в историографии ХХ в. она исчезла (см., напр., классическую работу Ф. Стентона «Англосаксонская Англия»).
Имя святителя носит ряд католич. и англикан. церквей в Великобритании и др. англоговорящих странах. Во имя Д. освящен храм Антиохийской Православной Церкви в г. Пул (графство Дорсет), правосл. приход в Нов. Зеландии.
Д. изображается в архиепископском облачении, с кузнечными клещами в руках, иногда - с голубкой, парящей над головой, или в окружении ангелов.