Алексей Николаевич (15.11.1840, г. Болхов Орловской губ.- 17.08.1893, С.-Петербург), поэт, прозаик. Из старинного дворянского рода. В 1852-1859 гг. учился в петербургском Уч-ще правоведения, после окончания к-рого поступил на службу в Мин-во юстиции. В 1862 г. уехал из С.-Петербурга в родовое имение Павлодар в Орловской губ. В 1863-1865 гг. старший чиновник особых поручений при орловском губернаторе. С 1865 г. до конца жизни жил в С.-Петербурге, отказавшись от карьеры чиновника и оставаясь номинально причисленным к Мин-ву внутренних дел.
Первая публикация А.- стихотворение «Эпаминонд» (1854), посвященное памяти адмирала В. А. Корнилова. Стихи А. публиковались в журналах «Современник» (цикл «Деревенские очерки»), «Искра», «Гудок» и «Время». Высокую оценку им давали А. А. Фет, И. С. Тургенев и Н. А. Некрасов. В 1862 г., желая сохранить творческую свободу и не принимая демократического направления в рус. лит-ре, А. решил не печатать свои произведения. Перерыв, при к-ром поэтическая работа не останавливалась, продолжался более 20 лет (только в 1872-1873 в «Гражданине» появилось неск. стихотворений А.). С 1884 г. А. вновь эпизодически печатал поэтические и иногда прозаические произведения в «Вестнике Европы», «Русской мысли», «Русском обозрении». Его первый сборник «Стихотворения» появился в печати в 1886 г. и переиздавался с небольшими дополнениями при жизни автора в 1891 и 1893 гг.
Среди тем лирики А. особое место занимали религ. искания и сомнения, присущие А. с юности и до конца жизни. Впервые они выразились в стихотворении «Божий мир» (1856), где 16-летний поэт с поразительной силой показал тщетность и бессмысленность человеческой жизни на земле - «жизнь пустую, путь прямой и дальний, / Пыльную дорогу - Божий мир печальный». О трагическом одиночестве Христа в безразлично-враждебном мире А. писал в стихотворении «Моление о чаше» (1868). В стихотворении «Реквием» (кон. 60-х гг.) он изобразил ничтожество человека перед великой загадкой Божия Промысла и молился о вечном покое ближнему.
Наиболее полно религ. воззрения А. выражены в поэме «Год в монастыре» (1883), впервые опубликованной в «Русской мысли» (1885. № 1). В поэме отразились детские воспоминания А. о поездках в Оптину пуст. и впечатления от посещения Валаамского мон-ря в 1866 г. Сюжетная канва поэмы: молодой человек, слабовольный, воспитанный в светском об-ве, из-за неудачной любви убегает под кров «обители мира, смерти и забвенья» - в мон-рь. В течение года в душе юноши идет борьба; резкие переходы от смирения и самоосуждения к почти богохульству приводят героя к тяжелой болезни, но достаточно всего 5 строк письма возлюбленной для принятия окончательного решения - бежать из мон-ря. Т. о., по мнению А., в монастырской келье нет спасения от мирских соблазнов, плотской любви, светской пустоты, тоски и сомнений. Все это должен терпеливо сносить в земном мире человек, не имеющий сильной и глубокой веры.
В прозе А. использовал эпистолярную и дневниковую форму, как и в поэзии тяготея к лирическому повествованию от первого лица. В повестях «Архив графини Д**» и «Дневник Павлика Дольского» он показал пустоту светской жизни и искусственность ценностей, принятых в высшем об-ве. Религиозно-нравственному осмыслению смерти посвящен рассказ «Между смертью и жизнью». Как в поэзии, так и в прозе А. изображал сложные душевные переживания, среди к-рых выбор между верой и безверием имел важное значение для характеристики лирического героя.