Ди́нев Петр Константинов (с. Куманичево, совр. Македония, 14.07.1889 - 2.07.1980, София), болг. композитор и музыковед, протопсалт. Окончил ДС в К-поле. В С.-Петербургской консерватории изучал композицию у Н. А. Соколова, С. Петрова и А. К. Глазунова и вост. пение у проф. Л. А. Сакетти (1911-1915), а также в С.-Петербургском ун-те - право. Преподавал вост. церковную музыку в Казанской консерватории (1919-1922). После возвращения в Болгарию работал в Софии учителем музыки в гимназии (1923-1924), преподавателем церковной музыки в Гос. муз. академии (ныне Народная муз. академия им. П. Владигерова; 1925-1936), ДС (1924-1944) и ДА (1926-1944, в должности доцента), муз. инспектором и зам. начальника культурно-просветительского отдела Свящ. Синода (1944-1951).
Д.- один из виднейших деятелей в области правосл. музыки в Болгарии. Он создавал муз. композиции, основываясь гл. обр. на мелодиях традиц. греч. одноголосного Хрисанфова репертуара (т. е. в версии после реформы 1814 г. трех учителей - митр. Хрисанфа из Мадита, протопсалта Григория и хартофилакса Хурмузия), а также на образцах т. н. болгарского распева. В гармонизациях и обработках Д. следовал прежде всего традициям рус. хорового церковного пения, обнаружив при этом глубокое знание Хрисанфовой модальной системы, и тем самым внес ценный вклад в область гармонизации мелодий новогреч. репертуара. Д. принадлежит 71 церковная хоровая композиция: песнопения различных служб и литургии и жанровые циклы, напр. воскресные тропари всех гласов греч. осмогласия, к-рые пользуются большой популярностью в церковнопевч. и концертной практике в Болгарии и в наст. время. Среди произведений Д., написанных на «восточно-церковные напевы»,- Литургия св. Иоанна Златоуста для смешанного хора (1926), «На реках Вавилонских», Великопостный концерт и просительная ектения для смешанного хора (1926), Народная литургия св. Иоанна Златоуста для 2 и 3 голосов (1929), Общедоступная народная литургия св. Иоанна Златоуста с молебным пением и панихидой для 2 и 3 голосов (1936). Мн. композиции Д. изданы в составе сборников (см. разд. «Муз. соч.»).
Д.- один из значительных представителей болг. хорового дела 1-й пол. XX в., ему принадлежит свыше 70 светских композиций для хоров различного состава, в основе которых - обработки болг. народных песен. Он издал 7 хоровых певч. сборников; 1-й (Сборник с македонски български народни песни. Свитък 1) вышел в 1934, последний (Хорови песни), включающий песни для мужского, смешанного и однородного хоров, а также 3 песни для соло и фортепиано,- в 1969 г.
Как музыковед Д. разрабатывал гл. обр. вопросы правосл. церковного пения в Болгарии. Он является автором более 80 статей и исследований (в период с 1924 по 1973), положивших начало историческому и теоретическому изучению церковной музыки в Болгарии периода движения за культурное возрождение в XIX - 1-й пол. XX в.
Д. разрабатывал специфические проблемы «восточного», «псалтикийного» (Хрисанфова) церковного пения, затрагивал разнообразные темы: отношение между церковным пением и народной музыкой, методика преподавания церковного пения и дирижирование церковным хором. Впервые в истории болг. музыки Д. описал деятельность композиторов и издателей церковнопевч. сборников XIX в.- архим. Неофита Рильского, Н. Триандафилова, хаджи А. И. Севлиевца, А. Пана, Т. Икономова, архим. Амвросия, Иоанна Хармосина Охридского (наст. имя Иван Генадиев) и др.; касался проблематики болг. церковнопевч. исполнительских школ этого периода - великотырновской, еленской, солунской, сливенской, одринской; исследовал роль церковного пения в развитии хорового дела в Болгарии, дал оценку самым известным болг. авторам хоровых композиций для богослужения (А. Бадев, Д. Христов) и совр. ему деятелям церковной музыки - П. Сарафову, свящ. Манасии Тодорову; пытался проследить многовековое историческое развитие церковной музыки в Болгарии (IX-XX вв.), придерживаясь характерных для того времени романтических национальных представлений. Д. изучал наследие прп. Иоанна Кукузеля, считавшегося наиболее известным болг. мелургом, а также т. н. болгарский распев, пытаясь показать, с одной стороны, его самобытность и, с другой - влияние его репертуара на рус. муз. рукописную традицию. Исследованием «Рильская церковно-певческая школа в нач. XIX в. и ее представители» (1957) Д. ввел в болг. историческое музыкознание проблему приспособления новогреч. одноголосной музыки к церковнослав. языку в опытах певч. «перевода» и в собственном творчестве, показав хорошее владение новогреч. псалтикийной стилистикой. Он также опубликовал записи народного церковного пения, собранные во время полевых экспедиций и рассматривавшиеся им в качестве реликтов наиболее ранней болг. церковнопевческой практики (см. работу «Народнопесенни елементи»). Д. был знатоком новогреч. Хрисанфовой невменной системы, систематизированные сведения о к-рой включены в его «Руководство по современной византийской невменной нотации» (1964). Он первым из болг. музыковедов перевел полностью греч. одноголосный репертуар с невменной на совр. 5-линейную нотацию: в 1938 г. он издал сб. «Духовные музыкальные произведения св. Иоанна Кукузеля», позднее - «Церковнопевческий сборник» (1947-1958; из задуманных 6 частей опубликовано только 5). Подробные библиография, нотография и дискография Д., составленные к 100-летию со дня его рождения, опубликованы А. Атанасовым в 1990 г.
Творчество Д. воплотило в себе глубоко специфический для болг. муз. истории переход от традиц. типа культуры к культуре Нового времени, совершавшийся в области церковной музыки через своеобразное последовательное наложение историко-культурных моделей (балканско-визант. и южнослав., рус., западноевроп.) и нашедший выражение как в муз. практике, так и в саморефлексии, сочетающей традиц. и совр. ценностные представления.