[греч. ἐξουσία; лат. potestas], Божественное установление для отражения зла и содействия добру; в широком смысле есть возможность оказать воздействие на что-то и на кого-то; есть господство одного над другим или другими. Христиане побуждаются быть покорными В. ради Господа (1 Петр 2. 13 слл.) и по совести (Рим 13. 5). В. тесно связана с авторитетом.
В. может принадлежать на основании или 1) абсолютного превосходства - Богу, или 2) относительного преимущества, вытекающего из естественной необходимости,- напр., власть родителей над малолетними детьми, или 3) относительного преимущества, вытекающего из узаконения случайного факта. Политическая, или гос., В. принадлежит ко 2-му типу: она выражает естественное право общественного целого на подчинение частей: права и интересы общества должны быть определенным образом представляемы, ибо простая сумма интересов частных еще не составляет интереса общества (Вл. С. Соловьёв). Высшим назначением В. является служение В. имущих подвластным им (ср.: Лк 22. 25-27).
Бог есть великий Царь над всей землей (Пс 46. 3; 94. 3), Он воцарился над народами (Пс 46. 9), Он - владыка народов (Пс 21. 29), призирает народы (Пс 65. 7), судит их (Пс 66. 5), «мышца Его со властью» (Ис 40. 10), Он «Бог богов и Владыка царей» (Дан 3. 47), В. Бога вечна (Пс 65. 7). Бог управляет израильским народом обычно через различные органы В.: через них Он дает ему законы, производит суд, ведет его. Таким «органом» по устройству израильской общины был прор. Моисей, соединявший в своем лице различные обязанности (Втор 5. 31; 34. 10-12; Исх 3. 10-12; Числ 11. 11-13); в святилище Бога таким «органом» служила ветхозаветная иерархия (Исх 28. 1-3, 41; 29. 1 слл.; Числ 1. 47 слл.; 3. 5 слл.; 18. 1-7 слл.; 4. 34 слл.; 8. 15; Втор 18. 1-8); в суде - судьи (Втор 1. 16-17); таким же «органом» в отношении гражданских дел является царь (Втор 17. 14-20).
Бог Сам поставляет царей над народами: «Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его кому хочет» (Дан 4. 22; ср.: 3. 37-38); каждому народу дал Он вождя (Сир 17. 14; Исх 22. 28); Он низлагает и поставляет царей (Дан 2. 21; Прем 6. 1-9; 1 Цар 13. 13-14), называет их «сынами Всевышнего» (Пс 81. 6), дарует им от Себя державу и силу (Прем 6. 3), помазует их святым Своим елеем (Пс 88. 21), так что «с того дня» почивает над ними Дух Господень (ср.: 1 Цар 16. 13). Через царей управляет Бог земными царствами: «Мною цари царствуют,- говорит Он,- и повелители узаконяют правду; Мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли» (Притч 8. 15-16; ср.: Ис 22. 20-23). Сердце царя в руке Господа, как потоки вод, прибавляет пророк, Он направляет его, куда захочет (Притч 21. 1). Богу покорны и цари языческие: царя вавилонского Навуходоносора II Бог на известное время наделяет силой, отдает «под ярмо» его народы (Иер 27. 6 и слл.), Господь называет языческого царя Своим рабом (Иер 43. 10), т. е. тем, кто послушен Его воле; Навуходоносор становится орудием наказания иудеев за их непослушание Богу (Иер 45. 13 слл.; 52. 4 слл.; ср.: Ис 44. 28). Прп. Исидор Пелусиот замечает: царь вавилонский, к-рый так глубоко пал, что возмечтал о равенстве с Богом, «после того, как исповедал несравненное превосходство Царя Небесного, воспринял прежнюю свою власть» (Isid. Pel. Ep. II 84; ср.: Дан 4. 25-34; Hieron. In Ion. 3. 9). Извращенная В. сама себя обрекает суду Божию («Я дал тебе царя во гневе Моем и отнял в негодовании Моем» - Ос 13. 11), к-рый неизбежно сокрушит ее в назначенный день (Дан 7. 11-12, 26): связав свое дело с силами зла, такая В. в конце концов и падет вместе с ними.
Всякая В.- человека над природой (Быт 1. 28), мужа над женой (Быт 3. 16; Сир 9. 2), родителей над детьми (ср.: Лев 19. 3), госпожи над служанкой (Быт 16. 9) и проч. (даже властные отношения, к-рые существуют в животном мире, напр. между пчелами, журавлями, рыбами и т. п.) - установлена Богом, и осуществление ее подчинено повелительным требованиям воли Божией.
В., даваемая Богом, не абсолютна: она ограничивается моральными обязательствами; отправление ее смягчается законом, определяющим даже права рабов (Исх 21. 1-6, 26-27; Втор 15. 12-18; Сир 33. 31-33; 7. 22-23). В частности, В. отца над детьми должна иметь целью их воспитание (Притч 23. 13 и слл.; Сир 7. 25-26).
Законы, по к-рым жил союз колен Израилевых, не предусматривали сосредоточения В. в одних руках. Прор. Моисей, др. пророки и священники - посланники Божии, посредники между Богом и людьми - призваны были сделать Израиль «царством священников и народом святым» (Исх 19. 6), они представляли В. духовную. В то же время Израиль как гос-во имел теократическую политическую организацию: В. старейшин, помогающих прор. Моисею надзирать за народом (Исх 18. 21 слл.; Числ 11. 16-17, 24-30; Иф 4. 8), духоносных вождей, как Иисус Навин и судьи, и В. царей. Завет народа с Богом связал обе В. между собой, подчинив политическую духовной. Но между носителями двух видов В. на земле - царями и совр. им пророками - возникали конфликты: Саула с прор. Самуилом (1 Цар 13. 7-15; 15), Ахава с прор. Илией (3 Цар 21. 17-24). Пророки были призваны разоблачать отступничество царей (2 Цар 12 слл.; 3 Цар 18. 17-18; Иер 26. 1 слл.). Однако В. и в народе, к-рый избрал Бог, была подвержена соблазну злоупотреблений. По суду Божию Израильское царство погибло, народ подвергся пленению (722 г. до Р. Х.). Иудейское царство Бог пощадил ради обетования, данного царю Давиду, мужу по сердцу Господню (1 Цар 13. 14), об устроении дома ему (2 Цар 7. 11) - обетования, ставшего основой мессианских ожиданий. Но Божий суд исполнился, когда безбожие распространилось и в Иудее: в 587 г. до Р. Х. Иерусалим и храм были разрушены Навуходоносором, иудеи уведены в плен в Вавилон.
Возвратившиеся из плена евреи (после 538 г. до Р. Х.) обращаются к изначальной теократии. Различие между духовной и политической В. становится еще более явным: политическая В. принадлежит чужим царствам, евреи находятся в подданстве у них (Иф 4; 3 Макк 2. 19 слл.). Позднее, когда в 140 г. до Р. Х. Симон из рода Маккавеев (совр. наименование - Хасмонеи) был провозглашен наследственным первосвященником и царем, произошло объединение религ. и политической В. Однако в 69 г. до Р. Х. между представителями рода Маккавеев Гирканом II и Аристовулом II началась борьба за В. Гиркан был первосвященником, в руках Аристовула находилась политическая В. Борьба продолжалась до 63 г. до Р. Х., когда вмешались римляне, захватившие Иерусалим. Народ израильский вновь оказался под В. язычников.
Представленная в Евангелии генеалогия рода царя Давида говорит об Иисусе Христе как об истинном царе (Мф 1. 1-16); евангелист приводит офиц. список наследников царского престола; наследование происходило в пределах рода (ср.: Basil. Magn. Ep. 236), не обязательно от отца к сыну; к роду Давидову принадлежал не только прав. Иосиф, офиц. признавший Иисуса своим сыном, хотя Он и не был ему сыном по крови (ср.: Мф 1. 20-25), но и Дева Мария (Sym. N. Theol. Or. 45. 9; см. ст. Богородица); Он неоднократно именуется «сыном Давидовым» (Мф 9. 27; 12. 23; 15. 22; Мк 11. 9; Лк 1. 32); волхвы искали Его как Царя Иудейского (Мф 2. 2).
В то же время В. Иисуса Христа не ограничивается земными представлениями о царской В. (ибо, «если Давид называет Его Господом, как же Он Сын ему?» - Мф 22. 42-45; Лк 20. 41-44), Он является носителем В. Божия посланника: Он учит «как власть имеющий» (Мф 7. 29; Мк 1. 21; Лк 4. 32; ср.: Ин 13-18), Он обладает В. «над всякою плотью» (Ин 17. 2), имеет В. (ἐξουσία) над силами природы и «ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему» (Лк 8. 22-25; Мк 4. 39, 41; ср.: Пс 106. 23-30), В. над бесами (Мф 5. 2-18; Мк 5. 1-20; Лк 4. 36; 8. 26-39), над болезнью (Мф 8. 8 и слл.; 9. 20-22, 27-29; Мк 2. 11; 5. 25-34; Лк 5. 17 слл.; 8. 46-50), Его В. давать физическое исцеление является свидетельством еще большей В.- даровать духовное освобождение от грехов: Он «имеет власть прощать грехи» (Мф 9. 6 слл.; Мк 2. 10; Лк 5. 24; ср.: Ин 8. 11), Ему дал Бог «власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий» (Ин 5. 27 слл.). «Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мф 12. 8; Мк 2. 23-27; 3. 1-5): ветхозаветная заповедь «помни день субботний» приобрела множество второстепенных предписаний по поводу того, что не позволялось делать в субботу, Христос не следует этим предписаниям, однако не отвергает самого требования соблюдать субботу, но заявляет о Своем праве толковать запреты субботнего дня. Иисус Христос имеет В. над смертью, Он Господин жизни и смерти («Я есмь воскресение и жизнь» - Ин 11. 25): Христос воскрешает дочь Иаира (Мф 9. 18-19, 23-26; Мк 5. 21-23, 35-42; Лк 8. 41-42, 51-55), сына вдовы из Наина (Лк 7. 11-17), Лазаря (Ин 11. 1-44). Наконец, Он имеет В. над собственной жизнью: «Никто не отнимет ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Ин 10. 18).
В. Иисуса Христа производила сильное впечатление на людей, она проявлялась во всем Его служении. Она заставила учеников бросить дом и последовать за Ним; В. Своей Он изгнал торговцев из храма (Мк 11. 15-17); В. Своей побудил уверовать в Него язычника сотника (Мф 8. 8-9). У иудеев возникает вопрос: какой В. Он это делает, кто дал Ему такую В. (Мф 21. 23 слл.; Мк 11. 27-33; Лк 20. 1-8)? Иисус Христос не отвечает прямо на этот вопрос (Мф 21. 24-25, 27). Ответ заключается уже в словах Иоанна Крестителя об Иисусе Христе: «Приходящий свыше есть выше всех... Приходящий с небес есть выше всех. ...Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына и все дал в руку Его» (Ин 3. 31-35).
Искушая Иисуса Христа, диавол предлагал Ему В. над всем миром, если Он покорится ему (Мф 4. 8-9; Лк 4. 5-7), но Иисус Христос проявляет совершенное послушание Богу; пройдя через поругания как «Царь Иудейский» (Ин 19. 2-3 слл.), через унижение на кресте, через смерть, он обретает положение Властителя неба и земли. «Дана мне всякая власть на небе и на земле»,- провозглашает Христос (Мф 28. 18).
О грядущем Царстве Христос говорит апостолам: «...Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем...» (Лк 22. 29-30; ср.: Мф 19. 28). Разбойник на кресте просит Иисуса Христа: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк 23. 42), т. е. когда Он придет как Царь (Маршал. С. 173; ср.: Clem. Rom. Ep. II ad Cor. 12: «...будем ежечасно ожидать Царства Божия в любви и праведности, потому что не знаем дня явления Божия»). Царство Христа, как Он Сам говорит, «не от мира сего» (Ин 18. 36) - этим выражением Христос дает понять, что Его представление о царстве отличается от представления мирских властей: Его Царство духовное, оно не нуждается в к.-л. материальной поддержке. Следов., и В. Христа Царя - В. духовная. «Он есть Господь господствующих и Царь царей...» (Откр 17. 14). Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа - вечное Царство (2 Петр 1. 11), его приход Сам Христос связывает со Своей крестной смертью (Лк 22. 15-18; Маршал. С. 169). Благодатное Царство Христово завершится со Вторым Его пришествием, когда Он явится во славе судить живых и мертвых (Мф 16. 27); как произойдет внезапное пришествие Сына Человеческого на землю, подробно описывается в Евангелиях (Мф 24. 27 слл.; Лк 17. 24). По словам свт. Кирилла, еп. Иерусалимского, в первом пришествии «доказал Он Свое терпение, а во второе явится в венце Бога Царя. ...Как Домостроитель, пришел Он тогда, увещаниями наставляя людей, а ныне по необходимости, хотя бы и не хотели, они подвергнутся Его владычеству» (Сyr. Hieros. Catech. ill. 15. 1). Окончание Царства Христова будет означать начало Царства Славы, вечного Царства Божия (1 Кор 15. 24-28; ср.: Лк 1. 33; 2 Петр 1. 11; 2 Тим 2. 10; ср.: Greg. Nazianz. Or. 30. 7 // PG. 36. Col. 103-134).
Распространившееся в первые века христианства учение о тысячелетнем Царстве Христовом (см. Хилиазм), к-рое принимали и нек-рые отцы Церкви, напр. сщмч. Ириней, еп. Лионский (Iren. Adv. haer. V 34-35), противоречит свидетельству Свящ. Писания о двух пришествиях Христа и о двух Царствах Божиих, благодатном и Царстве Славы. Против учения о тысячелетнем Царстве выступали мн. отцы и учители Церкви, называвшие ожидания хилиастов нелепыми, пустыми выдумками (Basil. Magn. Ep. 236; Aug. De civ. Dei. XX 7; Euseb. Hist. eccl. III 28; VII 24, 25. 2-3).
По словам свт. Иоанна Златоуста, «так как равенство часто доводит до ссор, то Бог установил многие виды власти и подчинения, как-то: между мужем и женою, между сыном и отцом, между старцем и юношею, рабом и свободным, между начальником и подчиненным, между учителем и учеником» (Ioan. Chrysost. In Rom. XXIII 1. 615). Подтверждая учение ВЗ, апостолы в Посланиях дают ему новое обоснование. Так, жена должна повиноваться мужу, ибо «жена от мужа» (1 Кор 11. 8; ср.: Быт 2. 21-23), поскольку он есть глава (т. е. господин) жене, так же как Церковь повинуется Своей Главе - Христу; мужу глава - Христос, мужья должны любить своих жен, «как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее...» (Еф 5. 22-33; 1 Кор 11. 3). Приводя эти слова апостола (Еф 5. 25), свт. Иоанн Златоуст наставляет: Христос так возлюбил Церковь, что «не только смыл ее нечистоту, но изгладил и старость, истребив ветхого человека, состоящего из грехов. ...Он сделал ее не только прекрасной, но и молодой, не по свойствам тела, но по расположению воли»,- так и муж должен, хотя бы и множество грехов сделала против него супруга, «все отпустить и простить», исправить ее добротой и кротостью (Ioan. Chrysost. Laus Maximi. 2). Детям надлежит почитать своих родителей (Еф 6. 1-3; Кол 3. 20), ибо «всякое отечество на небесах и на земле» от Бога (Еф 3. 15); но родители должны не раздражать детей, а воспитывать их «в учении и наставлении Господнем» (Еф 6. 4; Кол 3. 21). Рабы повинуются своим господам, как Самому Христу (Кол 3. 22; Еф 6. 5 слл.); но господа должны помнить, что и над ними есть на небе Господь (Еф 6. 9). Эта социальная мораль, выдвигающая на первый план служение ближнему в любви, приводит к правильному пониманию роли В. в обществе. «...Каждый повинуется ближнему своему сообразно со степенью, на которой он поставлен дарованием» Господа Иисуса Христа, наставляет сщмч. Климент, еп. Римский, но при этом «сильный не пренебрегай слабого и слабый почитай сильного» (Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 38).
Церковь есть Божественное установление, управляемое и охраняемое невидимо ее Главой - Господом Иисусом Христом. В основание Церкви Самим Основателем положены неизменные начала, такими началами являются полномочия, данные Им апостолам, затем их преемникам: В. учения (ἐξουσία διδακτική; «...идите, научите все народы...» - Мф 28. 19); В. священнослужения (ἐξουσία ἱερατική; «...крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» - Там же); В. пастырская (ἐξουσία ποιμαντική; «...паси овец Моих» - Ин 21. 15-17) - эти тройственные полномочия составляют первый и важнейший вид В., священную, или иерархическую, В. Без этих полномочий не было бы Церкви. Их источником является Божественная В. Основателя Церкви: «Дана мне всякая власть на небе и на земле» (Мф 28. 18).
Лишь нек-рым принадлежащее полномочие учительства необходимо соединяется с В., общепризнанной их учениками («Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны...» - Евр 13. 17). Полномочие священнодействия, также принадлежащее лишь нек-рым, необходимо предполагает В. над остальными участвующими в священнодействии; иерархия представляет церковное начальство и имеет полномочия правительственные.
В. священства возникает в Церкви с Воплощением Сына Божия, через Его Крестную Жертву. «...Православная Церковь именно от Крестной Жертвы, то есть от искупительных заслуг Господа Иисуса Христа, производит всю иератическую власть своих пастырей, в том числе и власть совершения Святой Евхаристии» (Воронов, прот. С. 69). Правосл. Церковь, не сводя сути священства к одному только жертвоприношению, признает в то же время наличие весьма существенной связи между понятиями «жертва» и «священство». Священство истинной Церкви есть, без сомнения, «жертвоприносящее священство», т. е. такое, к-рое одной из самых важных обязанностей своих имеет постоянное совершение бескровной Евхаристической жертвы. В. совершать бескровную жертву (служение оправдания и освящения; «Сие творите в Мое воспоминание» - Лк 22. 19) вместе с В. вязать и решить (служение примирения; «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» - Мф 18. 18; 16. 19) принадлежит, по установлению Господа, к существу служения священства. В Служебнике XVI в. говорится: «Приемлет святитель от дискоса часть и подает новопоставленному, глаголя: «Приими, иерею...» отселе веждь себе имети власть божественную совершати литургию и приносити в ней бескровную Жертву о своих и о людских согрешениях»» (Дмитриевский А. А. Ставленник. К., 1904. С. 101-104).
Среди католич. ученых многие склонны были сводить существо священства исключительно к евхаристической В., В. приносить Евхаристическую жертву. Так, напр., в послании католич. епископов Англии во главе с архиеп. Вестминстерским кард. Воганом, написанном в 1898 г. в защиту буллы папы Льва XIII об англикан. посвящениях, говорится: «Наш священник - это тот, кто назначен и уполномочен приносить литургическую жертву, следовательно, тот, кто получил от Бога власть посредством слов освящения производить присутствие Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина и приносить их в жертву. Он может иметь другие полномочия, присоединенные к его служению, например, власть прощать грехи; на него может быть возложена также обязанность проповедовать слово Божие и нести пастырское служение. Но эти другие полномочия и обязанности суть придаточные... не относятся к его существу» (цит. по: Воронов, прот. С. 68). Правосл. Церковь не разделяет таких крайних воззрений на существо священства. «Хотя власть священнодействовать,- говорит проф. И. П. Соколов,- в известном смысле может считаться основной властью, а в ряду полномочий этой власти власть совершать Евхаристию занимает настолько выдающееся место, насколько Евхаристия возвышается над прочими святыми таинствами, однако нет основания делать эту евхаристическую власть исключительной носительницей всего существа священнослужения» (О действительности англиканской иерархии. СПб., 1913. С. 45). Ватиканский II Собор, давая понятие о В. священства в догматической конституции о Церкви, определяет: «Священнослужитель той священной властью, которой он обладает, воспитывает священнический народ и управляет им, совершает Евхаристическую жертву от лица Христа и приносит ее Богу от имени всего народа» (LG. 10).
Характер священнической В. исключительно духовный: сфера действия священника - духовный мир человека, стремящегося к единению с Богом, у него нет В. в материальной сфере.
В Послании ап. Павла к Титу, еп. Критскому, содержится наставление: «...говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя» (Тит 2. 15). Об особом служении епископа говорит сщмч. Игнатий Богоносец: «внимайте епископу», «без епископа ничего не делайте» (Ign. Ep. ad. Philad. 7), «без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви» (Ign. Ep. ad. Smirn. 8; ср.: Ibid. 9), «все последуйте епископу, как Иисус Христос - Отцу, а пресвитерству, как апостолам» (Ep. ad. Smirn. 8), «только та Евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставил это», «не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви» (Ibidem). Повинуясь же епископу, верующие не ему повинуются, но «Отцу Иисуса Христа, Епископу всех. Итак, в честь Того, Который возжелал его, нам надобно повиноваться без всякого лицемерия; потому что такой обманывает не этого, видимого епископа, но невидимого» (Ign. Ep. ad. Magn. 3), ибо «епископ председательствует на место Бога» (Ibid. 6), т. е. епископ для сщмч. Игнатия есть образ невидимого Епископа-Христа.
Вначале каждая община, даже если это была сельская церковь, имела епископа (см. Хорепископ), но с IV в., когда в новых социальных условиях епископам приходилось участвовать в богословских диспутах, на них лежала большая ответственность за единство Церкви, а не только местной общины (Мейендорф, протопресв. С. 44-45), Сардикийским Собором (343) было воспрещено поставлять епископа в «село или малый город, для коего довлеет и единый пресвитер. Ибо не нужно поставляти тамо епископов, да не уничижается имя епископа и власть» (Сард. 6). Учение о первосвященстве тесно связано с учением об апостольском преемстве. На апостольском преемстве основывалось развитие всего содержания епископского служения, включая первосвященство и учительство.
Епископ, получивший через рукоположение В. от Господа, является первосвященником (т. е. первым, главным священником) в своей местной Церкви (но Верховным Первосвященником всегда остается Господь Иисус Христос, Который, передавая В. в Церкви апостолам, а через них их преемникам (об этом отцы и учители Церкви: Iren. Adv. haer. IV 33. 8; Tertull. De praescript. haer. 32; Clem. Alex. Strom. XIII), обещал пребывать с ними «во все дни до скончания века» - Мф 28. 20), он первый священнодействователь и совершитель св. таинств в ней; нек-рые священнодействия предоставлены исключительно ему (рукоположение, освящение мира и жертвенников). Епископ обладает В. учительства, к-рой его наделил Господь («Слушающий вас Меня слушает и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня» - Лк 10. 16). Епископ есть правитель в своей местной Церкви: священно- и церковнослужители подчиняются его повелениям и ничего без его разрешения в Церкви не совершают. Т. о., в руках епископа сосредоточена В. в местной Церкви. Епископу «вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их» (Ап. 39).
«Первосвященнику дано свое служение, священникам назначено свое дело (τόπος)» (Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 40). Пресвитер также имеет В. совершать таинства и др. священнодействия (кроме принадлежащих исключительно епископу) (Иак 5. 14), В. вязать и решить, В. пастырскую (1 Петр 5. 1-2), но он получает эту В. от своего архипастыря, являясь как бы «делегатом духовной власти епископа» (Павлов А. С. Курс церковного права. Серг. П., 1902. С. 243), без воли епископа пресвитер ничего не совершает (Ап. 39): напр., подвергать епитимии, отлучать от церковного общения, разрешать от епитимии пресвитер может только с ведома епархиального епископа (ср.: Ап. 55, 56).
Не епископ, не Собор, а Бог поставляет учителей и пастырей для особого служения в Церкви. Обращаясь к пресвитерам Эфесской Церкви, ап. Павел сказал: «...внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян 20. 28). Апостольские постановления (III в.), свидетельствующие о различии служения епископа и пресвитера, в то же время утверждают, что «епископы и пресвитеры суть священники в отношении некоторых... быть христианином зависит от нас, а быть апостолом или епископом или другим чем не от нас зависит, но от Бога, дающего дарования» (Const. Ap. VIII 1. 21).
Иисус Христос через помазанников Своих поставляет все низшие власти как слуг Своих для устроения человеческого общества. Он советует признавать В. кесаря в надлежащих ей пределах (Мф 22. 21; Лк 20. 21-25). Ап. Павел учит: «...начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. ...Начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» (Рим 13. 3-5); человек повинуется властям, ибо нет В. не от Бога, но она установлена от Бога (Рим 13. 1; ср.: Тит 3. 1); сам апостол обращается к рим. властям, императору, чтобы добиться правосудия (Деян 22. 23-28. 16). Ап. Петр наставляет: «...будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым...» (1 Петр 2. 13-14). Господь, еще будучи в материнской утробе, был включен в перепись, впосл. заплатил подать кесарю, «давая нам закон быть покорными властям, когда сие нимало не вредит благочестию»,- отмечает прп. Исидор Пелусиот (Isid. Pel. Ep. I 48). Согласно свт. Василию Великому, у людей одним вверено начальство, другим - подчинение (Asc. br. 235 // PG. 31. Col. 1240); рабы должны повиноваться, славя Господа, а господа, подражая Богу, должны быть милостивы к рабам (Moral. reg. 75. 2); первые должны защищать предписания Божии, а подданные - подчиняться во всем, что не противоречит заповеди Божией (Ibid. 79. 2). Cвт. Иоанн Златоуст подчеркивает слова апостола, что тот, кто покоряется властям, не властям покоряется, но повинуется Богу, установившему их (Ioan. Chrysost. In Rom. XXIII 1. 615), и то, что существуют власти, продолжает он, и одни начальствуют, другие находятся в подчинении, а не идет все без порядка и разбора, и народы не мечутся, как беспорядочные волны, есть дело Божией премудрости (Ibidem), ибо «если упразднить их, все погибнет и не устоят ни города, ни села, ни дома, ни торжище и ничто другое, но все испровергнется, так как более сильные поглотят более слабых» (Ibid. XXIII 2. 617). Прп. Исидор Пелусиот предупреждает, что неосмотрительно признавать для каждого человека возможность начальствовать, но многие стали начальствовать, «причинив тысячи зол и себе, и подчиненным, впоследствии же безусловно низринулись в бездну погибели» (Isid. Pel. Ep. II 217).
«Нет власти не от Бога» - в этом положении, сформулированном ап. Павлом (Рим 13. 1), речь идет не о всех начальниках, но о самом принципе В. как отражении небесной иерархии в земных установлениях, как о деле премудрости Божией; нечестивые власти не Богом установлены, а попущены за наши грехи нам для испытания (Theoph. Bulg. Exp. ad Rom. 13. 1; ср.: Риз. 13. 1-2; Боор. 13. 1-2). Когда В. мешает человеку проявлять послушание Богу, апостолы призывают не подчиняться такой В. (ср.: Деян 4. 19), ибо «должно повиноваться больше Богу, чем человекам» (Деян 5. 29). А политическая В., к-рая выступает против Бога, по христ. пророчеству, подлежит суду и падению, такова, напр., В. рим. императоров Нерона и Домициана (ср.: Откр 17. 1-19. 10).
Священству вверено Божественное, царству - смертное (Isid. Pel. Ep. II 217). В письме к епископам Дардании папа Геласий I писал, что прежде пришествия Иисуса Христа В. священника и царя иногда сочеталась в одном лице, как, напр., в лице Мелхиседека, царя правды и мира и священника Бога Всевышнего (Евр 7. 1-3; 5. 6, 10; ср.: Сyr. Alex. Glaph. in Pent. Gen. II. Abr. et Melch. 3, 7-11), но, когда пришел Тот, Кто воистину был и Царем и Первосвященником, император уже не принимал имени первосвященника, как первосвященник - имени императора (Орлов. С. 576). Первым от титула «pontifex maximus» (верховный первосвященник) отказался имп. св. Феодосий I Великий. Затем этот титул был усвоен епископами Рима. Папа Григорий III писал имп. Льву III, что епископам назначено предстоятельство в Церквах и они должны удерживаться от участия в делах общественных, равно императоры должны удерживаться от управления делами церковными, довольствуясь теми, что им предоставлены,- каждый должен стоять в границах своего призвания. Так говорили папы Римские первых семи с половиной веков, они высказывались против власти пап-царей (Там же. С. 580-581).
В дальнейшем папы и их сторонники стремились утвердить взгляд, согласно к-рому исключительно папе принадлежит вся законная В. в христ. Церкви и даже во всем мире, он является полным хозяином всего церковного и земного, верховным наблюдателем и судьей над всеми людьми, сам не ответствуя за свои действия ни перед кем, кроме Бога. Сосредоточивая в себе всю земную В., папа представляется, т. о., единственным носителем самостоятельной, ни от чего не зависящей В. Основа такой В. папы, по мнению сторонников этого взгляда, состоит в том, что Господь Иисус Христос при вознесении Своем перенес на папство всю Свою богочеловеческую В., так что папа всецело заменил Его на земле, став здесь Его наместником, Его викарием, и явился посредником между Ним и Церковью. Папа оказывается, т. о., живым представителем Бога на земле, как бы заменяющим Его в управлении христ. миром. Такому пониманию В. папы в самой католич. Церкви был противопоставлен др. взгляд, согласно к-рому папа является только служителем Церкви, одним из ее епископов, имеющим бо́льшую В., но не самостоятельную, а получаемую от Церкви, объем к-рой определяется Собором. Папа всецело подчинен церковному Собору. Это реформаторское воззрение на папскую В. было поддержано Констанцским Собором 1415 г. Избрание папы Мартина V не только кардиналами, но и представителями, уполномоченными на это Собором, осуществлено было в обстановке, когда доминировала идея о приоритете соборной В. в Церкви. Согласно новому учению, подтвержденному Констанцским Собором, папа является главой исполнительной В. в Церкви, подчиненным общецерковному Собору. В дальнейшем католич. Церковь вернулась к положению, к-рое усвояет папе роль посредника между Христом и Церковью, заменяющего Бога для людей («...в силу своей должности, то есть как наместник Христа и Пастырь всей Церкви, Римский Понтифик обладает в Церкви полной, верховной и универсальной властью, которую он всегда вправе свободно осуществлять» - LG. 22; «...благоговейное послушание воли и разума следует прежде всего проявлять по отношению к аутентичному учительству Римского Первосвященника - даже тогда, когда он не говорит «ex cathedra»» - LG. 25).
Правосл. Церковь никогда не признавала никакого наместника Господа Иисуса Христа на земле и др. посредника между Богом и людьми, кроме Христа. «...Церковь не ищет Христа,- отмечал А. С. Хомяков,- как ищут Его протестанты, но обладает Им, и обладает и принимает Его постоянно, внутренним действием любви, не испрашивая себе внешнего призрака Христа, созданного верованием римлян. Невидимый глава Церкви не нашел нужным оставлять ей Свой образ для изречения прорицаний, но всю ее одушевил Своею любовию, дабы она имела в себе самой непременяемую истину. Такова наша вера» (С. 108). См. также статьи Симфония властей, Царь, Церковь и государство.
В Церкви Христовой, к-рая по своей Божественной природе бесконечно превосходит все земное и никаким земным законам не подлежит, но как человеческое общество подчиняется общим условиям земного порядка, полнота В. принадлежит ее Создателю и Главе Господу Иисусу Христу, Который дал ей Свой закон: правило веры и правило жизни по вере, т. е. догматы веры и нравственный закон, а вместе с тем и законы, устанавливающие отношения между отдельными частями ее живого организма.
Правосл. экклезиология исключает возможность существования во Вселенской Церкви иного Главы, чем Сам Господь, а также Его наместника. Но это не значит, что Вселенская Церковь не имеет в себе В., осуществляемой человеческой инстанцией, что высшая В. в Церкви лежит за пределами, доступными каноническим характеристикам. Как фактическое положение вещей, так и история Церкви свидетельствуют: носителем такой В. является вселенский епископат - преемник апостольского сонма. Возглавляя отдельные церковные общины - местные Церкви, епископы находятся в каноническом общении между собой, осуществляя тем самым общение между местными Церквами, хранящими единство правосл. веры и жизни по вере, и представляя соборную В. в Церкви. Самым совершенным способом осуществления полномочий вселенского епископата в Церкви являются Вселенские Соборы.
В. в Поместных Церквах принадлежит Поместным Соборам, либо исключительно епископским, либо с непременным участием епископов во главе с первым епископом: Патриархом, Архиепископом, Митрополитом, Католикосом (напр., в Болгарской Православной Церкви Церковно-народному Собору - Устав БПЦ, 2001. I 8, IV 29-31; в Румынской Православной Церкви Национальному Церковному Собранию - Устав Румын. ПЦ, 1948. Ч. I. Гл. 1. Ст. 8. 2 и Отд. II А. Ст. 19, 21). В местных Церквах - епархиях - полнотой В. обладают правящие архиереи (Ап. 31; I Всел. 12; Карф. 53 (64); 57 (67); Двукр. 13, 16), к-рые осуществляют управление внутри епархии через своих представителей - пресвитеров, возглавляющих приходы, а также путем назначения на различные адм. должности облеченных определенными властными полномочиями клириков и мирян. В епархиях и приходах могут также существовать действующие под верховной В. епископа органы коллегиального церковного самоуправления, напр. епархиальные или приходские собрания в составе клириков и мирян.
По своему характеру церковная В. существенно отличается от В. политической, или гос. Господь создал Церковь не для удовлетворения земных и временных потребностей человечества, но для спасения человеческого рода от греха, проклятия и смерти, создал ее для того, чтобы уже здесь, на земле, человек готовился к вечной жизни со Христом («Ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» - Лк 9. 56). В связи с этим церковная В. прибегает в осуществлении своих функций к иным методам, чем гос. В. Самое существенное отличие заключается в том, что церковная В. не уполномочена Основателем и Главой Церкви принуждать физически, принуждать насилием, на что правомерную монополию имеет только гос. В.; наказания же, к-рые церковные суды в соответствии с церковным правом обладают В. налагать за преступления, носят духовный характер (епитимии, отлучение, анафема, лишение церковного погребения и т. п.).
Еще одной важной особенностью санкций церковной В. является то, что даже тогда, когда они применяются в качестве наказания нарушителей церковных законов и установлений, они применяются не только ради поддержания церковного порядка, но и в не меньшей степени ради духовной пользы самого нарушителя-грешника, ради его исправления, чтобы в конце концов помочь ему обрести прощение от Бога и спасение. Гос. В. в своих принудительных и даже карательных действиях также обыкновенно не пренебрегает целью исправления правонарушителя, однако не считает эту задачу основной, исходя прежде всего из необходимости охраны общественного благополучия. Предусматриваемая уголовными кодексами ряда гос-в смертная казнь определенно свидетельствует о том, что нравственное исправление преступника не во всех случаях является высшей целью гос. законодательства. Евангелие же учит нас тому, что всякая человеческая душа имеет бесконечную ценность (ср.: Мф 16. 26). Даже церковная кара - анафема применяется не только для защиты церковного мира, но равным образом и для того, чтобы побудить самого анафематствованного к раскаянию, чтобы помочь ему «достичь познания истины» (1 Тим 2. 4).
Правительственная В. Церкви с формальной стороны имеет больше всего сходства со светской гос. В., поэтому по своим функциям она, как и гос. В., делится по принятой в публичном праве классификации на: 1) учредительную и законодательную; 2) исполнительную, или адм., вместе с контрольной и 3) судебную.
Единым и полновластным Основателем Церкви является Господь Иисус Христос, давший ей Свои вовек нерушимые законы. К Нему же как к Главе Церкви восходит в конечном счете и все церковное законодательство - законы, уже изданные и издаваемые различными церковными учреждениями: от самых высоких и непогрешимых - Вселенских Соборов - до епархиальных епископов, имеющих законодательную В. в пределах своих епархий, а также мон-рей и братств, издающих законоположения на основе статуарного права. В католич. церковном праве высшим законодательным органом Церкви считается Римский престол - папа, осуществляющий свои верховные законодательные полномочия либо через «вселенские» Соборы католич. Церкви, либо единолично (CIC can. 331). В правосл. церковном праве общепринятой является т. зр., согласно к-рой высшая В. в Церкви, в т. ч. и законодательная, принадлежит вселенскому епископату в лице его органа - Вселенского Собора (ср.: III Всел. 8; Халкид. 1). Определениям семи Вселенских Соборов церковное сознание усвоило непогрешимость.
В область церковного администрирования, или осуществления исполнительной власти, 2-го вида правительственной В. Церкви, входят такие функции, как учреждение и упразднение церковных должностей, их замещение, текущее администрирование, а также церковный надзор. Носителями адм. В. являются церковные Соборы, а также персонально должностные лица, облеченные законными полномочиями: епископы, клирики и миряне.
Судебную В. в Церкви осуществляют епископские Соборы, Вселенские и поместные, а также единолично правящие епископы в своих епархиях либо особые судебные органы в составе епископов и пресвитеров, существующие в нек-рых Поместных Церквах, напр. в Русской (епархиальные суды, Уставом РПЦ предусмотрено создание и Общецерковного суда - Устав, 2000. VII 4 а, б), Сербской (Великий церковный суд).
Разделение правительственной В. в Церкви по ее функциям не предполагает непременного разделения ее по отдельным учреждениям, соответствующим этим функциям, что обыкновенно подразумевается под разделением властей в светском конституционном праве. Принцип единства источника В. является основополагающим в церковном праве и заключается в том, что полнота В. и во Вселенской Церкви, и в Поместных Церквах, и в отдельных епархиях принадлежит епископам как преемникам апостолов, и они осуществляют ее либо сами, в составе Соборов или индивидуально - в своих епархиях, либо поручая выполнение тех или иных функций клирикам и мирянам в качестве должностных лиц или институтов, обладающих определенными уставными полномочиями, но непременно поставленных под контроль епископов или прямо подчиненных им. Участие клириков и мирян в поместных Соборах как высших органах поместной церковной В. в соответствии с основополагающими каноническими нормами так же ставится под контроль епископата, к-рому на таких Соборах принадлежит решающая В. Именно этому принципу соответствует, в частности, состав, статус и порядок принятия решений поместным Собором, предусмотренные ныне действующим Уставом Русской Православной Церкви, изданным Архиерейским юбилейным Собором 2000 г.