Иаков Иаковлевич (13.03.1865, с. Городище Калязинского у. Тверской губ.- 12.09.1938, Актюбинск, Казахстан), прот., правосл. богослов, библеист. Сын священника. В 1885 г. окончил Тверскую ДС по 2-му разряду, поступал в КазДА, но зачисление было отложено на 1 год. В 1885-1886 гг. служил псаломщиком в одном из храмов г. Твери, в 1886 г. зачислен в КазДА, к-рую окончил в 1890 г. с ученой степенью канд. богословия. В том же году архиеп. Тверским и Кашинским Саввой (Тихомировым) рукоположен во священника Никольской ц. г. Бежецка Тверской губ. Защита магист. дис. «Послание Св. ап. Павла к Галатам» состоялась 27 апр. 1897 г. В том же году назначен смотрителем Новоторжского ДУ Тверской епархии. С 14 сент. 1905 г. протоиерей и ректор Черниговской ДС. В 1906 г. принимал участие в Предсоборном присутствии. С 14 авг. 1908 г. профессор богословия Томского ун-та и настоятель Казанско-Богородицкой университетской ц. С 6 апр. 1911 г. по совместительству профессор богословия Томского политехнического ин-та. К 1917 г. имел все предусмотренные для протоиерея награды, включая крест от Святейшего Синода и орден св. Анны 2-й степени. Был делегатом Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. по избранию томского духовенства. В связи с упразднением кафедры богословия в янв. 1918 г. стал доцентом по кафедре церковной истории Томского ун-та.
В нояб. 1918 г. избран в состав Временного высшего церковного управления Сибири, осуществлявшего церковную власть в районах, находившихся под контролем правительства А. В. Колчака, и выехал в Омск, где находилось управление. При отступлении белых остался в Омске. Арестован 9 апр. 1920 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности. 5 июля того же года решением Омской ЧК освобожден, но не оправдан, с этого времени в его документах появилась отметка о том, что принимал «участие в белом движении». После освобождения вернулся в Томск. В 1922 г. был повторно арестован и приговорен к расстрелу Томским губ. судом, замененному 5 годами заключения. Наказание отбывал в Александровском исправительном доме в Иркутской губ. Освобожден по амнистии в соответствии с постановлением ВЦИК от 24 февр. 1924 г. В том же году назначен настоятелем Благовещенской ц. Иркутска. Во время пребывания в Иркутске именовался митрофорным протоиереем (когда и кем был награжден митрой, выяснить не удалось). 12 апр. 1927 г. арестован. Постановлением Особого совещания Коллегии ОГПУ от 1 июля 1927 г. приговорен к 3 годам ссылки, к-рую отбывал в Туруханске, поддерживал связь с находившимся в том же районе митр. Кириллом (Смирновым). Критически относился к деятельности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) (впосл. Патриарх) и примкнул к непоминающим. После освобождения из ссылки в 1930 г. жил в Казани у сына Николая, освобожденного по амнистии в 1927 г. 31 авг. 1930 г. вновь арестован по делу о создании контрреволюционной орг-ции Истинно Православной церкви в Казани. Особым совещанием коллегии ОГПУ ТАССР 5 янв. 1932 г. приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан. По этому же делу были осуждены более 30 казанских «непоминающих», в т. ч. еп. Иоасаф (Удалов), еп. Нектарий (Трезвинский), профессора КазДА, монахи и монахини. Ссылку отбывал в Актюбинской обл., после завершения срока ссылки жил в Актюбинске. В 1938 г. был арестован и расстрелян в соответствии с постановлением тройки НКВД по Актюбинской обл.
Магистер. диссертация Г. представляет собой 1-й на рус. языке историко-экзегетический разбор греч. текста Послания к Галатам. Пользуясь трудами зап. комментаторов (Зифферта, А. В. Майера), Г. опровергает мнения ученых-рационалистов о неподлинности всего Послания или его отдельных частей (Р. Штека, Ф. К. Баура и др.). В заключении Г. исправляет ошибки Синодального перевода Послания. В этой работе Г. продолжает традиции правосл. библеистики, характерные для школы проф. КазДА М. И. Богословского, к-рый считал Г. одним из лучших учеников. Г.- автор ряда работ апологетического характера, в к-рых он критикует совр. социальные и политические теории, как социалистические, так и либеральные. Он на примерах доказывает, что религ. мировоззрение не противоречит научному и совр. достижения науки подтверждают истинность христианства.