[греч. ἀντιμήνσιον, ἀντιμήνσσιον, ἀντιμίνσιον, ἀντιμίσσιον - [то, что] вместо престола от греч. ἀντί - вместо + лат. mensa - стол, трапеза], прямоугольный плат с особыми изображениями, освященный и подписанный епископом, на к-ром совершается Божественная литургия. Обычно А. имеет небольшой зашитый карман, куда вложены частицы святых мощей мучеников.
Первоначальное значение термина «А.» - переносной столик, в т. ч. и переносной престол для совершения Евхаристии вне храмов. Практика совершения Евхаристии в полевых условиях во время военных или миссионерских походов существовала по крайней мере со времен св. имп. Константина Великого (Евсевий. Жизнь Константина. II 12, 14; Созомен. Церк. ист. I 8; Сократ. Церк. ист. I 18). Впервые как термин упомянут в житии прп. Маркиана Сиракузского (ок. 700), где словом «А.» обозначен переносной престол, на к-ром святой совершил литургию (ActaSS. Iun. Vol. 2. P. 282). В визант. описаниях богослужебных церемоний в к-польском храме Св. Софии термин «А.» употреблялся по отношению к использовавшимся внутри храма переносным столикам. При причащении Святых Таин в храме Св. Софии императорами использовался т. н. «царский антиминс» (τὸ βασιλικὸν ἀντιμίσιον) - украшенный прекрасными покровами столик, стоявший на возвышении с неск. ступенями напротив правой стороны алтаря возле алтарной преграды. Император подходил к А., молился внизу, затем поднимался и принимал из рук Патриарха Св. Тело, после чего спускался, приобщался и, помолившись, опять поднимался на верхнюю ступень, где Патриарх приобщал его Св. Крови. Если одновременно правили неск. императоров, то они приобщались, поочередно поднимаясь и спускаясь. Проч. молящиеся приобщались с др. А. (Беляев. С. 173-177). При венчании на царство императора на амвоне ставился столик - А., на к-рый возлагались царские регалии (Goar. Euchologion. P. 389; серб. Требник РНБ. F. I. 582, XV в. Л. 191об.- 195об.). Прп. Феофан Исповедник в «Хронографии» под 762 г. помещает сообщение об использовании А. во время коронации имп. Львом своего сына на ипподроме в К-поле (Никольский. С. 5-6). Во время поставления во дворце высших сановников туда также приносился А., на к-рый возлагались регалии, соответствовавшие новому светскому сану поставляемого. Словарь «Суда» (X в.) дает такое определение слову «А.»: «У римлян - стол, поставлявшийся перед дикастерией».
По крайней мере с нач. IX в. в Византии распространилась практика использовать освященные доску или плат для совершения Евхаристии в тех местах, где не было освященного престола или престол был освящен неправильно. Особые освященные доски, заменявшие св. престол, известны в богослужебной практике нехалкидонитов; возможно, появление (не позднее VI в.) таких досок было вызвано тем, что гонимые имп. властью нехалкидониты совершали службы не в храмах, а в тайных местах (А. Raes). В наст. время подобные доски - «таблит», или «табот»,- являются аналогом визант. А. (A. Raes, A. da e ); на Западе аналогом А. являются освященные «алтарные камни», использование к-рых после Ватиканского II Собора объявлено необязательным.
Первое упоминание в визант. текстах о заменяющих престол освященных доске или плате (без использования термина «А.») содержится в датируемом 809 г. 4-м ответе прп. Феодора Студита Навкратию, необходимость их использования объясняется им невозможностью совершения литургии на оскверненных иконоборцами престолах (PG. 99. Col. 1056). В послании иконоборческих имп. Михаила II и Феофила к каролингскому имп. Людовику Благочестивому (10 апр. 824) говорится об иконопочитателях, что «некоторые из них, презирая Церковь, в обычных домах используют доски с изображениями в качестве престолов и на них совершают священное Таинство» (Mansi. T. 14. Col. 420). Патриарх К-польский св. Никифор Исповедник († 828) и позднейшие авторы называют эти доски или платы А. (Izzo. P. 31-32). Т. о., А. (в совр. значении слова) получили в Византии особое распространение в эпоху иконоборческих гонений. Из послания императоров Михаила II и Феофила и из ответов прп. Феодора Студита можно заключить, что А. имели вид дощечки с иконографическими изображениями или тканого плата (Izzo. P. 28-30). Впосл. в правосл. Церкви А. стали изготавливаться только из ткани.
Отрицание иконоборцами почитания святых мощей, выражавшееся, в частности, в освящении храмов без вложения частицы мощей в престол, явилось причиной появления определения Всел. VII Собора (787): «Если какие-либо честные храмы были освящены без святых мощей мученических, определяем: да будет совершено в них положение мощей с обычной молитвой» (прав. 7). До VII Всел. Собора святые мощи вкладывали в освящаемый престол нерегулярно, особенно в первые века послеконстантиновской эпохи, после соборного определения это стало обязательным (J. M. Izzo) и нашло отражение и в богослужебных книгах: в доиконоборческой редакции к-польского Евхология чин вложения святых мощей в престол отделен от чина освящения престола (Vat. Barber. gr. 336. Fol. 156v, VIII в.), в послеиконоборческих редакциях эти чины объединены. А. как переносные престолы также должны были содержать мощи. В периоды восстановления иконопочитания в VIII-IX вв., а также после окончательного торжества Православия в 843 г. православные были вынуждены использовать А. во время служб не только в домах, но и в храмах: одни престолы, освященные до 787 г., не всегда содержали святые мощи, из др. мощи нередко были удалены иконоборцами, новые престолы освящались иконоборцами без вложения мощей. В этих случаях литургия совершалась на престоле и на А.
На святых престолах, освященных полным чином, в течение неск. столетий еще служили без А., что подтверждается посланием К-польского Патриарха Мануила II Харитопулоса (XIII в.) к Роману Диррахийскому (Izzo. P. 47). Тем не менее употребление А. даже на освященном полным чином престоле становится все более распространенным, что подтверждается существованием в К-польской Церкви особой должности - «начальника антиминсов» (ὁ ἄρχων τῶν ἀντιμινσίων), распоряжавшегося изготовлением А. и распределением их по храмам (Никольский. С. 260). Номоканон XIII в. предписывает наказывать (не слишком строго - 70 поклонами) иереев, совершивших литургию без А. (Mansi. T. 14. Col. 323), с этого времени использование А. уже стало повсеместной практикой, к-рая для РПЦ официально закреплена решением Московского Собора 1675 г. Обязательность А. при совершении литургии даже на освященном престоле может быть объяснена тем, что каждый А. подписан епархиальным архиереем, т. е. наличие А. является как бы епископской санкцией священнодействовать в данной церкви. Патриарх Феодор IV Вальсамон († ок. 1196) пишет: «Для того, вероятно, придуманы антиминсы... дабы они вполне заменяли принадлежности святого жертвенника и дски святой трапезы... и вместе дабы свидетельствовали, что с епископского дозволения в молитвенном доме совершается священнодействие» (Толкование на 31-е прав. Трул.- Правила святых Вселенских Соборов с толкованиями. М., 1877, 2000р. С. 378-380). На престоле, освященном полным архиерейским чином, можно служить на А., не содержащем святых мощей; А. со святыми мощами употребляются на престолах, не содержащих мощей, или вне храмов. В РПЦ, как правило, все А. содержат святые мощи.
До XVII в. в РПЦ (в греч. Церквах до более раннего времени) А., предназначавшиеся для постоянного нахождения в храме, развернутыми пришивались к нижней одежде св. трапезы - срачице - или прибивались деревянными гвоздями к св. престолу, т. о., они находились под верхним напрестольным облачением - индитией (свящ. К. Никольский). Св. дискос и св. потир ставились непосредственно на илитон - верхнее облачение св. престола, разворачивавшееся (отсюда название εἰλητόν - свернутый) при совершении литургии и издревле использовавшееся для того, чтобы не просыпать на престол ни одной крупицы Святых Даров. С XVII в. по примеру греч. Церквей в РПЦ А. помещают непосредственно в илитон, разворачивая и сворачивая А. за каждой литургией.
А. освящается только архиереями и полагается на престоле архиереем при освящении храма или посылается им в храм, освящение к-рого архиерей не может совершить. Без А. не может совершаться Божественная литургия. На одном А. может быть совершена только одна литургия в день. А. разворачивается по окончании литургии оглашенных и пребывает раскрытым до окончания литургии верных. Кроме литургии А. раскрывается при посещении храма архиереем. А. должен тщательно оберегаться от любых загрязнений (т. к. его нельзя стирать) и от изнашивания. Он представляет собой большую святыню и, будучи «вместопрестолием», требует равного со св. престолом благоговейного отношения. Блж. Симеон Фессалоникийский пишет: А. «не должны находиться во всяком простом доме; не должны также касаться их миряне» (PG. 155. Col. 332-333; рус. пер.: Симеон Солунский. Соч. С. 177-179). В богослужебной практике различаются «подвижные» и «неподвижные» А.: неподвижные предназначены для постоянного пребывания в определенном храме (на них указывается название этого храма); подвижные выдаются или в храм, к-рый просуществует временно, или для совершения службы «на всяком месте», о чем делается соответствующая надпись на А. (Никольский. С. 61-99).
По толкованию архиеп. Фессалоникийского Симеона (кон. XIV - нач. XV в.), А., символизирующий гробные пелены Спасителя, должен изготовляться из льна (PG. 155. Col. 333; рус. пер.: Симеон Солунский. Соч. С. 177-179). В совр. практике греч. Церквей А. обычно делаются льняными, в РПЦ - чаще шелковыми. Размеры А. могут изменяться в длину от 1,5 м до 33,8 см (Izzo. P. 36), наиболее распространенный размер примерно 60´ 40 см. На обратной стороне А., посередине и ближе к верхнему краю, находится карман, в к-рый вкладываются частицы (обычно 3) мощей св. мученика, помещенные в особую массу - воскомастих (смесь воска, мастики, толченого мрамора, ладана и др. ароматических веществ), внутри А. хранится губка для собирания с него частиц Святых Даров и отирания рук и губ священнослужителей после причащения Святых Даров (НКС. Т. 4. С. 43).
Обычно освящают сразу неск. А. По греч. и слав. рукописям X-XVII вв., А. освящались одновременно с к.-л. храмом: после омовения специально освящаемой теплой водой престол отирался А., после окропления престола душистым вином и помазания его св. миром А. также окроплялись и помазывались. По окончании чина освящения храма новые А. возлагались под индитию, на новоосвященных престоле и А. в течение 7 дней совершалась литургия, после чего А. убирали со св. престола, «разрезали и сшивали», архиерей расписывался на них (Чин освящения храма. С. 118-123). Блж. архиеп. Фессалоникийский Симеон описывает такой же порядок освящения А., однако дополняет его нек-рыми подробностями: после помазания А. св. миром архиерей, «как и на трапезе, полагает четыре частички какой-либо ткани, во образ четырех евангелистов, которых написаны тут и имена»; далее он «соединяет и сшивает с антиминсом, который заменяет трапезу, два равные с ним плата: один - как бы срачицу, подобную срачице на трапезе, во образ плащаницы, которою Иосиф обвил тело умершего Христа; другую - как бы трапезофор, в честь престола Божия: ибо жертвенник есть престол и упокоение Божие. Среди него полагается илитон, во образ убруса». Кроме того, архиеп. Симеон указывает, что А. могли быть освящены отдельно от освящения храма, «на освященной уже трапезе, по снятии с нее одежд и распростертии антиминсов». Архиеп. Симеон отмечает, что освящение А. на уже освященном престоле «по нужде может быть совершаемо, с позволения его [архиерея] и благочестивым священником, опытным в вещах божественных» (Симеон Солунский. Соч. С. 177-178), что противоречит всеобщей практике дозволять освящать А. только архиереям.
Используемый ныне в РПЦ «Чиновник архиерейского священнослужения», изданный в 1982-1983 гг., указывает в случае освящения А. одновременно с храмом окроплять А. смесью специально освящаемой теплой и розовой воды с красным вином после окропления престола (с возглашением стиха Пс 50. 9), а также трижды крестообразно помазывать их св. миром после помазания престола (с пением «Аллилуия»). После облачения престола на него возлагается илитон, а на илитон - А. Святые мощи вкладываются в А. сразу после вложения их в престол: «Архиерей и в антиминс (или в антиминсы), помазав первее в мешочке св. миром, влагает приуготовленные частицы [святых мощей], и укрепляет воскомастихом же нарочитою лопаткою» (Чиновник. Т. 2. С. 134-167).
Чин освящения А. отдельно от храма известен в греч. рукописях с XIV в., в рус.- с XVI в. (Прилуцкий. С. 68). Существуют 2 различные редакции этого чина. 1-я, более древняя, очень близка к чину освящения храма. Она до сих пор используется в РПЦ под названием « » (Чиновник. Т. 2. С. 28). Согласно этому чину, освящение А. совершается перед литургией (по указанию Чиновника, освящение А. может происходить и во время литургии после ектении об оглашенных, но это нежелательно из-за «медления» в порядке литургии). Порядок чина: А. полагаются на престоле, святые мощи - на жертвеннике на дискосе, накрытые звездицей и покровцами, архиерей поверх полного облачения надевает лентион, пояс и нарукавники; читается начальная молитва « », ектения и коленопреклонная молитва в царских вратах « »; над смесью вина и розовой воды (родостамой) читается молитва, используемая в чине освящения храма для освящения теплой воды, « »; А. окропляются родостамой при произнесении слов: « » и Пс 50. 9-21 и « »; А. трижды крестообразно помазываются св. миром с пением «Аллилуия», Пс 132 и возглашением: « »; поется Пс 131. Далее епископ отходит к жертвеннику и читает перед святыми мощами молитву « » и главопреклонную молитву « »; совершается перенесение святых мощей на св. престол при пении тропаря « »; перед царскими вратами архиерей произносит: « » (Пс 23. 7a) - и входит в алтарь, обходя вокруг св. престола с пением тропарей « » и « », ставит дискос со святыми мощами на престол; совершается каждение престола с чтением Пс 25; читаются молитва « » и главопреклонная молитва « »; чин завершается вложением святых мощей в пришитые к А. мешочки, запечатыванием их воскомастихом, чтением молитвы « » и возглашением: « ». А. обязательно должны быть подписаны архиереем. После освящения А. должны лежать на престоле 7 дней и каждый день на них должна совершаться Евхаристия (Там же. С. 28-44; Прилуцкий. С. 68-70). Все молитвы чина практически совпадают с соответствующими молитвами чина освящения храма (порядок молитв неск. иной); примечательно, что А. везде названы «жертвенниками», т. е. «престолами».
2-я редакция чина освящения А. отдельно от освящения храма в отличие от 1-й - краткая. C XVII в. и по наст. время она является общепринятой в греч. Церквах (Εὐχολόγιον τὸ Μέγα. Σ. 326-328), в XVII в. она использовалась и в Киевской митрополии (Прилуцкий. С. 70-72). Чин 2-й редакции включает обычное начало, тропарь и кондак Пятидесятницы, проимий Акафиста Богородице « » (эти песнопения присутствуют только в южнорус. рукописях); далее лежащие на св. престоле А. окропляются душистым вином (соответствующим «родостаме» рус. Чиновника) с возглашением Пс 50. 9 (трижды), Пс 50. 10-21 и « »; А. трижды крестообразно помазываются св. миром с пением Пс 132; совершается каждение с чтением Пс 25; читаются молитва « » и главопреклонная молитва « »; чин завершается вложением святых мощей в пришитые к А. мешочки, запечатыванием их воскомастихом, чтением молитвы « »; далее совершается литургия.
На древнейших сохранившихся А., к-рые представляют собой небольшие льняные платы, чернилами в центре изображался крест «о разных степенях»: 4-, 6-, 7-, 8-конечный, часто на Голгофе с Адамовой головой, с копьем и тростью по сторонам. Так, на греч. А. XVI в. мон-ря Симонопетра на афоне начертан 30-конечный крест на Голгофе. Рядом с крестом обычно писали теонимограмму Христа «IC XC», «NIKA», по краю А. обрамляло надписание о его освящении, содержащее дату, имя престола, имена духовных и светских владык, иногда храмоздателя. 1-й известный рус. А. датируется 1148/49 г. и происходит из Георгиевского собора Юрьева-Польского (37´ 37 см; ГЭ). Были А. и без к.-л. изображений, только с надписями, напр. А. из храма Сергия Радонежского в Свияжске 1551, 1558 и 1605 гг., хранившиеся в казанском архиерейском доме (впрочем, нельзя исключать, что крест мог быть написан нестойкой краской и со временем выцвел).
Гравированные А. появляются в 1-й пол. XVII в. Ранний известный А. отпечатан с оловянной доски для Вологды в 1612 г. С нач. 20-х гг. XVII в. в Киеве начинают регулярно печатать А., тогда же печатные А. попадают и в Россию. На них изображались 3 типа композиций, 2 первые восходят к зап. иконографическим источникам. 1) Поясное изображение Христа за гробом, из раны на Его груди истекает кровь в чашу, стоящую на гробе. За Христом находится крест, по краям - 2 ангела с копием и тростью, в углах А. изображены евангелисты (А. 1627 митр. Киевского Иова (Борецкого) хранился в ризнице Александро-Невской лавры). К тому же иконографическому типу относится и живописный А. 1664 г. из афонского скита св. Анны. 2) Воскресший Христос, сидящий на гробе (А. 1623 в ГИМ и 1626 в ГРМ). 3) Краткий вариант традиц. композиции евхаристических воздухов «Положение во гроб» с 4 ангелами.
Широкое распространение печатные А. приобрели со времени церковных реформ Патриарха Никона, когда они стали изготовляться на Московском Печатном дворе. Постановление Патриарха Иоакима 1675 г. гласит, что во всех храмах «для бессумнительства должны быть антиминсы печати в царствующем граде Москве книг печатного дела во дворе». Хотя в сер. XVII в. еще появлялись отдельные печатные А., повторяющие схему рукописных с крестом и Голгофой, начиная с деревянной гравированной доски А. 1652 г. (25´ 35 см; ГРМ) происходит унификация общего оформления и основной композиции. В среднике изображается композиция «Положение во гроб», восходящая к шитым литургическим воздухам: Христа, лежащего на высоком гробном камне, оплакивает Богоматерь, сидящая у изголовья, за ней -Мария Магдалина и Мария Клеопова. У ног Христа ее позу симметрично повторяет ап. Иоанн, за ним Никодим и Иосиф Аримафейский, обвивающий ноги Христа «плащаницею чистою». Сверху композицию фланкируют ангелы с рипидами. За гробом возвышается крест с лестницей и орудиями страстей. Вверху над крестом изображен в облаках Господь Саваоф, из уст Которого ко Христу исходит луч с голубем - символическим изображением Св. Духа. В углах А. в круглых клеймах символы евангелистов (в соответствии с описанной в нач. XV в. архиеп. Симеоном Фессалоникийским традицией возлагать на А. 4 кусочка ткани с именами евангелистов). Между ними на полях в резных клеймах-картушах напечатаны тексты с рукописными вставками о дате и имени храма. Все пространство между клеймами заполнено растительным орнаментом - «травами». Московские печатные А. этого времени были известны за пределами России, попадая с Патриаршими дарами на Балканы. В произведениях нек-рых серб. граверов явно заметно влияние московских печатных А. (А. мастера Моисея Петровича, 1719. Музей Сербской Православной Церкви. Белград). Живописный афонский А. 1775 г. из мон-ря Кутлумуш также повторяет схему московской гравюры.
Новый этап в печати московских А. связан с именем Патриарха Адриана (1690-1700). При нем были изготовлены 2 доски - оловянная и медная, т. н. «фряжская». Оловянная доска (37´ 46 см) использовалась почти столетие вследствие ее малого износа. Изготовленные с нее А. печатались гл. обр. на холсте и были самыми дешевыми, их тираж исчислялся десятками тысяч. Медная доска (46´ 54 см) износилась быстрее и напечатанных с нее А. сохранилось меньше. В «оловянном» А. 90-х гг. XVII в. (ГРМ. № ГР 11987) заметно влияние барокко, проникавшее в Россию через Украину. Вероятно, прототипом для гравюры послужил укр. А. 2-й пол. XVII в. (Львовский музей украинского искусства. № 1476/гр 41). Композиция «Положение во гроб» уже не восходит к древнерус. шитью. Богоматерь изображена в центре за гробом в окружении ап. Иоанна и Марии Магдалины. Голову и ноги Христа, лежащего на плащанице, поддерживают Иосиф Аримафейский и Никодим, одетые в европ. платье. Узкая рама полей составлена из многочисленных картушей, верхний центральный - со Спасом Нерукотворным, остальные - с орудиями страстей. Еще ближе к зап. искусству медная «фряжская» форма для печати А. Центральная композиция «Положение во гроб» и 6 медальонов с евангелистами и орудиями страстей решены как самостоятельные сюжеты с пространством, построенным в соответствии с законами линейной перспективы и пейзажными планами. М. А. Алексеева высказала предположение, что автором медной формы был укр. гравер Иннокентий Щирский. Система обрамления средника с угловыми круглыми медальонами с евангелистами и овальными медальонами на боковых полях с орудиями страстей будет повторяться на большинстве рус. А. до кон. XIX в. Влияние этого памятника заметно и на центральной композиции А. серб. мастера Георгия Николича 1709 г. (Музей Сербской Православной Церкви. Белград).
После учреждения в 1721 г. Свящ. Синода появились новые печатные формы для А. московского гравера И. Ф. Зубова, большая и средняя, гравированные на меди (ГРМ). Их декорация восходит к большой медной форме 90-х гг. XVII в. Композиция средника зубовской формы отличается статичностью, лики тяжеловаты и грубы. Новый этап знаменуют А., созданные в царствование Елизаветы Петровны в центре рус. гравирования - Академии наук в С.-Петербурге. А. 1756 г. (35,5´ 42 см; ГРМ), гравированный В. А. Иконниковым и И. А. Соколовым по рисунку Э. Гриммеля, отходит от принятой схемы и представляет собой яркий образец рококо. Поле А. не имеет четкой структуры. Сцена «Положение во гроб» расположена в фигурной раме с острыми углами. В нее вкомпонованы орудия страстей. Глубину многопланового пространства подчеркивает косо поставленный гроб. Полей нет, евангелисты изображены не в клеймах, а внизу А., окружая картуш с текстом. К 80-90-м гг. XVIII в. относятся первые опыты печати А. с медных досок, гравированных резцом и офортом. В XVIII в. А. печатались также в Новгороде и Тобольске в архиерейских печатнях.
От XVIII и XIX вв. дошли редкие рус. деревянные живописные (Москва. ГИМ) А. и даже резной А., на к-ром в плоском рельефе вырезана краткая композиция «Положение во гроб» с полихромной росписью, с вырезанным ковчежцем для мощей (Касимовский краеведческий музей).