Андрей Никифорович (17(28).10.1759 (1760?), с. Нов. Усолье (ныне г. Усолье Пермской обл.) или Пермь - 21.02(5.03).1814, С.-Петербург), рус. художник и архитектор периода классицизма, создатель Казанского собора в С.-Петербурге.
Род. в семье крепостных гр. Строгановых, обучался рисованию и живописи в иконописной мастерской в с. Ильинском, затем в Пыскорском мон-ре, с 1777 г.- в Москве, в 1779 г.- в С.-Петербурге, где был служителем при П. А. Строганове (сыне президента АХ А. С. Строганова). В 1785 г. получил вольную. Вместе с П. А. Строгановым совершил ряд путешествий по России и за границу как художник и учитель рисования, посещал клуб якобинцев в Париже. Во время пребывания в Германии, во Франции и в Швейцарии (1786-1790-е гг.) В. занимался архитектурой. За полотно «Вид картинной галереи в Строгановском дворце» (1793) в 1794 г. Советом АХ был признан «назначенным по перспективной и миниатюрной живописи», за картину «Вид Строгановской дачи» (1797) получил звание академика перспективной и миниатюрной живописи. С 1795 г. В.- личный архитектор гр. П. А. Строганова. В 1800 г. за проект галерей у ковша Самсона, обелиска и ваз-фонтанов в Петергофском парке был утвержден АХ в звании архитектора, в это же время начал педагогическую деятельность, в 1802 г. стал профессором, в 1811 г.- старшим профессором архитектуры, руководителем архитектурного класса.
Главное произведение В.- Казанский собор в С.-Петербурге, над проектированием и строительством к-рого он начал работать в 1800 г., присоединившись по протекции гр. А. С. Строганова к объявленному годом ранее конкурсу. Имп. Павел I велел на месте упраздненной ц. в честь Казанской иконы Божией Матери (1733-1737, архит. М. Г. Земцов) построить храм с окружающей площадь колоннадой наподобие ансамбля собора св. Петра в Риме и площади перед ним. Утвержденный ранее проект Ч. Камерона в нояб. 1800 г. был отвергнут и заменен вариантом В. По мнению О. Медведковой, базиликальный план собора в проекте В. более соответствовал представлению имп. Павла I о будущем соборе, вдохновленного идеей объединения Церквей.
В кон. 1800 г. была создана специальная комиссия во главе со Строгановым, к-рый добился передачи всех заказов, связанных со строительством собора, в ведение АХ. Графические работы В. позволяют проследить развитие авторского замысла создания собора, главный вход к-рого из-за особенностей отведенного под строительство участка должен был располагаться со стороны боковой улицы. В плане собора В. соединил схему лат. креста с купольной композицией, что ранее было применено архит. И. Е. Старовым при проектировании Троицкого собора Александро-Невской лавры; при этом купол доминирует в восприятии всех фасадов. Органично связаны основной массив собора и колоннады за счет единого антаблемента, а также пилястр одинаковой высоты и общего ордера. Это позволило скрыть асимметрию сооружения (со стороны Невского проспекта), соответствовавшую облику рим. прототипа, и составило основное отличие проекта В. от предложений др. архитекторов и самого образца. Проезды в углах колоннады соединили здание с набережной канала и существовавшими прежде улицами. По мнению Г. Г. Гримма, в творчестве В. впервые в истории рус. искусства колоннады обрели значение элементов, оформляющих подходы к зданию, и переходных мотивов, связывающих его с пространством города, т. о. была решена сложная градостроительная задача.
Во внутреннем пространстве собора центральные рукава планового креста представляют собой сводчатые залы, отделенные колоннами от более узких боковых нефов. Купол на высоком барабане, возведенный над средокрестием, поддерживают 4 пилона. Иконостас, исполненный по проекту В., располагался между колоннами и представлял собой преграду, украшенную пилястрами, антаблементом и аттиком (разобран после 1830).
В. был также автором скульптурного оформления храма, в т. ч. тематики, размеров и местоположения статуй и барельефов. Первоначально он предполагал поместить статуи в каждом портике собора, но был украшен лишь сев. портик, обращенный на Невский проспект, где установили изображения равноап. кн. Владимира (скульптор С. С. Пименов), ап. Андрея Первозванного (скульптор В. И. Демут-Малиновский), Иоанна Крестителя (скульптор И. П. Мартос), блгв. кн. Александра Невского (скульптор Пименов). Фасады собора украсили 12 барельефов, посвященных Божией Матери (сохр. «Взятие Христа под стражу» (в нише над сев. входом) и «Шествие Христа на Голгофу» (внутри храма в нише над юж. входом) скульптора Ф. Ф. Щедрина); предполагались скульптурные изображения и в интерьере храма (большинство утрачено).
После закладки собора в 1801 г., доработав проект, В. предложил расширить композицию путем создания 2-й полукруглой площади с колоннадой перед юж. фасадом собора, прямой колоннады у зап. фасада и большой полукруглой площади, ограниченной высокой оградой, перед ним (проект 1810 г., не осуществлен). За труды по созданию Казанского собора В. был награжден орденами св. Владимира 4-й степени (1810), св. Анны 2-й степени (1811) и пожизненной пенсией.
В 1808-1810 гг. В. принял участие в конкурсе на сооружение Исаакиевского собора (4 проекта с вариантами масштабного однокупольного храма в стиле Казанского собора); в 1813 г.- в конкурсе на проект храма Христа Спасителя, для к-рого создал 7 вариантов. В этих проектах разрабатывались 2 основных типа здания: круглое в плане, с высоким куполом, перекрывающим все пространство храма, колонными портиками с 4 сторон; крестообразное в плане, вписанное в круг или квадрат, со скругленными углами, своеобразно трактованным 5-главием (боковые купола в виде ротонд или шатровых колоколен с главками). Проекты В. не были приняты, но повлияли на мн. церковные постройки выдающихся архитекторов (в т. ч. на проекты храма Христа Спасителя архит. А. Л. Витберга, Исаакиевского собора архит. О. Монферрана, храма Христа Спасителя архит. К. А. Тона).
Среди др. работ В.- проекты пьедестала для памятника имп. Петру I перед Михайловским замком (90-е гг. XVIII в.), усадебный ансамбль в имении кн. Голицыных Городня близ Калуги (до 1808), здание Горного ин-та в С.-Петербурге (1806-1811); руководство строительными работами в Павловском дворце после пожара (1803); отделка ц. Троицы Живоначальной в доме Мин-ва имп. двора (Голицынском) на Фонтанке (1812) с использованием масонской символики; участие в перестройке и оформлении Зимнего, Мраморного, Стрельнинского дворцов, дома гр. Шереметевых на Фонтанке и мн. др. Среди графического наследия В. сохранились проекты монумента из пушек, отбитых у французов в период войны 1812-1814 гг., триумфальных ворот, городских и усадебных домов, интерьеров, парковых построек, рисунки мебели и предметов прикладного искусства.
Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры, надгробие украшает барельеф с изображением Казанского собора.