Александр Александрович (7.08.1858, с. В. Чужбой Белозерского у. Новгородской губ.-1936/37, Ленинград), богослов, церковный историк, публицист. Род. в семье псаломщика. Окончил Белозерское ДУ (1873), Новгородскую ДС (1879) и СПбДА (1883). С 1883 г. преподавал Свящ. Писание, нем. и древнеевр. языки, библейскую историю в Курской ДС. В 1885 г. защитил магист. дис. «Аристотель и Фома Аквинат в отношении к их учениям о нравственности пред лицом Евангелия», в к-рой показал генетическую связь системы Фомы Аквинского с учением Аристотеля и их принципиальное различие, поскольку этика Аристотеля противоречит нравственным принципам Евангелия. С 1886 г. Б. преподавал греч. язык (в нек-рые периоды Свящ. Писание и лат. язык) в С.-Петербургской ДС, выполнил ряд переводов с греч. языка. С 1894 г. доцент на кафедре нравственного богословия СПбДА, с 1897 г. экстраординарный профессор, с 1902 г. ординарный профессор, в окт. 1903 - июне 1906 г. член правления СПбДА.
В 1901 г. Б. представил к защите на соискание докторской степени дис. «Преподобный Макарий Египетский» (1899. Т. 1), в к-рой проанализировал относящиеся к биографии преподобного источники и рассмотрел вопрос о подлинности приписываемых прп. Макарию Великому (Египетскому) творений. Ученый стремился показать, что нравственное учение занимает центральное место в сочинениях прп. Макария. Несмотря на отрицательные отзывы рецензентов В. В. Болотова и Т. А. Налимова и решение Совета СПбДА, Б. получил степень д-ра богословия указом Святейшего Синода от 5 апр. 1901 г. по ходатайству С.-Петербургского митр. Антония (Вадковского) и отзыву Киевского митр. Феогноста (Лебедева). Докт. диссертация Б. была отмечена Макария (Булгакова), премией. 2-й т. исследования о прп. Макарии Египетском был подготовлен автором к печати, но не издан.
В своих печатных трудах и лекциях Б. отказался от схоластического подхода к проблемам нравственного богословия, ранее распространенного в рус. богословской науке, и опирался на систему своего учителя протопр. Иоанна Янышева. В кн. «Нравственное богословие в России в течение XIX ст.» (1901) Б. выделил 2 основных направления в этом разделе рус. богословской науки: во-первых, учебные курсы, составленные по зап. образцам и ориентированные преимущественно на нравственную философию И. Канта с его учением об автономной морали, и, во-вторых, работы, опирающиеся на живой аскетический опыт, в первую очередь на труды свт. Феофана (Говорова), к-рый активно привлекал святоотеческое наследие для понимания христ. нравственности.
Б. был активным публицистом, живо откликался на совр. ему церковные и общественные события, идеологические и научные движения. Он опубликовал большое число статей, заметок и рецензий в церковных и светских периодических изданиях: «Богословском вестнике», «Трудах Киевской духовной академии», «Христианском чтении», «Церковных ведомостях», «Церковном вестнике» и др. Б. является также автором многочисленных статей по нравственному богословию для ПБЭ, биографических очерков и некрологов, путевых заметок, воспоминаний о Белозерском ДУ, статей о положении духовенства, обзоров духовных журналов в ж. «Странник» (1905-1906).
28 окт. 1913 г. Б. вышел в отставку, но остался сверхштатным ординарным профессором СПбДА и продолжил чтение лекций в академии. С 1914 г. являлся почетным членом КазДА, МДА и Археологического ин-та в Петрограде, с 1915 г.- Киевского православного религиозно-просветительского об-ва. В 1915-1917 гг. член Миссионерского совета при Святейшем Синоде. С 23 июля 1918 г. кандидат в члены, с 5 дек. 1919 г. член Петроградского епархиального совета. В 1918 г. опубликовал статьи «Пастырь-мученик» (о прот. Петре Скипетрове), «Крестный ход в Петрограде 21 января» и «Христианство и социализм». После закрытия СПбДА в февр. 1919 - апр. 1923 г. работал старшим архивистом в Главархиве и заведующим архивом бывш. Петроградской духовной консистории, затем в Гос. Публичной б-ке, архивах Леноблисполкома и Главного управления НКВД.