[Velimirovič] Милош (10.12.1922, Белград - 18.04.2008), амер. музыковед, исследователь визант. и слав. муз. культур. В 1940 г. окончил Белградскую муз. школу (ныне им. С. Мокраняца) как скрипач и пианист. В 1941 г. после прекращения занятий в Белградском ун-те в связи с началом второй мировой войны и нем. оккупации Югославии В. поступил в Музыкальную академию и продолжил занятия по классам скрипки (у П. Стояновича) и фортепиано (у Е. Крстич). В 1943 г., избежав работы на рудниках, он сумел сформировать маленький муз. ансамбль, игравший в лагерях серб. молодежи нем. полувоенной строительной орг-ции Тодта. В дек. 1943 г. бежал в Белград; в апр. 1944 г. из-за амер. бомбардировки Белграда присоединился к войскам генерала Д. Михайловича, занимался составлением ежедневных сводок новостей. В 1945 г. был взят в плен силами И. Б. Тито, однако был определен в Клуб 23-й дивизии Югославской армии с предписанием создать джаз-банд совместно с музыкантами разных подразделений. В связи с выборами 1945 г. был арестован за причастность к силам Михайловича, провел 9 месяцев в штрафном батальоне в Словении. В 1946 г. возвратился в дивизию, располагавшуюся близ Триеста, на место пианиста и руководителя клубного ансамбля. В 1947 г. вернулся после военной службы в Белград, где продолжил занятия в Музыкальной академии (1947-1952) по фортепиано, композиции (у М. Логара) и с 1948 г. в качестве музыковеда, а также в ун-те (1947-1951) на отд-нии изящных искусств философского фак-та (среди учителей - историк-византинист Г. Острогорский). В 1950-1951 гг. в качестве ассистента проф. А. Лорда (Гарвардский ун-т, США) занимался собиранием эпической поэзии, гл. обр. репертуара мусульм. певцов, поющих с аккомпанементом гусле, в т. ч. в Македонии.
С 1952 г. учился в Гарвардском ун-те у О. Гомбоши (история музыки, муз. палеография), Р. Томпсона (контрапункт), С. Таттла (библиография, музыка англ. верджинелистов); в 1953 г. получил диплом магистра искусств. В 1954 г. начал заниматься визант. пением и нотацией с Э. Веллесом, под рук. к-рого в качестве стипендиата центра Дамбартон-Окс готовил докт. дис., посвященную Ирмологию. После присуждения степени д-ра (1957) преподавал в Йельском ун-те (1957-1969), ун-те Висконсина (Мадисон, 1969-1973, профессор), Вирджинии (Шарлотсвилл, 1973-1993, профессор; в 1974-1977 глава кафедры музыки, в 1990-1993 директор Центра рус. и восточноевроп. исследований, с 1993 почетный профессор музыки). В 1963-1964 гг. работал в монастырских б-ках Св. Горы Афон и в мон-ре св. Иоанна Богослова на Патмосе в качестве стипендиата фонда Морса (Morse Fellowship) и фонда Фулбрайта (Fulbright Fellowship), в 1985 - в Югославии как профессор (Distinguished Professor) фонда Фулбрайта. В 1988 г. выступал с докладами на конференциях, посвященных 1000-летию Крещения Руси, организованных РПЦ в Ленинграде и Библиотекой Конгресса США совместно со Смитсоновским ин-том в Вашингтоне. Участник многочисленных международных научных конгрессов в США, Югославии, Болгарии, Чехословакии, Польше, России, Украине.
Основной сферой научных интересов В. являются визант. и ранняя форма древнерус., а также южнослав. невменные нотации в их эволюции. Одно из важнейших направлений исследовательской работы В. отражено в названии докт. дис.- «Византийские элементы в раннем славянском пении: Ирмологий» (Byzantine Elements in Early Slavic Chant: The Hirmologium. Copenhagen, 1960. Pars Principalis et Pars Suppletoria. (MMB, Subsidia; 4)). В. изучал Ирмологий в контексте истории жанра канона, занимался классификацией списков этой певч. книги по 2 основным типам: порядок канонов и порядок песней, сделал их научное описание, определил состав пространной и сокращенной редакций Ирмология, исследовал формульный мелос ирмосов и их композиционную структуру, параллели визант. и древнерус. мелоса. В. занимается также разработкой проблем слав. гимнографии (стихиры святым Борису и Глебу, канон вмч. Димитрию Солунскому), исследованием трудов визант. и слав. мелодов (св. Феолипта, митр. Филадельфийского, протопсалта Иоанна Ватаца (XV в.), Иоанна Ласкаря Пигонита, лампадария Петра Пелопоннесского и др.), а также музыкантов более позднего времени (К. Ивановича из Будвы, первого историка венецианской оперы XVII в.; хорват. композитора Ивана Сибенчанина (итал. Giovanni Sebenico)). В.- редактор научных сборников: Studies in Eastern Chant (L., 1966-1973. Vol. 1-3; Crestwood (N. Y.), 1979. Vol. 4), From Idea to Sound (Kraków, 1993), Christianity and the Arts in Russia (Camb., 1991, совм. с У. К. Брумфильдом) и др.