Леонид Николаевич (9.08.1871, Орёл - 12.09.1919, дер. Нейвола, Финляндия), писатель антихрист. направления, драматург, публицист. Род. в семье землемера, в 1891 г. окончил орловскую гимназию. В 1891-1897 гг. учился на юридическом фак-те сначала С.-Петербургского, затем Московского ун-тов. Начинал лит. путь в газ. «Орловский вестник». С окт. 1897 г. работал помощником присяжного поверенного Московского судебного округа, выступал защитником в суде, работал судебным репортером в «Московском вестнике», сотрудничал в газ. «Курьер»: с нояб. 1897 г. печатал судебные отчеты, с 1900 г.- фельетоны, с дек. 1901 г. заведовал беллетристическим отделом. С янв. 1903 г. член ОЛРС. В февр. 1905 г. находился в тюремном заключении за поддержку революционеров, освобожден под залог. С нояб. 1905 г. жил в Германии, в Швейцарии, в Финляндии, на Капри. В мае 1907 г. вернулся в Россию. С авг. 1916 г. заведовал отделом беллетристики, критики и театра в газ. «Русская воля» и жил в Петрограде. Февральскую революцию 1917 г. встретил восторженно, Октябрьскую революцию воспринял отрицательно и в кон. окт. 1917 г. вернулся в Финляндию. В февр. 1919 г. написал ст. «S.O.S.», где призывал правительства США, Англии и Франции не сотрудничать с Советской Россией. Незадолго до смерти собирался совершить поездку по США с лекциями против большевиков.
На протяжении жизни А. был тесно связан с оппозиционными политическими течениями и кругами: в молодости - с революционно настроенным студенчеством, в эпоху революции 1905 г.- с социал-демократами. Известность ему принес рассказ на пасхальную тему «Баргамот и Гараська» (1898), к-рый был замечен М. Горьким, издавшим на свои средства первый сб. А. «Рассказы» в изд-ве «Знание» (1901). До 1907 г. А. активно печатался в Сборниках товарищества «Знание», его даже причисляли к «подмаксимникам» (эпигонам М. Горького) - писателям обличительного направления, близким к социал-демократическим и большевистским кругам, к-рые видели в борьбе с религией гражданскую доблесть; о влиянии Горького на А. говорит их многолетняя переписка (Литературное наследство. М., 1965. Т. 72).
Большинство «знаньевцев» были писателями-реалистами, однако А. не столько воспроизводил действительность, сколько видоизменял ее в соответствии с авторским отношением к изображаемому. А. развивал теорию существования «двух действительностей» - «правды факта» и «образа факта», последний являлся отражением реальности в сознании писателя. Его творчество считается началом экспрессионизма в России - творческого метода, основанного на утрировании деталей и подробностей, благодаря чему достигается особая выразительность. Писательская манера А., его интерес к философии А. Шопенгауэра и Ф. Ницше сближали его с враждебными «знаньевцам» писателями-символистами. А. были присущи тяготение к решению мировых вопросов и пессимистическое мировоззрение, что в итоге развело его со «знаньевцами». В 1907 г. он стал редактором (до 1909) и автором литературно-художественных альманахов изд-ва «Шиповник», где печатались также символисты.
В творчестве А. центральное место занимают философские проблемы человеческого существования, к-рое изображается как бессмысленная цепь мучений и испытаний. Бессмысленны как рождение человека, так и его смерть (пьеса «Жизнь человека», 1906). Через все творчество А. проходят темы одиночества, человеческой разобщенности, а также мотив постоянного присутствия в мире зловещего и таинственного начала. В пьесе «Жизнь человека» враждебное начало олицетворяет Некто в сером, сопровождающий человека от колыбели до могилы.
А. был последовательным богоборцем, антихрист. мотивы присущи всему его творчеству. В 1903 г. А. писал в одном из писем: «Царство человека должно быть на земле» - и называл «враждебными» обращения к Богу (Литературный архив. М.; Л., 1981. С. 134). Широкую известность получила повесть «Жизнь Василия Фивейского» (1903), где переосмысливается библейское повествование о св. прав. Иове Многострадальном. Беды сваливаются на героя рассказа свящ. Василия одна за другой, сначала Василий воспринимает испытания как знак избранничества и пытается совершить силой веры чудо - воскресить бедняка. Но когда чуда не происходит, он мгновенно утрачивает веру и его речи приобретают богоборческую направленность и обличают несправедливость миропорядка. Именно бессмысленная несправедливость земной человеческой жизни представлялась А. самым веским доводом против Бога. А. постоянно обращался к библейским сюжетам для создания произведений, имеющих богоборческий характер. Так было в рассказах «Елеазар», где героем избран воскресший Лазарь, и «Иуда Искариот» (1907), где евангельский Иуда, предавший своего Учителя, изображен философом, убежденным во всесилии зла. «Иуда Искариот» и др. произведения А. вызвали активную полемику в церковной печати, среди критиков А. были А. А. Бронзов, еп. Георгий (Ярошевский) и др. Антихрист. тема была продолжена А. в трагедии «Анатэма» (1909), где создан образ совр. Мефистофеля, осмеивающего тех, кто милосердием пытается заслужить спасение души. В изображении А. диавол предстает как бесстрашный искатель истины, жаждущий познания и социальной справедливости. Резкая критика христ. морали звучит и в трагедии «Океан» (1911). В последние годы жизни А. работал над романом «Дневник сатаны» (1918-1919), в к-ром изображены явление диавола на землю и изобретение всеразрушающего оружия для покорения мира.