[лат. Arelas, Arelate - Арелат, франц. Arles], г. в юго-вост. Франции (Прованс, деп. Буш-дю-Рон), расположен в устье р. Рона.
В нач. I тыс. до Р. Х. на территории А. существовало лигурийское поселение; в VII в. до Р. Х. выходцы с о-ва Родос основали напротив буд. А. торговую факторию Роданусия. Поселение было разрушено, по-видимому, кельтами (галлами), вторгшимися сюда в кон. V - нач. IV в. до Р. Х. Во II в. до P. Х. здесь существовало поселение кельтско-лигурийского племени саллиев (саллювиев). В 124 г. до Р. Х. они были покорены Римом и их земли были включены в образованную через 3 года рим. пров. Трансальпинскую, или Дальнюю Галлию (с 25 до Р. Х. офиц. название - Нарбонская Галлия). В 107 г. до Р. Х. Гай Марий во время войны с кимврами и тевтонами, чтобы обеспечить более удобное водное сообщение между р. Роданом (Роной) и морем, приказал прорыть в районе А. канал, напрямую соединивший реку с морем, вследствие чего город стал не только речным, но и морским портом. В 49 г. до Р. Х. Гай Юлий Цезарь использовал А. как базу для строительства военного флота, предназначенного для осады Массилии, вставшей на сторону Помпея.
В 46 г. до Р. Х. на месте А. была основана рим. колония (Colonia Julia Paterna Arelate Sextanorum), возведены храмы Августа, Дианы, Доброй Богини (Bona Dea), общественные здания: театр, амфитеатр, цирк; был обустроен форум. В А. сходились 2 важнейшие рим. дороги Юж. Галлии: на восток в Италию, до самого Рима, вела Аврелиева дорога (Via Aurelia), на запад, в Нарбон и далее в Испанию,- Домициева дорога (Via Domitia). Начавшийся с сер. III в. по Р. Х. общий упадок Римской империи отразился и на А.: в 260 г. вождь алеманов Хрок взял город и подверг его разорению.
В нач. IV в. при имп. Константине I Великом в А. были восстановлены общественные здания, форум и храмы, построен имп. дворец и монетный двор. Имп. Константин трижды бывал в А. (308, 314, 316), ставшем впосл. одной из резиденций его сына, имп. Константина II (337-340). Рим. политический деятель и поэт Авзоний (кон. IV в.) в составленном им списке важнейших городов империи ставит А. на 8-е место (после Аквилеи), называя его «малым галльским Римом» (Gallula Roma - PL. 19. Col. 870). Власть рим. императоров сохранялась в А. до самого падения Зап. Римской империи (476). Вестгот. кор. Эврих, несмотря на попытки захватить город в 465 и 468 гг., окончательно подчинил А. лишь в 476 г. В 502 г. франк. кор. Хлодвиг I осадил А., но захватить город не смог. А. перешел в руки франков в 539 г. В VIII в. араб. наместник в Нарбоне Юсуф совершил набег на Прованс и штурмом взял А., разорив его дотла (734). Набеги арабов повторялись в 797, 848, 850 и 869 гг.
По Верденскому договору о разделе империи Карла Великого А. отошел к владениям имп. Лотаря и его сыновей, а в 867 г.- западнофранк. кор. Карла Лысого. В 869 г. граф Вьена и герц. Прованса Бозон провозгласил себя королем Прованса (Н. Бургундии), в его коронации принимал участие архиеп. А. Ростан I. Преемники Бозона перенесли свою резиденцию в А., с 933 г., после присоединения королевства Прованс к владениям верхнебургундского кор. Рудольфа II, объединенное Бургундское королевство получило название королевство Арелат (Regnum Arelatense). Оно вошло в состав Римско-Германской империи, а после прекращения провансальской королевской династии (1033) перешло под непосредственную власть императора. В 1246 г. в Провансе установилась власть Анжуйской династии. В 1481 г. франц. кор. Людовик XI присоединил Прованс и А. окончательно отошел к Франции. С кон. XV в. экономика А. приходит в упадок, и он превращается в один из провинциальных городов Юж. Франции.
Церковное предание, отраженное в послании папы Зосимы от 417 г. (Ep. I 3 // PL. 20. Col. 642-645), связывает основание христ. Церкви в А. с именем св. Трофима, ап. от 70. Из послания галльских епископов к папе Льву I Великому в 452 г. (Leo Magnus. Ep. LXV 2 // PL. 54. Col. 881) известно, что он был направлен из Рима в А. ап. Петром. Григорий Турский относил деятельность св. Трофима к сер. III в. и включил его в число 7 епископов, посланных из Рима для просвещения Галлии (Ист. франков. I. 30). Свт. Киприан Карфагенский (Ep. 55) писал о том, что в 254 г. церковь А. уже миновала период становления и была достаточно организованной. Древнейшие христ. памятники в А. также относятся к нач. III в. В XI в. возникло предание, связывающее начало христ. проповеди в А. с Марией Магдалиной, Лазарем Четверодневным и его сестрой Марфой.
Первым мучеником в А. считается св. Генесий, пострадавший в годы гонений при имп. Деции. В период арианской смуты (см. Арианство) еп. Сатурнин поддержал проарианскую политику имп. Констанция II, за что был низложен парижским собором под председательством еп. Илария Пиктавийского (361). В V-VI вв. христ. Церковь в А. достигла расцвета, почти все епископы этого периода канонизированы Зап. Церковью, из них особенно прославились святые Гонорат (427-429), Иларий (429-449), Кесарий (502-542), Аврелиан (546-551) и Виргилий (ок. 588 - ок. 610). В это время в городе и его предместьях появились мон-ри, первый был основан ок. 430 г. св. Иларием у базилики св. Генесия на левом берегу р. Роны.
В IV в. А. являлся одним из городов пров. вьенская Галлия, его епископ находился в подчинении архиепископа (митрополита) Вьенского. В 392 г. префект Галлий перенес свою резиденцию из Трира в А., к-рый занял более высокое положение, чем Вьен. Тогда же епископ А. стал добиваться, чтобы городу был придан статус митрополии. Собор галльских епископов в Турине (398) при участии Симплициана Медиоланского и др. епископов Сев. Италии постановил разделить вьенское архиеп-ство, при этом юж. часть провинции отошла в ведение арелатского архиеп-ства. В 417 г. папа Зосима предоставил еп. А. Патроклу право поставлять епископов во всей вьенской и обеих нарбонских пров., а также сделал его фактически первенствующим во всей Галлии. Это решение папы вызвало протест со стороны Массилийского архиеп. Прокула и Нарбонского архиеп. Илария. Преемник Зосимы папа Бонифаций I восстановил Нарбонское архиеп-ство (422), значительно урезав права архиепископа А., к-рый тем не менее сохранил за собой прежние права не только в юж. части Вьенской пров., но и во второй Нарбонской пров. (и, возможно, в Приморских Альпах). Св. Иларий собирал межпровинциальные Галльские соборы и назначал епископов и за пределами своего архиеп-ства, что не нравилось высшим иерархам не только Галлии, но и Рима. В 445 г. папа Лев I Великий, рассмотрев жалобы 2 галльских епископов и их паствы на архиепископа А., постановил ограничить власть Илария пределами его епархии. В 450 г. собор галльских епископов направил петицию к папе Льву I с просьбой восстановить митрополию в А. и вернуть кафедре ее прежние права, что и было сделано. Новый конфликт разгорелся между Вьеном и А. в 463 г., когда вьенский архиепископ поставил епископа в один из городов, подчиненных А. Архиеп. Леонтий апеллировал в Рим. Добившись возвращения прежних прав, он созывал Соборы, председательствовал на них и выступал единственным посредником между галльским епископатом и Римом. В 514 г. папа Симмах предоставил св. Кесарию право самостоятельно решать любые вопросы, в т. ч. догматические, касавшиеся Галлии и Испании, кроме того, папа просил архиепископа А. быть посредником между ним и правителями варварских королевств, возникших на территории бывш. рим. провинций. В 794 г. на соборе во Франкфурте вновь разгорелся спор о границах Арелатского и Вьенского архиеп-ств. В результате Арелатское архиеп-ство осталось в границах, к-рые были определены еще собором в Турине, в его ведении находилось 8 еп-ств. В А. состоялся ряд Поместных Соборов древней Церкви (см. Арелатские Соборы). С IX в. архиепископы А., получив право чеканить собственную монету, собирать торговые и дорожные пошлины, все более сближаются с представителями местной светской знати.
Список епископов (до сер. XI в.): св. ап. Трофим (I в.?), св. Регул (?), Маркион (254), св. Марин(ий) (ок. 314), Валентин (336-347), Сатурнин (до 353-361), Мартин (?), Никас (?), св. Крискент (?), св. Конкордий (374-380), Грат (?), Амвросий (?), Мартин (?), Инген (ок. 398), Августин (?), Героним, Савин, Ерос (408-411), св. Патрокл (411-426), Елладий (426), св. Гонорат (427-429), св. Иларий (429-449), св. Равенний (449 - после 454), Августал (до 463-491), св. Эоний (491-502), св. Кесарий (502-542), Авксаний (543-546), св. Аврелиан (546-551), св. Сапавд (552-586), Лицер(ий) (586-588), Пасхазий (?), св. Виргилий (ок. 588 - после 602), Киприан (613?), Флориан (ок. 614), Феодосий (632-650), Иоанн (659-668), Феликс (680?), Иоанн (?), Анастасий (?), Аустоберт (?), Вульберт (683); Аврелий, Поликарп, Мартин, Протасий, Имнодий, Георгий, Ратберт, Кауцар, Вильмар, Вилиар, Арлад (известны только по именам из «Арелатского сакраментария»); Элифант (Алафант) (788-794), Люпон (?), Иоанн (811-816), Нотон (824-851), св. Ро(т)ланд (852-869), Ростан (871-920?), Манасия (920-961), Итерий (963? - 985), Аннон (980? - 994), Понс де Мариньян (999-1030), Рамбальд де Рейлан (1030-1069).
После перехода королевства А. под непосредственную власть императора Свящ. Римской империи (1032) архиепископ А. занял первенствующее положение среди бургундских вассалов императора, получив от него привилегии и земельные владения. Имп. Фридрих I Барбаросса предоставил архиепископам полную власть над городом (прежде она была поделена между архиепископом, городской общиной и графами Прованса). В кон. XII - нач. XIII в. борьба городской общины и архиепископа за политическую власть в А. доходила до вооруженного противостояния. В 1245 г. гр. Прованса Раймонд Беренже IV поддержал городскую общину и архиепископ вынужден был отказаться от своих претензий на власть в городе. При Карле Анжуйском, в 1249 г., конфликт разгорелся с новой силой и архиепископу пришлось бежать из А. Через 2 года войска графа осадили город и принудили его жителей принять архиепископа, однако реальная власть в А. с этого времени перешла к графу.
В XII-XIII вв. в А. появились представители новых орденов католич. Церкви: в 1157 г. цистерцианцами был основан муж. мон-рь, в 1218 г.- францисканский мон-рь, в 1231 г.- доминиканский, в 1291 г.- кармелитский. В 1193 г. Арльский архиеп. Имберт предоставил перебравшимся из Св. земли в Юж. Францию тамплиерам церковь в Бокере. В период «Авиньонского пленения пап» кафедру А. занимали архиепископы, непосредственно связанные с Римской курией. После смерти папы Григория XI архиеп. А. кард. Пьер дю Кро инициировал избрание в Авиньоне Климента VII. Авиньонский папа Бенедикт XIII наложил арест на церковное имущество А., и в 1398-1404 гг. кафедра оставалась вакантной. Новый архиеп. кард. де Броньи принимал участие в избрании антипапы Иоанна XXIII (1410) и присутствовал на Констанцском Соборе (1414-1418). При нем из состава Арльского архиеп-ства было выделено Авиньонское еп-ство, к к-рому отошли кроме самого Авиньона еп-ства Вьерзон, Кавайон и Карпантра. Архиеп. А. кард. Луи Алеман был представителем папы Мартина V на Соборе в Базеле, инициатором низложения папы Евгения IV и избрания на его место Феликса V (1439). В свою очередь Евгений IV в 1440 г. лишил Луи Алемана архиепископского сана, но тот впосл. раскаялся, получил от нового папы Николая V все прежние титулы и бенефиции (1449). В XV-XVII вв. мн. архиепископы А., занимая высокие посты в Римской курии или при франц. королевском дворе, ни разу не посетили А. В 1499 г. соборный капитул А., действуя в духе Буржской прагматической санкции, предпринял 2 неудачные попытки самостоятельно избрать епископа. Однако реальное право назначения епископа в это время находилось в руках короля Франции, что и было закреплено Болонским конкордатом 1516 г.
Протестантизм в нач. XVI в. не получил большого распространения в А., борьба с ним ограничилась запретом допускать лютеран. проповедников в церкви (1532) и распоряжением сжигать еретические книги (1533). Однако в 1562 г. архиеп. А. Жак де Брулла был низложен за то, что являлся сторонником гугенотской партии адмирала Г. де Колиньи. После гугенотских войн (см. Гугеноты) А. остался католич., архиепископами были предприняты реформы, направленные на повышение авторитета католич. духовенства. В нач. XVII в. было восстановлено бенедиктинское аббатство Сен-Пьер-де-Монмажур, с 1639 г. ставшее резиденцией мавристов. Последний архиеп. А. Жан Мари Дюло погиб в Париже во время массовых убийств 2 сент. 1792 г. (см. Французская революция). По конкордату 1802 г. архиеп-ство А. с зависимыми от него кафедрами было упразднено; с 1817 г. его территория вошла в состав архиеп-ства Экс-ан-Прованс.
Изучение памятников раннехрист. искусства и археологии в А. началось в XVII в. Первый собор (базиликального типа) был построен в нач. IV в. вблизи юго-вост. части городских валов напротив языческого некрополя Алискампус (совр. Елисейские поля), позже превращенного в христ. и ставшего одним из центров паломничества в Европе. При еп. Иларии (429-449) в центре А. был возведен собор в честь св. Стефана. Период активной строительной деятельности приходится на IX-XII вв. В 897 г. были перестроены церкви аббатства св. Цезария (сохранились 2 капеллы: Сен-Жан-де-Мустье, IX в., и Сен-Блез, XIII-XIV вв., c куполом над средокрестием, узкими боковыми нефами, акустическими голосниками). В сер. XI в. марсельский мон-рь Сен-Виктор основал на Алискампусе приорат Сент-Оноре с церковью, от к-рой сохранились вост. и зап. части с трансептом. В нач. XII в. началось сооружение ц. Нотр-Дам-ля-Мажор в вост. части А. и перестройка собора близ театра рим. эпохи в новый храм св. Трофима, куда в 1152 г. с Алискампуса были перенесены мощи святого. Стены собора относят к сер. XI в., в сер. XV в. добавлен готический хор. Клуатр собора образован 2 романскими (1183) и 2 готическими галереями. Скульптурой романского времени украшены капители нефа (ок. 1120), фасады (между 1120 и нач. XIII в.), сев. и юж. галереи клуатра. В эпоху готики и ренессанса церкви на Алискампусе были разобраны на материал для сооружения погребальных капелл; в 1848 г. на его месте устроен плац.
В историю раннехрист. древностей А. вошел благодаря саркофагам своих некрополей, прежде всего Алискампуса и Тринквителя. С 1849 г. их исследовал основоположник христ. археологии во Франции Э. Леблан (опубл. в 1878; в 1954 коллекция была пополнена и переиздана Ф. Бенуа). Скульптурные мраморные саркофаги были привезены в А. из Рима, из Аттики, с о-ва Проконнес, часть изготовлена в местных мастерских. Производство саркофагов арльской группы с характерными стилем и сюжетикой прервалось к кон. V в. и возобновилось в IX-X вв., но уже в средневек. формах.
Большинство раннехрист. саркофагов А. принадлежат галло-рим. аристократии (некрополи датируют от I до кон. IV в.). Влияние христианства видят уже в ряде эпитафий III в., использующих выражения «вечный мир и покой», «вечная память», однако собственно христ. эпиграфика появляется ок. 310 г. В изображениях на саркофагах наряду с сюжетами из ВЗ и НЗ нередко представлены сцены из сельской жизни, охоты, эпизоды из морских путешествий и т. п. На одном из саркофагов (местная традиция приписывает его имп. Константину II) - символическое изображение Воскресения Христова: под монограммой Спасителя - воины, стерегущие Гроб Господень, по обеим сторонам от них - по 6 апостолов, получающих небесные венцы. На др. саркофаге представлены композиции «Суд Пилата», «Омовение ног ап. Петру» (в обеих -Иисус Христос безбородый) и «Господь во славе». Встречающийся на языческих саркофагах портрет усопшего иногда интерпретировался как изображение местночтимого святого мч. Генесия, как, напр., на саркофаге Гидрии Тертуллы, нач. IV в., долгое время считавшемся ракой с мощами мч. Генесия.
В памятниках раннехрист. эпиграфики (гл. обр. с Алискампуса) наряду с лат. именами встречается много греч. (Евстатия, Евлогий, Софроний), что указывает на значительную общину выходцев из вост. провинций Римской империи. В эпитафиях священнослужителям упомянуты имена 3 епископов (Ерос, Конкордий, св. Иларий), настоятеля мон-ря Флорентина, 3 пресвитеров и 1 монахини. Наряду с краткими эпитафиями (напр., еп. Еросу: «Sanctus Eros аntistes ob[iit]» - Святой Ерос первосвятитель скончался) встречаются и пространные (напр., св. Иларию в гекзаметре: «Sacrosanctae legis antistes Hilarius hic quiеscit» - Священного закона первосвятитель Иларий здесь покоится).
Из образцов раннехрист. церковного искусства заслуживает внимания пояс св. Кесария (VI в., мощи покоятся в ц. Нотр-Дам-ля-Мажор), на к-ром вышита монограмма имени Иисуса Христа, на резной пряжке из слоновой кости изображены 2 спящих воина на фоне сводчатого здания с портиками (пещера Гроба Господня).