Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДУНИЛОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
16, С. 334-337 опубликовано: 22 октября 2012г.


ДУНИЛОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Дуниловский в честь Успения Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. XXI в.
Дуниловский в честь Успения Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. XXI в.

Дуниловский в честь Успения Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. XXI в.
(Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии), в с. Дунилове Шуйского р-на Ивановской обл. Основан 18 июля 1991 г. решением Свящ. Синода РПЦ. Со 2-й пол. XVII в. до 1764 г. на месте совр. Д. м., за сев. границей с. Дунилова, располагалась Воробьёвская в честь Нерукотворного образа Спасителя муж. пуст. Эта обитель была основана в вотчине тестя царя Петра I боярина Ф. А. Лопухина. В 1702 г. в пустыни находились деревянные ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя, ограда со св. вратами, проживали строитель-иеромонах и 2 старца. По «сказке» строителя, насельники «кормятся мирским подаянием, денежной и хлебной руги им ничего не дается». Мон-рь не имел населенных вотчин и земельных угодий. По описанию 1764 г., в пустыни находились 2 деревянные церкви: холодная соборная в честь Нерукотворного образа Спасителя и теплая в честь Успения Пресв. Богородицы с приделом во имя прмц. Феодосии. При Спасском храме стояла колокольня с 3 колоколами. К 1764 г. в пустыни находились обветшавшие настоятельская, монашеская и келарская кельи, 2 сарая для сена, погреб, житница. Пустынь была обнесена деревянной оградой со св. вратами, на которых «глава крыта деревянной чешуею». На вратах - иконы, в центре - Нерукотворный образ Спасителя с предстоящими.

Сохранившиеся документы 1-й трети XVIII в. свидетельствуют о бедственном материальном положении Воробьёвской пуст. Так, в 1721 г. строитель Дионисий направил еп. Суздальскому Варлааму (Леницкому) челобитную в связи с пожаром в Успенской ц. и необходимостью возведения нового иконостаса. Он отмечал, что обитель «скудная и нежалованная, скитаемся в мире и кормимся Христовым именем, и взять на то строение негде». Приходо-расходные книги 20-х гг. XVIII в. подтверждают справедливость подобных жалоб Дионисия. С 1721 по 1725 г. все расходы по различным нуждам мон-ря составляли всего 93 р., 1 алтын и 2 деньги. Согласно сведениям, приведенным А. Фёдоровым, пустынь владела «небольшим числом пашни и лесных покосов», а также содержалась «коштом села Дунилова обывателей, тако ж и подаянием села Гориц жителей». Пустынь отличалась малочисленностью братии, в 30-40-х гг. XVIII в. состоявшей из строителя и 3 монахов.

Церковь в честь Покрова Богоролицы Дуниловского мон-ря. Фотография. 2007 г.
Церковь в честь Покрова Богоролицы Дуниловского мон-ря. Фотография. 2007 г.

Церковь в честь Покрова Богоролицы Дуниловского мон-ря. Фотография. 2007 г.

В 1724 г. Воробьёвская пуст. была упразднена и приписана к Шартомскому во имя свт. Николая Чудотворца мон-рю, в 1725 г.- к Юрьевскому во имя арх. Михаила мон-рю, в 1727 г. восстановлена, в 1764 г. упразднена, а обветшавшие монастырские храмы приписаны к ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы с. Дунилова. Настоятель последней принял под расписку все имущество монастырских храмов. К нач. XIX в. все постройки окончательно обветшали.

В 1818-1819 гг. на месте Воробьёвской пуст. на средства московской купчихи Е. Е. Каретниковой была построена холодная каменная Успенская ц., образовался единоверческий приход. По воспоминаниям архиеп. Саввы (Тихомирова), во время строительства Успенской ц. «богослужение совершалось в другой деревянной церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы» (Савва (Тихомиров), архиеп. Хроника моей жизни. Серг. П., 1898. Т. 1. С. 18). В 1831 г. на ее месте были построены каменные Успенский храм с правым приделом в честь Нерукотворного образа Спасителя, левым - в честь Рождества Пресв. Богородицы и колокольня. Позднее был устроен переход между колокольней и трапезной храма.

Успенская ц.- храм, построенный в стиле классицизма, четверик к-рого завершен ротондой. Оригинальным является компактное пятиглавие, венчающее яйцевидный купол; оно выдержано в архаичных, традиц. для региона формах: барабаны чешуйчатых маковичных главок декорированы пилястрами и колонками. Боковые фасады оформлены антовыми портиками. Все объемы - четверик, полукруглая апсида, прямоугольная трапезная - двусветные; нижние проемы прямоугольные, верхние - круглые; ярусы света на фасадах трапезной и апсиды разделены поясом. В простенках арочных окон ротонды поставлены парные полуколонны, поддерживающие антаблемент. Оба четвериковых яруса колокольни прорезаны высокими стрельчатыми арками, обрамленными пилястровыми портиками, небольшой купол увенчан миниатюрной главкой. Симметрию построения нарушает притвор-переход между трапезной и колокольней.

Церковь в честь Успения Богородицы Дуниловского мон-ря. Фотография. 2007 г.
Церковь в честь Успения Богородицы Дуниловского мон-ря. Фотография. 2007 г.

Церковь в честь Успения Богородицы Дуниловского мон-ря. Фотография. 2007 г.

Роспись в темперно-клеевой технике в основном объеме и трапезной выполнена в 1-й трети XIX в. с применением графьи. Наиболее яркими являются композиции на вост. стене апсиды и «Страшный Суд» в трапезной. В основном объеме превалируют сцены Богородичного цикла.

В 1848-1850 гг. на средства М. И. Посылиной и др. благотворителей к востоку от Успенской ц. была возведена теплая каменная ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы, отличающаяся более скромными размерами и убранством. Своеобразная архитектура этой церкви объединяет формы позднего классицизма со стилизованными в духе эклектики древнерус. элементами. Четверик, перекрытый сомкнутым сводом, увенчан глухим цилиндрическим барабаном, украшенным аркатурно-колончатым поясом, с луковичной главой на пологой 4-скатной кровле. С востока примыкает пониженный и суженный прямоугольный алтарь, с запада - равновеликая апсиде узкая трапезная с еще более низким притвором.

В 1880-1882 гг. на средства купцов А. Я. Балина и Г. Я. Дудина близ храмов была построена 1-я деревянная богадельня. В 1882-1886 гг. ими же выстроено кирпичное здание новой богадельни на 60 чел. В 1897 г. в них проживало 48 женщин. Очевидно, тогда же рядом с кирпичными воротами на юж. стороне ограды была сооружена кирпичная сторожка, впосл. расширенная и надстроенная 2-м деревянным этажом. В сев.-вост. части монастырского комплекса сохранились небольшой кирпичный амбар и овальный пруд. В 1892 г. в каменном здании при Успенской ц. была открыта школа грамоты. В 1899 г. по периметру каменной ограды с железными решетками располагались корпуса богаделен и хозяйственных построек.

В кон. XIX - нач. XX в. причту храма по штату полагались священник, диакон и псаломщик. На их содержание поступали с причтового капитала (18 750 р.) проценты - 741 р. 95 к.; из них 501 р. делился между причтом по обычаю, а 240 р.- поровну, т. е. по 80 р., согласно воле жертвователей. За сдачу в аренду земли и совершение треб поступал доход до 694 р. 65 к. Дома членов причта были церковно-общественные, деревянные, на каменном фундаменте. Капитал на содержание храма составлял 7100 р., проценты с него за год - 273 р. 20 к. На содержание богаделен также имелся капитал в 56 тыс. р. и тратились доходы, получаемые с пустоши Глазиха в 56 дес. земли, покосов и дровяного леса. Под церковными строениями и усадьбой было 3 дес. 1,3 саж., сенокосной земли в урочище Коробеевском, по р. Тезе - 2 дес. 1,62 саж.

Успенский единоверческий приход входил в состав особого благочиннического округа. В 1890 г. в нем числилось 63 двора с 444 прихожанами (214 мужчин, 230 женщин), в кон. XIX - нач. XX в.- 69 дворов с 577 прихожанами (281 мужчина и 296 женщин), из к-рых двое были старообрядцами. После 1917 г. храмы были закрыты, а их имущество расхищено. До 1991 г. в пустыни размещался психоневрологический интернат. Покровский храм использовался под больничную палату на 20 мест, Успенский храм - под склад, здание богадельни - под жилые помещения для больных.

Сестренский корпус Дуниловского мон-ря. Фотография. 2007 г.
Сестренский корпус Дуниловского мон-ря. Фотография. 2007 г.

Сестренский корпус Дуниловского мон-ря. Фотография. 2007 г.
18 июля 1991 г. решением Свящ. Синода РПЦ на месте бывш. Воробьёвской пуст. был открыт Д. м., настоятельницей назначена игум. Ольга (Соколова). 20 авг. 1993 г. мон-рь посетил Святейший Патриарх Московский Алексий II. К 2007 г. в Д. м. проживало ок. 70 насельниц.

Трудами сестер отремонтирован Покровский храм: оштукатурены стены, восстановлены притвор и уцелевшие под куполом росписи, расписана трапезная часть храма. Вместо временных иконостасов установлен 3-ярусный, для него написаны иконы. С 1991 г. в храме совершаются регулярные богослужения.

В 1994-1997 гг. был отремонтирован Успенский храм: заменена ветхая кровля, восстановлены купола, кресты, расписаны стены и своды, установлен 5-ярусный иконостас. В 1996 г. на отремонтированную колокольню был поднят главный 16-пудовый колокол. В 1997 г. на престольный праздник в Успенском храме состоялось 1-е богослужение.

В Д. м. восстановлены и построены келейный корпус, трапезная, просфорная, обитель обнесена кирпичной оградой с угловыми башнями, устроены овощехранилище, зернохранилище, ферма и др. службы.

В 1995 г. указом архиеп. Иваново-Вознесенского и Кинешемского Амвросия (Щурова) все храмы с. Дунилова были переданы в ведение Д. м. В с. Дунилове, одном из самых интересных исторических сельских поселений России, сохранились помимо бывш. Воробьёвской пуст. 6 каменных храмов и часовня. В центре села расположена ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы, построенная в 1685-1704 гг. на средства Ф. А. Лопухина. Она относится к типу традиц. бесстолпных храмов с трапезной и колокольней и завершена глухим пятиглавием. Алтарь одноапсидный, однако наружные скругления придают ему вид 3-апсидного. Высокая колокольня увенчана шатром. Храм отличается удачно найденными пропорциями и выразительным силуэтом, что дополняется великолепным декором нарышкинского стиля. Храм послужил образцом для ряда церквей Шуйского у. В 1742-1743 гг. недалеко от него был построен небольшой одноглавый бесстолпный теплый храм во имя Всех святых. В 1821-1828 гг. севернее, на торговой площади села, была возведена ц. в честь Воздвижения Креста Господня, в 1870 г. полностью перестроенная в формах рус. стиля. Храм одноглавый, четверик со срезанными углами перекрыт сомкнутым сводом, апсида 5-гранная. В 1867 г. непосредственно к четверику, без трапезной, была пристроена колокольня. К юго-востоку от села находилась кладбищенская ц. в честь Преображения Господня (1821, перестроена в 1832) - 5-главое сооружение в грубоватых формах позднего классицизма. В сев. части села расположен комплекс бывш. Благовещенского мон-ря. Характерный для костромского зодчества 2-столпный собор Благовещения с 2 симметричными боковыми приделами был построен в 1675 г. артелью каменщиков под рук. Назара Борисова и Ивана Исаева. В 1685 г. он был надстроен на средства владельца с. Дунилова боярина Ф. А. Лопухина, получив перекрытие крестовыми сводами и глухое пятиглавие. На столбах уцелела живопись посл. четв. XVII в., характерная для ярославского круга. В 1764 г. мон-рь был упразднен и храм стал приходским. В нач. XIX в. были расширены объемы приделов (с запада), к небольшому притвору был пристроен тамбур с колонным портиком. В 1-й трети XIX в. храм расписали клеевыми красками по новому грунту, столбы были прописаны; живопись представляет собой характерный образец провинциального классицизма. Колокольня монастыря, типичная для владимирской архитектуры XVII в., была сооружена над св. вратами ограды в 1685 г. В 1888 г. к ней была пристроена теплая ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в скромных формах рус. стиля. Существующая в наст. время ограда мон-ря с башенками на углах имеет элементы классицистического декора и относится к 1-й пол. XIX в.

Первой из переданных Д. м. церквей была восстановленная Крестовоздвиженская ц., находящаяся в центре села, на торговой площади. С 1996 г. в ней совершаются богослужения.

В этом же году по благословению архиеп. Амвросия (Щурова) начались реставрационные работы в расположенном недалеко от Д. м. бывш. Благовещенском жен. мон-ре. Отремонтирована Казанская ц. обители, в к-рой с 2004 г. совершаются богослужения, восстанавливаются др. храмы. Ежегодно в праздник Благовещения Пресв. Богородицы совершается крестный ход от Д. м. к Благовещенской обители, где и служится молебен Божией Матери.

По благословению архиеп. Амвросия с 1992 г. при Д. м. действует гимназия-пансион для девочек. Построен благоустроенный дом в мон-ре, где девочки живут вместе с сестрами-воспитателями. Гимназия имеет лицензию Управления образования и выдает аттестаты гос. образца. В гимназии ведется расширенное и углубленное преподавание гуманитарных дисциплин, изучаются история христ. культуры, история Церкви, иконопись, пение и музыка, основы медицины, переплетное мастерство и даже золотое шитье. В 1996 г. при гимназии устроена и освящена домовая ц. во имя равноап. вел. кн. Ольги. В 1998 г. старшеклассницы, обучающиеся иконописи, получили благословение игум. Ольги самостоятельно писать иконы для иконостаса Крестовоздвиженского храма. В мон-ре также организована и золотошвейная мастерская. Сестры и ученицы гимназии вышивают иконы, плащаницы, церковные облачения. При Д. м. действует б-ка для сестер и прихожан.

Арх.: РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. № 369; Ф. 280. Оп. 5. № 695. Л. 259; ГАИО. Ф. 395. Оп. 2. № 3-А. Л. 9 об.- 10, 25 об.; № 7. Л. 1, 8 об.- 9; № 24. Л. 2; Ф. 863. Оп. 1. № 3. Л. 22.
Ист.: Определения Свящ. Синода // ЖМП. 1991. № 11. С. 11.
Лит.: Борисов В. А. Описание г. Шуи и его окрестностей. М., 1851. С. 160-161; Фёдоров А. Ист. собрание о богоспасаемом граде Суждале // ВОИДР. 1855. Кн. 22. Отд.: Мат-лы. С. 104, 105; Ист. заметки о г. Юрьеве // Владимирский сб. М., 1857. С. 93; Сервицкий А. И. Упраздненные мон-ри во Владимирской епархии // Владимирские ЕВ. 1873. Ч. неофиц. № 8. С. 230-240; Березин В. М., Добронравов В. Г. Ист.-стат. описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1898. Вып. 5. С. 83-91, 503-505; Упраздненная Воробьевская пуст. // Малицкий Н. В. Из прошлого Владимирской епархии. Владимир, 1911. Вып. 3. С. 41-45; Сурин Г. И. Город на Тезе: Очерк истории Шуи. Ярославль; Иваново, 1989. С. 75; Зосима (Шевчук), архим. Мон-ри земли Ивановской. Иваново, 1999. С. 22-29; СПАМИР: Ивановская обл. М., 2000. Ч. 3. С. 595-598; Иереи Шуйского у. Владимирской губ. (XIX в.- 1918 г.): Ист.-генеалогич. справ. Иваново, 2003. С. 250-264; Захарова О. И. Семья и дело Асигкрита Балина // Потарский юбил. альм. Иваново; Южа, 2007. Вып. 2. С. 44-45; Любушка: Жизнеописание блж. старицы Любови (Лазаревой): Восп. СПб.; М., 2007. С. 185-187.
А. В. Маштафаров
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (жен.) Дуниловский в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь (Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии) Иваново-Вознесенская и Кинешемская епархия Русской Православной Церкви
См.также:
ИВАНОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии, в г. Иваново
АБАБКОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ И ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Нижегородской и Арзамасской епархии)
АВРААМИЕВ РОСТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Ростове Ярославской обл., близ оз. Неро
АГРАФЕНИНА РЯЗАНСКАЯ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в 14,5 км к сев. от Рязани
АКАТОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Воронежской и Липецкой епархии
АЛАТЫРСКИЙ КИЕВО-НИКОЛАЕВСКИЙ НОВОДЕВИЧИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Алатырской и Порецкой епархии Чувашской митрополии Русской Православной Церкви