Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПОЛОТЕБНОВ
57, С. 195-197 опубликовано: 7 августа 2024г. 


ПОЛОТЕБНОВ

Прот. А. Г. Полотебнов. Фотография. Кон. XIX в.
Прот. А. Г. Полотебнов. Фотография. Кон. XIX в.

Прот. А. Г. Полотебнов. Фотография. Кон. XIX в.
Андрей Григорьевич (4.07.1843, с. Дубовое Раненбургского у. Рязанской губ.- 10.10.1905, Москва), прот., правосл. богослов, библеист. Сын свящ. Никольской ц. с. Дубового Раненбургского у. Внук выпускника СПбДА прот. Георгия (Егора) Исидоровича Полотебнова, проф. философии Рязанской ДС, директора Рязанского отделения Российского библейского об-ва, с 1840 г.- протоиерея Андреевского собора в Кронштадте (Родосский. Словарь студентов СПбДА. С. 368). Двоюродный брат П.- один из основоположников отечественной дерматологии проф. А. Г. Полотебнов (1838-1907). Вероятно, фамилия П.- южнорязанского происхождения и была образована от названия р. Полотебня.

П. окончил Рязанское ДУ (1858), Рязанскую ДС (1864) первым по разрядному списку; был послан на казенный счет в МДА, к-рую окончил в 1868 г., и был определен преподавателем Свящ. Писания и евр. языка в Псковскую ДС. В 1870 г. был переведен в Вифанскую ДС. После преобразования МДА и КазДА по новому уставу в 1870 г., обе академии предложили П. место на кафедре Свящ. Писания НЗ, но он не дал согласия. В 1868-1869 гг. сотрудник издававшегося в Пскове ж. «Истина» (издатель - К. Е. Голубов), посвященного распространению идей единоверия. 14 июня 1871 г. П. удостоен степени магистра за дис. «Разбор мнения Ф. Х. Баура о Евангелии от Луки» (РГИА. Ф. 796. Оп. 152. Д. 955. Л. 1-17; НИОР РГБ. Ф. 172. К. 21. Ед. хр. 8. Л. 68-73). Диссертация была написана в рамках проекта по изучению нем. экзегезы проф. МДА по кафедре Свящ. Писания НЗ архим. Михаила (Лузина; буд. Курского епископа). Исследование П. в целом носило апологетический характер. Работа открывалась критическим разбором общей теории Ф. Х. Баура о «первоначальном христианстве». В основной части автор опровергал выводы Баура о редакции Евангелия от Луки во 2-й пол. II в., якобы исказившей первоначальный текст. Рассматривая тексты Евангелия от Луки, к-рые Баур считал неподлинными и искаженными, ибо они отличались от версии Маркиона, П. стремился показать, что эта редакция не доказывает существование некоего гипотетического «первоначального евангелия» от Луки. Опровергал П. и утверждения Баура о том, что Евангелие от Луки преследует полемическую цель и направлено против иудействующих, а фрагменты, признаваемые Бауром позднейшими,- напротив, должны были служить примирению христиан из иудеев и из язычников. Рецензенты - архим. Михаил (Лузин), В. Д. Кудрявцев и П. И. Горский-Платонов, в целом одобряя представленное исследование, отмечали глубокие знания П. «результатов отрицательной германской критики евангелий» и способность автора к ее аргументированному критическому разбору (НИОР РГБ. Ф. 172. К. 21. Ед. хр. 8. Л. 71-72). После доработки диссертация была издана в виде монографии (М., 1873).

В 1874 г. П. принял священный сан и занял место законоучителя в Константиновском межевом ин-те в Москве и настоятеля институтского Константино-Еленинского храма. Одновременно П. преподавал Закон Божий во 2-й и 4-й мужских и 2-й жен. гимназиях. В 1899 г. переведен настоятелем храма св. апостолов Петра и Павла на Нов. Басманной ул. в сане протоиерея. В 1891-1901 гг. издавал и редактировал единственный ежемесячный ж. по библеистике «Радость христианина при чтении Библии как слова жизни, по руководству Православной кафолической Церкви». П. был сам автором мн. статей и видел главную задачу своего издания в том, чтобы помочь «духу времени, смущенному мрачными учениями», обрести «единственный источник духовного света - Слово Божие как слово жизни»; при этом П. стремился к «ограждению священного текста Библии от толкований, породивших печальные явления в обществе». В журнале издавались творения св. отцов и учителей Церкви, труды совр. представителей Церкви, связанные со Свящ. Писанием, памятники церковного богослужения, толкования на тексты Библии и библейские очерки, популярные статьи по библейской истории и библейской археологии; была представлена информация по истории и совр. деятельности библейских об-в. Обращалось внимание на духовные стремления в совр. светском обществе, анализировались произведения светских писателей. В журнале издавали свои труды председатель Об-ва распространения Свящ. Писания в России Н. А. Астафьев, К. П. Победоносцев, а в качестве приложений печатались руководства по толкованию Свящ. Писания, лекции свт. Филарета Московского, читанные в СПбДА, и нек-рых профессоров МДА.

П.- автор большого числа книг, брошюр и популярных статей на разные темы, связанные со Свящ. Писанием. Наиболее значимыми являются «изъяснения» Евангелия от Матфея, Соборных посланий св. ап. Иоанна Богослова и Деяний апостольских, изданные в 70-х гг. XIX в. Эти сочинения не носят научно-исследовательского характера, а предназначены для учащихся средних духовных школ и гимназий.

С 1874 г. П. являлся активным членом Об-ва любителей духовного просвещения (ОЛДП), членом-учредителем в этом об-ве Отдела публичных богословских чтений, в которых сам регулярно участвовал в качестве лектора. Один из инициаторов учреждения в ОЛДП законоучительского отдела и его 1-й председатель (1899-1905); много сделал для улучшения преподавания Закона Божия в учебных заведениях Московского учебного округа. В 1900 г. П. участвовал в работе Комиссии по реформе учебно-воспитательного дела в России (Отчет о состоянии ОЛДП в 1900 г. М., 1901. С. 15). Кроме того, П. являлся членом Об-ва распространения Священного Писания в России, председателем Московского Об-ва законоучителей, членом Комиссии по устройству публичных народных чтений в Москве.

Сын П.- Леонид (24 марта 1878 - 27 июля 1940) - выпускник Перервинского ДУ (1895) и Московской ДС (1901), священник ц. Тихвинской иконы Божией Матери в богадельне Медведниковых, затем - ц. Живоначальной Троицы на Шаболовке в Москве.

Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 152. Д. 955; ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 3. Д. 1; Оп. 4. Д. 3111; НИОР РГБ. Ф. 172. К. 21. Ед. хр. 8. Л. 68-73; Ед. хр. 20; Ф. 206. К. 12. Ед. хр. 14. Л. 48.
Соч.: Изъяснение 1-го Послания св. ап. Иоанна // ЧОЛДП. 1871. № 8. С. 1-12; № 9. С. 1-10; № 11. С. 1-13; № 12. С. 1-10; Мессианское значение типологических псалмов, по Генгстенбергу: По поводу толкования Псалтири еп. Палладия. М., 1872; 2-е Соборное послание св. ап. Иоанна Богослова, с подробными объяснит. примеч. // ЧОЛДП. 1872. № 8. С. 1-17; № 9. С. 128-132; 3-е Соборное послание св. ап. Иоанна Богослова с подробными объяснит. примеч. // Там же. № 10. С. 151-171; Св. Евангелие от Луки: Правосл. крит.-экзегет. исслед. против Ф. Х. Баура. М., 1873; Соборные послания апостола любви, св. Иоанна Богослова. М., 1875; Деяния св. апостолов на слав. и рус. наречии: Общедоступное истолковательное чтение. М., 1875. Вып. 1; Ист. свидетельства об изучении Библии в хронол. порядке. К., 1875; Деяния св. апостолов. М., 1875. Вып. 1; О внешнем Богопочтении: Против христиан, проповедующих религию сердца. М., 1882; О высоком значении духовника в Церкви Христовой. М., 1889; Библия и астрономия. М., 1892; Иерусалимский храм времени Иисуса Христа // Радость христианина. 1892. Кн. 6; Царство света Христова: Из размышлений о Преображении Господнем. М., 1893; Истолковательное чтение текста кн. Деяний св. апостолов о сошествии Св. Духа // Радость христианина. 1893. Кн. 6. С. 48-60; Второй Иерусалимский храм // Там же. 1894. Кн. 3. С. 270-275; О книгах НЗ и объяснительные примечания к тексту Евангелия от Матфея: Гл. 1-4, 11. М., 1895; Образное представление пророческого смысла Притч 9. 1-11 // Радость христианина. 1895. Кн. 3; Пророчества как доказательства Богодухновенности Библии // Там же. 1898. Кн. 6. С. 544-561; О милосердии и делах милости как обязательной для всех заповеди Христовой. М., 1900; О хранении сердца: Прощальный завет законоучителя. М., 1903; Нагорная проповедь Спасителя: Из библ. бесед. М., 1905; Конспект сравнит. чтения Четверо-Евангелия. М., 1905; Рук-во к последовательному толковательному чтению Евангелия: (Для учащихся в средних учеб. заведениях и для всех внимающих тексту Евангелия). М., 1905.
Лит.: Смирнов С. К., прот. История МДА до ее преобразования: (1814-1870). М., 1879. С. 574; Двадцатипятилетие священства и законоучительства в Константиновском межевом ин-те магистра богословия прот. А. Г. Полотебнова, 1874-1899. М., 1900; Л. Некролог // Моск. вед. 1905. № 270. С. 3; Памяти прот. А. Г. Полотебнова // ЦВед. 1906. № 41. С. 2749-2750; Русские писатели-богословы: Биобиблиогр. указ. М., 20012. С. 373-381; Мень А., прот. Библиологический словарь. М., 2002. Т. 2. С. 461-462; Платовских А. «Достойно внимания»: Семья Полотебновых // Наследники великого города. СПб., 2014. С. 30-36.
Н. Ю. Сухова
Ключевые слова:
Протоиереи Русской Православной Церкви Библеисты русские Богословы русские Полотебнов Андрей Григорьевич (1843 - 1905), протоиерей, православный богослов, библеист
См.также:
ВИШНЯКОВ Николай Петрович (1841 - 1911), прот., проповедник, богослов, библеист
ГАЛАХОВ Иаков Иаковлевич (1865 - 1938), прот., правосл. богослов, библеист
ОБРАЗЦОВ Павел Евфимьевич (Ефимович) (1840 - 1895), протоиерей, магистр богословия, правосл. богослов, библеист
АЛЕКСЕЕВ Петр Алексеевич (1727–1801), прот., писатель, публицист, лексикограф, богослов
АЛЬБОВ Михаил Павлович (1844 - после 1915), прот., богослов
АНДРЕЕВ Феодор Константинович (1887-1929), прот., идеолог "иосифлянства", богослов
АСМУС Валентин Валентинович (род. в 1950), прот., богослов, историк Др. Церкви
БАЗАРОВ Иоанн Иоаннович (1819 - 1895), прот., проф. словесности СПбДС, автор трудов по библ. истории