[греч. Γεθσημανί от евр. - маслодавильня], местность у подножия Елеонской (Масличной) горы, к востоку от Иерусалима, вблизи долины Иосафата (Кедронской); место молитвы Господа Иисуса Христа перед взятием под стражу и Крестной смертью.
Иисус Христос во время пребывания в Иерусалиме не раз уходил на Елеонскую гору и в Гефсиманский сад, где молился и беседовал с апостолами (Лк 21. 37; 22. 39; Ин 18. 2). Здесь Он провел в молитве ночь с учениками после установления Тайной вечери (Мф 26. 36-56; Мк 14. 32-52; Лк 22. 39-53; Ин 18. 1-12). Попросив 3 избранных апостолов, Петра, Иакова и Иоанна Зеведеевых, бодрствовать вместе с Ним, Христос «ужасался и тосковал» (Мк 14. 33). Он обратился к Богу с молитвой: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк 22. 42; ср.: Мф 26. 39; Мк 14. 36). Как показывает евангелист Лука, напряжение Его дошло до кровавого пота (Лк 22. 44). Здесь Христос, принявший волю Отца о Чаше, был предан отступником Иудой Искариотом, к-рый поцеловал Учителя, подав т. о. знак вооруженным слугам иудейских старейшин, кого надо арестовать (Мф 26. 47-50; Мк 14. 43-45; Лк 22. 47-48). (о догматическом содержании евангельского рассказа о Гефсиманском борении см. в ст. Иисус Христос.)
Евангелисты Матфей (Мф 26. 30) и Марк (Мк 14. 32) определяют Г. как выделенный участок, владение (χωρίον) на Елеонской горе. Ап. Лука не упоминает Г., подразумевая, что события, описываемые Матфеем и Марком, случились в одной из точек (τόπος) на Елеоне (Лк 22. 39). Только ап. Иоанн Богослов говорит о саде или об огороженной местности (κῆπος), однако он не дает названия Г. (Ин 18. 1). Это был, очевидно, огражденный стеной сад (поскольку Иоанн пишет, что Христос вместе с учениками вошел в него), достаточно большой, чтобы Иисус мог оставить апостолов, уведя с Собой только Петра, Иоанна и Иакова Зеведеевых (Мф 26. 37; Мк 14. 32-34), а затем уединиться от них и молиться в одиночестве (Мф 26. 39; Мк 14. 35). Существовали различные традиции, локализующие в Г. место Моления о Чаше и взятия Христа под стражу.
В наст. время на территории Г. находятся ц. Успения с гробницей Пресв. Богородицы (греч. и арм.), Гефсиманский во имя равноапостольной Марии Магдалины монастырь (РПЦЗ), францисканские храм Моления о Чаше на месте Гефсиманской молитвы, Пещера учеников (или Пещера предательства) и сад с 8 маслинами 300-летнего возраста, приобретенный и огороженный францисканцами в XVII в.,- небольшая часть евангельского Гефсиманского сада. Местное предание о том, что эти деревья современны евангельским событиям, маловероятно, с т. зр. ученых, занимающихся ботаникой и историей (согласно Иосифу Флавию, воины рим. имп. Тита срубили все маслины в окрестностях Иерусалима во время осады города (Ios. Flav. De bell. 6. 1. § 1)).
С Г. связана группа памятников археологии христианской и церковной архитектуры.
Евсевий Кесарийский упоминает о почитании места молитвы Христа перед Его предательством на мучения у подножия горы Елеон и о том, что верующие стремились прийти туда для молитвы (Euseb. Onomast. 74, 16-18). В Бурдигальском итинерарии (333) указывается, что за вост. воротами Иерусалима, в долине Иосафата, при подъеме к Елеонской горе, с левой стороны находились виноградники со скалой, где Иуда предал Христа, а с правой - пальма, с к-рой дети срывали ветви во время Входа Господня в Иерусалим (Itiner. Burdigal. 594-595).
Галльская паломница Эгерия (кон. IV в.) подробно описывает многолюдную процессию и службу на Елеонской горе в ночь с четверга на пятницу Страстной седмицы и упоминает «прекрасную церковь» в Г.: «Когда запел петух, все покинули Imbomon (место Вознесения) и спустились с песнопениями ниже, к месту, где Господь молился... и епископ со всем народом вошел в прекрасную церковь, которая там построена, и сотворили приличествующую месту и дню молитву с подобающим пением. Затем читалось Евангелие, где Он говорит ученикам: «Следите, дабы не впасть вам во искушение», а по окончании чтения снова молились». После этого процессия двинулась в Г., к-рая была освещена 200 подсвечниками и где читалось Евангелие о взятии Христа под стражу, а затем направилась в город (Eger. Itiner. 36, 1-3). Блж. Иероним (390), редактируя текст Евсевия, добавляет, что на месте Гефсиманской молитвы была поставлена церковь (Hieron. Onomast. 75, 18-19). Г. изображена на мозаичной карте из Мадабы (2-я пол. VI в.).
Иерусалимский Бревиарий VI в. (Breviarius de Hierosolyma. 7) отмечает, что в этой церкви раньше происходили исцеления после омовения, и упоминает др. церковь в Г., где находилась гробница Пресв. Богородицы, а также место предательства Иудой Христа и место Тайной вечери (традиционно считается, что Тайная вечеря произошла в доме ап. Иоанна Богослова на горе Сион). В итинерарии Феодосия (ок. 530) перечислены место предательства, ц. Пресв. Богородицы и место Тайной вечери («там есть четыре ложа на месте, где Господь возлег среди апостолов, и на каждом ложе помещается по три человека. Ныне некоторые из благочестия, придя туда, предпочитают иметь там трапезу (но без мяса) и возжигают светильники там, где Господь омыл ноги ученикам. Это место в пещере, и там сейчас двести монахов» (Theodos. De situ Terrae Sanctae. 10). Паломник из Пьяченцы (ок. 570) упоминает 3 ложа на месте, «где был предан Господь» (Anton. Placent. Itinerarium. 16), а Аркульф (ок. 670) - пещеру с 4 каменными столами и 2 цистернами (Adamn. De locis sanctis. 15). Последним в 724/5 г. упоминает церковь Виллибальд; примерно через 20 лет она была разрушена землетрясением.
В 1909 и 1919-1920 гг. на принадлежащем ордену францисканцев участке в Г. Studium Biblicum Franciscanum провел раскопки под рук. Г. Орфали (Orfali. 1924), вскрывшие остатки 2 перекрывавших друг друга храмов, апсиды к-рых врезаны непосредственно в склон горы. Оба храма - 3-нефные базилики с невыраженными боковыми апсидами, но центральная апсида верхнего храма - 3-гранная, а нижнего - круглая. План нижнего (раннего) храма очень вытянутых пропорций, с 7 парами колонн, линии к-рых продолжаются через нартекс в атрий, где стоят еще 4 колонны. Размеры храма - 20×16 м. В храме прослеживаются 2 уровня мозаичного пола визант. периода с геометрическим орнаментом.
Интересно, что, хотя оба храма врезаны апсидами в скалу (у раннего из скалы вытесана даже часть юж. стены), они имеют разную ориентировку осей: нижняя церковь отклонена на 13° к северу от строго вост. направления, видимо, для того, чтобы ось проходила через большой скальный выступ в апсиде и лежащий на нем обломок скалы, к-рый служил престолом. По всей видимости, этот камень почитался как место Моления о Чаше. Так считал и Л. Венсан, датировавший храм эпохой имп. Феодосия I (379-395), о чем говорят архитектурные детали, однако нельзя исключать более раннюю дату.
В зап. части сооружения, вокруг атрия, сохранились остатки обширной (11×18 м) пещеры с 4 внутренними опорами; в ней открыт обломок масличного пресса и цистерна для воды, что свидетельствует о хозяйственном использовании пещеры в рим. время (ок. 199-200). Эти находки заставили Дж. Тейлор предположить, что открытый в 1909 г. храм можно отождествить с церковью на месте пещеры Тайной вечери, поскольку отдельные элементы (в т. ч. остатки 3 параллельных блоков камня в сев. апсиде) легко сопоставить с описанными в итинерариях VI в. каменными цистернами, столами, ложами Христа и учеников. Обычай совместной трапезы в память Тайной вечери сложился у паломников в визант. период, ее вкушали в тех местах, где, согласно Евангелию, Христос беседовал с учениками (в Вифании, в Гефсимании, на горе Сион).
Раннехрист. базилика была разрушена в нач. VII в., в эпоху персид. нашествия, и только во времена крестоносцев на ее месте появилась новая, бо́льшая по размеру церковь (ок. 30×17,7 м), пропорции к-рой, однако, были не столь вытянуты. В ней всего 3 пары столбов с квадрифолийным «готическим» сечением. Она ориентирована точно на восток и потому лишь отчасти перекрывает древнюю церковь. Новой ориентации отвечает и др. скальный выступ, лежащий перед престолом по оси крайнего вост. компартимента, что заставило строителей шире раздвинуть границы вимы. Скалой образованы также 2 прямоугольных престола в обеих боковых апсидах и небольшая ступень (подобие синтрона) в юж. апсиде (наличие 3 престолов сопоставляют с тройственной молитвой Христа).
Новый храм францисканцев построен в 1919-1924 гг. архит. А. Барлуцци на фундаменте базилики IV в. т. о., чтобы сохранить открытым большой скальный фрагмент (Камень Моления о Чаше) и фрагменты визант. мозаичного пола. Храм Гефсиманской молитвы называется также ц. Моления о Чаше, Агонии (т. е. Гефсиманского борения) или «Церковью всех наций», т. к. 16 католич. стран принимали финансовое участие в его строительстве и украшении.
с Ее гробницей, одна из главных правосл. святынь, сохранилась лучше по сравнению с базиликой на месте Гефсиманской молитвы. Существуют 2 традиции, связывающие Успение Пресв. Богородицы с Эфесом и с Иерусалимом (подробнее см. в ст. Успение Пресв. Богородицы). Почитание гробницы Пресв. Богородицы в Г. впервые фиксирует апокриф «Transitus Mariae» (ок. 400). Гробница Пресв. Богородицы в Г. неизвестна ранним авторам (Евсевию, блж. Иерониму, свт. Кириллу Иерусалимскому) и пилигримам до VI в. Впервые храм Пресв. Богородицы в долине Иосафата упоминается Феодосием (ок. 530), затем Анонимом из Пьяченцы (ок. 570) и Аркульфом (ок. 670), описавшим его как 2-этажную ротонду, в нижней части к-рой имеется пустая гробница, вырубленная в скале, и алтарь, а в верхней части - 4 алтаря (Adamn. De locis sanctis. 12, 1-5). А. Овадия считал, что церковь была октагональной, но эта гипотеза не принята большинством археологов.
Церковь могла пережить персид. нашествие или быть вновь отстроена вскоре после него (т. к. ее упом. Аркульф), но к нач. XII в. верхний храм находился в руинах (вероятно, разрушен при аль-Хакиме в 1009), а гробница оставалась сохранной. Ее подробное описание дает игум. Даниил (1106-1108): «...была высечена в камне небольшая пещерка с маленькими дверьми... а в глубине той пещеры, напротив дверец, как бы скамья высечена в том же пещерном камне,- на той скамье и было положено тело Пречистой Владычицы нашей Богородицы... По высоте пещерка та повыше человеческого роста, а в ширину 4 локтя так и так; снаружи она, как терем, красиво отделана мраморными плитами. А сверху над гробом Святой Богородицы была выстроена очень большая клетская церковь во имя Святой Богородицы Успения; ныне же разорено погаными то место. Расположен гроб Святой Богородицы внизу под великим алтарем этой церкви» (БЛДР. Т. 4. С. 48-49).
Крестоносцы перестроили поврежденное здание вновь как 2-этажное, с храмами на обоих уровнях. Фасад церкви с большим порталом, оформленным в романском стиле, сохранился до наст. времени. К западу от церкви был создан хорошо укрепленный жен. мон-рь («аббатство Святой Марии долины Иосафата»), упомянутый в 1172 г. паломником из Германии Теодорихом. Он описал также гробницу Богоматери как «крипту», где «стоит Ее святой гроб, покрытый самыми дорогими украшениями из мрамора и мозаики... Эта гробница имеет вокруг 20 колонн, несущих арки, фриз («бордюр») и крышу». По фризу шла стихотворная надпись: «Отсель, с долины Иосафата, ведет путь в небо! Здесь Дева, Коей доверено было взрастить Господа, некогда покоилась. Безупречная, отсюда поднялась Она к открытым для Нее вратам небесным. Для бедных грешников Свет и Путь (спасения), их Матерь и Надежда». Далее Теодорих описывает завершение церкви как «круглый свод» с шаром и крестом над ним, поддержанный 6 парами малых колонн; между этими парами по всей окружности повешены светильники. Церковь была разрушена воинами Салах-ад-Дина, взявшими Иерусалим в 1187 г., но нижний уровень с гробницей уцелел (поскольку мусульмане почитают Марию как мать Иисуса, она упомянута в Коране (36-45) и мусульм. писатель XV в. Муджир ад-Дин передает предание, что прор. Мухаммад видел свет над гробницей Пресв. Богородицы во время ночного путешествия в Иерусалим). В эпоху тур. господства церковь принадлежала францисканцам; вероятно, нек-рое время она служила мечетью (ниша в юго-вост. стене могла быть михрабом, она появилась в XVII в., т. к. отсутствует на первых опубликованных планах св. мест Ж. Зуалларта (1585) и Б. Амико (1609)). В 1757 г. храм был передан турками во владение Греческой и Армянской Церквам. В нем могут служить с разрешения правосл. и арм. церковных властей копты и сирийцы.
Нижний, основной уровень храма сохранился до наст. времени. Его изучение начал Венсан; в 1925 г. был опубликован план древней части; в 1937 г. проводились разведочные работы западнее гробницы, открывшие в арм. части храма участки мозаичных полов с изображениями креста и надгробной надписью: «Могила Касия и Адия» (VI в.?). Рядом с церковью были обнаружены остатки сооружений мон-ря эпохи крестоносцев (на их месте сейчас роща оливковых деревьев). После наводнения 1972 г. началась реставрация церкви, причем францисканскому археологу Б. Багатти была предоставлена возможность провести натурные исследования. Согласно их результатам, церковь датируется не ранее 440 г. (самая ранняя датированная деталь - надгробная надпись Евфимии, V в.). В 90-х гг. XX в. Иерусалимский Патриархат проводил в храме новые раскопки.
Описанная Аркульфом как круглая, нижняя церковь имела на самом деле крестообразный план, в к-ром хорошо различимы первоначальные вырубки скалы, кладка IV-V и XII вв. Лестница из 50 широких ступеней ведет в подземный крестообразный храм из черного базальта, относящийся к визант. периоду. В вост. части, посреди храма, находится кувуклия Пресв. Богородицы с гробницей, к-рая представляет собой вырубленную в скале камеру, вокруг нее изначально были расположены и др. гробницы. Внутри кувуклии, вдоль одной из стен камеры, имеется скальный выступ в виде погребальной скамьи. Точная датировка гробницы археологически не установлена, но ее устройство вполне соответствует погребальным обрядам Иерусалима I в. по Р. Х. При строительстве храма кувуклию Пресв. Богородицы стремились выделить из окружающего скального некрополя, для чего ближайшие к ней гробницы были срублены. Примерно так же из ранней скальной гробницы был выделен Гроб Господень, по аналогии с к-рым оформлена внутренняя часть гробницы Пресв. Богородицы. Багатти удалось раскрыть погребальную «лавицу», на к-рой, по преданию, лежало Ее тело. Вырубленная из цельной скалы, она имеет массу щербин, оставленных верующими. С лицевой стороны ложе закрывал мраморный экран с романской аркатурой и 3 довольно большими отверстиями, позволявшими паломникам трогать и целовать боковую сторону «скамьи» (XII в.). По преданию, Пресв. Богородица была погребена в родовой усыпальнице. На уровне 20-й ступени лестницы, ведущей в подземный храм, справа в нише находится престол, посвященный праведным Иоакиму и Анне, и их гробницы, а слева, на 24-й ступени, в аналогичной нише - престол и гробница прав. Иосифа Обручника. Известно, что в церкви была погребена кор. Мелизинда († 1161), супруга иерусалимского кор. Фулька Анжуйского (1131-1143).
За кувуклией Пресв. Богородицы в отдельном большом киоте находится чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери.
Ежегодно за 3 дня до праздника Успения правосл. духовенством Иерусалима совершается торжественное перенесение плащаницы Божией Матери из Малой Гефсимании - подворья ц. Успения Пресв. Богородицы, расположенного около храма Гроба Господня, в Г. Двухсторонняя плащаница в драгоценном серебряном окладе является пожертвованием гр. А. А. Орловой-Чесменской.
В Пещере учеников (называемой в зап. традиции Пещерой предательства), по преданию, спали апостолы во время Гефсиманской молитвы Спасителя. Это скальная пещера размером 19´ 10´ 3,5 м, в к-рую можно спуститься справа от входа в ц. Успения Пресв. Богородицы. Археологическое исследование пещеры после наводнения 1956 г. осуществил В. К. Корбо, показавший, что до IV в. здесь помещался пресс для отжима маслин, а в первые века христианства - храм, что подтверждается сохранившимися граффити.