[нем. Demus] Отто (4.11.1902, Харланд, близ Санкт-Пёльтена - 17.11.1990, Вена), австр. историк средневек. искусства (Византия и Зап. Европа). Сын врача К. Демуса, убитого в начале первой мировой войны, Д. поступил в Венский ун-т, где занимался под рук. Й. Стржиговского. Первым результатом его изысканий стала монография (совм. с Э. Дицем), посвященная мозаикам мон-рей Осиос Лукас и Дафни (Byzantine Mosaics in Greece, Hosios Lucas & Daphni. 1931). Книгу характеризует строгий, выверенный художественно-исторический подход и интерес к вопросам стиля, текст - впервые среди подобных публикаций - снабжен фотографиями. Вышедшая в 1935 г. книга по истории собора Сан-Марко в Венеции сформировала представление о Д. как об ученом, «подходящем к материалу с филологической дотошностью» (Belting. 1991. P. VIII).
По окончании ун-та (1928) Д. вел работу, связанную с сохранением памятников искусства на территории Австрии. В 1930-1936 гг. занимал пост хранителя памятников в Каринтии. В 1936 г. был переведен в Вену, с 1937 г. преподавал в Венском ун-те. После аншлюса Австрии (1938) Д. уехал на Сицилию, где участвовал в работе конгресса византинистов (1939), а оттуда в Великобританию. В Ин-те Варбурга занимался коллекциями книг, вывезенных из Гамбурга и австр. собраний, преподавал историю искусств в Ин-те искусства Кортолда (Курто). В этот период он написал кн. «Мозаики норманнской Сицилии» (The Mosaics of Norman Sicily. 1949) и исполненное в эссеистической манере исследование о декоративном убранстве храмов IX-XII вв. (Byzantine Mosaic Decoration. 1947), высоко оцененное иконологами.
По окончании войны Д. вернулся в Австрию и возобновил работу в службе по охране памятников искусства. Периодически публиковались его статьи, имевшие большой резонанс (в список трудов Д. входит 15 монографий, 133 статьи и 41 рецензия). Он стал одним из основателей Австрийского об-ва византинистов, получавшего поддержку от центра визант. исследований Дамбартон-Окс (Вашингтон), и одним из первых авторов его ежегодника (выходит с 1951), был принят в члены многочисленных обществ (в т. ч. Британской академии и Об-ва антикваров), не раз был номинантом всевозможных премий (в т. ч. Prix Schlumberger). Приоритетной темой исследований Д. продолжал оставаться собор Сан-Марко. 2-я книга об этом памятнике вышла в 1960 г. (The Church of San Marco in Venice), в ней отсутствовал раздел о мозаиках, исследование к-рых продолжилось в период реставрации собора (70-е гг. XX в.), после возведения в соборе Сан-Марко лесов.
Продолжая до 1965 г. выполнять как консультант по вопросам реставрации поручения Об-ва охраны памятников, Д. в Венском университете читал лекции по средневековому искусству Австрии и византийскому искусству (1963); его стараниями на кафедру был приглашен О. Пехт, зарекомендовавший себя как специалист в области средневек. западноевроп. миниатюры. В 1968 г. вышла в свет кн. «Романская монументальная живопись» (Romanische Wandmalerei), содержащая список памятников на территории Европы - от Великобритании до Испании - с описанием степени их сохранности. В монографии «Византийское искусство и Запад» (Byzantine Art and the West. 1970), составленной на основе прочитанных в Венском ун-те лекций, Д. высказал суждение о том, что в основе взаимоотношений Византии и Запада было однонаправленное влияние византийского искусства на западноевропейское.
После расчистки мозаик собора Сан-Марко (в частности, 2 разновременных фрагментов мозаики вост. купола) Д. на основе анализа стиля уточнил введенные им прежде датировки. Результатом изысканий стало снабженное иллюстрациями изд. «Мозаики Сан-Марко в Венеции» (The Mosaics of San Marco in Venice. 1983), представляющее интерес и для совр. исследователей.