Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АССИЗИ
3, С. 621-622 опубликовано: 25 февраля 2009г.


АССИЗИ

[итал. Assisi], г. в обл. Умбрия (Центр. Италия), духовный центр ордена францисканцев. Место рождения и деятельности святых католич. Церкви Франциска Ассизского и Клары, основательницы ордена кларисс. В наст. время в А. находится кафедра епископа Ассизи, Ночера-Умбра и Гуальдо-Тадино, подчиненного архиепископу Перуджи. На территории еп-ства проживает 78 тыс. чел., из них 77 тыс.- католики (An. Pont. 2001. P. 57).

История

Мон-рь Франциска Ассизского
Мон-рь Франциска Ассизского

Мон-рь Франциска Ассизского
В дорим. эпоху на месте А. существовало поселение умбров, одного из италийских племен. Достоверные сведения о существовании города относятся уже к эпохе ранней Римской империи, когда А. представлял собой рим. муниципий (рим. название Assisium). В А. род. античный лат. поэт Секст Аврелий Проперций (50-15 до Р. Х.). До наших дней дошли остатки рим. городских укреплений, амфитеатр и форум. Перестройки времен позднего средневековья сохранили рим. планировку, но превратили форум в центральную городскую площадь, а находящийся здесь храм Минервы - в христ. ц. Санта-Мария. После падения зап. Римской империи город неоднократно подвергался нападениям варваров. С VI в. находился под властью лангобардских герцогов, в 773 г. был захвачен франк. кор. Карлом Великим. В кон. VIII в. вошел в состав образованного папского гос-ва, однако с кон. X в. стал объектом притязания герм. императоров. В 70-х гг. XII в. А. в составе герцогства Сполето был подчинен Римско-Германской империи. При папе Иннокентии III (1198-1216) город опять переходит под управление понтификов (окончательное включение А. в состав папского гос-ва произошло только при Пии II в сер. XV в.). К 1210 г. относятся свидетельства существования в А. самоуправляющейся городской коммуны. В сер. XIV в. кард. Э. Альборнос построил на месте бурга XII в. новую цитадель - известную ныне крепость Рокка-Маджоре. С 1870 г. в связи с возникновением единого Итальянского королевства и уничтожением светского папского гос-ва А. административно относится к пров. Перуджа (обл. Умбрия).

Христианство в А.

Церковь Франциска Ассизского. 1228 г.
Церковь Франциска Ассизского. 1228 г.

Церковь Франциска Ассизского. 1228 г.

Начало проповеди Евангелия на рубеже II-III вв. местное предание связывает с именем сщмч. Цисполита, еп. Веттоны, пострадавшего при имп. Максимиане. Еп-ство А. известно с III в., непосредственно подчинялось Римcкому епископу (папе). Первый упоминаемый в документах епископ А.- сщмч. Руфин, поставленный на кафедру в 235 г. и через год претерпевший мученичество за христ. веру, почитается как покровитель города. Мучениками стали также преемники Руфина святые Викторин и Сабин. Из-за отсутствия регулярных списков о епископах, занимавших кафедру А. в IV-VIII вв., сведений мало: под сомнение ставится пребывание на кафедре некоего Василия, рукоположенного в 412 г. папой Иннокентием I. В 545 г. еп. Авентий путем переговоров с вождем остготов Тотилой у ворот города сумел убедить его не подвергать А. разграблению. В 649 г. еп. Аквилин участвовал в Латеранском Соборе, где под председательством папы Мартина I было осуждено монофелитство. В ср. века еп-ство с центром в А. было самым незначительным в Умбрии, имело всего 10 приходов. При еп. Гуго (1028-1059) над часовней, где покоились мощи св. Руфина, был возведен новый собор в честь святого, куда и была перенесена епископская кафедра. Этот собор, перестроенный в 1140 г., существует в наст. время и знаменит тем, что в нем приняли Крещение Франциск и Клара, а также герм. имп. Фридрих II Штауфен.

Франциск Ассизский освобождает г. Ареццо от демонов. Роспись ц. Франциска Ассизского. Мастер Джотто. Ок. 1300 г.
Франциск Ассизский освобождает г. Ареццо от демонов. Роспись ц. Франциска Ассизского. Мастер Джотто. Ок. 1300 г.

Франциск Ассизский освобождает г. Ареццо от демонов. Роспись ц. Франциска Ассизского. Мастер Джотто. Ок. 1300 г.
Церковная история А. тесно связана с жизнью Франциска Ассизского, деятельность к-рого началась с восстановления полуразрушенных храмов, среди них были находившиеся за городом мон-рь Сан-Дамиано, ц. Сан-Пьетро и базилика Санта-Мария дельи Анджели с капеллой Порциункулой, рядом с ней в шалаше жил Франциск. Часовня в дальнейшем превратилась в главную святыню («глава и мать») ордена францисканцев. После смерти Франциска город становится паломническим центром католич. Церкви. В 1228 г. папа Григорий IX заложил первый камень базилики в честь Франциска. Храм возведен на т. н. Адском холме (colle d'Inferno), бывш. лобном месте, что соответствовало францисканской идее «подражания Христу». В 1230 г. это место переименовали в Райское (colle del Paradiso) и в храм перенесли мощи Франциска Ассизского. В 1253 г. храм был освящен папой Иннокентием IV, впосл. стал паломническим центром францисканцев-конвентуалов. Нижняя церковь базилики представляет собой помещение с невысокими сводчатыми потолками, боковыми капеллами и криптой. Над ней возведена готическая верхняя церковь с вытянутым нефом. В 1442 г. жители соседней Перуджи пытались похитить мощи Франциска, прославившиеся чудесными исцелениями, но по приказу папы Евгения IV вход в крипту был замурован (свободный доступ к гробнице открыт в 1820). Стены нижней и верхней церквей базилики Сан-Франческо покрыты фресками и представляют собой наиболее обширный и важный позднесредневек. живописный ансамбль в Центр. Италии. В течение более полувека, вплоть до кон. 20-х гг. XIV в., здесь работали рим., сиенские, флорентийские и умбрийские мастера, оставившие неск. крупных фресковых циклов (на сюжеты ВЗ и НЗ, «Золотой легенды» Якопо да Варацце, жития Франциска Ассизского, написанного Бонавентурой), а также отдельные живописные композиции. Чимабуэ вместе с учениками в 80-х гг. XIII в. написал в трансепте нижней церкви образ «Мадонны с 4 ангелами и св. Франциском» и 8 сцен из жизни Девы Марии, в левой части трансепта верхней церкви - «Распятие». Джотто, как предполагают, в 1296-1304 гг. украсил стены нефа верхней церкви 28 эпизодами из жизни Франциска Ассизского, в нижней церкви его ученики расписали хор. Симоне Мартини ок. 1320 г. представил на стенах одной из капелл нижней церкви сцены из жизни св. Мартина. Во 2-й пол. 20-х гг. XIV в. Пьетро Лоренцетти вместе с учениками украсил левый трансепт нижней церкви сценами из Страстного цикла. В сент. 1997 г. базилика серьезно пострадала во время землетрясения, для посещений после реставрации она открылась 28 нояб. 1999 г.

Пространственную структуру верхней церкви базилики Сан-Франческо повторяет ц. Клары Ассизской (1265), где находится ее погребение. Фасад церкви, так же как и мн. средневек. жилые дома в А., построен из розового местного камня с горы Субазио. Городской ансамбль А. венчает донжон, расположенный на холме цитадели Рокка-Маджоре, являющейся образцом крепостной архитектуры XIV в.

По инициативе папы Римского Иоанна Павла II в А. проводятся межрелиг. встречи для «общего моления о мире». Последняя такая встреча состоялась 24 янв. 2002 г. Среди правосл. участников были Патриарх К-польский Варфоломей, Патриарх Антиохийский Игнатий, архиеп. Тиранский и всей Албании Анастасий и представители др. Поместных Православных Церквей. От РПЦ во встрече приняли участие митр. Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев), еп. Корсунский Иннокентий (Васильев) и еп. Керченский Иларион (Алфеев).

Лит.: Fortini A. Assisi nel Medio Evo. R., 1940; Лазарев В. Н. Происхождение итальянского Возрождения. 1: Искусство Проторенессанса. М., 1956; idem. Происхождение итальянского Возрождения. 2: Искусство треченто. М., 1959; Magro P. Il sepolcro di San Francesco. Assisi, 1982; Poeschke J. Die Kirche San Francesco in Assisi und ihre Wandmalereien. Münch., 1985; Grohmann A. Assisi. R., 1989; Marini G. Chiara di Assisi: La donna, la santa nell'ottavo centenario della nascità 1193-1993. Assisi, 1991; Assisi e gli Umbri nell'antichità: Atti del convengo intern.: Assisi, 18-21 dicembre 1991 / A cura di G. Bonamente, F. Coarelli. Assisi, 1996; Lunghi A. Immagini e momenti di Assisi. Assisi, 1997.
О. С. Воскобойников, Е. Ю. Золотова
Ключевые слова:
Города итальянские Христианство на территории разных стран. Италия Италия. История Страноведение. Италия Церковная архитектура. Храмы (Италия) Францисканцы География. Италия Ассизи, город в Италии, центр францисканского ордена Настенная роспись (Италия)
См.также:
ГЕНУЯ г. в Италии, столица обл. Лигурия, центр одноименного архиеп-ства
ВЕНЕЦИЯ г. в Италии
КАСТЕЛЬСЕПРИО город в обл. Ломбардия (Италия)
АМАЛЬФИ город в Юж. Италии
ИТАЛИЯ. I общие сведения, религия, история (часть I)
АКВИЛЕЯ [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата
БЕНЕВЕНТО город в Юж. Италии
БОББИО аббатство, город, с XI в. еп-ство в Сев. Италии
БОЛОНЬЯ центр еп-ства
БРИНДИЗИ г. в Юж. Италии на адриатическом берегу п-ова Салентина, древняя епископская кафедра
ГРАДО город в сев.-вост. Италии, центр одноименного Патриархата
ИТАЛИЯ. II Исторический очерк (часть II); Русская Православная Церковь в Италии
КАСТЕЛЬ-ГАНДОЛЬФО город в Центр. Италии (обл. Лацио)
ЛОРЕТО город в восточной части Центр. Италии, в пров. Анкона, в обл. Марке, место почитания Дома Божией Матери
БАРИ город в Италии, где наход. мощи свт. Николая Чудотворца
АЛЕКСАНДР ГЭЛЬСКИЙ (ок. 1185–1245), богослов-францисканец, схоласт
АНАСТАСИЙ I († 401), папа Римский (с 399), св. (пам. зап. 19 дек.)
АНАСТАСИЙ II († 498), папа Римский (с 496)