Михаил Афанасьевич (3.05.1891, Киев - 10.03.1940, Москва), писатель, драматург, публицист. Сын А. И. Булгакова. В 1900 г. поступил в подготовительный класс 2-й киевской гимназии, с 1901 г. учился в 1-й киевской (Александровской) гимназии. После окончания гимназии выбрал профессию врача «по семейной традиции» (врачи были среди родственников отца и матери) и в 1909 г. стал студентом медицинского фак-та Киевского ун-та св. Владимира. По свидетельству сестры Н. А. Булгаковой, в 1910 г. под влиянием занятий в ун-те перестал соблюдать правосл. обряды и посещать церковь. Весной 1916 г., сдав ускоренные выпускные экзамены, поступил добровольцем в каменец-подольский военный госпиталь, с сент. 1916 г. работал в земских больницах Смоленской губ. В марте 1917 г. получил диплом «лекаря с отличием», в февр. 1918 г. вернулся в Киев, где открыл частную врачебную практику. Осенью 1919 г. был мобилизован в Белую армию в качестве военного врача. В белогвардейской прессе появились первые публикации Б., в частности очерк «Грядущие перспективы» (1919), содержавший негативную оценку рус. революции. Б. признавал идеалом мирное развитие, сочувствовал Белой армии и не сомневался в том, что Россия будет очищена от «негодяев» и «безумцев», но не скоро оправится от потрясений.
В 1920 г., оказавшись с отступающими войсками во Владикавказе, Б. решил оставить профессию врача и посвятить себя лит-ре, в местных газетах стали появляться его статьи, очерки, рассказы, на сценах - первые пьесы. В сент. 1921 г. Б. приехал в Москву, печатался в московских газетах «Торгово-промышленный вестник», «Рабочий», «Гудок», «Правда» и др., в периодических изданиях Ленинграда, Тифлиса и Баку, с 1922 г.- в газ. «Накануне» (Берлин). В многочисленных сатирических рассказах, очерках, фельетонах, повестях «Собачье сердце», «Дьяволиада», «Роковые яйца» (2 последние изд. в кн. «Дьяволиада», 1925), опубликованных Б. в 20-х гг., подвергалась критике советская действительность, в частности воинствующее невежество «новых хозяев жизни», к-рому Б. противопоставлял идеалы классической культуры. Сатира осложнила отношения писателя с властью, в 1926 г. в его квартире был произведен обыск, конфискованы рукопись повести «Собачье сердце» и дневники.
Революция и гражданская война заставили Б. по-новому взглянуть на значение религ. и духовных ценностей. Этот новый взгляд отразился в романе «Белая гвардия», 2 части к-рого были опубликованы в 1925 г. в ж. «Россия». Психологическими доминантами романа являются ностальгия по прошлому и трагическое восприятие истории, метафизический смысл к-рой Б. пытается раскрыть через образы Апокалипсиса. По мнению Б., переживаемые людьми страдания (война, смута, разрушение привычного быта) имеют духовно очищающий смысл. В «Белой гвардии» впервые в творчестве Б. возникает образ Иисуса Христа, являющегося главной героине романа Елене Турбиной.
Итогом религ. размышлений Б. стал роман «Мастер и Маргарита» (1929-1940), замысел к-рого возник у писателя как протест против агрессивной атеистической пропаганды, развернувшейся в 20-х гг. (4 янв. 1925 г. Б. записал в дневнике по поводу ж. «Безбожник»: «Этому преступлению нет цены»), в частности против антирелиг. пьесы С. М. Чевкина «Иешуа Ганоцри: Беспристрастное открытие истины» (Симбирск, 1922). 1-я редакция романа 1929 г. (частично уничтоженная) имела подготовительные материалы «О Боге» и «О дьяволе», свидетельствующие о том, что главная тема произведения - противостояние света и тьмы, Божественного и дьявольского в душах людей.
В «Мастере и Маргарите» переплетены повествование о мученической смерти на кресте Иешуа Га-Ноцри, воспроизводящее в основных чертах евангельский рассказ о страданиях и крестной смерти Господа Иисуса Христа, и изображение московского быта 20-30-х гг. Разновременные пласты объединяет тема вечной борьбы между добром и злом, совершавшейся в древности и продолжающейся в настоящем. Трактовка Б. этого метафизического противостояния представляет собой оригинальное религ. построение, основанное на христ. ценностях и понятиях; в годы жестоких гонений на добро (как в древности, так и в 20-30-х гг.) автор призывает современников помнить о нравственных идеалах и быть милосердными.
Положительный идеал воплощен писателем в образе жертвующего собой смиренного праведника Иешуа Га-Ноцри, рассказ о к-ром представляет собой внерелиг., нравственное осмысление писателем евангельского повествования об Иисусе Христе. Образ Иешуа Га-Ноцри создан под влиянием популярной в нач. XX в. кн. Э. Ренана «Жизнь Иисуса», где Иисус Христос представлен как идеальный земной человек, отдавшийся «идее, которая представилась ему абсолютной формой добра и истины» (Ренан Э. Жизнь Иисуса. М., 1991. С. 90). Воплощением метафизического зла в романе является образ Воланда, созданный под влиянием «Фауста» И. В. Гёте; образы свиты Воланда и гостей на «бале сатаны» продолжают традицию изображения «нечистой силы» в рус. лит-ре (повести Гоголя, «Упырь» А. К. Толстого и проч.). Воланд творит суд над людьми, в чьих душах торжествует зло, но не властен над теми, кому свойственны любовь и доброта. Мастер и Маргарита избавляются от власти зла: пройдя через страдания, они оказались достойны милосердия, ибо сами проявляли его по отношению к людям. В финале романа Б. отправил Мастера и Маргариту в «мир покоя» (аналогичный «святилищу покоя» в «Фаусте»), представленный в виде обособленного прошлого и символизирующий творческое бессмертие. Важное место в исторической части романа отводится образу Понтия Пилата, через к-рый писатель раскрывает проблему соотношения власти и нравственного долга, весьма актуальную для совр. писателю России.
Интерпретация религ. образов и мистический символизм Б. имеют одним из своих источников рус. лит-ру «серебряного века», основанную на соединении разных стилистических и жанровых традиций. Б. уделил большое внимание конкретности и реалистичности исторических деталей в романе. Для описания Иерусалима писатель использовал свидетельства Филона Александрийского, Иосифа Флавия и Корнелия Тацита, книги Ф. У. Фаррара, Ренана, Д. Ф. Штрауса, Г. Греца и др., статьи по истории раннего христианства из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.
Роман «Мастер и Маргарита», впервые опубликованный в сокращенном журнальном варианте в 1966-1967 гг., сразу стал очень популярен в СССР и способствовал росту интереса к Евангелию, образу Иисуса Христа и религиозно-нравственным проблемам. В 1967 г. в парижском изд-ве «Имка-пресс» вышло 1-е полное издание романа на рус. языке. В предисловии к изданию Сан-Францисский архиеп. Иоанн (Шаховской) назвал творчество Б. «метафизическим реализмом» и отметил, что «впервые в условиях Советского Союза русская литература серьезно заговорила о Христе, как о Реальности, стоящей в глубинах мира» (С. 8).
Б. является также автором многочисленных драматургических произведений. Созданная по роману «Белая гвардия» пьеса «Дни Турбиных» была поставлена во МХАТе в окт. 1926 г. и принесла писателю широкую известность. Одновременно в театре им. Евгения Вахтангова шла пьеса Б. «Зойкина квартира». Драматургические произведения Б. разнообразны по тематике: трагические судьбы эмиграции («Бег»), советская действительность («Иван Васильевич», «Зойкина квартира»), социальная фантастика («Блаженство», «Багровый остров», «Адам и Ева»), сюжеты, связанные с классической лит-рой («Кабала святош», «Александр Пушкин», инсценировки «Мертвые души», «Война и мир», «Дон Кихот»).
В творческом методе Б. органично соединены лучшие черты рус. классической лит-ры. Сатирическое, близкое к гротеску изображение действительности Б. сочетал с поэтическим лиризмом и яркой психологической характеристикой персонажей. Он писал, что главными чертами его творчества являются «черные и мистические краски (я - мистический писатель), в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходящего в моей отсталой стране, и противопоставление ему излюбленной и Великой Эволюции, а самое главное - изображение страшных черт моего народа, тех черт, которые задолго до революции вызвали глубочайшие страдания моего учителя М. Е. Салтыкова-Щедрина» (Собр. соч.: В 5 т. Т. 5. С. 446). Одной из своих главных тем писатель считал «изображение русской интеллигенции», понимая под интеллигенцией духовно-нравственный национальный идеал. Др. важной темой для Б. был феномен творчества: через образы творцов (Мольер в «Жизни господина де Мольера», Максудов в «Записках покойника», Мастер в «Мастере и Маргарите») писатель пытался осмыслить волновавшие его нравственные и философские вопросы.
В кон. 20-х гг. в прессе все чаще стали публиковаться негативные отзывы о творчестве Б., в 1929 г. были запрещены все спектакли по его пьесам. Писатель неоднократно обращался к правительству СССР с просьбами о разрешении на отъезд за границу или о предоставлении ему возможности работать. После телефонного разговора с И. В. Сталиным (18 апр. 1930) Б. получил место режиссера-ассистента во МХАТе, где работал в 1930-1936 гг.; с 1936 г. до конца жизни являлся либреттистом-консультантом Большого театра (создал либретто опер «Минин и Пожарский», «Петр Великий», «Черное море», «Рашель»). В 30-х гг. Б. написал ряд произведений, опубликованных после его смерти, в т. ч. романы «Жизнь господина де Мольера» (1932-1933), «Записки покойника (Театральный роман)» (1936-1937). Б. похоронен на московском Новодевичьем кладбище.