Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВЛАСТОВ
9, С. 108-109 опубликовано: 15 июня 2010г.


ВЛАСТОВ

Г. К. Властов. Фотография. 1897 г.
Г. К. Властов. Фотография. 1897 г.

Г. К. Властов. Фотография. 1897 г.
Георгий Константинович (25.04.1827, с. Шишково Ростовского у. Ярославской губ.- 24.10.1899, С.-Петербург), духовный писатель, общественный деятель. Из греч. семьи, переселившейся в Россию в XVIII в. В 1845 г. по окончании 2-го кадетского корпуса поступил на службу в лейб-гвардии Измайловский полк. В 1849-1858 гг. проходил службу в рядах действующей Кавказской армии в составе Кабардинского 80-го полка. С 1858 г. на адм. должностях: чиновник по особым поручениям при кавказском наместнике; ставропольский и тифлисский вице-губернатор; управляющий Мингрелией; ставропольский и кутаисский губернатор. Был избран почетным гражданином г. Ставрополя. С 1863 г. действительный статский советник. В 1882 г. избирался почетным опекуном С.-Петербургского опекунского совета. С 1882 г. тайный советник, попечитель С.-Петербургского коммерческого уч-ща. Награжден орденом св. Александра Невского и алмазными украшениями к нему. Учредитель стипендий для различных учебных заведений. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Главным объектом интересов В. была библеистика, что определяло его интерес к смежным областям знаний: античной лит-ре, истории Др. Востока, археологии и религиеведению. В. не принадлежал к академической научной среде, в основе его исследовательской деятельности лежала личная увлеченность. 1-я кн. «Библия и наука» (СПб., 1870) была написана как апологетика библейского Откровения. Для подтверждения истинности библейских сообщений в работе привлечены выводы геологии, истории, археологии, сравнительного религиеведения и др. наук. Целью главного сочинения В. «Священная летопись» (СПб., 1875-1898) было показать единство действий Промысла Божия в ВЗ и НЗ. Книга представляет собой обширный комментарий на Пятикнижие с общим введением (Т. 1-3); обзор Свящ. истории ВЗ: от завоеваний Иисуса Навина до кончины прор. Елисея, включающий разбор Псалтири, книг Иова, Песни Песней, Притч и Екклесиаста (Т. 4); экскурс в Свящ. историю времени служения прор. Исаии и подробный комментарий на книгу этого пророка (Т. 5). После издания первых 3 томов В. был удостоен грамоты Святейшего Синода. «Священная летопись» была рекомендована Учебным комитетом для приобретения б-кам духовных семинарий, Святейшим Синодом - приходскому духовенству для просветительской работы, аналогичные рекомендации были даны Военным ведомством б-кам военных уч-щ и Мин-вом народного просвещения б-кам средних учебных заведений. В качестве основного текста в этой работе был взят недавно вышедший Синодальный перевод Библии. Труд В. стал прототипом наиболее полного комментария на всю Библию, осуществленного впосл. А. П. Лопухиным. В предисловии к 5-му т. «Священной летописи» В. отмечает, что его книга - «попытка популярного объяснения этой пророческой книги... с целию говорить сердцу брата моего во Христе» (Т. 5. С. I, VII). Сочинения В. эклектичны и представляют собой компиляцию из различных источников: из святоотеческих толкований, работ отечественных экзегетов (напр., «Записки на кн. Бытия» митр. Филарета (Дроздова)), совр. зап., прежде всего англ., комментариев к Библии. Сознавая себя в библеистике дилетантом, автор видит в этом и сильную сторону своего творчества, он считает, что ему, «как человеку, живущему в мире, может быть виднее и яснее, что более всего нужно в комментарии обыкновенному читателю» (Т. 5. С. VII). Сочинение В. является уникальным в своем роде опытом толкования Библии верующим мирянином, не получившим систематического богословского образования.

В. перевел поэмы Гесиода, а также книгу по истории Египта Г. К. Бругша, дополнив ее материалами др. египтологов.

Соч.: Библия и наука. СПб., 1870; Свящ. летопись первых времен мира и человечества, как путеводная нить при науч. изысканиях. СПб., 1875-1898. Т. 1-5; Риг-Веда, Зендавеста и Гаты в их отношении к Божественному Откровению. СПб., 1885; Персидские гвоздеобразные надписи и Зендавеста. СПб., 1886; Опыт изучения Евангелия св. Иоанна Богослова. СПб., 1887. 2 т.; Теогония Гесиода и Прометей: Разбор сказаний. СПб., 1897.
Пер.: Гесиод. Поэмы: Подстрочный пер. с греч. СПб., 1885; Бругш Г. К. Египет: История фараонов. СПб., 1880 (ориг.: Brugsch-Bey H. Geschichte Ägypten's unter den Pharaonen. Lpz., 1877).
Лит.: Елеонский Ф. Заметки о новой книге // ЦВ. 1876. № 24. С. 3-6; Иосиф, архим. Свящ. летопись первых времен мира и человечества...: Соч. Г. К. Властова // Странник. 1876. Т. 2. № 4. С. 21-23; Некролог // Там же. 1899. Т. 3. Дек. С. 806-807; Русские писатели-богословы: Библиогр. указ. М., 2001. С. 257-259.
Б. А. Тихомиров
Ключевые слова:
Духовные писатели русские Библеисты русские Деятели Русской Православной Церкви Россия. История. Государственные деятели (IX-XIX вв.) Властов (1827 - 1899), духовный писатель, общественный деятель
См.также:
БЛУДОВ Дмитрий Николаевич (1785 -1864), граф, гос. и общест. деятель
БОГОСЛОВСКИЙ-ПЛАТОНОВ Ипполит Михайлович (1820-1870), прот., дух. писатель
ВАСИЛИЙ (Богдашевский Дмитрий Иванович; 1861-1933), архиеп. Каневский, вик. Киевской епархии
ГЛАДКОВ Борис Ильич (1847-1921?), духовный писатель, библеист
ЕЛАГИН Николай Васильевич (1817 - 1891), духовный писатель, издатель, историк, цензор
АВРАМОВ Михаил Петрович (1681 или 1680-1752), статский советник, директор С.-Петербургской Оружейной канцелярии, автор проекта восстановления Патриаршества
АГАФОНИК († не ранее 1652), автор посланий и поучений, книгописец
АЙВАЗОВ Иван Георгиевич (1872-1964), богослов, публицист, миссионер
АЛЕКСАНДР (Кременецкий Александр Стефанович (1842 или 1843 - 1918 ), архим., духовный писатель, проповедник
АЛЕКСАНДР (Семёнов-Тян-Шанский Александр Дмитриевич; 1890-1979), еп. Зилонский (К-польский Патриархат), дух. писатель