Вóйденов Василий Петрович (20.03.1852, г. Инсар Пензенской губ.-15.09.1904, Москва), духовный композитор, регент, педагог-теоретик. Как сына диакона его определили в ДУ, затем в Пензенскую ДС. В 1873 г., не доучившись в семинарии 1 год, В. поступил в Московскую консерваторию по специальности «фагот» (игра на духовом инструменте освобождала от платы за обучение), но его интересовала теория музыки и композиция. В 1873-1879 гг. он прослушал курс теории музыки у профессоров П. И. Чайковского, Н. А. Губерта, свящ. Д. В. Разумовского и С. И. Танеева, но не сдавал экзамена по специальности и диплом не получил. Аттестат на право обучения певчих простому церковному пению и регентскую деятельность выдан В. в янв. 1879 г. директором Придворной певческой капеллы Н. И. Бахметевым. До осени 1882 г. руководил хором Н. А. Смирнова. С марта 1880 г. в течение 24 лет В. преподавал церковное пение в МДС (был также регентом семинарского хора). За труды в 1897 г. он был удостоен ордена св. Станислава 3-й степени. В. также работал в общедоступных хоровых классах при Русском хоровом об-ве (1881-1884), в Музыкально-драматическом уч-ще Московского филармонического об-ва (с 1883) преподавал сольфеджио, с 1898 г. состоял в звании ординарного профессора. В 1890 г. художественный совет уч-ща выдал В. аттестат 1-й степени на звание свободного художника. В 1898 г. В. вошел в состав Наблюдательного совета при Московском Синодальном уч-ще церковного пения на должность заведующего частными духовно-певч. хорами Москвы. Помимо инспектирования хоров он рецензировал присылаемые из Святейшего Синода неизданные духовно-муз. сочинения. В последние годы жизни являлся членом Музыкально-этнографической комиссии.
Композиторское наследие В. в области духовной музыки включает 12 сочинений и переложений для смешанного хора, изданных П. Юргенсоном в 2 тетрадях (№ 1-5, 6-12) и отдельными номерами в 1885 и 1888 гг., а также 11 евангельских стихир, напечатанных в качестве приложения к ж. «Церковные ведомости» за 1905 г., в рукописи остались 8 антифонов для смешанного хора (в наст. время не обнаружены). Бо́льшая часть сочинений В. написана в 80-х гг. Современники отмечали, что они оригинальны по строению и характеру музыки, простота и естественность гармонии не исключают муз. изящества, но порой заметны нек-рая суховатость, преобладание учености.