Виссарион Григорьевич (30.05.1811, Свеаборг, фин. Суоменлинна, ныне в черте Хельсинки, Финляндия - 26.05. 1848, С.-Петербург), лит. критик, публицист. Род. в семье флотского врача Г. Н. Белынского, дед - свящ. Никифор Трифонов с. Белынь Пензенской губ. В 1816 г. вместе с родителями переехал в г. Чембар (совр. Белинский) Пензенской губ. Окончил Чембарское народное уч-ще (1824). В 1825-1829 гг. учился в Пензенской гимназии, в 1829-1832 гг.- на словесном отд-нии философского фак-та Московского ун-та. В сент. 1832 г. исключен из ун-та с мотивировкой «по слабому здоровью» и «по ограниченности способностей», затем зарабатывал на жизнь репетиторством и переводами. В 1834-1836 гг. ведущий лит. критик ж. «Телескоп» и газ. «Молва», издаваемых Н. И. Надеждиным. После закрытия «Телескопа» (окт. 1836) за публикацию «Философического письма» П. Я. Чаадаева и ссылки Надеждина был без работы, сильно нуждался. В марте-окт. 1838 г. работал внештатным преподавателем в Константиновском межевом ин-те, в 1838-1839 гг. был неофиц. редактором ж. «Московский наблюдатель». В окт. 1839 г. переехал из Москвы в С.-Петербург. В 1839-1846 гг. заведовал отделами критики и библиографии в ж. «Отечественные записки», затем сотрудничал в ж. «Современник». Умер от чахотки, похоронен на Волковом кладбище С.-Петербурга.
Б. пережил в молодости глубокое увлечение нем. идеализмом и эстетикой романтизма. Существенное влияние на него оказали Н. В. Станкевич и М. А. Бакунин, помогавшие Б., не знавшему нем. языка, осваивать работы нем. мыслителей. Влияние Ф. В. Шеллинга на Б. проявилось в идее превосходства искусства над наукой и в понимании целостности бытия. С т. зр. Б., лит-ра должна верно выражать действительность в соответствии с критерием народности, а задача критики - умозрительная проверка фактов. В 1836 г. Б. познакомился с философией И. Г. Фихте, из к-рой воспринял этический пафос и идею свободного нравственного выбора. Его фихтеанские настроения нашли отражение в ст. «Опыт системы нравственной философии: Сочинение магистра А. Дроздова...» (Телескоп. 1835. Т. 30. № 21-24). В 1837 г. Б. начал изучать философию Г. В. Ф. Гегеля и стал сторонником идеи о разумности всякой действительности. Он радикально воспринял гегелевскую философию истории, фаталистически оправдывая любой общественный порядок, находя ему историческое и нравственное оправдание. «Примирение с действительностью» дало Б. временное душевное успокоение и выразилось в цикле его статей «Гамлет. Драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета» (Московский наблюдатель. 1838. Март. Кн. 1, 2; Апр. Кн. 1). Гегелевская методология определила общий подход Б. к лит. произведениям, к-рые критик рассматривал в их цельности и единстве. Однако верным гегельянцем критик был сравнительно недолго. Уже в нач. 40-х гг. он резко критикует рационалистический детерминизм Гегеля и его концепцию прогресса, на смену восторженному восприятию «разумности» исторического развития приходит не менее страстная апология личности, ее прав и свободы.
«Фанатический» персонализм был непосредственным образом связан с увлечением Б. социалистическими идеями. Дальнейшая эволюция взглядов Б. сопровождалась усилением критического отношения к философскому и религ. идеализму. Если еще в 1840 г. Б. заявлял в письме В. П. Боткину: «Для меня Евангелие - абсолютная истина, а бессмертие индивидуального духа есть основной его камень» (ПСС. Т. 11. С. 476), то в 1845 г. он писал А. И. Герцену, что «в словах Бог и религия вижу тьму, мрак, цепи и кнут» (Там же. Т. 12. С. 250). В 1847 г. Б. в знаменитом письме к Н. В. Гоголю подвергает суровой критике религию и христ. Церковь. Полагая, что Гоголь в «Выбранных местах из переписки с друзьями» изменил социально-критическому отношению к действительности, Б. писал, что «нельзя молчать, когда под покровом религии и защитою кнута проповедуют ложь и безнравственность» (Собр. соч. Т. 3. С. 707). Б. видел в Церкви не выражение христ. истины, а только институт гос. подавления, к-рому противопоставлял Христа, возвестившего «учение свободы, равенства и братства» (Там же. С. 709). На эволюции религ. взглядов Б. сказались в большей степени его эмоционально-страстный характер, способность увлекаться и резкие переходы от одной крайности к др. Личные религ. взгляды Б. эволюционировали в сторону последовательного атеизма вместе с его общим мировоззрением и определялись философскими и социально-политическими идеями. Как лит. критик и публицист Б. оказал значительное влияние на неск. поколений людей в России. Его «Письмо к Гоголю» распространялось в списках и имело большой общественный резонанс (именно за чтение этого письма в кружке М. В. Петрашевского был осужден Ф. М. Достоевский). Крайний мировоззренческий радикализм Б. включал резко негативное отношение к Церкви и способствовал распространению атеистических идей в рус. обществе.