[нем. Althaus] Пауль (4.02.1888 - 18.05.1966), нем. протестант. теолог, представитель неолютеранства. Учился в Тюбингене и Гёттингене. Профессор систематической теологии и экзегезы НЗ в Гёттингене (1914), Ростоке (1920) и Эрлангене (с 1925). В дискуссии о естественном Откровении, к-рое отвергалось К. Бартом и диалектической теологией, А.- сторонник принятия откровения, данного человеку через творение (в терминологии А.- «протооткровение» (Uroffenbarung)). Протооткровение есть изначальное и постоянное «свидетельство Бога о Себе Самом в реальности человека и мира» (Grundriss der Dogmatik. § 3-5; Die christliche Wahrheit. § 4-11, 16). Оно мыслится не как самостоятельное откровение, но всегда только в отношении к спасительному откровению Бога в Иисусе Христе, в Котором Uroffenbarung находит свое исполнение. А. усматривает это откровение в истории и культуре, бытии человека, его судьбе, осознании истины. При этом проводится различие между протооткровением и естественной теологией: если в последней речь идет о познании Бога в Его творении, в первой - об «озабоченности» человека Богом. Из этого принятия протооткровения у А. следует относительно позитивная оценка нехрист. религий. В области этики А. разрабатывает учение о «теологии порядков» человеческого бытия - данных Богом неизменных норм общественной жизни человека (Theologie der Ordnungen. Gütersloh, 1934). Бог говорит не только во Христе, но и в «порядках» человеческого бытия, в истории, национальном опыте и его обязующей силе. В первых изданиях труда по эсхатологии (Die letzten Dinge, 1922) А. выступает сторонником аксиологической этики, согласно к-рой вечная жизнь испытывается человеком как ценность уже в нынешней жизни. Позже (1956) А. отказывается от этой идеи и признает «телеологический аспект» эсхатологии - конец наступает в день Воскресения и последнего Суда. А. принадлежат комментарии к Рим, Гал, 1 и 2 Кор. В дискуссии о т. н. «историческом Иисусе» А. в отличие от Р. Бультмана считал, что керигма НЗ есть свидетельство не только о провозвестии, но и о событиях жизни Господа, поэтому необходимо ставить вопрос об историчности этой керигмы (Das sogenannte Kerygma und der historische Jesus. Gütersloh, 1958. S. 18ff.). Церковное учение о Христе берет свое начало с Самого Иисуса, поэтому апостольское свидетельство о Нем и церковная догматика - критически проверенные - истинны.