Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БРИЛЛИАНТОВ
6, С. 249-250 опубликовано: 7 октября 2009г.


БРИЛЛИАНТОВ

А. И. Бриллиантов. Фотография. Нач. XX в.
А. И. Бриллиантов. Фотография. Нач. XX в.

А. И. Бриллиантов. Фотография. Нач. XX в.
Александр Иванович (10.08.1867, с. Цыпино Кирилловского у. Новгородской губ.- 1.06.1933, Тамбов), богослов, историк Церкви. Из семьи священника, брат И. И. и В. И. Бриллиантовых. В 1881 г. окончил Кирилловское ДУ, в 1887 г.- Новгородскую ДС. В 1887-1891 гг. учился в СПбДА, после ее окончания получил степень канд. богословия. В 1891/92 г. оставлен при академии профессорским стипендиатом. В 1892-1893 гг. преподавал Закон Божий в 2 городских уч-щах в С.-Петербурге. В 1893-1900 гг. в Тульской ДС преподавал историю и обличение рус. раскола, обличительное богословие, с 1895 г. одновременно исполнял обязанности епархиального миссионера Тульской епархии. В июле 1898 г. защитил в СПбДА магист. дис. «Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены». С мая 1900 г. являлся доцентом на кафедре общей церковной истории СПбДА, с дек. 1903 г. экстраординарным профессором, курс лекций Б. по общей церковной истории сохранился в рукописях и литографических изданиях. Участвовал в Религиозно-философских собраниях 1901-1903 гг. В июле 1914 г. удостоен степени д-ра церковной истории по совокупности трудов. С сент. 1914 г. ординарный профессор СПбДА. С 1900 г. служил делопроизводителем Комиссии Святейшего Синода по старокатолич. и англикан. вопросам. В течение ряда лет состоял председателем Библиотечной комиссии СПбДА.

Б. являлся членом Предсоборного Присутствия (1906), Предсоборного Совета (1917) и Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг., на к-ром исполнял обязанности секретаря. Весной 1917 г. был одним из кандидатов на митрополичью кафедру Петрограда. В окт. 1918 - июле 1922 г. служил преподавателем, затем профессором церковной истории в 1-м Петроградском педагогическом ин-те, в 1920-1923 гг. преподавал в Петроградском богословском ин-те. Предпринимал усилия к сохранению б-ки СПбДА, из фондов к-рой 18 дек. 1918 г. был образован филиал ГПБ (до 1932 располагался в здании академической б-ки). В нач. 1919 г. подготовил «Справку о библиотеке Санкт-Петербургской духовной академии». В дек. 1919 г. Б. был избран чл.-кор. Российской АН (с 1924 АН СССР), являлся членом комиссии АН по истории знаний и Русско-византийской комиссии. С 22 мая 1921 г. действительный член Палестинского Православного об-ва. В 1919-1921 гг. работал во 2-м отд-нии 4-й секции Единого гос. архивного фонда (ЕГАФ, бывш. архив Святейшего Синода) в качестве архивариуса, затем старшего архивариуса, помощника управляющего и зав. фондом, уволен по сокращению штатов. С 15 нояб. 1921 г. библиотекарь 1-го филиального отд-ния ГПБ, с 1925 г. главный библиотекарь. 1 марта 1930 г. вышел на пенсию. 10 июня 1930 г. в числе мн. др. академических работников арестован и привлечен по «Академическому делу», в февр. 1931 г. приговорен к расстрелу, 10 мая смертный приговор заменен на 5 лет лагерей с конфискацией имущества. 26 мая 1932 г. Б. освобожден и сослан в Тамбов, где через год скончался.

Научную известность Б. принесла магист. дис. «Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены». Б. установил влияние на Иоанна Скота Эриугену его предшественников в богословии и философии, обстоятельно охарактеризовав «Ареопагитики» и богословские взгляды блж. Августина, свт. Григория Нисского и прп. Максима Исповедника. Б. пришел к выводу о принципиальном различии зап. богословия, основные идеи к-рого изложены блж. Августином, от вост., наиболее отчетливо выраженного в «Ареопагитиках» и творениях прп. Максима Исповедника. Б. указал, что в зап. богословии основное внимание обращено на внутреннюю, психологическую жизнь человека, а в вост.- на онтологические темы. В психологизме блж. Августина и онтологизме «Ареопагитик» и трудов прп. Максима, по мнению Б., проявилась сущность зап. и вост. богословия, что впосл. привело к различию католич. и правосл. миросозерцания. Б., исследуя философские и богословские идеи Эриугены, обратил особое внимание на учение о человеке, согласно к-рому перед человеком стоит задача возвратить весь мир к Богу.

Ряд исследований Б. посвящен церковной истории, преимущественно истории догматических споров и ересей. Темой ст. «К истории арианского спора до Первого Вселенского Собора» стала датировка Антиохийского Собора (324). В работе «Происхождение монофизитства» автор, проанализировав монофизитство в крайнем, евтихианском (см. Евтихий), варианте, показал его зависимость от арианства. В соч. «Император Константин Великий и Миланский эдикт 313 г.» Б. пришел к выводу, что установившийся на Востоке союз Церкви с гос-вом имел источником не законодательство равноап. имп. Константина, а предшествовавшие ему греч. и рим. национальные и политические традиции. В связи с решением Святейшего Синода о проведении исследований с целью установления «надлежащего чествования св. Максима на месте его погребения в Закавказье» (1908) Б. написал очерк «О месте кончины и погребения св. Максима Исповедника» (переработанный вариант записки, представленной в Синод 16 дек. 1913). В 1908-1918 гг. Б. занимался сбором материалов для докт. диссертации, посвященной истории монофелитского спора (сохр. рукописные отрывки). Неопубликованным осталось и одно из последних сочинений Б. «История развития папской власти в Западной Европе (II-IX вв.)» (написано ок. 1922), в к-ром ученый выступил против авторитаризма в Церкви, критикуя не только папство, но и «вселенские» притязания К-польского Патриарха. Перу Б. принадлежат также очерки о профессорах СПбДА В. В. Болотове и И. В. Чельцове, Пензенском еп. Иннокентии (Смирнове). Особой заслугой ученого является обработка и подготовка к печати наследия Болотова, публикация его «Лекций по истории древней Церкви» (1907, 1910) и др. сочинений в ж. «Христианское чтение».

В нач. ХХ в. Б. принимал активное участие в спорах о реформе церковного устройства. В записках, приложенных к отзыву С.-Петербургского митр. Антония (Вадковского) по вопросу о церковной реформе, Б. высказался за созыв Поместного Собора РПЦ, на к-ром должны быть широко представлены белое духовенство, а также миряне. В максимальном вовлечении в жизнь Церкви всех ее членов Б. видел путь приближения к идеалу апостольских времен. Он полагал, что высшей властью в Поместной Церкви обладает Собор, исполнительная власть должна принадлежать постоянно действующему Синоду, к-рый избирается Собором. Б. выступал против восстановления в Русской Церкви Патриаршества «в том виде, как оно существовало прежде в Греции и в России» (Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. Ч. 3. С. 121).

Арх.: РНБ ОР. Ф. 102; РНБ. Ф. 10/1; 10/4.
Соч.: Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. СПб., 1898. М., 1998п; Иоанн Скот Эригена и его отношение к богословию восточному и западному: (Речь перед защитой магист. дис.) // ХЧ. 1898. № 2; К вопросу о философии Эригены: Ответ г. проф. В. С. Серебренникову. СПб., 1899; Из истории тайного сектантства в Тульской губ.: Скопчество в дер. Нагаеве Чернского у. Тула, 1899; К характеристике ученой деятельности проф. В. В. Болотова как церк. историка // ХЧ. 1901. Ч. 2 (Апр.) (отд. изд.: СПб., 1901); Ученые записки и письма проф. В. В. Болотова по переводу богослужебных книг на фин. язык // Там же. 1906. № 3, 5; Происхождение монофизитства // Там же. № 6 (отд. изд.: СПб., 1906); К вопросу об участии в соборах мирян и духовных лиц неепископского сана // Отзывы епарх. архиереев по вопросу о церк. реформе. СПб., 1906. Ч. 3. С. 100-102; Необходимо ли введение в совр. Русской Церкви системы митрополитанского и патриаршего управления в том виде, как та развивалась в древнее время в Церкви греческой // Там же. С. 108-121; К вопросу о бенедиктинских изданиях творений святых отцов // ХЧ. 1908. № 10; Профессор В. В. Болотов: Биогр. очерк // Там же. 1910. № 4-8; отд. изд.: СПб., 1910; Профессор И. В. Чельцов // Там же. 1911. № 10-12; Речь по случаю открытия бюста проф. В. В. Болотова // Там же. 1912. № 3; Преосв. Иннокентий (Смирнов), еп. Пензенский и Саратовский: Биогр. очерк // Там же. № 12 (отд. изд.: СПб., 1912); Труды В. В. Болотова по вопр. о Filioque и полемика о его тезисах о Filioque в рус. лит-ре // Там же. 1913. № 4 (отд. изд.: СПб., 1914); К истории арианского спора до Первого Вселенского Собора // Там же. № 7/8, 9/10 (отд. изд.: СПб., 1913); Имп. Константин Великий и Миланский эдикт 313 г. // Там же. 1914. № 1-2, 11-12; 1915. № 10-12; 1916. № 1-2, 4 (отд. изд.: Пг., 1916); О месте кончины и погребения св. Максима Исповедника // ХВ. 1918. № 1 (отд. изд.: Пг., 1918).
Лит.: Иннокентий (Павлов), иером. СПбДА как церк.-ист. школа // БТ. 1986. Юбил. сб., посвящ. 175-летию ЛДА. С. 233-236; Алексеева М. А. Семья Бриллиантовых // Ферапонтовский сб. М., 1991. Вып. 3. С. 233-242; In memoriam: Ист. сб. памяти Ф. Ф. Перченка. М.; СПб., 1995; Брачев В. С. «Дело историков» 1929-1931 гг. СПб., 1997; Сотрудники РНБ - деятели науки и культуры: Биогр. словарь. СПб., 1999. Т. 2. С. 130-134; Грушевой А. Г. А. И. Бриллиантов (1867-1933): История Церкви и византинистика в трудах ученого // История Древней Церкви в науч. традициях ХХ в. СПб., 2000. С. 63-67.
В. В. Бурега
Ключевые слова:
Историки Церкви русские Преподаватели Санкт-Петербургской Духовной Академии Богословы русские Бриллиантов Александр Иванович (1867 - 1933), богослов, историк Церкви
См.также:
БОЛОТОВ Василий Васильевич (1853 – 1900), историк Церкви
БРОНЗОВ Александр Александрович (1858 - 1936/37), богослов, церковный историк, публицист
КАТАНСКИЙ Александр Львович (1836-1919), проф. СПбДА, богослов, литургист, историк Церкви
АЙВАЗОВ Иван Георгиевич (1872-1964), богослов, публицист, миссионер
АКВИЛОНОВ Евгений Петрович (1861-1911), протопр., богослов
АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик
АНТОНИЙ (Храповицкий; 1863-1936), митр. Киевский и Галицкий, первоиерарх РПЦЗ
АСМУС Валентин Валентинович (род. в 1950), прот., богослов, историк Др. Церкви