Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БУРКХАРДТ
6, С. 378-379 опубликовано: 4 ноября 2009г.


БУРКХАРДТ

Я. К. Буркхардт. Фотография. Кон. XIX в.
Я. К. Буркхардт. Фотография. Кон. XIX в.

Я. К. Буркхардт. Фотография. Кон. XIX в.
[нем. Burckhardt] Якоб Кристофер (25.05.1818, Базель - 8.08.1897, там же), швейцар. историк христ. культуры и искусства, один из основателей искусствоведения и культурологии. Сын протестант. священника, принадлежавшего к одному из старинных родов Базеля. Учился в Базельском (1837-1839) и Берлинском (1839-1843) ун-тах; занимался историей античности и средневековья в семинарах И. Дройзена, Л. Ранке, Ф. Куглера, Я. Гримма. Интересовался художественными и архитектурными достижениями эпохи Ренессанса; с научными целями посетил Германию, Бельгию, Италию. В молодости увлекался христ. теологией, но затем, пережив мировоззренческий кризис, обратился к пантеизму. В 1843 г. получил степень д-ра философии Базельского ун-та, читал частные лекции по истории искусства. В 1855-1857 гг. был преподавателем в Швейцарском федеральном ин-те в Цюрихе. С 1858 г. проф. истории искусства в Базельском ун-те. Одним из его студентов был Ф. Ницше. В 1893 г. Б. вышел в отставку.

Монография «Время Константина Великого» (1853) - первая попытка Б. воссоздать историю Римской империи в период ее кризиса и становления христианства как новой офиц. религии. Ему принадлежит важная роль в осмыслении эпохи поздней империи и раннего христианства как переходного времени от античности к средневек. культуре, приобретшей классические формы в XII-XIII вв. В XIX в. большой известностью пользовалась кн. «Чичероне: Пособие для наслаждения произведениями искусства Италии» (1855), где в жанре путеводителя Б. описал историю итал. искусства начиная с античности. Он снабдил повествование подробными научными комментариями, в к-рых отразились и его собственные впечатления. В этой книге заметно изменение культурологической концепции Б., для к-рого классическое искусство является продуктом индивидуальной фантазии, регламентируемой нормативной культурной традицией, а не «органической» или «исконной» экспрессией народного духа. В кн. «История современного зодчества» (1867) Б. рассматривает историю искусства как «историю художественных задач», стоявших в определенное время перед зодчими, что в перспективе дало, по выражению ученика Б. и его преемника на кафедре Базельского ун-та Г. Вёльфлина, «историю искусства без имен». Б. выделил 2 устойчивые категории: органический и пространственный стили, определив понятие «стиля» как «способ выражения прекрасного в искусстве» через, напр., конкретную архитектурную типологию, связанную с общественной и религ. практикой.

Наиболее известны работы Б. по культуре итал. Возрождения. Он считал Ренессанс эпохой, к-рая повлияла на развитие европ. стран. Ренессанс резко выделил Италию XIV - нач. XVI в. из ряда стран христ. мира. Именно здесь характерные черты эпохи, указанные Б.- открытие мира и человека, стремление подражать античности и изучать ее и т. д.,- нашли свое концентрированное выражение. Он пытался понять культуру того времени, изучая религ. жизнь общества, всевозможные суеверия и предрассудки, феномен упадка веры. Исследователь подчеркивал контраст между Возрождением и средневековьем в Италии, но не отрицал значения средневек. мировоззрения. В работе «История Возрождения в Италии» он впервые ввел термин «проторенессанс» для обозначения тенденций формирования новой эстетики в рамках еще средневек. культуры. Исследуя итал. архитектуру XIV-XVI вв., Б. провел сравнительный стилистический анализ памятников, позволивший проследить их развитие и установить более точные датировки.

Идеи Б. были тесно связаны с нараставшей в кон. XIX в. тревогой европ. интеллектуальных кругов за будущее цивилизации и оказали большое влияние на развитие философии истории в Европе в кон. XIX - XX в. Они также нашли отражение в изданных после его смерти курсах лекций «История греческой культуры» и «Рассмотрение всеобщей истории искусства». Кризис и упадок, свидетелем к-рого считал себя Б., с его т. зр., начался еще в постренессансное время и во многом отразился в стиле барокко. Уже при подготовке 2-го изд. «Руководства по истории живописи» Куглера (1847) Б. отошел от романтического тезиса о равенстве греч. и «германского» (готического) искусства («органическое», «исконное» и есть истинно классическое искусство). Распространение секуляризованного взгляда на мир привело к появлению нового индивидуального художественного сознания и развитию автономизации искусства: напр., в Микеланджело Б. видел прототип совр. художника, к-рый с трудом удерживал баланс между собственным мировоззрением и всеобщими ценностями. В барокко процесс автономизации превратил искусство в средство для исследования личности художника и его проблем в искусстве, а не окружающего мира.

Соч.: Die Zeit Konstatins des Grossen. Basel, 1853; Der Cicerone: Eine Anleitung zum Genuss der Kunstwerke Italiens. Basel, 1855; Die Kultur der Renaissance in Italien. Lpz., 1860 (рус. пер. Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии: Опыт исследования. М., 1996); Die Geschichte der Renaissance in Italien. Basel, 1867; Griechische Kulturgeschichte. Basel, 1898-1902; Werke: [krit. Gesamtausg.] / Hrsg. von der J. Burckhardt-Stiftung. Münch., 2000-. Bde 1-.
Лит.: Kaegi W. J. Burckhardt: eine Biographie. Basel, 1947-[1982]. 7 Bde; Гурьев В. С. Я. Буркхардт о всемирно-историческом процессе // Методологические и историографические вопросы ист. науки. Томск, 1974. Т. 10; Брагина Л. М. «Культура Возрождения в Италии» Я. Буркхарда: Традиции восприятия // Буркхард Я. Культура Возрождения в Италии: Опыт исследования. М., 1996. С. 541-557; Володарский В. М. Якоб Буркхард: Жизнь и творчество // Там же. С. 521-540.
Свящ. Стефан Ванеян, И. Н. Попов
Ключевые слова:
Буркхардт Якоб Кристофер (1818 - 1897), швейцарский историк христианской культуры и искусства Историки христианского искусства Историки искусства швейцарские Историки культуры
См.также:
АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич (1937 - 2004), русский филолог, историк христианской культуры, литературовед, поэт
БАРЩЕВСКИЙ [Борщевский] Иван Федорович; 1851-1948, худож.-фотограф, историк древнерус. искусства и культуры
БЕЛЯЕВ Леонид Андреевич (род. 1948), церк. археолог, ХХ в.
БЫЧКОВ Виктор Васильевич (род. 1942), специалист в области правосл. эстетики и совр. художественной культуры
БЯЛОСТОЦКИЙ Ян (1921 - 1988), польск. историк и теоретик искусства
ВАРБУРГ Аби (Абрахам Мориц (1866 - 1929)), нем. историк искусства и культуры, один из основателей иконологии
ВЕЙДЛЕ Владимир Васильевич (1895 - 1979), историк христ. искусства, лит. критик, поэт, публицист
ВЁЛЬФЛИН Генрих (1864-1945), швейцар. теоретик и историк искусства