[греч. ̓Αδάμης] Михаил (род. 19.05.1929, Пирей), совр. греч. композитор, хоровой дирижер и музыковед. Учился в Афинской и Пирейской муз. школах, Греческой консерватории (1947-1959), пел в детском хоре при Афинской митрополии. В 1954 г. окончил богословский фак-т Афинского ун-та. А. основал хор мальчиков часовни королевского дворца (1950; руководил им до 1967) и Афинский камерный хор (1958). Переехав в 1961 г. в США, А. до 1963 г. преподавал визант. музыку и управлял хором в Богословской академии Св. Креста в Бостоне (Массачусетс), а в 1962-1965 гг. занимался по классу композиции у А. Бергера и визант. муз. палеографии у К. Ливи в ун-те Брэндейз (там же). В 1965 г. А. вернулся в Афины и с тех пор занимается преимущественно муз. композицией. В том же году организовал первую в Греции студию электронной музыки. С 1968 по 1999 г. декан муз. фак-та и руководитель хора в Пирс-колледж (Афины). В 1975-1985 гг. А. был председателем Греческого об-ва совр. музыки. C 1979 г. председатель Греческого визант. хора, а с 1999 г.- также Афинского камерного оркестра. В 1981-1984 гг. возглавлял Комитет по хоровому искусству Министерства культуры Греции. Член адм. совета Союза греч. композиторов и член администрации Ионийского ун-та в Керкире (1990-1994). Разработал и рекомендовал программу обучения для муз. фак-та указанного ун-та, введенную в 1992 г.
А.- автор многих вокальных и инструментальных сочинений, как сольных, так и камерных. Музыка А. ярко индивидуальна, принадлежит авангардному направлению; в ней отражаются черты, характерные для визант. муз. традиции, не ориентированные на западноевроп. гармонию и тематическое развитие; ей свойственна линеарная, полимелодическая фактура. Использование микроинтервалики, особенностей гласового мелоса (см. Глас, Осмогласие), исократимы, а также мелизматических украшений, унаследованных от визант. церковной музыки, позволяют А. сохранить в своих сочинениях специфику греч. традиции. Им был написан ряд богослужебных муз. сочинений и циклов для смешанного хора: «Акафист» (1950), «Великое повечерие» (1950), «Страстная Седмица» (1950-1967), «Литургии» (1954, 1956, 1959), «Эортологион» (1955-1969; цикл из 60 тропарей, кондаков и величаний), «Библейские песни» (1962), «Четыре самогласна на Рождество» (1967), «Взбранной Воеводе» (1999), «С нами Бог» (1999) и др. В сочинениях А. (всего более 200) выделяются 2 параллельных творческих направления. Первое - поиск в пределах узнаваемых муз. символов - воплощено в произведениях с прямыми муз. цитациями («Византийские Страсти» (1967) для хора, «В Вифлееме» (1988) для оркестра и хора, «Свершилось» (1971) для солиста и хора с электронномуз. сопровождением и др.). В др. направлении проявляется тенденция выйти за пределы традиц. муз. символов и привести материал к более абстрактной форме в идеале абсолютной музыки («Апокалипсис - шестая печать» (1967) для хоровых групп, чтеца с электронномуз. сопровождением, «Ирмос» (1975) для 5 солистов, «Видения из Апокалипсиса» (1993) для баритона и камерного оркестра и др.). По этому же пути - от символизма к абстракции - А. следует в сочинениях «Бытие» (1968) для 3 хоров, «Плач Богородицы» (1970-1973) для хора и в др. произведениях, основанных на греч. народной муз. традиции.
А. опубликовал много статей и неск. исследований по визант. музыке, среди к-рых самые известные - расшифровка и воссоздание литургического действа Трех отроков (см. Вавилонские отроки, Пещное действо), единственного сохранившегося в нотированных рукописях примера визант. богослужебного последования со сценическими элементами, а также открытие и расшифровка двухчастного «Хвалите» мелода Мануила Гадза (до 1453), самого раннего из примеров редкого многоголосоного письма визант. периода.