Дерно́в Александр Александрович (15.02.1857, с. Никольское Яранского у. Вятской губ.- 12(13).10.1923, Петроград), протопр. Род. в семье свящ. Александра Афанасиевича Дернова. Окончил Вятское ДУ и ДС. В 1878 г. правлением семинарии направлен в СПбДА, к-рую окончил в 1882 г. со степенью канд. богословия. 15 июня 1882 г. по благословению митр. С.-Петербургского и Новгородского Исидора (Никольского) рукоположен во диакона (служил в ц. св. равноап. Марии Магдалины при одноименной больнице на 1-й линии Васильевского о-ва), 19 июля - во иерея, после женитьбы на дочери протоиерея Елизавете Васильевне Княжинской (у них впосл. род. 6 детей).
29 нояб. 1884 г. митр. Исидором (Никольским) Д. был определен на должность настоятеля ц. равноап. Марии Магдалины и законоучителя Военной прогимназии. 9 авг. 1886 г. перемещен в Рождественскую ц. в Песках. 25 июня 1888 г., согласно прошению зав. придворным духовенством протопр. Иоанна Янышева, переведен в Петропавловский придворный собор, в 1897 г. назначен его ключарем. 9 мая 1899 г. митр. С.-Петербургским и Ладожским Антонием (Вадковским) возведен в сан протоиерея. 1 июня 1899 г. назначен настоятелем Петропавловского собора. Д. регулярно наблюдал за ходом работ по сооружению великокняжеской усыпальницы при соборе (1897-1908), 21 окт. 1906 г. освятил в ней придел во имя св. Александра Невского. По инициативе Д. клирики собирали сведения о случаях благодатной помощи у гробницы имп. Павла I в соборе.
С 28 янв. 1884 по 6 мая 1899 г. по приглашению вел. кн. Владимира Александровича и вел. кнг. Марии Павловны давал уроки Закона Божия их детям - вел. князьям Кириллу, Борису и Андрею и вел. кнж. Елене.
С окт. 1882 г. Д.- член Об-ва распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви. Проводил внебогослужебные воскресные беседы при больничном храме, а впосл. в Казанском соборе, во Входоиерусалимской (Знаменской), Троицкой, Воскресенской, Иоанно-Предтеченской церквах общества, в городской думе, на фабрике братьев Брусницыных. 2 мая 1895 г. Д. был избран казначеем об-ва. Его связывало духовное товарищество с такими членами общества, как еп. сщмч. Гдовский Вениамин (Казанский) (впосл. митрополит Петроградский), председатель общества прот. сщмч. Философ Орнатский, протоиереи Павел Кульбуш (см. Платон (Кульбуш), сщмч., еп. Ревельский), Михаил Соколов, Константин Ветвеницкий, Павел Лахостский.
В нояб. 1900 г. Д. по поручению Об-ва распространения религиозно-нравственного просвещения в ответ на публикации В. В. Розанова в газ. «Новое время» написал кн. «Брак или разврат?: По поводу статей г. Розанова о незаконных детях» с подзаголовком «Отпор на призыв к бесформенному сожитию, или, вернее, к половой разнузданности и охранение святости брачного союза». В ней он проследил церковные, гос. и юридические аспекты таинства Брака и понятия незаконнорожденности, святоотеческие представления о стыде и наследственности греха. В 1901 г. Д. создал журнал об-ва «Православно-русское слово». Указом Синода от 5 дек. 1901 г. Д. был назначен его редактором совместно со свящ. Павлом Лахостским и А. Н. Надеждиным. С 1908 г. Д.- почетный член общества. В этот период он заведовал редакцией «Санкт-Петербургского духовного вестника», трудился в Христорождественском Александро-Иосифовском братстве на Песках, в об-вах вспоможения студентам ДА и учащимся 3-й гимназии, преподавал Закон Божий в гимназии М. Н. Стоюниной, на женских педагогических курсах и в прогимназии при них.
Лекции по Закону Божию, которые Д. читал на жен. педагогических курсах (с 1907 Жен. педагогический ин-т), неоднократно издавались с 1896 до 1905 г. в литографированном варианте. Итогом педагогической деятельности Д. стала кн. «Чтения по Закону Божию для слушательниц Педагогических курсов при С.-Петербургских женских гимназиях» - один из первых опытов методики преподавания Закона Божия, обоснованной церковно-исторически. В книгу вошли записи лекций Д. и прот. М. И. Соколова. По просьбам законоучителей в 1902 г. вышло 2-е издание книги, одобренное Учебным комитетом при Святейшем Синоде для ученических б-к духовных семинарий, жен. духовных уч-щ и Учебным комитетом при Мин-ве народного просвещения для использования в средних учебных заведениях, б-ках учительских семинарий и институтов. 3-е, исправленное и дополненное издание (1913) включило образцовые уроки преподавания Закона Божия детям младшего возраста, описание задач и средств христ. воспитания с использованием сведений из Свящ. и общей церковной истории и высказываний рус. подвижников и педагогов. Д. выступил также редактором книг о славянофилах «Семья Аксаковых» (СПб., 1904) и «Алексей Степанович Хомяков» (СПб., 1904).
Д. был сподвижником св. прав. Иоанна Кронштадтского. Когда положение о. Иоанна осложнилось после революционных событий и издания Манифеста 17 окт. 1905 г. о свободе совести, Д. стал инициатором создания Об-ва защиты свящ. Иоанна Кронштадтского от нападок врагов. Но митр. С.-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) не утвердил данный проект. Уже после кончины св. Иоанна, 17 марта 1909 г., было официально учреждено Об-во в память о. Иоанна Кронштадтского под председательством Д. Об-во оказывало нуждающимся духовную и материальную помощь, прилагало усилия для поддержания памяти об о. Иоанне, с 1911 г. издавало ж. «Кронштадтский пастырь». Д. привлекал к сотрудничеству известных духовных писателей, в т. ч. А. Ф. Платонову (в монашестве Анастасию). Под рук. Д. были открыты странноприимный дом для паломников, приют для девочек-сирот, б-ка, чайная, выдавались бесплатные обеды.
17 февр. 1915 г. Д. был назначен на должность зав. придворным духовенством и возведен в сан протопресвитера, настоятеля Спасского собора в имп. Зимнем дворце и Благовещенского собора Московского Кремля. С 24 дек. 1915 г. Д. постоянно присутствовал на заседаниях Святейшего Синода.
Д. был также председателем Иоанно-Предтеченского братства трезвости, зам. председателя Об-ва любителей ораторского искусства в Петрограде, товарищем председателя об-в вспоможения слушательницам Имп. жен. педагогического ин-та и ученицам Константиновской жен. гимназии, законоучителем жен. гимназии имп. Марии Александровны, трудился в Комиссии по устройству народных чтений, Комитете правосл. миссионерского об-ва, был председателем IV Всероссийского съезда представителей епархиальных свечных заводов. Д. руководил деятельностью священников придворных церквей в столице и дворцовых пригородах, в Крыму, на Кавказе, а также дома призрения вдов и сирот придворного духовенства им. имп. Александра II, при к-ром (на Воскресенской набережной, 22) он проживал, и др. благотворительных учреждений. Д. жертвовал немало личных средств храмам, б-кам, учебным заведениям, правосл. об-вам и братствам трезвости, старался делать это анонимно.
2 марта 1917 г. Д. участвовал в частном собрании членов Святейшего Синода в покоях Московского митр. св. Макария (Невского), на котором было признано необходимым немедленно установить связь с Исполнительным комитетом Гос. думы, и подписал 9 марта 1917 г. синодальное обращение «К верным чадам Православной Российской Церкви по поводу переживаемых ныне событий» с поддержкой Временного правительства. До 14 апр. указом Временного правительства Д. был освобожден от присутствия в Синоде, но продолжал возглавлять ведомство, которое стало называться Ведомство бывшего придворного духовенства. Впосл. он испрашивал указания Синода «относительно того, как будет в дальнейшее время существовать все придворное духовенство», оказавшееся без средств к существованию.
18 сент. 1917 г. в Хайкко (Финляндия) Д. крестил новорожденного вел. кн. Владимира Кирилловича. 6 янв. 1919 г. Д. перевез в гатчинский Павловский собор из Москвы «мальтийские святыни»: Филермскую икону Божией Матери, десницу св. Иоанна Предтечи и часть древа Креста Господня, подаренные Мальтийским орденом имп. Павлу I 12 окт. 1799 г. и ранее хранившиеся в Спасском соборе Зимнего дворца. В авг. 1918 г. по благословению Патриарха св. Тихона Д. доставил их обратно в С.-Петербург.
1 дек. 1919 г. Д. на общем собрании представителей приходских советов под председательством митр. Вениамина (Казанского) от имени «бывшего придворного духовенства» передал открывавшемуся Петроградскому Богословскому ин-ту 10 тыс. р., а затем ценное пожертвование в библиотеку института.
В апр. 1922 г. по делу митр. Вениамина Д. был арестован, но 2 июня того же года освобожден благодаря ходатайству А. И. Введенского. После ареста 10 февр. 1923 г. еп. Николая (Ярушевича) епархиальный съезд, на к-ром обновленцы были в большинстве, рассматривал среди прочих кандидатуру Д. на замещение Петроградской кафедры. Он отказался от сотрудничества с обновленческим Петроградским епархиальным управлением. В июле 1923 г., после освобождения Патриарха св. Тихона из-под стражи, Д. был в числе делегатов от петроградского духовенства, ходатайствовавших о назначении иером. Мануила (Лемешевского) правящим архиереем.
Д. похоронен на Смоленском кладбище рядом с сыновьями (могила сохр.). 15 окт. 1923 г. в Троицкой ц. (на Стремянной ул.) его отпевал еп. Мануил в сослужении 144 священников и 47 диаконов, что вылилось в «торжество Православия» в Петрограде. Из личных качеств Д. современники отмечали его близость по духу к о. Иоанну Кронштадтскому, смирение, теплое отношение к ближним, прямоту и честность.
Д. награжден 2 наперсными крестами (1-й был пожалован имп. Александром III 10 апр. 1893, 2-й вручен по ходатайству вел. кнг. Марии Павловны), а также орденами св. Анны 3-й (1896), 2-й (1902) и 1-й (1914) степени, св. Владимира 4-й (1905) и 3-й (1911) степени, болг. орденом «За гражданские заслуги» 2-й степени (1898).