Вáрош [венг. város - городской посад], сев.-зап. пригород Прилепа (Республика Македония), находящийся на месте средневек. города, где сосредоточено значительное число архитектурных памятников разных периодов. Расположен на склоне и у подножия холма Маркови-Кули (Башни короля Марко). На этом месте в эпоху поздней античности находилось эллинистическо-рим. поселение Керамея. Средневек. Прилеп состоял из цитадели (Маркова крепость) и посада (В.). В надписи 996 г., обнаруженной в мон-ре Архангелов в В., содержится имя, возможно, одного из первых местных епископов - Андрея. Исторические источники XI - кон. XIV в. свидетельствуют о значении этого адм. и церковного центра. В период правления царя Самуила здесь была воздвигнута крепость (Ioannes Scylitzes. Synopsis historianum. B.; N. Y., 1973. P. 349), продолжавшая существовать и в эпоху визант. владычества. В XIII в. этот стратегический пункт играл важную роль в войнах между Эпирским деспотатом, Болгарией и Никейской империей. Новый подъем развития города приходится на годы правления серб. царя Стефана IV Душана (1345-1355); при кор. Вукашине (1365-1371) В. становится столицей его владений, а при кор. Марко (1371-1395) - епископской кафедрой.
расположенная на высоком холме вулканического происхождения, по своим размерам входит в число крупнейших крепостей Балканского региона. Ее древнейшая часть (XI - нач. XIII в.) состояла из 3 оборонительных поясов. Сооружение стен на юж. и зап. склонах датируется сер. XIII - кон. XIV в. Стены с башнями разной конструкции (сохр. 8 башен) окружали дворцовый комплекс и хозяйственные постройки.
Одним из древнейших памятников В. является мон-рь Архангелов, расположенный над посадом и соединенный с Марковой крепостью лестницами, высеченными в скале. В сев.-вост. части ц. арх. Михаила сохранилась стена от первоначальной постройки XI-XII вв. Фрагменты древнейшей фресковой росписи были обнаружены в вост. части храма. Сохранившиеся изображения епископов и архангелов, относящиеся к декорации древней апсиды, отличаются замечательным рисунком, искусной моделировкой форм и нежным колоритом. Под западной частью церкви, в фундаменте здания, была сооружена погребальная часовня. В последних десятилетиях XIII в. здание было перестроено в однонефную двухкупольную церковь. Ктитор Иоанн, «великий хартуларий Запада», с моделью храма в руках изображен на зап. стене храма.
От росписи, выполненной в 80-х или 90-х гг. XIII в., сохранились фрески в зап. части храма: 6 сцен из Страстного цикла (юж. и зап. стены), 5 композиций с чудесами архангелов и «Видение свт. Петра Александрийского» (сев. стена). Живопись может быть атрибутирована диак. Иоанну, македон. мастеру 2-й пол. XIII в., руководившему росписью ц. св. Николая в с. Манастир (1271). У входа в церковь, на пилястрах зап. фасада, сохранились фрески 80-х гг. XIV в., изображающие коронацию Марко, последнего христ. правителя Македонии, и его покойного отца Вукашина, погибшего в битве на р. Марица (1371). Марко, над головой к-рого представлена Божественная десница с короной, изображен в белом траурном одеянии. Фрески вост. части храма относятся к поствизант. периоду.
В 1861 г. церковь была капитально отреставрирована: купола заменены сводами, к зап. части пристроены портик и колокольня, воздвигнуты монастырские корпуса. Во время работ по консервации в 80-х гг. ХХ в. купол над зап. частью храма был восстановлен. В наст. время - жен. монастырь, община состоит из 5 чел., игум. Георгина.
К югу от мон-ря Архангелов, в центре нынешнего поселения В., расположена ц. вмч. Димитрия. Первоначальное здание, сооруженное в посл. десятилетия XII в., представляло собой однонефную постройку с полукруглой апсидой. В сер. XIII в. с сев. стороны к храму была пристроена открытая галерея, выполненная каменной и кирпичной кладкой в стиле эпирской архитектуры. Во 2-й пол. XIII в. галерея была преобразована в придел, и церковь превратилась в двухнефную постройку с поперечным сводом. В кон. XIII в. храм был перестроен в крестово-купольную церковь: с юж. стороны была добавлена прямоугольная пристройка, с зап.- нартекс. Кирпичная кладка расположена горизонтальными поясами и отличается гармоничностью и виртуозностью исполнения.На сев. стене юж. нефа находится портрет ктитора и инициатора реконструкции церкви визант. вельможи Димитрия Мисинополита и его небесного покровителя вмч. Димитрия. Ок. 1290 г. поверх фрагментов древнейшего слоя была выполнена новая роспись, от к-рой сохранились композиция в апсиде и изображения Богородицы с Младенцем и вмч. Димитрия на столбах, по сторонам от иконостаса. Их стилистическое сходство с фресками ц. арх. Михаила указывает на участие в росписи артели диак. Иоанна. Ок. 1380 г. была выполнена роспись купола; в верхних регистрах стен были помещены композиции «Вознесение» и «Успение», а в нижней зоне изображены фигуры святых. Монументальность, большие размеры фигур, искусный рисунок, насыщенный теплый колорит позволяют предположить, что среди мастеров мог быть митр. Иоанн из Зрзе. Деревянный иконостас церкви датируется кон. XV - нач. XVI в.
К юго-востоку от ц. вмч. Димитрия расположена ц. свт. Николая. От древнейшей постройки, воздвигнутой на этом месте в кон. XII в., сохранилась платформа, выполненная грубой каменной кладкой. На рубеже XII-XIII вв. апсида была расписана фресками в позднекомниновском стиле (образы Богородицы с ангелами и композиция «Служба святых отцов»), что проявляется в сложной игре линий и динамичной трактовке драпировок. В 1298 г. визант. вельможа Векос, сын Капзы, и его жена Мария воздвигли на фундаменте прежнего храма однонефную церковь с цилиндрическим сводом, фасады здания были богато декорированы глухими аркадами и зигзагообразным орнаментом кирпичной кладки. Фресковая роспись была выполнена 2 группами живописцев. Ее особенностями являются монументальность композиций, иллюстрирующих циклы двунадесятых праздников и Страстей Господних, большое число действующих лиц в этих сценах, гармоничные пропорции, а также динамические движения крупных фигур.
О размахе храмостроительства в В. в XIV в. свидетельствуют грамоты, данные Стефаном Душаном мон-рю Трескавец около Прилепа (в них упом. несохранившиеся церкви святых Феодоров, св. Параскевы, св. Иоанна Крестителя, св. Варвары и св. Георгия в В.) и остатки неск. церковных сооружений, обнаруженных в результате археологических раскопок. Так, среди руин ц. св. Иоанна, расположенной в вост. части В., были найдены фрагменты высокохудожественных фресок. Виртуозный рисунок, утонченная моделировка форм и мягкие нюансы цветовой гаммы позволяют датировать эти фрески первыми десятилетиями XIV в. В развалинах ц. св. Харалампия сохранилась фреска с изображением неизвестного святого, по стилю относящаяся ко 2-й пол. XIV в. В сев. части В. находится небольшая, крестообразная в плане ц. св. Афанасия. Ее роспись, остатки к-рой сохранились на юж. стене, также выполнена во 2-й пол. XIV в.
В юго-вост. части В. расположена маленькая однонефная ц. св. Петра (кон. XIII в.). Первоначальная роспись, представленная циклами двунадесятых праздников и Страстей Господних, сохранилась фрагментарно. Удлиненные пропорции фигур и светлый холодный колорит позволяют отнести живописный ансамбль к посл. десятилетиям XIV в. К северо-западу от этого храма находится однонефная ц. Богородицы Пречистой, в алтаре к-рой сохранилась композиция «Служба святых отцов». Пластичность фигур, упрощенность письма, жесткий рисунок этих фресок близки к росписи ц. во имя святых Константина и Елены в Охриде и датируются кон. XIV в.
Османское завоевание Зап. Македонии в кон. XIV в. положило конец истории средневек. города. Тур. поселение, возникшее к югу от В., стало ядром совр. Прилепа.