Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГОРДИЙ
12, С. 107-108 опубликовано: 9 декабря 2009г.


Содержание

ГОРДИЙ

Прор. Малахия и мч. Гордий. фрагмент минеи на январь. Гравер Г. II. Тепчегорский. 1722 г. (ГЛМ)
Прор. Малахия и мч. Гордий. фрагмент минеи на январь. Гравер Г. II. Тепчегорский. 1722 г. (ГЛМ)

Прор. Малахия и мч. Гордий. фрагмент минеи на январь. Гравер Г. II. Тепчегорский. 1722 г. (ГЛМ)
[греч. Γόρδιος] († нач. IV в.), мч. Кесарие-Каппадокийский (пам. 3 янв.). Г. был сотником в г. Кесария Каппадокийская. Когда начались гонения на христиан, он удалился в горы и поселился в пещере. После неск. лет суровой аскезы Г. решил, что настало время пострадать за Христа. В день праздника бога войны Ареса он явился в Кесарию и, став посреди ипподрома, где собрались все горожане, начал обличать язычество. По приказу градоначальника Г. был осужден на отсечение головы и с радостью принял смерть.

Сведения о Г. содержатся в Похвальном слове свт. Василия Великого (BHG, N 703), к-рый, будучи архиепископом города, где пострадал Г., слышал рассказ о подвиге мученика от еще остававшихся в живых очевидцев этого события. Позднее были составлены пространное (BHG, N 703b) и сокращенное Жития Г. (BHG, N 703g). Исследователи установили, что текст пространного Жития Г. совпадает с текстом Жития Исихия, мч. Антиохийского, имя к-рого заменено именем Г. В кон. Х в. краткие Жития Г. были включены в Синаксарь К-польской ц. (SynCP. Col. 367) и Минологий имп. Василия II (PG. 117. Col. 240). Сохранилась арм. версия Жития Г., к-рую М. ван Эсбрук считал переводом несохранившегося греч. Жития. Его 3-я ч. представляет собой заимствование из Похвального слова свт. Василия Великого.

Относительно времени мученической кончины Г. существуют различные мнения. Свт. Василий Великий не называет имени императора, при к-ром пострадал святой. Пространное Житие, сведения к-рого не заслуживают доверия, относит смерть Г. к гонениям имп. Максимиана, издатели Acta Sanctorum - к правлению Галерия, краткие Жития - к временам Лициния (этой т. зр. придерживается Ц. Бароний и совр. зап. агиологи).

3 янв. память Г. отмечается в большинстве визант. календарей и в Римском Мартирологе, 4 янв.- в нек-рых греч. синаксарях, 2 марта - в Мартирологе блж. Иеронима и Сирийском бревиарии. В арм. Житии указана дата 2 янв. Житие Г. оказало влияние на Жития сщмч. Петра Капитолийского и вмч. Мины.

Ист.: BHG, N 703-703g; Василий Великий, свт. Творения. М., 1993р. Ч. 4. С. 280-308; PG. 31. Col. 489-507; ActaSS. Ian. T. 1. P. 3, 130-133; ЖСв. Янв. Ч. 1. С. 141-147; Esbroek M., van. La Passion arménienne de S. Gordius de Césarée // AnBoll. 1976. Vol. 94. P. 357-386.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 6; Halkin F. Un second S. Gordius? // AnBoll. 1961. Vol. 79. P. 5-15; ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 621; Lackner W. Eine verkappte Hesychios-Passio // AnBoll. 1970. Vol. 88. P. 5-12; Sanspeur C. L. Hellénismes retrouvés dans la Passion arménienne de S. Gordius // HAms. 1980. T. 94. Col. 23-26; Bertocchi P. Gordio // BiblSS. Vol. 7. Col. 121; Declerck J. H. Gordios (1) // DHGE. T. 21. Col. 742-743; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αγιολόγιον. Σ. 98-99.
О. В. Л.

Гимнография

Память Г. отмечается уже в Типиконе Великой ц. IX-X вв., хотя и без богослужебного последования (Mateos. Typicon. T. 1. P. 172). В студийских и иерусалимских Типиконах и памятниках, с ними связанных, 3 янв. соединяются последования предпразднства Богоявления, Г. и прор. Малахии. Последование Г. не имеет признаков торжественности, а элементы торжественности (в частности, пение на утрене «Бог Господь») в службу этого дня вносит последование предпразднства. Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г. не описывает подробно последование Г., а отмечает только, что читается Похвальное слово свт. Василия Великого на память Г. (Пентковский. Типикон. С. 314; в поздних памятниках то же Похвальное слово назначается на этот день). Согласно др. редакциям Студийского устава (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 373; Arranz. Typicon. P. 93), а также ранним редакциям Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв., л. 32 об.), на утрене поется только тропарь предпразднства. В поздних редакциях Иерусалимского устава также соединяются 3 последования, но в последовании Г. появляется тропарь (общий) (см., напр., печатные греч. Типиконы (Венеция, 1545, 1577), слав. Часослов (Краков, 1497), рукописные слав. Типиконы XVI в. и проч.). Согласно первопечатному греч. Типикону (Венеция, 1545), на литургии можно по желанию совершить службу (прокимен, Апостол и проч.) в честь Г. Слав. Типикон 1610 г. приводит службу полностью: прокимен из Пс 15, Еф 6. 10-17, аллилуиарий со стихом из Пс 33, причастен Пс 111. 6b, евангельского чтения мученику в этом Типиконе нет, чтение предпразднства Богоявления. В Типиконе 1633 г. назначается общее чтение мученику. В Типиконе 1641 г. указывается песнь на блаженнах из канона Г. (такого указания нет в более ранних и в последующих изданиях Типикона), прокимен из Пс 62, 2 Тим 2. 1-10, аллилуиарий со стихом из Пс 91, Мф 10. 16-22, причастен Пс 111. 6b. Та же служба на литургии сохраняется и в совр. слав. богослужебных книгах.

Последование Г., помещенное в совр. греч. и слав. Минеях, включает в себя: тропарь 4-го гласа: ῾Ο Μάρτυς σου Κύριε (   ); кондак 8-го гласа, на подобен «Яко начатки»:        (в греч. Минеях его нет); канон 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа, с акростихом Μάρτυρα Γόρδιον ὕμνοισιν μελιηδέσιν ᾄδω (     ), с ирмосом ῞Αισομεν τῷ Κυρίῳ (  ), нач.: Μάρτυς τῆς ἀληθείας, Γόρδιε παμμάκαρ (    ); цикл из 3 стихир 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа на подобен «О преславнаго чудесе». В рукописях в честь Г. содержатся общий канон предпразднства и Г. плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа, с ирмосом ῾Η κεκομμένη τὴν ἄτομον (   ), нач.: Τὸ τῶν χειρῶν σου πλαστούργημα (Деяние рук твоих); канон Г. 4-го гласа, с ирмосом Θαλάσσης τὸ ᾿Ερυθραῖον πέλαγος (   ), нач.: Γορδίου τὴν φωτοφόρου σήμερον (   ) (Ταμεῖον. Σ. 143). В дониконовских Типиконах и Минеях помещается др. кондак Г., 4-го гласа, на подобен «Явился еси днесь»:     .

А. А. Лукашевич
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Мученики и мученицы Русской Православной Церкви Гимнография мучеников Святые Греческих Православных Церквей Мученики Греческих Православных Церквей Святые неразделенной Церкви Гордий († нач. IV в.) мученик Кесарие-Каппадокийский (пам. 3 янв.)
См.также:
АЛЕКСАНДР РИМСКИЙ († нач. IV в.), мч. Дризипарский (пам. 13 мая, греч. 25 февр., зап. 27 марта)
АНТИОХ († нач. IV в. ), врач, мч. Севастийский (пам. 16 июля, греч.15 июля)
АНТОНИЙ (Антонин), мч. Апамейский (пам. 9 нояб., греч. 10 нояб., зап. 2 или 3 сент.)
АНТОНИН, НИКИФОР И ГЕРМАН (Антоний; † нач. IV в.), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 13 нояб., греч. 12 нояб.)
АПОЛЛОНИЙ (III в.), мч. Иконийский (10 июля)
АРДАЛИОН (нач. IV в.), мч. (пам. 14 апр., греч. 18 апр.)
ВАРЛААМ († 304), мч. Антиохийский (пам. 19 нояб., пам. визант. 16 нояб., пам. арм. 22 нояб.)
ЕЛЕВФЕРИЙ КУВИКУЛАРИЙ († нач. IV в.), мч. Византийский (пам. 4 авг., 15 дек.)
ЗОСИМ (ЗОСИМА) (Зосима) († нач. II в.), мч. Аполлонийский (Конанейский) (пам. 19 июня; пам. греч. 19, 20 июня; пам. зап. 19 июня)
ПРОВ, ТАРАХ И АНДРОНИК († ок. 304), мученики Аназарвские (пам. 12 окт.; пам. греч. 12 окт.; пам. зап. 11 окт.)
АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)
АРИАДНА (II в.), мц. Промисская (Примнесская) (пам. 18 сент., греч. 26 сент., зап. 17 сент. и 1 нояб.)
АРИСТОКЛИЙ, ДИМИТРИАН И АФАНАСИЙ († ок. 306), мученики Саламинские (пам. 20 июня, греч. 23 июня)
ВАРВАР «бывший разбойник», мч., (пам. 6 мая, пам. греч. 15 мая)